Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

ПРИМЕНЕНИЕ МАРКЕТИНГА В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ


Аннотация:

Реформирование экономики в РФ повлекло за собой появление новых экономических отношений, вызвало значительный интерес к западным концепциям управления экономикой, методикам анализа и прогнозирования развития рынка. Не является исключением и обязательное медицинское сграхование, основанное целиком на рыночных принципах. Рынок в России, в том числе и рынок медицинских услуг, относится к развивающимся рынкам (emergency market), в силу чего имеет свои особенности, без учета которых не представляется возможным построение адекватных моделей и прогнозов. В первую очередь стоит отметить малый срок существования этого рынка - закон "О медицинском страховании граждан в РФ" на всей территории РФ введен в действие с 1 декабря 1993 г. Отсутствовал какой-либо рыночный опыт функционирования субъектов медицинского страхования - застрахованных граждан, медицинских учреждений, страховых медицинских организаций. Построение и совершенствование рыночных отношений в системе ОМС в этой связи строилось на основе заимствования западных рыночных концепций развития, нс всегда применимых к условиям России. Кроме того, до настоящего времени рыночные отношения не распространены на всю систему оказания медицинской помощи. Часть системы здравоохранения функционирует далеко не по рыночным законам. В данном случае речь идет не о государственном регулировании рынка медицинских услуг, что является нормальным и очевидным явлением еще со времен Д.М. Кейнса, а о существовании нерыночного механизма регулирования деятельности производителей медицинских услуг - лечебно-профилактических учреждений. Таким образом, в настоящее время параллельно функционируют две системы управления, финансирования и оказания медицинской помощи: рыночная - система обязательного медицинского страхования, и нерыночная - система административного управления здравоохранением, которая мало в чем изменилась со времени советского здравоохранения. Действия рыночных регуляторов на рынке медицинских услуг, важнейшими из которых являются цены на медицинские услуги и условия их предоставления, также являются ограниченными: условия предоставления медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования определяются в соответствии с Базовой и территориальными программами ОМС, а цены - утверждаются. И последнее. Рынок медицинских услуг даже в странах с развитой рыночной экономикой имеет свои особенности. а именно:  риск и неопределенность, которые в нерегулируемом рынке приводят к развитию страхования и последующим проблемам неэффективности использования ресурсов здравоохранения, "перепотреблению" медицинской помощи и отбору рисков:  внешние эффекты, например положительные - вакцинация, отрицательные - ятрогенные заболевания:  асимметричное распределение информации между пациентом и врачом в комбинации с проблемами профессионального лицензирования. В строгом смысле для процесса потребления медицинских услуг нс выполняются условия существования идеального рынка, поскольку спрос на медицинские услуги непредсказуем и нерегулярен, необходимость в медицинской помощи может быть большой, а платежеспособность малой. У потребителей отсутствует точная информация о производителях медицинской помощи или о связи между медицинскими услугами и здоровьем, а получение такой информации либо очень дорого, либо даже невозможно. Кроме того, на рынке медицинских услуг ограничена конкуренция, поскольку исторически оказание медицинской помощи сосредоточено в крупных медицинских монополиях, отсутствует положительная мотивация получения медицинской помощи, сама медицинская помощь чрезвычайно гетерогенна. Таким образом, применение методик оценок рынка медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования, традиционно используемых на развитых рынках, требует коррекции. Важнейшими составляющими анализа любого рынка являются маркетинговые исследования, представляющие собой систематический сбор, регистрацию и анализ данных по проблемам, относящимся к рынку медицинских услуг. Под маркетингом понимают вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей человека посредством обмена (Ф. Котлер). Обмен стоимостями всегда был и будет основой нормальною обеспечения хозяйственной деятельности общества в рамках развитых товарно-денежных отношений, то есть рынка. В таком виде маркетинг существует по крайней мере семь тысяч лет, то есть с момента начала общественного разделения труда, подкрепленного появлением денег в качестве всеобщего эквивалента стоимости. Маркетинг в обязательном медицинском страховании связан с обменом, осуществляемым на рынке медицинских услуг. Учитывая изложенные выше ограничения на действие рыночных механизмов в системе обязательного медицинского страхования, для маркетингового анализа рынка медицинских услуг прежде всего необходимо определить цели маркетинга в системе ОМС.

Авторы:

Муллов С.Б.

Издание: Экономика здравоохранения
Год издания: 1998
Объем: 3с.
Дополнительная информация: 1998.-N 3.-С.9-11
Просмотров: 156

Рубрики
Ключевые слова
em
адекватность
администрация
анализ
асимметрия
большая
вакцинация
введен
временная
время
г
гетерогенность
государственная
данные
действие
деятельности
дороги
заболевания
закон
западная
здоровья
здравоохранение
информации
использование
исследование
исторические
качества
комбинации
конкуренция
концепция
коррекция
крайний
крупного
лечебно-профилактическая
лицензирование
малый
маркетинг
медицинская
методика
механизм
модели
момент
мотивация
направленный
настоящие
начала
необходимости
неэффективность
нормальная
нужды
обеспечение
обмен
образ
общества
общественного
обязательного
ограничение
оказание
опыт
организации
основа
особенности
отбор
отношение
отрицательное
оценок
пациент
первая
перспективы
платежеспособность
положительные
получение
помощи
после
построения
потребителей
потребление
потребности
применение
принцип
проблема
прогноз
прогнозирование
программ
профессиональные
процесс
развивающиеся
развитие
разделение
рамки
распределение
регистрация
регулирование
регуляторы
ресурсами
реформирование
речи
риск
рынок
рыночные
сбор
связей
семьи
систем
случаев
смысл
совершенствование
совет
состав
стоимости
стран
страхование
страховая
субъект
территориальная
территория
товара
точная
традиционная
труда
управление
условия
услуг
учет
учреждение
ф
финансирование
функции
функционирование
хозяйственные
цели
часть
человек
человеческая
число
чрезвычайных
эквиваленты
экономика
экономическая
эффект
явление
ятрогенное
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 18.226.222.76)
Яндекс.Метрика