Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
«Озеленение» дженериков возможности и перспективы
Аннотация:
Фармацевтический рынок относится к числу наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики со стабильно высокими показателями рентабельности, однако для построения успешной бизнес-модели фармацевтической компании необходимо правильно использовать ресурсы, понимать специфику рынка, оценивать конкурентную среду и т.д. В условиях глобализации экономики использование инновационных продуктов обеспечивает конкурентоспособность предприятию. Поэтому ведущие фармацевтические компании вкладывают огромные средства в разработку новых лекарств. В этом случае большую часть полной рыночной стоимости этих компаний составляют нематериальные активы. Пока лекарственный препарат (ЛП) имеет период «рыночной эксклюзивности», разработчики имеют возможность получить максимальную добавленную стоимость при его реализации. И этим можно объяснить повышенный интерес ведущих фармацевтических фирм к инновационным разработкам. Однако на мировой рынок выводится небольшое количество инновационных молекул: из 20 новых лекарственных средств (ЛС), регистрируемых ежегодно, только 5—7 являются «первыми в своем классе» (first-in-class) молекулами. В 2009 г. инвестиции в новые разработки составили более 50 млрд. долл., а в 2011 г. только фармацевтические компании, входящие в Топ-10, суммарно вложили в исследования более 70 млрд. долл. Естественно, только крупные компании в состоянии осуществлять разработку лекарственных препаратов first-in-class, т.к. стоимость их создания может достигать 1 млрд. долл. Кроме того, значительные затраты предстоят и на пути продвижения продукта. Однако даже для компаний, входящих в Big Pharma, отмечена тенденция к постепенному замедлению темпов прироста объема продаж ЛС, что связано с увеличением количества препаратов внутри одной терапевтической группы, ужесточением регуляторных требований, сокращением периода эксклюзивности и т.д. Все это усиливает конкуренцию в определенном сегменте рынка даже для препаратов-блокбастеров, а также увеличивает время разработки и период окупаемости препарата. Закон рынка диктует постоянную борьбу за потребителя. Любой интересный рынку продукт тут же подвергается копированию, улучшению, изменению с использованием всех возможных механизмов. Потребитель непостоянен, и если продукт не будет улучшаться и обновляться, то он отдаст предпочтение другому, и клиент будет потерян. Кажется, что к лекарствам все это не имеет отношения, но это не так, хотя движущими рычагами данного процесса в фармации являются несколько иные факторы, специфичные для фармацевтической отрасли. Ш СТРАТЕГИИ ПЕРЕДОВЫХ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ — СОЗДАНИЕ ПРЕПАРАТОВ NEXT-IN-CLASS, РЕФОКУСИРОВАНИЕ, «ОЗЕЛЕНЕНИЕ» ПАТЕНТА НА Л П Разработку инновационных ЛП на основе новых молекул могут себе позволить только крупные компании, поскольку объем вложений велик, и риск, связанный с такими вложениями, очень высок. Количество таких ЛП невелико, поэтому продление их «жизненного цикла» имеет большое значение для производителя. Ребрендинг на основе рефокусирования и «озеленения» — стратегия, направленная на сохранение рыночной эксклюзивности инновационного препарата, лидирующих позиций в определенном сегменте и недопущение конкуренции со стороны дженериков. Движущей силой этого процесса является стремление держателя патента на АФС продлить монополию на ЛС. В 2012 г. выходят из-под патентной защиты более 10 АФС (в прошлом году потеряло патентную защиту всего 5), а до 2016 г. ожидается выход из-под действия патентов около 35 популярных брэндов с годовым объемом продаж более 200 млрд. долл. Всего на мировом фармацевтическом рынке в 2012 г. заканчивается срок действия патента на 621 ЛС, из них 127 относятся к субстанциям. Предприятия Big Pharma не в состоянии восполнить это количество новыми инновационными субстанциями и все больше внимания обращают на обновленные патенты и иные способы «озеленения» известных ЛС, чтобы удержаться на рынке эксклюзивных лекарств. Крупные отечественные предприятия также предпочитают не оставаться на перенасыщен-
Авторы:
Кравченко Д.В.
Издание:
Ремедиум
Год издания: 2012
Объем: 6с.
Дополнительная информация: 2012.-N 10.-С.53-58. Библ. 0 назв.
Просмотров: 93