Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Методы холистической психотерапии как модели современной целостной психокоррекции и терапии
Аннотация:
Как известно (Макаров В В., 2006; Эйдемиплер Э.Г, 2012), основной тенденцией развития современной психотерапии является создание интегративных моделей, техник и методов, стремление различных исторически сложившихся школ и направлений психотерапии к интеграции, то есть к «восполнению» и «целостности». По мнению некоторых зарубежных авторов, «психотерапевтический дух времени в XXI веке будет выражен одним или несколькими вариантами психотерапевтической интеграции» (J.Prochaska, J.Norcross, 2003). Важнейшим, на наш взгляд, стимулом к интеграции в современной психотерапии может быть стремление к институционализации, то есть к превращению психотерапии независимо от моделей и модальностей в единую профессию, имеющую конечное количество специальностей. Именно этот закономерный этап развития проходит в настоящее время наша молодая профессия — «психотерапия». Психотерапия обладает признаками и науки, и искусства, то есть для неё характерно и открытие причинно-следственных связей через анализ и синтез, и образное осмысление действительности через опыт Практическая направленность психотерапии, опора на опыт, эмпирический и индивидуальный подход, проявляющееся с годами у большинства психотерапевтов мастерство, — все это роднит нашу профессию с «ремеслом» (без переносного, негативного и обесценивающего значения этого термина). Цеховой способ подготовки психотерапевтов подразумевает прямую передачу знаний, навыков и умений от мастера непосредственно ученику, от обучающего к обучаемому, по всем существующим каналам восприятия одновременно и целостно. Передача навыков, как правило, подразумевает раскрытие основных алгоритмов организации психотерапевтического процесса. На семинарах, тренингах, на более продолжительных курсах обучения почти всегда звучит методический запрос на освоение алгоритмов методик и техник по теме занятий. В этой связи встаёт вопрос о стандартизации обучения психотерапии, выработке общих стандартов и единой сертификации, что в свою очередь возвращает нас к необходимости осмысления происходящих в современной психотерапии интегративных процессов. Оставим в стороне такие способы псевдоинтеграции в психотерапии, как «комбинация» и «эклектика», которые по образному выражению профессора В.А. Винокура, являются «лишь нарезкой различных продуктов, но не новым блюдом», и рассмотрим возможные пути реальной интеграции. Некоторые зарубежные авторы (Gurman А., S., Messer, S., В. 2003) предлагают 4 основные способа интеграции: 1) технический эклектизм (The technical eclecticism), 2) общий фактор (The сотглоп-factor approach), 3) теоретическая интеграция (The theoretical integration), 4) ассимилятивная интеграция.
Авторы:
Старостин О.А.
Издание:
Психотерапия
Год издания: 2013
Объем: 3с.
Дополнительная информация: 2013.-N 2.-С.23-25. Библ. 12 назв.
Просмотров: 73