Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Муниципальное здравоохранение Хабаровска на пороге государственной реформы в системе оказания медицинской помощи населению

Текст статьи доступен по ссылке: http://www.fesmu.ru/voz/20113/2011302.aspx

Полный текст
УДК 614.2 + 314 : 614 (571.62 - 25)
Д.В. Отставных, Т.И. Булдакова, И.А. Шапиро, Т.М. Скорик, М.Н. Багаткин
Муниципальное здравоохранение Хабаровска на пороге государственной реформы в системе оказания медицинской помощи населению
Управление здравоохранения администрации г. Хабаровск
Контактная информация: Отставных Д.В. e-mail: gorzdrav@khabarovskadm.ru
Резюме:
В настоящей статье раскрыты основные направления реформы здравоохранения, проводимые в РФ в настоящее время, а также проблемы, стоящие перед муниципалитетом в период реформирования. Представлены результаты работы деятельности администрации города Хабаровска, с которыми муниципальное здравоохранение вступает в программу модернизации здравоохранения. Отражены основные мероприятия модернизации, которые реализуются в муниципальном здравоохранении в 2011-2012 годах.
Ключевые слова:
Муниципальное здравоохранение г. Хабаровска; реформа в здравоохранении; программа модернизации здравоохранения.


D.V. Otstavnikh, T.I. Buldakova, I.A. Shapiro, T.M. Skorik, M.N. Bagatkin
Khabarovsk Healthcare Municipality is on the verge of a governmental reform in the system of public medical care provision
The City Government Department for Health Care, Khabarovsk
Summary:
The following article represents the main aspects of the healthcare reform, currently carried out in the Russian Federation, as well as the problems, that the municipality faces during the reformation. The article offers the research results conducted by Khabarovsk Administration whom the healthcare municipality joins for healthcare modernization program. The article reflects the key steps of the modernization process that take place in the healthcare municipality in 2011-2012.
Key words:
Khabarovsk Healthcare Municipality, healthcare reform, healthcare modernization program
Введение


В настоящее время отрасль здравоохранения переживает полосу серьезных перемен и преобразований. Реформу в сфере здравоохранения затрагивают прежде три Федеральных закона, а именно:

1.Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [1];
2.Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" [4];
3.Федеральный закон от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" [3].
В соответствии со 131-ФЗ [1] с 01.01.2012 года полномочия по организации медицинской помощи будут переданы с муниципального на государственный уровень, а у муниципалитета появляется новое полномочие - "создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории городского округа в соответствии с территориальной программой государственных гарантий". В течение двух лет в Российской Федерации будет проведена поэтапная передача имущества муниципальных медицинских учреждений в государственную собственность, а это здания и медицинское оборудование.

Обсуждение результатов


Для города Хабаровска, как крупного города, столицы Хабаровского края, имеющего на своей территории кроме 31 муниципального медицинского учреждения более 30 лечебно-профилактических учреждений разной подчиненности и ведомственной принадлежности, а также, более 160 частных учреждений здравоохранения, решение проблем, связанных с адаптацией системы здравоохранения к новым условиям разграничений функций является актуальным.

Основной целью проводимых преобразований в системе здравоохранения является формирование эффективной "вертикали" управления системой здравоохранения на уровне органов государственной власти, что ранее, ввиду разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления, было неосуществимо. Концентрация системы управления и финансовых ресурсов отрасли на уровне субъекта федерации позволит не только осуществить назревшие структурные изменения организации оказания медицинской помощи, провести оптимизацию сети учреждений здравоохранения, но и преодолеть диспропорции, существующие в оказании медицинской помощи в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, за счет перехода на единые порядки и стандарты оказания медицинской помощи.

В то же время, не обладая собственными полномочиями в сфере здравоохранения, снижаются возможности муниципалитета влиять и реагировать на реальные потребности жителей муниципального образования в предоставлении медицинской помощи, решать вопросы профилактики и охраны здоровья граждан на уровне городского сообщества. В новой системе остаются без ответа вопросы сохранения межведомственных связей с теперь уже государственной системой здравоохранения по обеспечению санитарного, эпидемиологического благополучия, обеспечения безопасности населения и других функций, возложенных на муниципалитет Федеральным законом №131-ФЗ.

Кроме этого, не менее актуальным, остается вопрос возможной передачи на муниципальный уровень уже ставших краевыми полномочий по организации медицинской помощи. Работая в условиях финансирования переданных полномочий за счет средств субвенции краевого бюджета, муниципальное образование лишено возможности долгосрочного планирования деятельности муниципальной системы здравоохранения, осуществляющей переданные государственные полномочия, не вправе принимать целевые долгосрочные программы в сфере здравоохранения, осуществлять инвестиции в развитие сети учреждений здравоохранения.

Еще одним направлением реформы в здравоохранении является реализация Федерального закона № 83-ФЗ [2]. До 01.07.2012 года все муниципальные учреждения здравоохранения г. Хабаровска определят свой тип как бюджетное, автономное или казенное.

Из муниципальных учреждений здравоохранения г. Хабаровска казенными станут два специализированных дома ребенка, которые выполняют медико-социальную функцию, оказывая помощь детям, оставшимся без попечения родителей. Остальные муниципальные учреждения здравоохранения получат статус бюджетных, которые с одной стороны выполняют государственное задание по предоставлению бесплатных медицинских услуг населению, а с другой - получают большую самостоятельность по управлению хозяйственной деятельностью. На этом этапе очень важен высококвалифицированный уровень работы руководителей медицинских учреждений. От этого будет зависеть устойчивая деятельность коллектива и учреждения в целом, которое станет участником в конкурентной среде по предоставлению медицинских услуг населению.

Следующее направление реформы затрагивает обязательное медицинское страхование. В соответствии с ФЗ № 326 с 01.01.2012 [3] года в оказании бесплатных услуг населению смогут участвовать лечебные учреждения не только государственного сектора системы здравоохранения, но и частные медицинские организации, которых на территории г. Хабаровска насчитывается более 160. Это в основном учреждения малого бизнеса, оказывающие отдельные медицинские услуги по отдельным профилям (стоматологический, гинекологический, неврологический, лабораторная и функциональная диагностика). При вхождении в систему ОМС такие учреждения предлагают оказывать населению лишь некоторые услуги. "Оттягивая" на себя ресурсы обязательного медицинского страхования может возникнуть проблема финансирования учреждений государственной системы здравоохранения, регулирования потоков пациентов. Поэтому адаптация частных медицинских организаций в системе ОМС - это достаточно сложная задача предстоящего периода.

К моменту вступления в полосу реформ в системе здравоохранении города Хабаровска много сделано для того, чтобы муниципальные учреждения здравоохранения стали привлекательными для населения, соответствовали современным требованиям, как для работы персонала, так и для оказания населению безопасной и качественной медицинской помощи.

В услугах первичного звена, в той или иной степени, нуждается все население города, а на сегодня это более 570 тысяч человек. Сложившаяся потребность жителей Хабаровска в этих услугах включает в себя 5 млн. амбулаторно-поликлинических посещений, 68 тысяч госпитализаций и 273 тысячи вызовов скорой медицинской помощи. Чтобы обеспечить доступную медицинскую помощь при таком уровне ее потребления, нужна соответствующая материально-техническая база, квалифицированные медицинские кадры, ресурсное обеспечение, а также эффективная система управления, которая на сегодняшний день немыслима без информатизации и организационных технологий.

Первую задачу, которую удалось решить администрации города - это реконструкция и ремонт учреждений здравоохранения. За 10 лет полностью отремонтированы родильные дома № 1 и № 4, дом ребенка № 2, городские поликлиники № 3, 5, 15, клинико-диагностический центр, построен гараж скорой помощи. Всего капитальный ремонт проведен в 41 здании (51%), частичный ремонт в 35 (46%). Общие затраты городского бюджета составили более 1,6 млрд. рублей. За счет реконструкции введено в строй 13,9 тыс. кв. м новых площадей, что позволило сократить дефицит площадей на 14,5% и сейчас он составляет 82 тыс. кв.м. [5].

Второй задачей, стоящей перед администрацией города была задача по оснащению учреждений современным медицинским оборудованием. На эти цели затрачено более 900 млн. рублей. В результате соответствие табелю оснащения городских лечебных учреждений выросло с 25% до 100 %, а показатель количества оборудования, имеющего 100% износ, снизился с 46,5% до 31,9%. Конечно в решении данной задачи помогли мероприятия национального проекта "Здоровья". Оснащение медицинским оборудованием позволило существенно повысить объем и ассортимент диагностических услуг, которые доступны населению бесплатно в рамках территориальной программы. Так, например, только за последние 5 лет на 30% увеличилось количество диагностических исследований в поликлинике и на 18% - в стационаре. В итоге для жителей всех районов города в равной степени стали доступны все виды диагностики, входящие в стандарт лечения [5].

Поскольку эффективное управление сложными системами, к которым относится здравоохранение, невозможно без информационных технологий, то следующей программой, которая выполнялась по отрасли - это программа информатизации. Как неоднократно подчеркивал Президент РФ, информатизация в здравоохранении является одним из приоритетных направлений модернизации в целом. В г. Хабаровске для этого в течение последних 5 лет сделано немало: закуплено свыше 2,5 тыс. единиц компьютерной техники, обучено более 1000 специалистов, создано 941 рабочее место, что составляет 52% от необходимого количества рабочих мест (1800). Поскольку приоритет для информатизации был отдан поликлиникам города, то на сегодняшний день процент выполнения плана по созданию рабочих мест в поликлиниках составляет 100%. По итогам 2010 года в работу 22 муниципальных учреждений здравоохранения г. Хабаровска внедрены автоматизированные рабочие места комплексной медицинской информационной системы, при этом в 17 учреждениях процесс полностью завершен (информатизированы все рабочие места специалистов). Амбулаторно-поликлинические учреждения города "закольцованы", между ними налажена постоянная, быстрая и качественная электронная связь [5].

Проделанная работа позволит без труда организовать в муниципальных поликлиниках предоставление электронных услуг, определенных распоряжением Правительства РФ: запись к врачу через сеть интернет, оформление документов в бюро медико-социальной экспертизы, выписка рецептов. Уже сейчас реализована электронная запись в детский и взрослый Центры здоровья, а также к некоторым "узким" специалистам муниципальных поликлиник, работает удаленная запись в электронное расписание между поликлиниками.

С информатизацией отрасли руководители ЛПУ получили колоссальный инновационный ресурс для контроля за процессом оказания медицинской помощи, для ее планирования и управления потоками.

На развитие информационных технологий в муниципальных учреждениях здравоохранения г. Хабаровска в рамках программы модернизации правительством Хабаровского края на 2011-2012 годы запланировано еще 49 млн.рублей [7].

Говоря о реформе здравоохранения нельзя не отметить программу модернизации здравоохранения, которая направлена на реформирование инфраструктуры здравоохранения и приведение ее в соответствие с численностью и составом населения, сети и структуры учреждений здравоохранения, с выходом на количество учреждений здравоохранения в соответствии с утвержденной номенклатурой, включая медицинские организации иных форм собственности и ведомственной принадлежности [6].

Основными задачами программы являются укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, внедрение современных информационных систем в здравоохранение, внедрение стандартов оказания медицинской помощи [6].

Учитывая большой объем работы, выполненный муниципалитетом для улучшения состояния муниципального сектора здравоохранения г. Хабаровска в слиянии с мерами государственной поддержки в виде Национального проекта "Здоровье", Пилотного проекта, можно сказать, что старт программы модернизации в муниципальных учреждениях здравоохранения г. Хабаровска был дан с высокого уровня, достигнутого на предыдущем этапе.

В г. Хабаровске в течение двух лет реализации краевой программы модернизации (2011-2012 годы) будет полностью отремонтировано еще 10 учреждений. Приоритет отдан учреждениям, оказывающим медицинскую помощь женщинам и детям: родильный дом № 2, акушерский корпус больницы №11, детские поликлиники № 1, 3, 17, детская больница имени Истомина, на базе которой открыт городской детский консультативно-диагностический центр. В этом году завершается реконструкция детской инфекционной больницы, капитальный ремонт офтальмологического корпуса городской больницы № 10, начаты ремонтные работы в филиале городской поликлиники № 16 на ул. Ленина, 21 и в городской поликлинике № 11. В течение двух лет по программе модернизации на эти цели поступит более 300 млн. рублей [8].

Для оснащения оборудованием по программе модернизации в течение двух лет поступит 209 млн. рублей, будет закуплено 212 единиц наиболее востребованной медицинской техники [8].

Таким образом, после очередного этапа реформирования муниципального здравоохранения города, станет возможным выполнить одну из главных задач программы модернизации - внедрение стандартов медицинской помощи.

Сейчас сделан первый шаг в этом направлении по самым приоритетным проблемам здоровья населения. В городских больницах № 10, 11 внедряются стандарты медицинской помощи больным с острыми инфарктом миокарда и инсультом, онкологическими заболеваниями. По программе модернизации каждый случай медицинской помощи с выполненным стандартом оплачивается дополнительно. Средства, полученные стационарами, направляются на закупки медикаментов и заработную плату медицинского персонала. В этом году на внедрение стандартов городскими больницами уже получено около 10 млн. рублей.

Оценивая эффективность принимаемых мер государственной поддержки в укреплении системы здравоохранения, важнейшее место занимает "обратная связь" с потребителями медицинских услуг.

Одной из форм такой "обратной связи" является социологический опрос. С 2008 года по заказу управления здравоохранения администрации г. Хабаровска проводится анкетирование населения, которое выполняется специалистами кафедры социологии ГОУ ВПО "Дальневосточная академия государственной службы". Программа исследования и анкета разработана специалистами академии в соответствии с критериями и требованиями, предъявляемыми к проведению социологических опросов, работу проводят специально подготовленные интервьюеры ВУЗа.

Такая независимая оценка позволяет сделать выводы как об интегральном показателе удовлетворенности медицинской помощью, так и изучить мнения населения об удовлетворенности качеством, доступностью, своевременностью и условиями для ее оказания.

По итогам анкетирования пациентов в 2010 году уровень удовлетворенности населения медицинской помощью в прикрепленной поликлинике остался на прежнем уровне и составил 88,3% (в 2009 году - 88,2%).

Заключение


В завершении необходимо отметить, что модернизация здравоохранения требует больших усилий со стороны руководителей и персонала медицинских учреждений и все эти меры, без сомнения, в конечном итоге позволят улучшить качество и доступность медицинской помощи населению.

Список литературы


1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131 //СПС "Консультант Плюс".
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ//СПС "Консультант Плюс".
3. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федер. закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ//СПС "Консультант Плюс".
4. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ//СПС "Консультант Плюс".
5. Основные итоги деятельности муниципального здравоохранения в 2010 году. //Хабаровск - МБУ "Информационно-технический центр" - 2011.
6. Примерная программа модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации на 2011-2012 годы. Пояснительная записка. URL: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/med-ins/5 (Дата обращения: 19.10.2011).
7. Краевая целевая программа "Информатизация отрасли здравоохранения Хабаровского края на 2011 - 2017 годы".URL: http://www.zdrav.khv.ru/node/222 (Дата обращения: 19.10.2011).
8. Программа модернизации здравоохранения Хабаровского края, утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 31 марта 2011 г. № 84-пр "Об утверждении краевой программы "Модернизация здравоохранения Хабаровского края на 2011 - 2012 годы". URL: http://www.zdrav.khv.ru/node/337 (Дата обращения: 19.10.2011).

Аннотация:

В настоящей статье раскрыты основные направления реформы здравоохранения, проводимые в РФ в настоящее время, а также проблемы, стоящие перед муниципалитетом в период реформирования. Представлены результаты работы деятельности администрации города Хабаровска, с которыми муниципальное здравоохранение вступает в программу модернизации здравоохранения. Отражены основные мероприятия модернизации, которые реализуются в муниципальном здравоохранении в 2011-2012 годах.

Авторы:

Отставных Д.В.
Булдакова Т.И
Шапиро И.А.
Скорик Т.М.
Багаткин М.Н.

Издание: Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России
Год издания: 2011
Объем: 1с.
Дополнительная информация: 2011.-N 3.-С.0-0. Библ. 8 назв.
Просмотров: 108

Рубрики
Ключевые слова
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.136.236.178)
Яндекс.Метрика