Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Полимодальная психотерапия


Аннотация:

Интегративная психотерапия располагает весьма отличающимся уровнем развития: в практике, теории, профессиональной политике. Причём, как и в других областях психотерапии, практика опережает теорию. Многие профессионалы работают в интегративном ключе. Некоторые вынуждены это скрывать из-за соображений профессиональной политики. Теория в этой области развивается медленно, и связано это, с одной стороны, с тем, что для теоретического обоснования и понимания вполне достаточно теории одной из модальностей, входящей в интегративный подход. Причём эта теория может получать своё дальнейшее развитие. С другой стороны, интегративную практику можно объяснять различными теориями разных модальностей, обычно входящими в данный интегративный подход. Кроме того, укрепилась точка зрения о том, что всякая модальность, а значит и интегративный подход, обязательно должны располагать своей теорией, и без неё они немыслимы. С точки зрения профессиональной политики, в западной психотерапии, на протяжении более чем века, принадлежность к определённой модальности представляется единственно правильной стратегией, как бы признаком породы. А мультимодальный подход трактуется как принадлежащий к более низкому уровню. Традиционно лидеры модальностей охраняют границы своих методов, их территорию. А если помнить о том, что только принадлежность к признанной модальности в странах Запада даёт возможность профессионалу как обучаться профессии, так и в последующем практиковать, то становится понятным, в связи с чем многие практикующие психотерапевты совсем неохотно признаются в интегративности своей практики. Вместе с тем, на уровне деклараций, ряд лидеров психотерапевтических модальностей стран Запада соглашаются, что будущее, конечно, за интегративностью в психотерапии. Причём они имеют в виду весьма отдалённое будущее. Завьялов В.Ю. (2011) начало процесса интеграции в психотерапии датирует тридцатыми годами прошлого века, когда наметился бурный рост отличающихся одна от другой школ психотерапии . Дифференциация же школ психотерапии началась внутри психоанализа Зигмунда Фрейда. Основоположниками интегративного направления в психотерапии были Френч и Куби (French and Kubie), которые в начале тридцатых годов попытались транслировать концепции и методологию павловской психофизиологической школы в психоанализ, объединяя конструкты первой школы «торможение», «дифференциация», «обусловливание», с понятиями-конструктами второй — «вытеснение», «выбор объекта», «инсайт». Фердинанд Кноблох (1950) создал интегративный подход в психотерапии, изначально сочетающий в себе несколько теорий и распространялся на индивидуальную, групповую и семейную формы психотерапии . Существуют три направления интегративной психотерапии, которые необходимо рассмотреть: технический эклектизм, теоретическая интеграция и общие факторы. Технический эклектизм включает в себя психотерапевтические техники, заимствованные из различных школ. Сторонники этого направления утверждают, что никакой связи между метаубеждениями и техниками нет. Теоретическая интеграция включает в себя основополагающие психотерапевтические теории и техники. Это направление включает в себя элементы творчества, основанные на психологических концепциях, и синтезирует в себе элементы двух или более подходов психотерапии. Подход общих факторов основан на убеждении, что на результаты терапии общие черты влияют больше, чем уникальные факторы, зависящие от разновидности терапии. J.C. Norcross и L.M. Grencavage (1990) говорят о различиях между эклектическим и интегративным подходами.Основным отличием является разница между эмпирическим прагматизмом и теоретической гибкостью. Интеграция связана с приверженностью концептуальному или теоретическому творчеству, выходящему за рамки прагматического технического смешения процедур, свойственного эклектизму. A.A. Lazarus (1995) говорит о несовместимости между собой эклектики и интеграции [6]. По его мнению, создание единственно верного подхода как к пониманию, так и к разрешению конкретной проблемной области не соответствует потребностям времени. А.А. Лазарус (1986) утверждает, что «эффективно работающие психотерапевты должны преодолеть границу между наукой и искусством. ... Искусство состоит в том, чтобы убедить пациента следовать медицинским предписаниям, а также в том, чтобы учесть внутренние или межличностные факторы, которые способны оказать то или иное влияние на ход терапии». В России в настоящее время идёт активное развитие множества методов и модальностей психотерапии. Процесс интеграции методов приобретает всё большее и большее распространение. А.А. Александров (2009) говорит, что важным стимулом для интеграции различных подходов является широкое внедрение в практику групповой психотерапии. «Групповая психотерапия создаёт уникальную терапевтическую ситуацию, связанную с включением пациента в реальное взаимодействие с другими людьми, при которой создаются условия интенсивного психологического воздействия на все плоскости личностного функционирования. Групповая психотерапия с неизбежностью подводит к использованию приёмов, предназначенных для воздействия на когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты личности, разработанных в рамках различных терапевтических подходов». Он называет факторы, способствовавшие развитию интегративного движения: 1) распространение многочисленных форм и методов психотерапии, затрудняющих выбор, а также их изучение и применение; 2) неадекватность ни одного из психотерапевтических направлений для всех категорий пациентов; 3) поиск общих базовых процессов, характерных для всех форм психотерапии, и постепенное признание того факта, что разные методы, по сути, могут иметь больше сходств, чем различий; 4) примерно равная эффективность лечения независимо от форм психотерапии; 5) акцент на существенной роли взаимоотношений психотерапевт—пациент при любых формах психотерапии; 6) социально-экономические процессы в обществе, предъявляющие повышенные требования к. качеству, продолжительности и эффективности лечения и оказывающие более объединяющее, чем разъединяющее психотерапевтов действие.

Авторы:

Макаров В.В.

Издание: Психотерапия
Год издания: 2012
Объем: 4с.
Дополнительная информация: 2012.-N 11.-С.2-5. Библ. 27 назв.
Просмотров: 151

Рубрики
Ключевые слова
активные
акцентуация
александр
аспекты
базы
болеющие
большая
будущего
бурая
века
веса
взаимодействие
взаимоотношения
включениями
влияние
внедрение
внутренняя
внутри
воздействие
возможности
врач-больной
временная
время
второй
входной
выбор
выходного
гибкая
года
годовые
граница
границы
групповая
дальний
данные
движение
действие
декларация
дифференциация
другого
другому
единственная
запад
западная
зрения
изучение
индивидуального
интегративный
интеграция
интенсивная
искусство
использование
история
категориям
качества
ключ
когнитивная
конечные
конкретный
концептуальный
концепция
лечение
личности
личностная
людях
медицинская
медицины
медленно
межличностные
метод
методов
методологии
мнение
модальность
мультимодальный
направлениях
настоящие
наука
начала
неадекватный
независимые
немая
нескольким
несовместимость
низкие
областей
обоснование
общества
общие
объект
обязательного
одного
оказывающие
основа
основания
основной
отличия
отношения
охрана
павлова
пациент
первая
плоскости
поведенческая
повышенная
подход
поиск
пола
политика
понятий
попытка
порода
послед
потребности
правильная
практика
практикующие
приверженность
признаки
применение
принадлежащие
принадлежности
проблемно
продолжительности
профессии
профессиональная
процедура
процесс
психоанализ
психологическая
психотерапевтические
психотерапия
психофизиологическая
работа
работающие
равными
развитие
различие
различный
различными
разрешение
рамки
распространение
результата
роли
россии
рост
ряда
свойства
связанные
связей
семейная
синтез
ситуации
следовой
создание
социально-экономические
способ
способность
стимула
стран
страна
стратегия
сходство
творчество
теоретическая
теория
терапевтическая
терапия
территория
техника
техническая
точка
традиционная
тракт
транс
требования
три
убеждения
уровни
условия
фактор
факторы
форм
формы
фрейда
функционирование
характерного
ход
широкая
школа
эклектизм
элементы
эмоциональный
эмпирическая
эффективность
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 18.116.43.52)
Яндекс.Метрика