![]() |
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Особенности нервной системы и неврологического осмотра детей грудного возраста (вне периода новорожденности)
Аннотация:
В статье представлены особенности нервной системы и оценки неврологического статуса у детей первого года жизни (по завершении неонатального периода]. Именно на протяжении первого года жизни дети последовательно проходят галамопаллидарный и стриопаллидарный периоды психомоторной деятельности, вступая к 10-11-месячному возрасту в период формирования высших корковых функций. Знание особенностей нервной системы и адекватная оценка неврологических функций при осмотре необходимы в повседневной работе детских неврологов и педиатров. Ключевые слова: младенцы, неврологический осмотр, неврологический статус, черепные нервы, недоношенные дети. У детей первого года жизни (по завершении периода новорожденности) принято различать 3 основных периода психомоторной деятельности (в зависимости от степени анатомической и/или функциональной зрелости церебральных структур). Таламопаллидарный период развития продолжается до 4-6-месячного возраста, а затем наступает стриопаллидарный период (до 10-11-месячного возраста). И наконец, периода формирования, высших корковых функций в норме достигают дети старше 10-11-месячного возраста. В стриопаллидарном периоде психомоторной деятельности происходит включение антигравитационных механизмов, сидение, стояние, снижение физиологического мышечного гипертонуса, развитие так называемых «целесообразных» движений на базе врожденных рефлексов. В периоде формирования высших корковых функций имеет место развитие сложных условных рефлексов, а также речевого общения. Фактически в этом периоде психомоторного развития начинает формироваться и постепенно дифференцируется основная специфическая для человеческого мозга функция (речь), то есть развивается вторая сигнальная система — на основе и в тесном взаимодействии с первой сигнальной системой. К концу первого года жизни у детей масса головного мозга достигает массы примерно 1,0 кг. Оценка неврологического статуса у грудных детей имеет ряд отличий от соответствующего осмотра в периоде новорожденности или в раннем возрасте (>1 года). Эти особенности рассматриваются ниже (см.). Особенности нервной системы у детей грудного возраста (1-12 месяцев) У детей старше 1 месяца формируется способность к адекватной терморегуляции, а в дальнейшем процессы термогомеостаза продолжают совершенствоваться.
Авторы:
Шелковский В.И.
Издание:
Справочник врача общей практики
Год издания: 2010
Объем: 10с.
Дополнительная информация: 2010.-N 5.-С.5-14. Библ. 29 назв.
Просмотров: 243