Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ПРИМЕНЕНИЕ МАРКЕТИНГА В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация:
Реформирование экономики в РФ повлекло за собой появление новых экономических отношений, вызвало значительный интерес к западным концепциям управления экономикой, методикам анализа и прогнозирования развития рынка. Не является исключением и обязательное медицинское сграхование, основанное целиком на рыночных принципах. Рынок в России, в том числе и рынок медицинских услуг, относится к развивающимся рынкам (emergency market), в силу чего имеет свои особенности, без учета которых не представляется возможным построение адекватных моделей и прогнозов. В первую очередь стоит отметить малый срок существования этого рынка - закон "О медицинском страховании граждан в РФ" на всей территории РФ введен в действие с 1 декабря 1993 г. Отсутствовал какой-либо рыночный опыт функционирования субъектов медицинского страхования - застрахованных граждан, медицинских учреждений, страховых медицинских организаций. Построение и совершенствование рыночных отношений в системе ОМС в этой связи строилось на основе заимствования западных рыночных концепций развития, нс всегда применимых к условиям России. Кроме того, до настоящего времени рыночные отношения не распространены на всю систему оказания медицинской помощи. Часть системы здравоохранения функционирует далеко не по рыночным законам. В данном случае речь идет не о государственном регулировании рынка медицинских услуг, что является нормальным и очевидным явлением еще со времен Д.М. Кейнса, а о существовании нерыночного механизма регулирования деятельности производителей медицинских услуг - лечебно-профилактических учреждений. Таким образом, в настоящее время параллельно функционируют две системы управления, финансирования и оказания медицинской помощи: рыночная - система обязательного медицинского страхования, и нерыночная - система административного управления здравоохранением, которая мало в чем изменилась со времени советского здравоохранения. Действия рыночных регуляторов на рынке медицинских услуг, важнейшими из которых являются цены на медицинские услуги и условия их предоставления, также являются ограниченными: условия предоставления медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования определяются в соответствии с Базовой и территориальными программами ОМС, а цены - утверждаются. И последнее. Рынок медицинских услуг даже в странах с развитой рыночной экономикой имеет свои особенности. а именно: риск и неопределенность, которые в нерегулируемом рынке приводят к развитию страхования и последующим проблемам неэффективности использования ресурсов здравоохранения, "перепотреблению" медицинской помощи и отбору рисков: внешние эффекты, например положительные - вакцинация, отрицательные - ятрогенные заболевания: асимметричное распределение информации между пациентом и врачом в комбинации с проблемами профессионального лицензирования. В строгом смысле для процесса потребления медицинских услуг нс выполняются условия существования идеального рынка, поскольку спрос на медицинские услуги непредсказуем и нерегулярен, необходимость в медицинской помощи может быть большой, а платежеспособность малой. У потребителей отсутствует точная информация о производителях медицинской помощи или о связи между медицинскими услугами и здоровьем, а получение такой информации либо очень дорого, либо даже невозможно. Кроме того, на рынке медицинских услуг ограничена конкуренция, поскольку исторически оказание медицинской помощи сосредоточено в крупных медицинских монополиях, отсутствует положительная мотивация получения медицинской помощи, сама медицинская помощь чрезвычайно гетерогенна. Таким образом, применение методик оценок рынка медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования, традиционно используемых на развитых рынках, требует коррекции. Важнейшими составляющими анализа любого рынка являются маркетинговые исследования, представляющие собой систематический сбор, регистрацию и анализ данных по проблемам, относящимся к рынку медицинских услуг. Под маркетингом понимают вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей человека посредством обмена (Ф. Котлер). Обмен стоимостями всегда был и будет основой нормальною обеспечения хозяйственной деятельности общества в рамках развитых товарно-денежных отношений, то есть рынка. В таком виде маркетинг существует по крайней мере семь тысяч лет, то есть с момента начала общественного разделения труда, подкрепленного появлением денег в качестве всеобщего эквивалента стоимости. Маркетинг в обязательном медицинском страховании связан с обменом, осуществляемым на рынке медицинских услуг. Учитывая изложенные выше ограничения на действие рыночных механизмов в системе обязательного медицинского страхования, для маркетингового анализа рынка медицинских услуг прежде всего необходимо определить цели маркетинга в системе ОМС.
Авторы:
Муллов С.Б.
Издание:
Экономика здравоохранения
Год издания: 1998
Объем: 3с.
Дополнительная информация: 1998.-N 3.-С.9-11
Просмотров: 156