Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

ДИНАМИКА ЭКГ-ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ


Аннотация:

В течение учебного года у 70 студентов проведено исследование биоэлектрической активности миокарда и физической работоспособности. Выявлен фазовый характер изменений на протяжении учебного года. Установлены различная степень выраженности адаптивных реакций у юношей и девушек и корреляционные взаимосвязи изучаемых характеристик. Здоровье студента - это процесс сохранения и развития физических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни (В.П.Казначеев, 1975). В процессе обучения организм студентов подвергается воздействию комплекса факторов, вызывающих на длительный срок активацию приспособительных механизмов. Сердечно-сосудистая система является наиболее чувствительным индикатором адаптационно-приспособительной деятельности целого организма (Р.М.Баевский, 1979; Ф.З.Меерсон, 1981; Г.МДомахина, 1989; Ю.Г.Солонин, 1994). Физическое развитие составляет одну из важнейших характеристик всесторонне развитой личности. Уменьшение объема и интенсивности систематической мышечной деятельности снижает адаптационные возможности организма к действию неблагоприятных факторов. Проблема борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями остается проблемой номер один, учитывая уровни заболеваемости и смертности. В связи с этим изучение защитно-приспособительных реакций сердечно-сосудистой системы в процессе обучения является актуальной задачей. Изучение биоэлектрической активности миокарда, физической работоспособности было проведено у 70 студентов III курса в течение учебного года. Биоэлектрическая активность миокарда изучалась с помощью элек трокардиографии. Применялся одноканальный электрокардиограф ЭК1К-01. Электрокардиограмма записывалась в положении испытуемого лежа на спине в 12 стандартных отведениях (1,11,111 стандартные отведения по Эйнтховену, усиленные oVL, aVR, aVF по Гольдберг/ и однополюсные грудные V" V" V" V, V, V по Вильсону). Согласно' общепринятым рекомендациям (В.Н.Орлов, 1983; А.В.Суворов, 1993) определялись амплитуда зубцов и длительность интервалов ЭКГ. Для оценки работоспособности студентов применялся метод велоэргометрии (В.Л.Карпман с соавт., 1969). Выполнялась двухступенчатая велоэргометрическая нагрузка при частоте педалирования 60 об/мин. Физическая работоспособность студентов определялась по расчетной величине PWC^ в кгм/мин по формуле ВЛ.Карпмана, 1969. Статистическая обработка полученного материала проводилась с использованием стандартной статистической программы "Statgraphics". Анализ данных электрокардиографического исследования показал, что наибольшим изменениям в течение учебного года у студентов подвержены амплитуда зубцов Т и длительность интервалов PQ и QT (табл. 1). В декабре по сравнению с сентябрем длительность интервалов PQ и QT уменьшилась, что можно объяснить усилением симпатоадреналовой активности в период напряжения перед зимней экзаменационной сессией. В феврале длительность интервалов PQ и QT приблизилась к значениям этих показателей в сентябре. В мае в сравнении с февралем произошло увеличение интервала PQ, что может указывать на преобладание парасимпатических влияний на миокард как следствие утомления, а увеличение QT может быть связано с замедлением процессов реполяризации в мышечных волокнах миокарда. Амплитуда зубца Т достоверно снизилась во II стандартном и грудных отведениях в мае по сравнению с сентябрем. Известно, что зубец Т является отражением фазы реполяризации желудочков сердца (У.К.Вартак, 1978; П.И.Бошок, 1985). Изменение зубца Т в виде двухфазного или отрицательного может свидетельствовать об ухудшении обменных процессов в миокарде (Л.А.Бутченко и соавт., 1980; В.Л.Карпман, 1980; А.И.Завьялов, 1985 и др.). Изменения амплитуд зубцов Р и Т во время экзаменационной сессии заключались в увеличении амплитуды зубца Р и тенденции к снижению амплитуды зубца Т до экзамена и в обратной динамике этих показателей после сдачи экзамена. Подобные изменения на электрокардиограмме могут наблюдаться при выраженном психоэмоциональном напряжении и свидетельствовать об усилении симпатической активности (Б.М.Федоров, 1976. 1977; Е.И.Соколов,.1983; В.Я.Волкинд, 1981).

Авторы:

Соловьева Н.В.
Терновский Л.Н.
Игнатьева С.Н.

Издание: Экология человека
Год издания: 1998
Объем: 2с.
Дополнительная информация: 1998.-N 3.-С.12-13
Просмотров: 106

Рубрики
Ключевые слова
q-t
адаптация
адаптивное
активация
активность
активные
амплитуда
анализ
биологическая
борьба
велоэргометрия
взаимосвязи
влияние
воздействие
возможности
волки
волокна
время
вызывать
г
грудная
данные
действие
деятельности
динамика
длительная
длительность
европейское
желудочковая
жизни
заболеваемость
заболевания
задач
замедление
запись
здоровья
зимняя
значению
изменение
изучение
индикатор
интенсивность
интервал
использование
исследование
казнь
комплекс
корреляция
курсов
лежа
личности
максимальная
материал
метод
механизм
миокард
мышечная
нагрузка
напряжение
неблагоприятные
обменное
обработка
обратная
обучающие
обучение
общепринятые
объем
оптимальное
организм
отведение
отрицательное
оценка
парасимпатическая
период
подобные
показатели
положение
помощи
после
приспособительные
проблема
программ
продолжительности
процесс
психическая
психоэмоциональный
работоспособность
развитие
различный
расчет
реакцией
рекомендации
реполяризации
свидетельства
связей
север
сердечно-сосудистая
сердца
сессии
симпатическая
симпато-адреналовая
систем
следствия
смертности
снижение
состав
сохранение
социальная
спине
сравнение
стандартные
статистические
степени
студентов
творческие
трудовая
увеличение
уменьшение
уровни
усиление
усиленная
утомление
учебная
ф
фазы
фактор
федоров
физическая
физические
физическое
функции
характер
характеристика
частота
чувствительные
экг
экзамен
электрокардиограмма
электрокардиография
юноши
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.133.117.107)
Яндекс.Метрика