Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Техники работы с сопротивлением в психодраме, центрированной на протагонисте


Аннотация:

Презентация клиентцентрированной психодрамы: рассмотрены личностные механизмы сопротивления терапевтическому процессу. Представлены психодраматические методы и техники преодоления сопротивления при индивидуальной и групповой работе. Преодоление сопротивления клиента психотерапевтическому процессу является важной составляющей в установлении ответственного, а значит позитивного терапевтического альянса между клиентом и терапевтом. Фасилитация сопротивления в групповом процессе это всегда момент истины для психотерапевта, это пик проявления его творчества, его инсайта, спонтанности и импровизации, его подлинного контакта с группой, когда нет готовых заготовок и штампов, а есть реальное переживание, требующее подлинных теле-отношений с группой и протагонистом. Успешное разрешение сопротивления это та лакмусовая бумажка, которая определяет качество доверия к ведущему, со стороны участников группы и протагониста в частности. Поэтому неудачное разрешение сопротивления часто приводит к поверхностному групповому процессу, где опыт переживаний подменяется «разговорным жанром», советами и т.п. «Непроработка» (иногда из-за отсутствия супервизии) не осознаваемого, собственного сопротивления ведущего при его работе в группе или с протагонистом, приводит к «закрытости» терапевта, консервации его спонтанности и творчества, лишает чувства ответственности перед группой и личностью протагониста. Протагонист и группа также чувствуют это и в свою очередь могут «сопротивляться» терапевтическому процессу. Анализ базовых психологических теорий, описывающих защитное поведение человека, которое можно интерпретировать и как сопротивление терапевтическому процессу, позволяет выделить три основных направления. Первое связано с анализом роли защитных механизмов и совладающих стратегий в школе психоанализа, второе с когнитивным подходом, а третье с эмоционально-личностным направлением. В контексте последнего развивается и психодраматический подход, в рамках которого можно выделить сопротивление терапевтическому альянсу, как со стороны протагониста, так и со стороны группы. Под сопротивлением протагониста мы понимаем как пассивное, так и активное нежелание выражать свои чувства в группе, посредством разговора, так и посредством игры. Под сопротивлением группы мы понимаем межличностное сопротивление, когда не только протагонисты, но также и вспомогательные лица и вся группа могут выражать сопротивление психодраме. Например, когда вспомогательные лица отказываются играть роли определённых антагонистов. В концепции ролевого развития Морено процесс ролевого развития личности состоит в том, что личность способна одновременно действовать на соматическом, психическом, социальном и трансцендентно-интегративном ролевых уровнях. Патологическое развитие личности связано с нарушениями в процессе освоения ролей, застыванием на одном или регрессией к более низкому ролевому уровню развития. В отличие от психоанализа Морено связывает это не с сексуальной сферой, а именно с нарушением ролевого развития человека и определяет его как возвращение/перескакивание к другой ролевой категории. Например, скачок с соматического на социальный ролевой уровень без освоения на достаточном уровне психического приводит к психопатическому развитию, а скачок с психического ролевого уровня на трансцендентный без достаточного овладения социальным ролевым поведением приводит к нарушениям шизоидного круга личности. В групповой психодраматической работе это особенно проявляется в индивидуальной игре протагониста. В частности, когда протагонист в связи с недостаточным ролевым развитием оказывает сопротивление терапевтическому процессу. Для исследования феномена сопротивления в групповом психодраматическом процессе и путей его преодоления методом и техниками психодрамы была сформирована экспериментальная группа из 10 чел.: 4 мужчины и 6 женщин. Группа прошла 8 сессий общей длительностью 64 часа. Сессии проводились с частотой два раза в неделю. Все сессии были проведены на базе Черниговского центра медико-социальной реабилитации детей-инвалидов «Возрождение». Анализируя сопротивление в групповом психодраматическом процессе, мы исхо-

Авторы:

Мозговой В.И.

Издание: Психотерапия
Год издания: 2012
Объем: 3с.
Дополнительная информация: 2012.-N 11.-С.56-58. Библ. 7 назв.
Просмотров: 401

Рубрики
Ключевые слова
(психол)
активные
анализ
антагонисты
базе
базы
болеющие
бумажный
ведущие
врач-больной
врача
вспомогательные
второй
выражение
групп
групповая
действия
детей
длительность
доверие
другому
женщин
защитная
игровая
игры
индивидуального
инсайт
исследование
истины
категории
качеств
качества
клиент
когнитивная
контакт
концепция
круга
лечения
лица
личности
личностная
личностных
лишай
медико-социальная
межличностные
метод
методы
механизм
момент
моря
мужчин
направлениях
нарушения
недостаточное
неудачно
низкие
общей
одновременная
одного
опыт
основной
особый
осознаваемый
ответ
ответственности
отказ
отличия
отношения
отсутствие
пассивно
патологическая
первая
перед
переживания
поведение
поверхностное
подход
поза
позитивные
послед
презентация
преодоления
проведения
проецирования
протагонист
процесс
процессы
проявление
проявления
психическая
психоанализ
психоаналитическая
психодрама
психологическая
психологические
психопатии
психотерапевтические
психотерапия
путей
работа
развитие
разрешение
рамки
реабилитации
регрессия
ролей
роли
роль
связей
сексуальная
сессии
собственно
совет
соматические
сопротивление
состав
социальная
спонтанная
способность
стратегия
супер
сфера
творчество
теория
терапевтическая
терапевты
терапия
техника
транс
третья
три
уровень
уровни
участники
феномен
центр
частная
частота
часы
человек
черни
чувств
шизоидные
школа
штамп
экспериментальная
эмоциональный
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 18.119.161.216)
Яндекс.Метрика