Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

От И.П. Павлова — к современным нейронаукам


Аннотация:

В статье рассмотрены основные направления научных исследований И. П. Павлова в области нейрофизиологии и прослежено их развитие в современных нейронауках. Ключевые слова: нервизм, нейронауки, нейрофизиология, эволюция павловского учения. Иван Петрович Павлов внес весомый вклад не только в нейрофизиологию, но и почти во все нейронауки, включая нейрохирургию, если учесть филигранную хирургическую технику, которой он владел и использовал в операциях на головном мозге (например, декортикацию). Корни увлечения нейронауками лежат в его происхождении и воспитании, как дома, так и в Рязанских духовном училище и семинарии, а позже — в Санкт-Петербургских университете и Медико-хирургической (с 1881 г. Военно-медицинской) академии. В духовных учебных заведениях И.П. Павлова учили проникать в души людей и тем самым возбуждали интерес к психической деятельности человека. Однако весьма прилежный семинарист, .которым был Иван Павлов, в 18-летнем возрасте многое переосмыслил и вдруг понял, что уважаемые наставники предлагают учащимся ненадежные средства для исследования человеческой души. Ему трудно было примириться с мыслью, что психика лежит за пределами познавательных способностей человека. И тут в его руки попали статьи Д.И. Писарева в «Русском Слове». В них весьма популярный публицист предлагал другой путь в тайны психики — через всемогущее естествознание, которое держит в своих руках ключ к познанию всего мира, включая и человека во всех ипостасях: вегетатике, соматике и психике. Еще более действенным призывом к естественнонаучному изучению психических процессов стала книга И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», выпущенная в конце 1867 г. на свободу из-под полуторагодовалого ареста. Прочитав ее, Иван Петрович принял окончательное решение прекратить обучение в последнем классе духовной семинарии и готовиться к поступлению в Санкт-Петербургский университет. Поступив туда в 1870 г., юный Павлов попал под сильное влияние И.Ф. Циона, который не разделял мнение И.М. Сеченова о возможности изучения психики физиологическими (объективными) методами, хотя был нервистом в принятом тогда понимании этого термина. Приват-доцент, а позднее профессор И.Ф. Цион изучал в ту пору нервную регуляцию вегетативных процессов. Под его руководством студент Павлов приступил к исследованиям нервной регуляции кровообращения и пищеварения. И.Ф. Цион был живым посредником между Клодом Бернаром, исповедовавшим нервизм, и И.П. Павловым, который потом достроил учение о нервизме до его современного состояния. В свою очередь, Клод Бернар воспринял идеи нервизма от своего учителя Франсуа Мажанди. Основополагающие принципы нервизма проповедовал и Сергей Петрович Боткин, унаследовав их от своего учителя — профессора Московского университета Ивана Тимофеевича Глебова, поклонника французских физиологических школ — колыбели нервизма. К идее нервизма С.П. Боткин пришел и на основе клинических наблюдений.

Авторы:

Софронов Г.А.
Самойлов В.О.
Клименко В.М.

Издание: Вестник Российской Академии медицинских наук
Год издания: 2012
Объем: 6с.
Дополнительная информация: 2012.-N 8.-С.47-52. Библ. 24 назв.
Просмотров: 123

Рубрики
Ключевые слова
18
академия
болеющие
боткин
вегетативному
вегетативные
веса
влияние
военно-медицинское
возбуждающий
возможности
возраст
воспитание
выдающиеся
голова
готовность
действия
декортикация
деятельности
дома
другому
духовного
естественная
естествознание
живого
заведение
изучение
исповедов
исследование
исследования
история
класс
клиническая
ключ
книга
корни
кровообращение
личности
людей
мажанди
медики
медицины
метод
мирового
мнение
мозга
мозге
московского
наблюдение
направлениях
наставники
наука
научной
научные
нейронауки
нейрофизиология
нейрохирурги
нервизм
нервная
областей
обучение
объективная
одного
операции
основа
основной
павлов
павлова
петров
пищеварение
поза
поздние
познавательная
познания
пола
поры
послед
поступление
потомки
принцип
принятия
приступы
происхождения
профессия
процесс
прочие
психика
психическая
психически
путь
работники
развитие
раздел
регуляции
решение
руки
руководства
рязанская
санкт-петербург
свобода
семинары
серый
сеченов
силлард
слова
слово
современная
соматика
состояние
способности
средства
статьи
студентов
тайна
термины
техника
трудности
университет
учащихся
учебная
учение
учения
училищ
учитель
физиологическая
франсуа
французская
хирургическая
цион
человек
человеческая
школа
эволюция
юный
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.141.37.40)
Яндекс.Метрика