Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ «СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ
Аннотация:
На современном этапе развития российского общества образование и здравоохранение стали одними из основных стратегических приоритетов. Сохранить здоровье нации, приумножить население страны, дать образование подрастающему поколению - сейчас это основная системная задача всех ветвей российской власти, всех специализированных и общественных институтов страны. В настоящее время остается актуальным поиск новых средств, повышающих адаптационные возможности человека и избавляющих от возникающих психопатологических явлений. Оптимизация системы санаторно-курортной помощи населению рассматривает в качестве приоритетного направления деятельности в этой сфере нелекарственные технологии лечения на основе психологической коррекции психоэмоционального состояния у пациентов с «синдромом эмоционального выгорания» (СЭВ). В Международной классификации болезней (МКБ-Х) СЭВ отнесен к рубрике Z73 - «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни». Особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов Профессия педагога, относящаяся к профессиям типа «человек-человек», неизбежно связана с высокими эмоциональными тратами. Причины профессионального стресса преподавателя могут быть объективными и субъективными. К объективным относят физическую и психологическую напряженность труда, высокий уровень ответственности и связанное с ним высокое нервно-эмоциональное напряжение, постоянную необходимость принимать оперативные решения, неравномерность нагрузки, высокую плотность межличностных контактов, возможность конфликтов при необходимости выполнять запланированный объем работы в жестких временных рамках, постоянное оценивание со стороны других людей с тенденцией агрессивного отношения со стороны родителей и студентов и т.д. Субъективными причинами являются фрустрации потребностей педагога в уважении, одобрении плодов деятельности, психологической поддержки [1]. К сожалению, как профессиональная группа (в процентном отношении к другим профессиям) учительство отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы. По данным многих исследований, даже у молодых преподавателей частыми являются болезни сердечно-сосудистой системы, язвенные заболевания желудочно-кишечного тракта, нервные истощения, неврозы. Для педагогов со стажем работы 15-20 лет характерны педагогические кризы, истощение, профессиональное выгорание. Если мы вспомним нравственно-этические нормы преподавателей, то станет понятно, насколько опасным является развитие данного процесса для педагогов. Ведь выгоревший по какой-либо причине человек неэффективен в своих действиях и целях, особенно если это касается обучения и воспитания здоровой молодежи. Это понятие - синдром выгорания - довольно широко разрабатывается в отечественной и зарубежной психологии со второй половины XX в. Исследованию данного феномена посвящены работы таких авторов, как X. Фройденбергер, К. Маслач, С. Джексон, А. Пайнс и др. Внимание отечественных психологов (Н.А. Аминов, В.В.Бойко, М.В. Борисова, А.В. Буданов, В.Е. Орел, Л.А. Китаев-Смык, Т.В. Форманюк и др.) данная проблема привлекла на рубеже 70-80-х гг. Причем вначале она в основном изучалась в контексте проблем профессионального стресса и профессиональной деформации личности в профессиях системы «человек - человек». В настоящее время феномен профессионального выгорания определяется как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое затрагивает личность в целом, разрушая ее и оказывая негативное влияние на эффективность профессиональной деятельности, в конечном итоге приводя к профессиональной деформации личности. По данным многих исследований именно педагоги, вследствие особенностей своей профессии наиболее подвержены этому синдрому. Основными симптомами синдрома выгорания являются эмоциональное, психическое истощение, личностная отстраненность, ощущение специали стом утраты эффективности.В качестве причин, обусловливающих выгорание педагогов, чаще всего указываются две группы факторов: индивидуальные характеристики (социальные, возрастные, половые, а также индивидуально-психологические особен В статье рассматриваются вопросы профессионального здоровья педагога, раскрывается понятие синдрома эмоционального выгорания, его этиопатогенез и фазовоспецифичность, а также профилактика выгорания у педагогов. Предлагается использование балинтовских групп в профилактике профессионального выгорания педагогов в условиях санаторно-курортного лечения.
Авторы:
Манько О.М.
Издание:
Вестник восстановительной медицины
Год издания: 2012
Объем: 4с.
Дополнительная информация: 2012.-N 5.-С.60-63. Библ. 6 назв.
Просмотров: 205