Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

К РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ


Аннотация:

Теоретико-методологическое обоснование психосоциальной реабилитации детей и подростков с психическими расстройствами, опирающееся на научно обоснованную концептуальную базу, представляется чрезвычайно сложной задачей по причине многообразия механизмов, факторов и ситуаций, определяющих как психическое состояние больного ребенка, так и основные характеристики социального функционирования ребенка в значимых сферах жизнедеятельности. Меняющийся контекст психического здоровья с выходом за рамки нозоцентрической парадигмы с пересмотром роли пациента и семейного окружения в лечебно-реабилитационном процессе и признанием высокой значимости социальных факторов в формировании, динамике, исходах психических расстройств и качества жизни детей и подростков с психическими расстройствами диктует необходимость развития личностно-ориентированного подхода, полипрофессиональных (бригадных) форм помощи и методов психосоциальной терапии, основанных на оценке потребностей детей и родителей [3, 6,11,17]. Недостаточная эффективность традиционно используемых лечебно-реабилитационных подходов в свете современных требований к повышению качества психиатрической помощи детям и подросткам в значительной степени обусловлена отсутствием интегративного подхода, который позволил бы учитывать весь спектр дисфункциональных состояний пациента, выходящих за рамки его кли-нико-биологических детерминант. Это делает актуальным разработку концептуальной модели психосоциальной терапии (ПСТ) и психосоциальной реабилитации (ПСР) детей и подростков с психическими расстройствами, основанную на преодолении односторонних биологических подходов и теорий, ориентированных исключительно на социогенез психических расстройств , и рассматриваемую как составная часть стратегии развития детской психиатрии. Биопсихосоциальная парадигма психиатрии обуславливает необходимость расширения границ реабилитационных вмешательств с усилением внимания к психосоциальным факторам как участвующим в формировании и динамике психических расстройств и социальной дезадаптации, так и влияющим на адаптационный ресурсный потенциал ребенка (терапевтический альянс, семейная поддержка, принятие и удержание в сообществе и др.) [25, 31, 32]. Важен также переход от рассмотрения страдающего психическим расстройством ребенка как объекта психиатрической помощи к отношению к нему как к субъекту (вместе с семейным окружением) [И, 24]. В свете современных психореабилитационных подходов, опора на активную позицию пациента и семейного окружения рассматривается в качестве кардинального условия эффективности адресованных к личности больного психосоциальных воздействий как в плане готовности к сотрудничеству, так и осознанного отношения к лечебно-реабилитационному процессу и противостояния негативному влиянию психического расстройства . Как указывает M.McCabe, все большее значение придается вовлечению детей, в зависимости от их уровня развития, в качестве активных партнеров в процесс принятия решений о проведении различных видов вмешательств. Биопсихосоциальная природа психических и поведенческих расстройств у детей ведет к рассмотрению психосоциальной реабилитации как мульт-идисциплинарной сферы деятельности, скоординированных усилий разных специалистов, работающих с детьми и подростками в сфере охраны психического здоровья. При этом особое внимание обращено к повышению уровня социального функционирования и «функционального» выздоровления («functional» recovery), выводящего на первый план реадаптацию и интеграцию в обществе ребенка с психическим расстройством или нарушением психического развития . В статье обосновывается необходимость разработки концептуальной модели психосоциальной реабилитации в детской психиатрии с позиций психопатологии развития, где во главу угла ставится обеспечение наиболее оптимальных условий для развития ребенка. Психосоциальная дезадаптация детей с психическими расстройствами при этом рассматривается как результат негативного влияния психического расстройства и одновременно как процесс нарушения развития, искажающий социализацию и способствующий фиксации неадаптивных форм эмоционального и поведенческого реагирования. Также был выделен ряд общих характеристик, касающихся рассмотрения процесса психосоциальной дезадаптации как «функционального дефицита процесса психосоциального развития», одного из основных механизмов негативного влияния психического расстройства на функционирование ребенка в обществе, что отвечает стратегическим потребностям в развитии реабилитационных подходов.

Авторы:

Корень Е.В.

Издание: Социальная и клиническая психиатрия
Год издания: 2011
Объем: 5с.
Дополнительная информация: 2011.-N 3.-С.5-9. Библ. 33 назв.
Просмотров: 98

Рубрики
Ключевые слова
mcc
адаптация
активные
акты
базы
биологический
биопсихосоциальный
больной
большая
бригадный
веса
видовая
влияние
влияющие
вмешательства
внимание
воздействие
вывод
выделение
выздоровление
высокий
выходного
главные
готовности
граница
дезадаптация
детей
детерминанты
дети
детская
детям
дефицит
деятельности
динамика
дисфункциональный
жизнедеятельности
жизни
зависимости
задач
здоровья
значению
значимости
интегративный
интеграция
иска
исключительные
исход
кардинальные
качества
клиники
ключ
концептуальный
лечебная
личности
личностно-ориентированное
методов
механизм
модели
мультидисциплинарный
нарушения
научной
неадаптивный
негативное
недостаточное
немая
необходимости
обеспечение
обоснование
общества
общие
объект
одновременная
одного
односторонний
оптимальное
ориентированное
основания
основной
особо
отношение
отсутствие
охрана
оценка
парадигма
партнеры
пациент
первая
пересмотра
переход
план
планы
поведенческая
повышение
поддержки
подростки
подростковая
подход
поза
позиция
полипрофессиональный
помощи
потенциал
потребности
преодоления
принятие
природа
причина
проведение
против
процесс
психиатрии
психиатрическая
психическая
психически
психические
психологические
психология
психопатология
психосоциальная
работающее
развитие
различный
разработка
рамки
расстройств
расстройства
расширение
реабилитации
реабилитационные
реабилитация
реагирование
реадаптация
ребенка
результата
ресурсами
решение
родителей
роли
ряда
семейная
ситуации
слова
сложные
современная
сообщество
состав
состояние
сотрудничества
социализация
социальная
социогенез
спектр
специалистов
способ
статьи
степени
стратегия
субъект
сфера
теория
терапевтическая
терапия
традиционная
удержание
указ
уровни
усиление
условия
участники
фактор
фиксации
форм
формирование
функционирование
характеристика
часть
чрезвычайных
эмоциональный
эффективность
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.141.38.5)
Яндекс.Метрика