Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Дефицит железа и его отрицательное влияние на развитие детей раннего возраста. Диетологические возможности постнатальной коррекции дефицита железа


Аннотация:

Железодефицитные состояния (ЖДС) — важная проблема педиатрии. В первую очередь, это обусловлено широкой распространенностью данных состояний среди населения нашей планеты. По данным ВОЗ, дефицит железа (ДЖ) имеет около 1,5 млрд человек, и только половина этих случаев приходится на долю его явного дефицита, то есть железодефицитную анемию (ЖДА). В материалах United Nations Administrative Committee on Coordination/Sub-Committee on Nutrition and International Food Policy Research Institute. Fourth Report of the World Nutrition Situation отмечено, что в странах с низким социально-экономическим уровнем у детей, страдающих различными дефицитными состояниями, ДЖ является самым частым микронутриентным недостатком. В индустриализированных странах, несмотря на то, что дефицитные состояния в последние годы стали встречаться значительно реже, ЖДА остается самой распространенной формой анемии у детей раннего возраста. Наиболее «уязвимы» по развитию ЖДС дети раннего возраста, подростки и беременные женщины. Так, в России, по данным различных авторов, частота ЖДА колеблется от 6% до 40% среди детского населения и от 15% до 56% у беременных женщин. Такая высокая распространенность ЖДА среди лиц этих категорий обусловлена тем, что основными причинами развития ЖДС чаще всего являются алиментарные факторы (нарушение сроков введения продуктов прикорма, дефицит питания, нерациональное питание), интенсивный рост и повышенная потребность в железе. У девочек-подростков к вышеназванным причинам следует добавить еще и потерю железа вследствие наступления менструаций. В работе BrunerA. В. et al. (1996) отмечено, что у девочек после десятилетнего возраста потребность в железе возрастает на 70% и ДЖ развивается у 25% девочек-подростков в США. Особенно чувствительны к недостаточности железа дети второго полугодия и второго года жизни. В исследовании, проведенном в Institute for Nutrition Research, University of Oslo (2004), показано, что в Норвегии частота выявления ЖДА у детей первого полугодия жизни составляет 3%, во втором полугодии увеличивается втрое и составляет 10%, незначительно увеличиваясь к двум годам до 12%. Этот возрастной период с физиологических позиций рассматривают как критический период в жизни ребенка, который характеризуется бурным ростом, активным формированием адаптивного иммунного ответа. Именно этот период по времени совпадает с последней фазой «рывка» в развитии головного мозга, когда завершается процесс формирования гип-покампа, осуществляется активный дендритогенез, синаптогенез и миелинизация. Поэтому любой, даже самый незначительный дефицит нутриентов, перенесенный малышом в этот период, может иметь ряд негативных последствий для становления психомоторных, предре-чевых и речевых навыков, абстрактного мышления, памяти и поведения. Результаты исследований последних лет показывают, что не только ЖДА, но и ДЖ без анемии может иметь долгосрочное отрицательное влияние на развитие умственных способностей и поведение ребенка, причем некоторые из этих эффектов могут быть необратимыми.

Авторы:

Богданова Н.М.
Булатова Е.М.
Габрусская Т.В.
Верхососова А.В.

Издание: Лечащий врач
Год издания: 2011
Объем: 7с.
Дополнительная информация: 2011.-N 8.-С.38-44. Библ. 18 назв.
Просмотров: 131

Рубрики
Ключевые слова
th
адаптивное
активные
алиментарное
анемия
беременных
бурая
бытовые
введен
влияние
возможности
возраст
возрастные
временная
вследствие
встречный
второй
высокий
выявление
гемоглобин
гиппокамп
года
годовые
голова
грудная
данные
двумя
дендриты
детей
дети
детская
дефицит
дефицитный
диетология
добавленную
желез
железа
железодефицитная
женщин
жизни
иммунная
интенсивная
исследование
категориям
ключ
когнитивная
коррекция
критическая
лет
лицами
малого
материал
менструации
миелинизация
микронутриенты
младенец
мозга
молока
мышление
навыкам
нарушения
население
наступления
негативное
недостаточность
незначительная
нейротрансмиттеры
низкие
норвегия
нутриенты
основной
особый
ответ
отрицательное
памяти
педиатрия
первая
перенесенный
период
питание
планета
поведение
повышенная
подростки
позиция
пола
половины
после
послед
последствие
постнатальный
потери
потребности
прикорм
причина
проблема
проведения
продуктов
процесс
психомоторная
работа
развитие
различный
различными
раннего
распространенность
распространенный
ребенка
результата
рецептор
речевая
россии
рост
ряда
синаптогенез
след
слова
случаев
состав
состояние
социально-экономические
способности
среда
сроки
страна
сша
трансферрин
умственная
уровни
фазовая
фактор
ферритин
физиологическая
формирование
характер
частота
часы
человек
чувствительные
широкая
эффект
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 10.1.104.102)
Яндекс.Метрика