Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
К РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
Аннотация:
Теоретико-методологическое обоснование психосоциальной реабилитации детей и подростков с психическими расстройствами, опирающееся на научно обоснованную концептуальную базу, представляется чрезвычайно сложной задачей по причине многообразия механизмов, факторов и ситуаций, определяющих как психическое состояние больного ребенка, так и основные характеристики социального функционирования ребенка в значимых сферах жизнедеятельности. Меняющийся контекст психического здоровья с выходом за рамки нозоцентрической парадигмы с пересмотром роли пациента и семейного окружения в лечебно-реабилитационном процессе и признанием высокой значимости социальных факторов в формировании, динамике, исходах психических расстройств и качества жизни детей и подростков с психическими расстройствами диктует необходимость развития личностно-ориентированного подхода, полипрофессиональных (бригадных) форм помощи и методов психосоциальной терапии, основанных на оценке потребностей детей и родителей [3, 6,11,17]. Недостаточная эффективность традиционно используемых лечебно-реабилитационных подходов в свете современных требований к повышению качества психиатрической помощи детям и подросткам в значительной степени обусловлена отсутствием интегративного подхода, который позволил бы учитывать весь спектр дисфункциональных состояний пациента, выходящих за рамки его кли-нико-биологических детерминант. Это делает актуальным разработку концептуальной модели психосоциальной терапии (ПСТ) и психосоциальной реабилитации (ПСР) детей и подростков с психическими расстройствами, основанную на преодолении односторонних биологических подходов и теорий, ориентированных исключительно на социогенез психических расстройств , и рассматриваемую как составная часть стратегии развития детской психиатрии. Биопсихосоциальная парадигма психиатрии обуславливает необходимость расширения границ реабилитационных вмешательств с усилением внимания к психосоциальным факторам как участвующим в формировании и динамике психических расстройств и социальной дезадаптации, так и влияющим на адаптационный ресурсный потенциал ребенка (терапевтический альянс, семейная поддержка, принятие и удержание в сообществе и др.) [25, 31, 32]. Важен также переход от рассмотрения страдающего психическим расстройством ребенка как объекта психиатрической помощи к отношению к нему как к субъекту (вместе с семейным окружением) [И, 24]. В свете современных психореабилитационных подходов, опора на активную позицию пациента и семейного окружения рассматривается в качестве кардинального условия эффективности адресованных к личности больного психосоциальных воздействий как в плане готовности к сотрудничеству, так и осознанного отношения к лечебно-реабилитационному процессу и противостояния негативному влиянию психического расстройства . Как указывает M.McCabe, все большее значение придается вовлечению детей, в зависимости от их уровня развития, в качестве активных партнеров в процесс принятия решений о проведении различных видов вмешательств. Биопсихосоциальная природа психических и поведенческих расстройств у детей ведет к рассмотрению психосоциальной реабилитации как мульт-идисциплинарной сферы деятельности, скоординированных усилий разных специалистов, работающих с детьми и подростками в сфере охраны психического здоровья. При этом особое внимание обращено к повышению уровня социального функционирования и «функционального» выздоровления («functional» recovery), выводящего на первый план реадаптацию и интеграцию в обществе ребенка с психическим расстройством или нарушением психического развития . В статье обосновывается необходимость разработки концептуальной модели психосоциальной реабилитации в детской психиатрии с позиций психопатологии развития, где во главу угла ставится обеспечение наиболее оптимальных условий для развития ребенка. Психосоциальная дезадаптация детей с психическими расстройствами при этом рассматривается как результат негативного влияния психического расстройства и одновременно как процесс нарушения развития, искажающий социализацию и способствующий фиксации неадаптивных форм эмоционального и поведенческого реагирования. Также был выделен ряд общих характеристик, касающихся рассмотрения процесса психосоциальной дезадаптации как «функционального дефицита процесса психосоциального развития», одного из основных механизмов негативного влияния психического расстройства на функционирование ребенка в обществе, что отвечает стратегическим потребностям в развитии реабилитационных подходов.
Авторы:
Корень Е.В.
Издание:
Социальная и клиническая психиатрия
Год издания: 2011
Объем: 5с.
Дополнительная информация: 2011.-N 3.-С.5-9. Библ. 33 назв.
Просмотров: 98