Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПАТОГЕНЕЗА ТУБЕРКУЛЕЗА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Аннотация:
Проведён анализ личностных характеристик и особенностей эмоционального реагирования детей и подростков, больных туберкулёзом органов дыхания, а также изучена специфика детско-родительских взаимоотношений в семьях пациентов. Основную группу составили 200 впервые выявленных пациентов, находившихся на лечении в детско-подростковом отделении ФГБУ «ЦНИИТ» РАМН в 2008-2010 гг., группу сравнения - 170 соматически здоровых детей, не инфицированных микобактериями туберкулёза (учащихся средней общеобразовательной школы г. Москвы). Выявленные эмоционально-личностные характеристики больных туберкулёзом органов дыхания детей и подростков (эмоциональная неустойчивость, зависимость от значимых лиц, низкая эмоциональная приспособленность к ситуациям самораскрытия и оценки, субъективно-подозрительное отношение к окружающим, алекситимический радикал личности, нормативное поведение) рассматриваются в качестве потенциальных патогенных психологических факторов снижения адаптационных ресурсов организма и развития соматической патологии. Ключевые слова, детский туберкулёз, личностные характеристики, стрессогенные факторы, детско-родительские отношения, психологическая реабилитация, биопсихосоциальный подход. В настоящее время широко признаётся необходимость разработки системы медико-пси-хологической реабилитации и профилактики во фтизиатрии, особенно в детской. В практическом отношении реабилитационные мероприятия являются комплексом медицинских и психологических воздействий, направленных на социальное окружение, внешние условия адаптации пациента . В методологическом плане концепция реабилитации реализует биопсихосоциальный подход к заболеванию, в котором развитие болезни рассматривается в системе организм - личность - среда, отражающей тесную связь между физиологическими факторами, стрессовыми воздействиями различной силы и длительности, а также премор-бидными личностными особенностями пациента . Согласно данной модели соматическая предрасположенность к развитию болезни может взаимодействовать со многими психологическими и социальными детерминантами. Следовательно, для обеспечения адекватных реабилитационных мероприятий в детской фтизиатрии представляется важным создание многофакторной модели заболевания, что предполагает исследование всех основных факторов его патогенеза: медицинских, социальных, а также психологических. С конца XX в. туберкулёз в России относится к классу социально значимых заболеваний и рассматривается в непосредственной связи с качеством жизни населения, социально-экономической обстановкой в обществе. Социальные факторы риска развития туберкулёза у детей и подростков традиционно относят к ведущим наряду с эпидемическими и медико-биологическими. Интегративный подход к проблемам туберкулёза предполагает также углублённое изучение преморбидных психоэмоциональных и поведенческих особенностей пациентов фтизиатрических учреждений, которые оказывают непосредственное влияние на адаптационные возможности организма. Вопрос о психологических факторах патогенеза туберкулёза уже широко обсуждался в научной литературе XIX в.
Авторы:
Золотова Н.В.
Издание:
Туберкулез и болезни легких
Год издания: 2013
Объем: 8с.
Дополнительная информация: 2013.-N 4.-С.25-32. Библ. 23 назв.
Просмотров: 71