Полный текст
УДК 314:330.12:614 (571.62)
Н.А.Капитоненко, С.Н.Киселев, Ю.В. Кирик
Актуальные вопросы улучшения качества жизни и здоровья дальневосточников
Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
Контактная информация: Н.А. Капитоненко e-mail: ozd_fesmu@mail.ru
Резюме:
В статье проведен анализ показателей, характеризующих качество жизни дальневосточников. В "Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года", утвержденной постановлением Правительством РФ от 28.12.2009 г. № 2094-р определено, что целью развития системы здравоохранения является увеличение продолжительности жизни населения, снижение младенческой, детской и материнской смертности, снижение уровня заболеваемости. В статье приведены основные медико-демографические показатели, которые должны быть достигнуты в результате реализации мероприятий стратегии, развития системы здравоохранения.
Ключевые слова:
экономика, социальная сфера, качество жизни, доходы населения, жилье, потребительская корзина, демографические показатели, здравоохранение, программа развития Дальнего Востока, стратегия развития
N.A. Kapitonenko, S.N. Kiselev, Yu.V. Kirik
Actual questions on improving quality of life and health on the Far East
Far East state medical university, Khabarovsk
Summary:
The article analyzes the indicators of quality of life in the Far East. In the "Strategy of socio-economic development of the Far East and the Baikal region in the period up to 2025" as approved by the RF Government Decree of 28.12.2009, № 2094-r is determined that the goal of health system development is the increase in the life population, reduction of infant, child and maternal mortality and reducing morbidity. This article provides basic health and demographic indicators to be achieved as a result of events strategy, systems development, we health care.
Key words:
economic, social, quality of life, income, housing, consumer shopping, demographics, healthcare system, the program development of the Far East, the development strategy
Введение
Геостратегической задачей, которая решается Россией на берегах Тихого океана посредством освоения и развития Дальнего Востока на протяжении более чем 100 лет, является обеспечение военного, политического и экономического влияния России в тихоокеанском регионе, контроль над важнейшими стратегическими запасами сырьевых ресурсов и получение выгод от эффективного включения на основе их эксплуатации в систему международного труда в этом регионе мира [5].
Выступая в Государственной Думе 31.03.1908 г. П.А.Столыпин подчеркнул: "Оставлять этот край (Дальний Восток) без внимания было бы проявлением громадной государственной расточительности. Край нельзя огородить каменной стеной. Восток проснулся, и если мы не воспользуемся этими богатствами, то возьмут их, хотя бы путем мирного проникновения, другие" [1]. Эти слова П.А.Столыпина из выступления в Государственной Думе "О сооружении Амурской железной дороги" как нельзя актуальны в настоящее время!
Обсуждение результатов
В 1996 году была разработана и утверждена Президентом РФ Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период 1996-2005 годы и до 2010 года" и действует в настоящее время в скорректированном виде на период до 2013 года [2, 3].
Программа помогла в определенной степени добиться решения отдельных проблем, но существенно изменить ситуацию не смогла. Не оправдались надежды на пополнение инвестиционных ресурсов региона из федеральных средств. Инвестиционная часть программы за счет госбюджета была выполнена к 2000 году только на 9%.
В 2002 году на заседании Совета безопасности РФ, на котором был рассмотрен вопрос "О национальной безопасности России на Дальнем Востоке Российской Федерации", был отмечен недостаточный уровень финансирования программы и необходимость ее корректировки.
Структура и содержание программы приведены в соответствие Постановлением Правительства РФ от 25.12.2004 года № 842. За счет ФЦП финансировалось в 2006 г.: 13 объектов коммунального хозяйства, 5 объектов здравоохранения, 4 объекта электроэнергетики, 3 объекта образования, 3 мероприятия по защите объектов от наводнений, 1 объект дорожного хозяйства. Следует отметить слабую социальную ориентацию программных мероприятий [4].
В конце 2006 г. состоялся Совет Безопасности России, на котором в очередной раз был рассмотрен вопрос безопасности России на Дальнем Востоке. Правительством РФ от 02.08.2007 года одобрен проект новой редакции федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года". Приняты решения о коренном увеличении выделения средств на развитие региона. Цель проекта программы - формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации [6].
Основными направлениями реализации Программы являются развитие топливно-энергетического комплекса, транспортной и инженерной инфраструктуры, водного хозяйства и охрана окружающей среды, развитие социальной сферы. Проектом программы предусмотрена реализация 210 проектов и мероприятий
Общий объем финансирования из федерального бюджета программы на период до 2013 года предусмотрен в размере 426 млрд. 271,2 млн. рублей, что более чем в 20 раз больше, чем было предусмотрено на период 2002-2010 годы. К сожалению, в 2008-2011 гг. многие программные мероприятия не были профинансированы.
В то же время, с учетом утвержденной Правительством РФ от 28.12.2009 г. № 2094-р "Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года", эти инвестиционные планы должны возрасти кратно. Стратегия определяет следующие приоритеты:
1. Стратегической целью развития Дальнего Востока и Байкальского региона является реализация геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека в субъектах Российской Федерации, расположенных на этой территории, а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития.
2. Для достижения этой цели необходимо обеспечить сопоставимое или опережающее по сравнению со среднероссийскими темпами социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, и решить ряд задач, первоочередными из которых являются:
1.создание условий для развития перспективной экономической специализации субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, на основе природно-ресурсного, индустриального, кадрового и научного потенциала в рамках федеральных отраслевых стратегий развития, стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также стратегических программ крупных компаний;
2.формирование устойчивой системы расселения, опирающейся на региональные зоны опережающего экономического роста с комфортной средой обитания человека;
3.снижение барьеров для экономической и социальной интеграции территории Дальнего Востока и Байкальского региона с остальными регионами России и повышение конкурентоспособности продукции, товаров и услуг в соответствии с экономической специализацией путем формирования нормативно-правовой базы, определяющей особые условия ценовой, тарифной, таможенной, налоговой и бюджетной политики;
4.формирование численности населения и трудовых ресурсов в объемах, необходимых для решения экономических задач, стоящих перед регионом, повышение качества человеческого капитала;
5.сохранение и поддержка традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее - коренные малочисленные народы Севера).
Сценарий развития включает в том числе:
- модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, социальную защиту, культуру, физическую культуру и спорт, жилищный сектор, обеспечивающую формирование комфортных условий жизни населения;
- развитие социальной инфраструктуры федерального значения, меры государственной политики по привлечению и закреплению населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе.
К ключевым факторам развития социальной инфраструктуры на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе относятся особенности системы расселения, природные условия, особенности сформировавшейся сети учреждений сферы услуг, траектория социально-экономического развития в 1990-2000 годы.
Гигантские расстояния и суровые природные условия определяют наличие изолированных локальных систем расселения, в которых должна присутствовать вся необходимая социальная инфраструктура, даже, несмотря на небольшую численность населения.
За период 1991-2007 гг. субъекты Российской Федерации, расположенные на территории Дальнего Востока, потеряли полтора миллиона человек, из которых на миграционный отток пришлось более 1,3 млн. человек. За тот же период в Байкальском регионе потери населения составили около 600 тыс. человек.
Целью развития социальной инфраструктуры является создание системы доступного и высококачественного высшего образования, повышение доступности специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, поддержка формирования развитой региональной и местной инфраструктуры в области здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры, обеспечения досуга, а также содействие обеспечению граждан комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами, стимулирование преобразования среды проживания населения.
В стратегии определено, что целью развития системы здравоохранения является увеличение продолжительности жизни населения, снижение младенческой, детской и материнской смертности, снижение уровня заболеваемости.
Модернизация объектов медицинской инфраструктуры должна происходить в направлении снижения объема коечного фонда и создания на высвободившихся площадях палат повышенной комфортности и дневных стационаров, обновления технической базы, реализации рациональных подходов к процессам профилактики заболеваний, внедрения эффективных механизмов экономического стимулирования организаций здравоохранения и их сотрудников. Необходимо создание организационной системы, предусматривающей:
- возможность своевременного поступления пациента в лечебно-профилактическое учреждение, аккредитованное для оказания качественной медицинской помощи при конкретном заболевании или патологическом состоянии, то есть оснащенное необходимым лечебно-диагностическим оборудованием, укомплектованное подготовленными медицинскими кадрами и обеспеченное необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения согласно соответствующим стандартам медицинской помощи;
- возможность поэтапного продолжения лечения в других медицинских учреждениях (преемственные долечивание и реабилитация, вторичная профилактика, санаторно-курортное, восстановительное лечение) или на дому до достижения наилучшего результата (выздоровление, функциональное восстановление).
Для формирования организационной системы, гарантирующей доступность и качество медицинской помощи, необходимо:
- четкое распределение функциональных обязанностей лечебно-профилактических учреждений, подтвержденное аккредитацией их к конкретным видам медицинской деятельности;
- интеграция всех лечебно-профилактических учреждений (амбулаторно-поликлинических, скорой помощи, стационаров) в единую систему оказания медицинской помощи с определенными маршрутами потоков больных, организацией необходимой этапности ведения пациента.
Федеральная сеть медицинских учреждений будет развиваться за счет создания 2 центров высоких медицинских технологий федерального уровня, расположенных в 2 крупнейших агломерациях Дальнего Востока.
К таким центрам относятся Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (г. Хабаровск) мощностью около 6 тыс. операций в год и Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования (г. Владивосток) мощностью до 5 тыс. операций в год.
Региональные учреждения здравоохранения, оказывающие специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь, будут связаны с федеральными центрами с помощью современных телемедицинских технологий. За счет средств федерального бюджета также планируется создание межрегиональной телемедицинской системы, обеспечивающей мониторинг и управление эпидемиологической ситуацией на территории дальневосточных регионов России.
В региональных центрах и в других крупных городах будут развиваться клинико-диагностические центры. Такие центры включают в себя профильные клинические отделения, поликлинические амбулатории, дневные стационары, диагностические и лабораторные отделения, реабилитационные центры. Клинико-диагностические центры станут центрами телемедицинской системы, которая свяжет их с сетью поликлиник и центров общей (семейной) практики.
В каждом региональном центре будут созданы современные перинатальные центры, располагающие высокотехнологичным оборудованием и квалифицированными кадрами. В перинатальном центре должно проводиться наблюдение, диагностика, лечение и послеродовое сопровождение матерей и новорожденных. На межрайонном уровне в центрах зон опережающего экономического роста будут созданы медицинские центры, связанные с клинико-диагностическими центрами (посредством телемедицинской системы) и специализированными диспансерами (кардиологический, психотерапевтический, наркологический и противотуберкулезный). Межрайонные центры станут базами санитарной авиации, обеспечивающей быструю доставку пациентов из удаленных районов к месту лечения.
Основной функцией районного уровня развития систем здравоохранения является амбулаторная помощь. Кроме того, задачами районных центров (мест размещения бригад скорой помощи и мобильных бригад врачей) являются проведение углубленных осмотров населения (особенно женщин и детей), выявление хронических форм патологии, оказание консультативной и лечебно-профилактической помощи. Важным направлением развития районного уровня станет поставка в районные больницы и станции скорой помощи медицинской техники, совместимой с телемедицинскими технологиями, а также оснащение современным компактным и мобильным диагностическим оборудованием детских медицинских учреждений и учреждений родовспоможения. За районным уровнем будет закреплено развитие института врачей общей (семейной) практики, владеющих основными диагностическими и лечебными навыками по наиболее распространенным заболеваниям с различной диагностикой. Центры общей (семейной) практики будут расположены во всех центрах сельских поселений. В зоне ответственности врачей общей (семейной) практики будет находиться один или несколько фельдшерско-акушерских пунктов.
Медицинское обслуживание населения труднодоступных и небольших по численности северных, в том числе национальных сел, будет осуществляться силами мобильных медицинских бригад по специальным авиационным маршрутам. В вахтовых поселках, распложенных в пределах транспортной доступности центров зон опережающего экономического роста, необходимо создать медицинские пункты неотложной (в том числе стоматологической) помощи. Для удаленных и труднодоступных вахтовых поселков необходима организация центров общей (семейной) практики и врачебной амбулатории с современным оборудованием.
Стратегия определяет ряд целевых демографических показателей, которых предполагается достичь в ходе реализации стратегии развития Дальнего Востока до 2025 года (табл. 1-4) [7].
Таблица 1. Коэффициент естественного прироста населения ДВ Субъекты ДВ 2005 2010 2015 2020 2025
Якутия 4,1 6,3 6,8 7,0 7,2
Хабаровский край -5,4 -2,0 -1,8 -2,0 -1,1
Приморский край -5,8 -2,1 1,0 1,3 1,5
Амурская область -4,8 -2,2 -2,0 -1,8 -1,4
Камчатский край -1,6 0,6 0,86 1,1 1,7
Магаданская область -2,6 -2,4 -2,2 -2,0 -1,6
Сахалинская область -6,0 -2,5 -1,8 -1,6 -1,5
ЕАО -6,3 -1,1 -0,3 -0,1 0,1
ЧАО 3,9 6,3 7,1 7,2 5,1
Таблица 2. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении Субъекты ДВ 2005 2010 2015 2020 2025
Якутия 64,7 68 70 72 74
Хабаровский край 61,9 65,2 66 69 72
Приморский край 62,83 65,89 67,69 69,51 71,42
Амурская область 60,3 63,2 65 67,1 68,5
Камчатский край 63,5 66,8 67 67,8 68,8
Магаданская область 62,6 65 67 68 69,5
Сахалинская область 60,6 64,5 66 69 71
ЕАО 59,3 63,3 63,7 64,2 65
ЧАО 58,1 61 62,5 63,5 64,5
Таблица 3. Суммарный коэффициент рождаемости Субъекты ДВ 2005 2010 2015 2020 2025
Якутия 1,7 1,9 1,9 2,0 2,0
Хабаровский край 1,29 1,5 1,55 1,6 1,65
Приморский край 1,2 1,4 1,5 1,6 1,6
Амурская область 1,3 1,6 1,6 1,7 1,7
Камчатский край 1,3 1,5 1,6 1,6 1,6
Магаданская область 1,37 1,4 1,42 1,45 1,5
Сахалинская область 1,4 1,5 1,6 1,7 1,7
ЕАО 1,4 1,5 1,6 1,6 1,7
ЧАО 2,2 2,3 2,35 2,4 2,5
Таблица 4. Коэффициент младенческой смертности Субъекты ДВ 2005 2010 2015 2020 2025
Якутия 10,6 9,8 9 8,5 8
Хабаровский край 13 10,5 10 9 8
Приморский край 13,1 10 9,8 9,5 8
Амурская область 18,7 15,5 14,5 13,8 13
Камчатский край 10,3 8,4 8,5 8,5 8,5
Магаданская область 12 11,5 11 11 10,5
Сахалинская область 14,4 7,7 7,2 6,9 6,7
ЕАО 15,6 15 14 13 12
ЧАО 17,6 16,8 15,1 13 13
Федеральная сеть медицинских учреждений будет развиваться за счёт создания двух центров высоких технологий федерального уровня и в двух крупнейших агломерациях Дальнего Востока. Этот процесс увязан с одновременным развитием фармацевтической промышленности, работающей на местном сырье.
Расходы на здравоохранение в расчете на одного жителя к 2025 году возрастут в 3 раза.
Предлагаются дополнительные преференции гражданам, проживающим или желающим проживать на Дальнем Востоке и Байкальском регионе. Это однократное предоставление на льготной основе участков для индивидуального жилищного строительства, оказание господдержки по содействию в переезде и обустройству, возмещение затрат региональным бюджетам на уплату процентов по кредитам на обеспечение коммунальной инфраструктурой земельных участков, и прочие меры.
В документе также изложены стратегические направления развития культуры, физической культуры и спорта, развитие рекреации на основе уникальных природных объектов.
В стратегии предусмотрено определение комплекса мер по закреплению трудоспособного населения на территории Дальнего Востока и Байкальского региона и привлечению в эти регионы высококвалифицированных кадров, включая улучшение социальной инфраструктуры, развитие и повышение надежности инженерных систем населенных пунктов, совершенствование системы гарантий и компенсаций для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера, пенсионного обеспечения граждан, развитие профессионального образования
В документе также изложены стратегические направления развития культуры, физической культуры и спорта, развитие рекреации на основе уникальных природных объектов.
Реализация стратегических приоритетов в экономической и социальной сфере позволит достичь следующих целевых индикаторов:
- обеспечить динамику ВРП на уровне 5,8-6,8%;
- увеличить численность занятых в экономике с 75,5% от экономически активного населения в настоящее время до 84,7% в 2025 году;
- снизить уровень бедности за этот же период практически вдвое с 18,8% до 9,6%;
- увеличить обеспеченность жильем с 19 до 32 кв.м на человека;
- на 10 лет увеличить продолжительность жизни.
Совокупность этих факторов обеспечит рост населения Дальнего Востока и Байкальского региона составляющего в настоящее время 11,5 миллионов человек, на 2,5-3 миллиона, повысит престижность проживания на данных территориях. Основным инструментом реализации Стратегии развития являются План мероприятий по реализации Стратегии, ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года", а также "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы".
Дополнительным стимулом закрепления и привлечения населения должны стать изменения в социальной сфере и повышении качества жизни.
Создание условий для развития населенческого потенциала на Востоке России должно быть отнесено к разделу обеспечения геостратегических приоритетов России.
Эти выводы прозвучали с трибуны Третьего Дальневосточного экономического форума, проходившего в г. Хабаровске в конце сентября 2008 г. [8]. Они с особой остротой прозвучали в докладах участников и Пятого форума в 2011 г. Нынешнее состояние качества жизни дальневосточников способствует дальнейшему миграционному их оттоку в центральные регионы России. Так, за 15 лет (1995-2010 гг.) реальная заработная плата дальневосточников выросла в 2,9 раза, в то же время в среднем по России она увеличилась в 3,5 раза. Заработная плата остается основным источником формирования доходов населения дальневосточных районов страны, а в автономных округах ее доля в доходах трудоспособного населения достигает 80% [11].
В сентябре 2011 г. в Южно-Cахалинске на совете при ППП в ДФО губернаторы обсудили социально-экономическое развитие регионов за первое полугодие 2011 г. [12].
На совещании было отмечено, что бюджетная обеспеченность в Чукотском автономном округе составляет 330 тыс. рублей на душу населения, в Камчатском крае - 169 тыс. рублей, в Магаданской области - 131 тыс. рублей, в Хабаровском крае - 54 тыс. рублей, в Еврейской автономной области - 42 тыс. рублей. В целом по округу к концу года прогнозируется бюджетная обеспеченность порядка 75 тыс. рублей на душу населения - это выше, чем в среднем по России.
На совете при полпреде Президента РФ в ДФО, который состоялся в 14 марта 2012 г. в Хабаровске и подвел итоги социально-экономического развития субъектов РФ за 2011 год, было отмечено, что на Дальнем Востоке растут объёмы вводимого жилья. Они увеличились на 15,2%, введено 1898,2 тыс.кв. м. жилья. Наибольший рост темпа ввода жилья отмечался в Амурской области и Хабаровском крае и составил 44,4% и 21,4% соответственно. В то же время по вводу жилья на одного человека Дальний Восток, по-прежнему, отстает от среднероссийского показателя (0,44 кв. м на чел.).
Было подчеркнуто, что регионам необходимо активнее вовлекать собственные средства в развитие социальной инфраструктуры, тем самым формируя условия закрепления трудовых ресурсов на территории, в том числе и для освоения новых производств.
Анализ консолидированных бюджетов субъектов на 2012 год показывает, что в целом по округу более чем на 40% снижается финансирование объектов строительства в социальной сфере. Сокращается доля капитальных вложений в социальную сферу в общем объеме капвложений. Если в 2011 году они составляли 34,3% от всех капвложений, то в 2012 - уже 28,8%.
Анализ показателей качества жизни населения округа в 2011 году показывает, что реальные денежные доходы населения по сравнению с 2010 годом повысились в восьми из девяти субъектов Федерации округа. Снизились реальные доходы населения в Сахалинской области на 4,1%.
Среднемесячная начисленная заработная в Дальневосточном федеральном округе превышает российскую на 23,8%. В тоже время стоимость минимального набора продуктов питания выше, чем в среднем по России на 49,1%, а стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения - на 30,4%. Самая низкая стоимость минимального набора продуктов питания в декабре 2011 года, наблюдаемая в Амурской области, превышает среднероссийский уровень на 28%, а в Чукотском автономном округе - в 2,7 раза.
С учётом паритета покупательной способности реальный размер среднемесячной начисленной заработной платы в целом по Дальневосточному федеральному округу ниже на 4,8%, чем в среднем по Российской Федерации.
Заключение
Регионам нужен отдельный нормативно-правовой акт, отражающий особые условия налоговой, таможенной, тарифной политики и меры по обеспечению социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона [10]. В настоящее время уже признано необходимым принятие специального федерального закона, определяющего особые условия развития Дальнего Востока. Необходимо, чтобы в его статьях нашли отражение вопросы развития социальной инфраструктуры, включая развития здравоохранения и медицинской науки в соответствии с мероприятиями "Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года" и которые позволят сохранить населенческий потенциал.
Список литературы
1. Нам нужна Великая Россия! Полное собрание речей П.А.Столыпина в Государственной думе". Выступление П.А.Столыпина в Государственной Думе 31.03.1908 г. - М., Книговек, 2011 - 464 с.
2. Программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года". [Электронный ресурс] / URL: http://www.minregion.ru/state_programs/56.html.
3. Постановление Правительства РФ от 10.01.2009 № 15 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (О Федеральной целевой программе экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года). [Электронный ресурс] / URL: http://femidarf.ru/base/12164559/index.htm.
4. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2009 г. №1012 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года". [Электронный ресурс] / URL: http://www.referent.ru/1/165199.
5. Ишаев В.И.Современное и будущее экономическое развитие Российского Дальнего Востока. - Хабаровск, 2010. - с.10.
6. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2009 № 2094-р. [Электронный ресурс] / URL: http://gov.khabkrai.ru/invest2.nsf/General_ru/14FDCF99A4F6EEFACA25766B0024C2E5.
7. Мотрич Е.Л. Проблемы демографии и миграции на Дальнем Востоке России. Материалы круглого стола № 2 Третьего Дальневосточного международного экономического форума /Е.Л. Мотрич //- Хабаровск, 2008. - С.40-42.
8. Бобков В.Н. Уровень жизни населения дальневосточного федерального округа. Материалы круглого стола №1 Дальневосточного международного экономического форума /В.Н. Бобков // Хабаровск, 2006. - С.54-56.
9. Панов Р. О государственной политике развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Материалы V-го Дальневосточного международного экономического форума /Р.Панов // Хабаровск, 2011. - С.60-61.
10. Найден С.Н. Качество жизни и социальная инфраструктура на Востоке России / С.Н. Найден//Профиль бизнеса. Сентябрь 2011. - с.6.
11. Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа в I полугодии 2011 года. Хабаровск Федеральная служба государственной статистики. Москва, 2011. - с.76.
12. Дальневосточные губернаторы требуют восстановления объемов финансирования программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" [Электронный ресурс] / URL: http://www.sakha.gov.ru/node/46265.
В статье проведен анализ показателей, характеризующих качество жизни дальневосточников. В "Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года", утвержденной постановлением Правительством РФ от 28.12.2009 г. № 2094-р определено, что целью развития системы здравоохранения является увеличение продолжительности жизни населения, снижение младенческой, детской и материнской смертности, снижение уровня заболеваемости. В статье приведены основные медико-демографические показатели, которые должны быть достигнуты в результате реализации мероприятий стратегии, развития системы здравоохранения. Геостратегической задачей, которая решается Россией на берегах Тихого океана посредством освоения и развития Дальнего Востока на протяжении более чем 100 лет, является обеспечение военного, политического и экономического влияния России в тихоокеанском регионе, контроль над важнейшими стратегическими запасами сырьевых ресурсов и получение выгод от эффективного включения на основе их эксплуатации в систему международного труда в этом регионе мира . Выступая в Государственной Думе 31.03.1908 г. П.А.Столыпин подчеркнул: "Оставлять этот край (Дальний Восток) без внимания было бы проявлением громадной государственной расточительности. Край нельзя огородить каменной стеной. Восток проснулся, и если мы не воспользуемся этими богатствами, то возьмут их, хотя бы путем мирного проникновения, другие" . Эти слова П.А.Столыпина из выступления в Государственной Думе "О сооружении Амурской железной дороги" как нельзя актуальны в настоящее время! В Заключение Регионам нужен отдельный нормативно-правовой акт, отражающий особые условия налоговой, таможенной, тарифной политики и меры по обеспечению социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона . В настоящее время уже признано необходимым принятие специального федерального закона, определяющего особые условия развития Дальнего Востока. Необходимо, чтобы в его статьях нашли отражение вопросы развития социальной инфраструктуры, включая развития здравоохранения и медицинской науки в соответствии с мероприятиями "Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года" и которые позволят сохранить населенческий потенциал.