|
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ВРАЧЕБНОГО (КЛИНИЧЕСКОГО) МЫШЛЕНИЯ
Аннотация:
Опыт преподавания внутренних болезней на терапевтических кафедрах (III, IV, V курсы) лечебного факультета. В работе врача наряду с общечеловеческими закономерностями мыслительной деятельности, отраженными в гносеологических принципах теории познания, существуют элементы специфического профессионального (врачебного) мышления. Высокими мыслительными способностями (интеллектом) обладает тот врач, которого отличает глубина мышления, способность к анализу и синтезу наблюдений, точность в диагностике и лечении. Несомненно, фундамент высокого мастерства - «высшего врачебного пилотажа» - закладывается во «врачебной колыбели - Alma mater», ибо «Nemo mascitur capiens» -«никто не родится мудрым»! Зарубежные практикующие терапевты считают, что именно освоение физикальных методов исследования в студенческие годы среди всех преподаваемых навыков оказалось наиболее полезным в их дальнейшей практике [25, 26]. Традиционно подготовка врача в Высшей медицинской школе в России (а ранее в СССР) осуществляется на трех кафедрах: пропедевтики, факультетской и госпитальной терапии. Основной задачей студента на кафедре пропедевтики внутренних болезней является освоение методов исследования больного и умение выявить клинические, лабораторные и инструментальные симптомы и синдромы болезни. На кафедре факультетской терапии (IV курс) и госпитальной терапии (V курс) наряду с закреплением навыков и умений в области клинических, лабораторных и инструментальных методов исследования и оценки их результатов осуществляется обучение принципам медикаментозного, диетического, физиотерапевтического и курортного лечения. Принципы преподавания терапии на кафедрах факультетской и госпитальной терапии идентичны и отличаются лишь разграничением разделов внутренних болезней в соответствии с программой: гипертоническая болезнь (IV курс), вторичные гипер-тензии (V курс), приобретенные пороки (IV курс), врожденные пороки (V курс) и т. д. В 1978 году, имея двенадцатилетний опыт преподавания на кафедре пропедевтики внутренних болезней, пройдя все ее ступени (аспирант, ассистент, доцент, профессор), имея большой врачебный опыт, я стал заведующим кафедрой факультетской терапии - одной из ведущих интернистских клинических кафедр. Мне казалось, что нужно изменить привычки, стратегию преподавания. Но, анализируя принципы преподавания курса факультетской терапии, я четко уяснил, что пропедевтика - это не только преддверие, вестибюль терапии (pro - перед, paideuo - обучать), это базис диагностики! И студент (будущий врач любой специальности) без овладения этим базисом не сможет стать хорошим доктором. А преподаватель, не осознавший этого, не понимающий роли пропедевтического этапа в подготовке будущего врача, не будет способствовать формированию его врачебного (клинического) мышления. При определении структуры и содержания лекций и практических занятий я исходил из следующих положений.
Авторы:
Кузнецов Г.П.
Издание:
Новые Санкт-Петербургские врачебные ведомости
Год издания: 2012
Объем: 8с.
Дополнительная информация: 2012.-N 3.-С.26-33. Библ. 28 назв.
Просмотров: 62