Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Полимодальная психотерапия
Аннотация:
Интегративная психотерапия располагает весьма отличающимся уровнем развития: в практике, теории, профессиональной политике. Причём, как и в других областях психотерапии, практика опережает теорию. Многие профессионалы работают в интегративном ключе. Некоторые вынуждены это скрывать из-за соображений профессиональной политики. Теория в этой области развивается медленно, и связано это, с одной стороны, с тем, что для теоретического обоснования и понимания вполне достаточно теории одной из модальностей, входящей в интегративный подход. Причём эта теория может получать своё дальнейшее развитие. С другой стороны, интегративную практику можно объяснять различными теориями разных модальностей, обычно входящими в данный интегративный подход. Кроме того, укрепилась точка зрения о том, что всякая модальность, а значит и интегративный подход, обязательно должны располагать своей теорией, и без неё они немыслимы. С точки зрения профессиональной политики, в западной психотерапии, на протяжении более чем века, принадлежность к определённой модальности представляется единственно правильной стратегией, как бы признаком породы. А мультимодальный подход трактуется как принадлежащий к более низкому уровню. Традиционно лидеры модальностей охраняют границы своих методов, их территорию. А если помнить о том, что только принадлежность к признанной модальности в странах Запада даёт возможность профессионалу как обучаться профессии, так и в последующем практиковать, то становится понятным, в связи с чем многие практикующие психотерапевты совсем неохотно признаются в интегративности своей практики. Вместе с тем, на уровне деклараций, ряд лидеров психотерапевтических модальностей стран Запада соглашаются, что будущее, конечно, за интегративностью в психотерапии. Причём они имеют в виду весьма отдалённое будущее. Завьялов В.Ю. (2011) начало процесса интеграции в психотерапии датирует тридцатыми годами прошлого века, когда наметился бурный рост отличающихся одна от другой школ психотерапии . Дифференциация же школ психотерапии началась внутри психоанализа Зигмунда Фрейда. Основоположниками интегративного направления в психотерапии были Френч и Куби (French and Kubie), которые в начале тридцатых годов попытались транслировать концепции и методологию павловской психофизиологической школы в психоанализ, объединяя конструкты первой школы «торможение», «дифференциация», «обусловливание», с понятиями-конструктами второй — «вытеснение», «выбор объекта», «инсайт». Фердинанд Кноблох (1950) создал интегративный подход в психотерапии, изначально сочетающий в себе несколько теорий и распространялся на индивидуальную, групповую и семейную формы психотерапии . Существуют три направления интегративной психотерапии, которые необходимо рассмотреть: технический эклектизм, теоретическая интеграция и общие факторы. Технический эклектизм включает в себя психотерапевтические техники, заимствованные из различных школ. Сторонники этого направления утверждают, что никакой связи между метаубеждениями и техниками нет. Теоретическая интеграция включает в себя основополагающие психотерапевтические теории и техники. Это направление включает в себя элементы творчества, основанные на психологических концепциях, и синтезирует в себе элементы двух или более подходов психотерапии. Подход общих факторов основан на убеждении, что на результаты терапии общие черты влияют больше, чем уникальные факторы, зависящие от разновидности терапии. J.C. Norcross и L.M. Grencavage (1990) говорят о различиях между эклектическим и интегративным подходами.Основным отличием является разница между эмпирическим прагматизмом и теоретической гибкостью. Интеграция связана с приверженностью концептуальному или теоретическому творчеству, выходящему за рамки прагматического технического смешения процедур, свойственного эклектизму. A.A. Lazarus (1995) говорит о несовместимости между собой эклектики и интеграции [6]. По его мнению, создание единственно верного подхода как к пониманию, так и к разрешению конкретной проблемной области не соответствует потребностям времени. А.А. Лазарус (1986) утверждает, что «эффективно работающие психотерапевты должны преодолеть границу между наукой и искусством. ... Искусство состоит в том, чтобы убедить пациента следовать медицинским предписаниям, а также в том, чтобы учесть внутренние или межличностные факторы, которые способны оказать то или иное влияние на ход терапии». В России в настоящее время идёт активное развитие множества методов и модальностей психотерапии. Процесс интеграции методов приобретает всё большее и большее распространение. А.А. Александров (2009) говорит, что важным стимулом для интеграции различных подходов является широкое внедрение в практику групповой психотерапии. «Групповая психотерапия создаёт уникальную терапевтическую ситуацию, связанную с включением пациента в реальное взаимодействие с другими людьми, при которой создаются условия интенсивного психологического воздействия на все плоскости личностного функционирования. Групповая психотерапия с неизбежностью подводит к использованию приёмов, предназначенных для воздействия на когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты личности, разработанных в рамках различных терапевтических подходов». Он называет факторы, способствовавшие развитию интегративного движения: 1) распространение многочисленных форм и методов психотерапии, затрудняющих выбор, а также их изучение и применение; 2) неадекватность ни одного из психотерапевтических направлений для всех категорий пациентов; 3) поиск общих базовых процессов, характерных для всех форм психотерапии, и постепенное признание того факта, что разные методы, по сути, могут иметь больше сходств, чем различий; 4) примерно равная эффективность лечения независимо от форм психотерапии; 5) акцент на существенной роли взаимоотношений психотерапевт—пациент при любых формах психотерапии; 6) социально-экономические процессы в обществе, предъявляющие повышенные требования к. качеству, продолжительности и эффективности лечения и оказывающие более объединяющее, чем разъединяющее психотерапевтов действие.
Авторы:
Макаров В.В.
Издание:
Психотерапия
Год издания: 2012
Объем: 4с.
Дополнительная информация: 2012.-N 11.-С.2-5. Библ. 27 назв.
Просмотров: 153