НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛЕКАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ЮАР
1. Национальная лекарственная политика Национальная лекарственная политика (НЛП) ЮАР разрабатывалась в 1994-96 гг. с учетом опыта многих стран и при интенсивной поддержке международных организаций. В этой связи информацию о ней можно рассматривать как своеобразное методическое пособие по ознакомлению с рекомендациями ВОЗ в данной области. Следует также учесть, что по многим показателям ЮАР находится между развивающимися и развитыми странами, имея общие черты с теми и другими. Очевидно, именно поэтому основные принципы НЛП ЮАР в прошлом году подробно рассматривались в периодическом издании ВОЗ *. До начала реформирования национальной системы здравоохранения (1993-94 гг.) ситуация в области лекарственного обеспечения в ЮАР характеризовалась следующими признаками: относительно невысокий уровень финансирования расходов на здравоохранение в государственном секторе (3,44% от ВНП); отсутствие социального равенства в доступе к жизненно важным лекарствам; чрезмерно высокие и постоянно растущие цены на лекарства; нерациональное использование имеющихся лекарств, нерациональные закупки и т.п. Из-за отсутствия скоординированных стратегических мер по преодолению трудностей, они постоянно нарастали. Следует также отметить, что после начала демократических преобразований в стране бюджет здравоохранения не увеличился, хотя и перестал использоваться для предоставление медицинской помощи только привилегированным слоям общества, что потребовало от Минздрава значительно более эффективной работы.В этих условиях стратегическая цель НЛП была сформулирована следующим образом: <обеспечение адекватного и надежного снабжения всех жителей ЮАР безопасными, затратно-эффективными медикаментами приемлемого качества и рациональное использование лекарств врачами, фармацевтами и потребителями> . При этом ставились следующие задачи: В области здравоохранения: - обеспечить наличие и доступность основных лекарств для всех граждан; - обеспечить безопасность, эффективность и качество лекарств; - обеспечить надлежащую практику назначения и отпуска лекарств; - содействовать рациональному использованию лекарств врачами, фармацевтами и потребителями путем обеспечения необходимой подготовки, обучения и информации; - пропагандировать концепцию индивидуальной ответственности граждан за сохранение своего здоровья (при условии достаточной информированности). В области экономики: - снизить стоимость медикаментов как в государственном, так и в частном секторах; - содействовать экономически оправданному использованию лекарств; - установить в фармацевтическом секторе взаимовыгодные партнерские отношения между государственными организациями и частными поставщиками; - оптимизировать использование ограниченных ресурсов путем сотрудничества с международными и региональными организациями. В области национального развития: - повысить профессиональные знания и навыки управления сотрудников фармацевтического сектора; - перестроить медицинское и фармацевтическое образование в соответствии с принципами, лежащими в основе НЛП; - поддерживать развитие национальной фармацевтической промышленности, в первую очередь, в части производства основных лекарств.
Мешковский А.П.Камаев Н.О.
Фарматека
1998
10с.
1998.-N 5.-С.12-21
72
Посетитель (IP-адрес: 18.224.73.157)