Полный текст
Ю.В. Кирик, Н.А. Капитоненко, Е.А. Литвинцева
Правовые аспекты развития контроля качества медицинской помощи
в Российской Федерации
Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хаба-
ровск.
Контактная информация: Ю.В. Кирик e-mail: ozd_fesmu@mail.ru
Резюме
В статье приведен анализ развития российского законодательства в области
контроля качества медицинской помощи. Более 14 лет порядок организа-
ции и проведение контроля качества медицинской помощи регламентиро-
вался подзаконными нормативно-правовыми актами федерального и регио-
нального уровней. Несовершенство федеральных подзаконных норматив-
ных актов, повлекло за собой самостоятельное формирование правовых ак-
тов по вопросам экспертизы качества медицинской помощи в субъектах
Российской Федерации, тем самым единого механизма организации и про-
ведения контроля качества медицинской помощи в России не сложилось.
Экономические и социально-политические преобразования системы здра-
воохранения, накопленный опыт оценки качества медицинской помощи
нашли свое отражение в принятых в 2010-2011 годах федеральных законах
«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»,
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Приказе
Федерального фонда обязательного медицинского страхования «Об утвер-
ждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, ка-
чества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному
медицинскому страхованию». Тем не менее, принятое новое законодатель-
ство, не отражает все аспекты порядка организации и проведения контроля
объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи,
что служит основанием для дальнейшего его развития.
Ключевые слова: историческое развитие, законодательство, экспертиза,
качество медицинской помощи
Yu.V.Kirik , N.A.Kapitonenko, E. Litvintseva
Legal aspects of development of quality assurance of medical aid In the Russian
Federation
Far East state medical university, Khabarovsk
Проблемы управления в здравоохранении Ю.В. Кирик с соавт.
Правовые аспекты развития контроля качества медицинской помощи в Российской ...
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России» 2012 №3
http://www.fesmu.ru/voz/20123/2012305.aspx
2
e-mail: ozd_fesmu@mail.ru
Summary
The article presents analysis of development the Russian legislation in the field
of medical care quality assurance. More than 14 years the order of the organization
and monitoring procedure of quality of medical care was regulated by sublegislative
regulatory legal acts federal and regional levels. Imperfection of federal
sublegislative statutory acts, has caused independent formation of legal certificates
concerning examination quality of medical care in subjects of the Russian
Federation, thereby the uniform mechanism of the organization and monitoring
procedure quality of medical care in Russia has not developed.
Economic and sociopolitical transformations of system of the public health services,
the stored experience an estimation quality of medical care have found the
reflection in the federal laws accepted in 2010-2011 «About obligatory medical
insurance in the Russian Federation», «About bases of health protection of citizens
in the Russian Federation» and the Order of Federal fund of obligatory medical
insurance «About the statement of the Order of the organization and monitoring
procedure of volumes, terms, quality and conditions of granting medical
care on obligatory medical insurance». Nevertheless, the accepted new legislation,
doesn't reflect all aspects an order of the organization and monitoring procedure
of volumes, terms, quality and conditions of granting medical care that
forms the basis for its further development.
Key words: historical development, the legislation, examination, quality of medical
aid
Введение
Формирование системы обяза-
тельного медицинского страхования в
Российской Федерации определило при-
оритетные направления системы, основ-
ным из которых стало обеспечение каче-
ства медицинской помощи застрахован-
ным гражданам. Регулирование отноше-
ний, связанных с оценкой качества и
эффективности медицинской помощи –
сложное дело. Это объясняется тем, что
контроль объемов, сроков, качества и условий
предоставленной медицинской помощи затра-
гивает интересы многих государственных,
общественных, частных и прочих организа-
ций, а также интересы граждан [11]. Правовое
регулирование вопросов организации и про-
ведение контроля качества медицинской по-
мощи нашло свое отражение в отдельных
нормативно-правовых актах различных по
иерархии.
Проблемы управления в здравоохранении Ю.В. Кирик с соавт.
Правовые аспекты развития контроля качества медицинской помощи в Российской ...
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России» 2012 №3
http://www.fesmu.ru/voz/20123/2012305.aspx
3
Обсуждение результатов
Российской законодательство, непо-
средственно регламентирующее органи-
зационные вопросы системы контроля
качества медицинской помощи населе-
нию, проведения экспертной работы ка-
чества медицинской помощи начало со-
здаваться в 1996 году. Первым норматив-
но-правовым актом стал ведомственный
совместный приказ Министерства здра-
воохранения Российской Федерации и
Федерального Фонда обязательного ме-
дицинского страхования от 24 октября
1996 года № 363/77 «О совершенствова-
нии контроля качества медицинской по-
мощи населению Российской Федера-
ции» [3]. Важнейшим аспектом приказа
является создание систем ведомственного
и вневедомственного контроля качества
медицинской помощи, правовых инсти-
тутов внештатного медицинского экспер-
та и эксперта страховой медицинской ор-
ганизации. Несмотря на то, что норма-
тивно-правовой акт не соответствовал
требованиям, в связи с отсутствием его
регистрации в Министерстве юстиции
РФ, он просуществовал чуть более десяти
лет и положил начало развитию норм
права в области организации экспертной
работы и технологии экспертизы.
Становление системы контроля каче-
ства медицинской помощи не являлось
одномоментным действием, а представ-
ляло собой долгосрочный, трудоемкий и
сложный процесс, охватывающий всех ее
участников.
Для реализации поставленных целей при-
нят приказ Федерального Фонда обязательного
медицинского страхования от 20 января 1997
года № 9 «Об организации вневедомственной
экспертизы качества медицинской помощи в
системе ОМС» [6] и доработана организаци-
онная структура территориальных фондов
ОМС с созданием структурного подразделения
– отдела организации вневедомственной экс-
пертизы качества медицинской помощи ОМС.
В рамках созданного структурного подразде-
ления решались задачи по организации систе-
мы вневедомственной экспертизы качества
медицинской помощи на территории субъекта;
участию в обеспечении прав граждан на полу-
чение своевременной медицинской помощи
надлежащего качества и объема; взаимодей-
ствию с ведомственными структурными под-
разделениями в пределах своей компетенции;
разработке законодательных и нормативно-
методических документов по вопросам орга-
низации вневедомственной экспертизы КМП,
разработке механизмов и методов проведения
экспертизы, применение санкций за ненадле-
жащее качество медицинской помощи и др.
В процессе работы были выявлены про-
блемы взаимодействия систем внутриведом-
ственного и вневедомственного контроля ка-
чества медицинской помощи, в т.ч. разреше-
ния взаимных претензий между учреждениями
здравоохранения, территориальными фондами
обязательного медицинского страхования и
Проблемы управления в здравоохранении Ю.В. Кирик с соавт.
Правовые аспекты развития контроля качества медицинской помощи в Российской ...
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России» 2012 №3
http://www.fesmu.ru/voz/20123/2012305.aspx
4
страховыми медицинскими организация-
ми, досудебного разбирательства кон-
фликтов субъектов ОМС. В связи, с чем
возникла необходимость формирования
нормативного документа, регулирующего
вопросы порядка экспертной деятельно-
сти субъектов и ведомственной и вневе-
домственной экспертизы. В 1999 году
Федеральным Фондом обязательного ме-
дицинского страхования утверждены ме-
тодические рекомендации «Организация
вневедомственного контроля качества
медицинской помощи в системе обяза-
тельного медицинского страхования
субъекта Российской Федерации» [10] в
которых предложено примерное «Поло-
жение о контроле качества медицинской
помощи в системе обязательного меди-
цинского страхования субъекта Россий-
ской Федерации». С помощью этого до-
кумента в субъектах были разработаны
«Положения об экспертизе качества ме-
дицинской помощи» и регламентирована
экспертная деятельность.
Следующие нормативно-правовые
акты регулирующие вопросы контроля
качества медицинской помощи увидели
свет в 2006 году. Это два приказа Мини-
стерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации от 31
января 2006 г. № 900 и № 905, в которых
утверждены: Административный регла-
мент Федеральной службы по надзору в
сфере здравоохранения и социального
развития по исполнению государственной
функции по осуществлению контроля за по-
рядком производства медицинской экспертизы
и Административный регламент Федеральной
службы по надзору в сфере здравоохранения и
социального развития по исполнению государ-
ственной функции по осуществлению кон-
троля за соблюдением стандартов качества
медицинской помощи. Согласно данным пра-
вовым актам Росздравнадзору передаются
полномочия по осуществлению контроля за
порядком производства медицинской экспер-
тизы и контроля за соблюдением, установлен-
ными федеральными стандартами качества
медицинской помощи [4, 5]. Вместе с тем ра-
нее переданные полномочия органам государ-
ственной власти субъектов Российской Феде-
рации и органам местного самоуправления
осуществляющих контроль качества медицин-
ской помощи в учреждениях здравоохранения
согласно приказу Минздрава и ФФОМС от 24
октября 1996 г. № 363/77 сохраняются.
Постепенное развитие правовых отноше-
ний между учреждениями здравоохранения и
субъектами вневедомственного контроля каче-
ства медицинской помощи, привело к тому,
что ранее принятые источники уже не давали
полного ответа на вопросы порядка проведе-
ния экспертизы качества медицинской помо-
щи в соответствии с договором на предостав-
ление лечебно-профилактической помощи
учреждением по обязательному медицинскому
страхованию; выявляемым экспертами дефек-
там оказания медицинской помощи; финансо-
Проблемы управления в здравоохранении Ю.В. Кирик с соавт.
Правовые аспекты развития контроля качества медицинской помощи в Российской ...
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России» 2012 №3
http://www.fesmu.ru/voz/20123/2012305.aspx
5
вых отношений между субъектами и др.
В связи с чем, в 2008 году принимается
приказ Федерального фонда обязательно-
го медицинского страхования от 26 мая
2008 г. № 111 «Об организации контроля
объемов и качества медицинской помощи
при осуществлении обязательного меди-
цинского страхования» [7], в котором
утверждены соответствующие методиче-
ские рекомендации. Данный приказ не
был зарегистрирован в Министерстве юс-
тиции Российской Федерации, а юриди-
ческая техника исполнения приказа была
подвергнута критике со стороны обще-
ственности.
Период 2010 - 2011 годов стал клю-
чевым в развитии федерального законо-
дательства в области охраны здоровья
граждан в Российской Федерации. В это
время было принято два закона: Феде-
ральный закон от 29 ноября 2010 г. №
326-ФЗ «Об обязательном медицинском
страховании в Российской Федерации» и
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г.
№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» [1, 2].
С этого времени начался новый ви-
ток развития организации экспертизы ка-
чества медицинской помощи.
Закон «Об обязательном медицин-
ском страховании граждан в Российской
Федерации» впервые закрепляет положе-
ния по организации контроля объемов,
сроков, качества и условий предоставле-
ния медицинской помощи, порядок примене-
ния санкций к медицинским организациям за
нарушения, выявленные при проведении кон-
троля и обжалование заключений страховой
медицинской организации по результатам экс-
пертизы.
В свою очередь Закон «Об основах охра-
ны здоровья граждан в Российской Федера-
ции» закрепляет положения по формированию
критериев оценки качества медицинской по-
мощи на основе порядков оказания медицин-
ской помощи и стандартов медицинской по-
мощи, утверждаемых Министерством здраво-
охранения и социального развития Российской
Федерации.
Одновременно принимается подзаконный
нормативно-правовой акт - приказ Федераль-
ного фонда обязательного медицинского стра-
хования от 01 декабря 2010 г. № 230 «Об
утверждении Порядка организации и проведе-
ния контроля объемов, сроков, качества и
условий предоставления медицинской помощи
по обязательному медицинскому страхова-
нию» [9]. Приказ определяет порядок органи-
зации и проведения контроля объемов, сроков,
качества и условий предоставления медицин-
ской помощи по обязательному страхованию;
основания и требования к проведению кон-
троля путем медико-экономического контроля,
медико-экономической экспертизы и экспер-
тизы качества медицинской помощи; перечень
оснований для отказа в оплате медицинской
помощи или ее уменьшения; порядок осу-
ществления территориальным ФОМС кон-
Проблемы управления в здравоохранении Ю.В. Кирик с соавт.
Правовые аспекты развития контроля качества медицинской помощи в Российской ...
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России» 2012 №3
http://www.fesmu.ru/voz/20123/2012305.aspx
6
троля за деятельностью страховыми ме-
дицинскими организациями; взаимодей-
ствие субъектов контроля; учет и исполь-
зование результатов контроля; порядок
информирования застрахованных лиц о
выявленных нарушениях; порядок при-
менения санкций к медицинской органи-
зации за нарушение, выявленные в ходе
контроля; обжалование медицинской ор-
ганизацией заключения страховой меди-
цинской организации по результатам
контроля; порядок осуществления кон-
троля при осуществлении расчетов за
медицинскую помощь, оказанную за-
страхованную за пределами субъекта.
С принятием и введением в действие
приказа ФФОМС от 01 декабря 2010 г. №
230, ранее принятые нормативно-право-
вые акты, регулирующие вопросы экс-
пертизы качества медицинской помощи,
за исключением приказов Минздрав-
соцразвития России от 31 января 2006 г.
№ 900 и № 905, утратили силу.
В связи с этим следует подчеркнуть,
что вновь действующий приказ ФФОМС
«Об утверждении Порядка организации и
проведения контроля объемов, сроков,
качества и условий предоставления ме-
дицинской помощи по обязательному
медицинскому страхованию» не является
новаторских документом в современной
практике экспертизы качества медицин-
ской помощи. В данном приказе отраже-
ны правовые нормы ранее действующего
законодательства с учетом полученного опыта
в прошлые годы практической деятельности
субъектов, осуществляющих контроль каче-
ства медицинской помощи.
В 2011 году Федеральный Фонд обяза-
тельного медицинского страхования принима-
ет приказ от 16 августа 2011 г. № 144 «О вне-
сении изменений в порядок организации про-
ведения контроля объемов, сроков, качества и
условий предоставления медицинской помощи
по обязательному медицинскому страхованию,
утвержденный приказом ФФОМС от
01.12.2010 № 230» [9].
Заключение
В заключении следует отметить, что зако-
нодательство, регулирующее вопросы экспер-
тизы качества медицинской помощи по своему
назначению и содержанию находится на опре-
деленной ступени эволюции, но пройдет еще
не мало времени, прежде чем механизм оценки
контроля за качеством медицинской помощи,
будет отлажен и позволит эффективно и с ми-
нимальными затратами сил и средств осу-
ществлять контроль объемов, сроков, качества
и условий предоставления медицинской по-
мощи учреждениями здравоохранения.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об обязательном
медицинском страховании в Россий-
ской Федерации». – М.: ООО «Рид
Групп», 2011. – 80 с. – (Новейшее зако-
нодательство России).
Проблемы управления в здравоохранении Ю.В. Кирик с соавт.
Правовые аспекты развития контроля качества медицинской помощи в Российской ...
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России» 2012 №3
http://www.fesmu.ru/voz/20123/2012305.aspx
7
2. Федеральный закон «Об основах
охраны здоровья граждан в Рос-
сийской Федерации». – Москва :
Проспект, 2012. – 80 с.
3. Приказ Министерства здравоохра-
нения Российской Федерации и
Федерального Фонда обязательно-
го медицинского страхования от
24 октября 1996 года № 363/77 «О
совершенствовании контроля ка-
чества медицинской помощи
населению Российской Федера-
ции» (утратил силу) // СПС «Кон-
сультант Плюс».
4. Приказ Министерства здравоохра-
нения и социального развития
Российской Федерации от 31 ян-
варя 2006 г. № 900 «Администра-
тивный регламент Федеральной
службы по надзору в сфере здра-
воохранения и социального разви-
тия по исполнению государствен-
ной функции по осуществлению
контроля за порядком производ-
ства медицинской экспертизы»
(утратил силу) // СПС «Консуль-
тант Плюс».
5. Приказ Министерства здравоохра-
нения и социального развития
Российской Федерации от 31 ян-
варя 2006 г. № 905 «Администра-
тивный регламент Федеральной
службы по надзору в сфере здра-
воохранения и социального разви-
тия по исполнению государственной
функции по осуществлению контроля
за соблюдением стандартов качества
медицинской помощи» // СПС «Кон-
сультант Плюс».
6. Приказ Федерального Фонда обяза-
тельного медицинского страхования от
20 января 1997 года № 9 «Об организа-
ции вневедомственной экспертизы ка-
чества медицинской помощи в системе
ОМС» (утратил силу)// СПС «Консуль-
тант Плюс».
7. Приказ Федерального фонда обязатель-
ного медицинского страхования от 26
мая 2008 г. № 111 «Об организации
контроля объемов и качества медицин-
ской помощи при осуществлении обя-
зательного медицинского страхования»
(утратил силу)/ Менеджмент качества и
социального развития № 3. – 2008. –
С.22-26.
8. Приказ Федерального фонда обязатель-
ного медицинского страхования от 01
декабря 2010 г. № 230 «Об утвержде-
нии Порядка организации и проведения
контроля объемов, сроков, качества и
условий предоставления медицинской
помощи по обязательному медицин-
скому страхованию» // СПС «Консуль-
тант Плюс».
9. Приказ Федерального Фонда обяза-
тельного медицинского страхования от
16 августа 2011 г. № 144 «О внесении
изменений в порядок организации про-
Проблемы управления в здравоохранении Ю.В. Кирик с соавт.
Правовые аспекты развития контроля качества медицинской помощи в Российской ...
«Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России» 2012 №3
http://www.fesmu.ru/voz/20123/2012305.aspx
8
ведения контроля объемов, сро-
ков, качества и условий предо-
ставления медицинской помощи
по обязательному медицинскому
страхованию, утвержденный при-
казом ФФОМС от 01.12.2010 №
230» // СПС «Консультант Плюс».
10. Методические рекомендации Фе-
дерального Фонда обязательного
медицинского страхования от
1999 г. «Организация вневедомствен-
ного контроля качества медицинской
помощи в системе обязательного меди-
цинского страхования субъекта Рос-
сийской Федерации» (утратили силу)//
СПС «Консультант Плюс».
11. Дьяченко В.Г. Экспертиза качества ме-
дицинской помощи / В.Г. Дьяченко. -
Программа Здравреформ. 1996. – 155.
В статье приведен анализ развития российского законодательства в области контроля качества медицинской помощи. Более 14 лет порядок организации и проведение контроля качества медицинской помощи регламентировался подзаконными нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровней. Несовершенство федеральных подзаконных нормативных актов, повлекло за собой самостоятельное формирование правовых актов по вопросам экспертизы качества медицинской помощи в субъектах Российской Федерации, тем самым единого механизма организации и проведения контроля качества медицинской помощи в России не сложилось. Экономические и социально-политические преобразования системы здравоохранения, накопленный опыт оценки качества медицинской помощи нашли свое отражение в принятых в 2010-2011 годах федеральных законах "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Приказе Федерального фонда обязательного медицинского страхования "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию". Тем не менее, принятое новое законодательство, не отражает все аспекты порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, что служит основанием для дальнейшего его развития.