Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ДИНАМИКА ЭКГ-ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ
Аннотация:
В течение учебного года у 70 студентов проведено исследование биоэлектрической активности миокарда и физической работоспособности. Выявлен фазовый характер изменений на протяжении учебного года. Установлены различная степень выраженности адаптивных реакций у юношей и девушек и корреляционные взаимосвязи изучаемых характеристик. Здоровье студента - это процесс сохранения и развития физических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни (В.П.Казначеев, 1975). В процессе обучения организм студентов подвергается воздействию комплекса факторов, вызывающих на длительный срок активацию приспособительных механизмов. Сердечно-сосудистая система является наиболее чувствительным индикатором адаптационно-приспособительной деятельности целого организма (Р.М.Баевский, 1979; Ф.З.Меерсон, 1981; Г.МДомахина, 1989; Ю.Г.Солонин, 1994). Физическое развитие составляет одну из важнейших характеристик всесторонне развитой личности. Уменьшение объема и интенсивности систематической мышечной деятельности снижает адаптационные возможности организма к действию неблагоприятных факторов. Проблема борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями остается проблемой номер один, учитывая уровни заболеваемости и смертности. В связи с этим изучение защитно-приспособительных реакций сердечно-сосудистой системы в процессе обучения является актуальной задачей. Изучение биоэлектрической активности миокарда, физической работоспособности было проведено у 70 студентов III курса в течение учебного года. Биоэлектрическая активность миокарда изучалась с помощью элек трокардиографии. Применялся одноканальный электрокардиограф ЭК1К-01. Электрокардиограмма записывалась в положении испытуемого лежа на спине в 12 стандартных отведениях (1,11,111 стандартные отведения по Эйнтховену, усиленные oVL, aVR, aVF по Гольдберг/ и однополюсные грудные V" V" V" V, V, V по Вильсону). Согласно' общепринятым рекомендациям (В.Н.Орлов, 1983; А.В.Суворов, 1993) определялись амплитуда зубцов и длительность интервалов ЭКГ. Для оценки работоспособности студентов применялся метод велоэргометрии (В.Л.Карпман с соавт., 1969). Выполнялась двухступенчатая велоэргометрическая нагрузка при частоте педалирования 60 об/мин. Физическая работоспособность студентов определялась по расчетной величине PWC^ в кгм/мин по формуле ВЛ.Карпмана, 1969. Статистическая обработка полученного материала проводилась с использованием стандартной статистической программы "Statgraphics". Анализ данных электрокардиографического исследования показал, что наибольшим изменениям в течение учебного года у студентов подвержены амплитуда зубцов Т и длительность интервалов PQ и QT (табл. 1). В декабре по сравнению с сентябрем длительность интервалов PQ и QT уменьшилась, что можно объяснить усилением симпатоадреналовой активности в период напряжения перед зимней экзаменационной сессией. В феврале длительность интервалов PQ и QT приблизилась к значениям этих показателей в сентябре. В мае в сравнении с февралем произошло увеличение интервала PQ, что может указывать на преобладание парасимпатических влияний на миокард как следствие утомления, а увеличение QT может быть связано с замедлением процессов реполяризации в мышечных волокнах миокарда. Амплитуда зубца Т достоверно снизилась во II стандартном и грудных отведениях в мае по сравнению с сентябрем. Известно, что зубец Т является отражением фазы реполяризации желудочков сердца (У.К.Вартак, 1978; П.И.Бошок, 1985). Изменение зубца Т в виде двухфазного или отрицательного может свидетельствовать об ухудшении обменных процессов в миокарде (Л.А.Бутченко и соавт., 1980; В.Л.Карпман, 1980; А.И.Завьялов, 1985 и др.). Изменения амплитуд зубцов Р и Т во время экзаменационной сессии заключались в увеличении амплитуды зубца Р и тенденции к снижению амплитуды зубца Т до экзамена и в обратной динамике этих показателей после сдачи экзамена. Подобные изменения на электрокардиограмме могут наблюдаться при выраженном психоэмоциональном напряжении и свидетельствовать об усилении симпатической активности (Б.М.Федоров, 1976. 1977; Е.И.Соколов,.1983; В.Я.Волкинд, 1981).
Авторы:
Соловьева Н.В.
Издание:
Экология человека
Год издания: 1998
Объем: 2с.
Дополнительная информация: 1998.-N 3.-С.12-13
Просмотров: 106