Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
От И.П. Павлова — к современным нейронаукам
Аннотация:
В статье рассмотрены основные направления научных исследований И. П. Павлова в области нейрофизиологии и прослежено их развитие в современных нейронауках. Ключевые слова: нервизм, нейронауки, нейрофизиология, эволюция павловского учения. Иван Петрович Павлов внес весомый вклад не только в нейрофизиологию, но и почти во все нейронауки, включая нейрохирургию, если учесть филигранную хирургическую технику, которой он владел и использовал в операциях на головном мозге (например, декортикацию). Корни увлечения нейронауками лежат в его происхождении и воспитании, как дома, так и в Рязанских духовном училище и семинарии, а позже — в Санкт-Петербургских университете и Медико-хирургической (с 1881 г. Военно-медицинской) академии. В духовных учебных заведениях И.П. Павлова учили проникать в души людей и тем самым возбуждали интерес к психической деятельности человека. Однако весьма прилежный семинарист, .которым был Иван Павлов, в 18-летнем возрасте многое переосмыслил и вдруг понял, что уважаемые наставники предлагают учащимся ненадежные средства для исследования человеческой души. Ему трудно было примириться с мыслью, что психика лежит за пределами познавательных способностей человека. И тут в его руки попали статьи Д.И. Писарева в «Русском Слове». В них весьма популярный публицист предлагал другой путь в тайны психики — через всемогущее естествознание, которое держит в своих руках ключ к познанию всего мира, включая и человека во всех ипостасях: вегетатике, соматике и психике. Еще более действенным призывом к естественнонаучному изучению психических процессов стала книга И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», выпущенная в конце 1867 г. на свободу из-под полуторагодовалого ареста. Прочитав ее, Иван Петрович принял окончательное решение прекратить обучение в последнем классе духовной семинарии и готовиться к поступлению в Санкт-Петербургский университет. Поступив туда в 1870 г., юный Павлов попал под сильное влияние И.Ф. Циона, который не разделял мнение И.М. Сеченова о возможности изучения психики физиологическими (объективными) методами, хотя был нервистом в принятом тогда понимании этого термина. Приват-доцент, а позднее профессор И.Ф. Цион изучал в ту пору нервную регуляцию вегетативных процессов. Под его руководством студент Павлов приступил к исследованиям нервной регуляции кровообращения и пищеварения. И.Ф. Цион был живым посредником между Клодом Бернаром, исповедовавшим нервизм, и И.П. Павловым, который потом достроил учение о нервизме до его современного состояния. В свою очередь, Клод Бернар воспринял идеи нервизма от своего учителя Франсуа Мажанди. Основополагающие принципы нервизма проповедовал и Сергей Петрович Боткин, унаследовав их от своего учителя — профессора Московского университета Ивана Тимофеевича Глебова, поклонника французских физиологических школ — колыбели нервизма. К идее нервизма С.П. Боткин пришел и на основе клинических наблюдений.
Авторы:
Софронов Г.А.
Издание:
Вестник Российской Академии медицинских наук
Год издания: 2012
Объем: 6с.
Дополнительная информация: 2012.-N 8.-С.47-52. Библ. 24 назв.
Просмотров: 123