Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПАТОГЕНЕЗА ТУБЕРКУЛЕЗА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ


Аннотация:

Проведён анализ личностных характеристик и особенностей эмоционального реагирования детей и подростков, больных туберкулёзом органов дыхания, а также изучена специфика детско-родительских взаимоотношений в семьях пациентов. Основную группу составили 200 впервые выявленных пациентов, находившихся на лечении в детско-подростковом отделении ФГБУ «ЦНИИТ» РАМН в 2008-2010 гг., группу сравнения - 170 соматически здоровых детей, не инфицированных микобактериями туберкулёза (учащихся средней общеобразовательной школы г. Москвы). Выявленные эмоционально-личностные характеристики больных туберкулёзом органов дыхания детей и подростков (эмоциональная неустойчивость, зависимость от значимых лиц, низкая эмоциональная приспособленность к ситуациям самораскрытия и оценки, субъективно-подозрительное отношение к окружающим, алекситимический радикал личности, нормативное поведение) рассматриваются в качестве потенциальных патогенных психологических факторов снижения адаптационных ресурсов организма и развития соматической патологии. Ключевые слова, детский туберкулёз, личностные характеристики, стрессогенные факторы, детско-родительские отношения, психологическая реабилитация, биопсихосоциальный подход. В настоящее время широко признаётся необходимость разработки системы медико-пси-хологической реабилитации и профилактики во фтизиатрии, особенно в детской. В практическом отношении реабилитационные мероприятия являются комплексом медицинских и психологических воздействий, направленных на социальное окружение, внешние условия адаптации пациента . В методологическом плане концепция реабилитации реализует биопсихосоциальный подход к заболеванию, в котором развитие болезни рассматривается в системе организм - личность - среда, отражающей тесную связь между физиологическими факторами, стрессовыми воздействиями различной силы и длительности, а также премор-бидными личностными особенностями пациента . Согласно данной модели соматическая предрасположенность к развитию болезни может взаимодействовать со многими психологическими и социальными детерминантами. Следовательно, для обеспечения адекватных реабилитационных мероприятий в детской фтизиатрии представляется важным создание многофакторной модели заболевания, что предполагает исследование всех основных факторов его патогенеза: медицинских, социальных, а также психологических. С конца XX в. туберкулёз в России относится к классу социально значимых заболеваний и рассматривается в непосредственной связи с качеством жизни населения, социально-экономической обстановкой в обществе. Социальные факторы риска развития туберкулёза у детей и подростков традиционно относят к ведущим наряду с эпидемическими и медико-биологическими. Интегративный подход к проблемам туберкулёза предполагает также углублённое изучение преморбидных психоэмоциональных и поведенческих особенностей пациентов фтизиатрических учреждений, которые оказывают непосредственное влияние на адаптационные возможности организма. Вопрос о психологических факторах патогенеза туберкулёза уже широко обсуждался в научной литературе XIX в.

Авторы:

Золотова Н.В.
Ахтямова Л.А.
Стрельцов В.В.
Баранова Г.В.

Издание: Туберкулез и болезни легких
Год издания: 2013
Объем: 8с.
Дополнительная информация: 2013.-N 4.-С.25-32. Библ. 23 назв.
Просмотров: 71

Рубрики
Ключевые слова
2008
адаптация
адекватность
алекситимия
анализ
биопсихосоциальный
болезнь
больные
ведущие
взаимодействие
взаимоотношения
влияние
внешний
воздействие
возможности
вопрос
впервые
временная
время
выявленный
групп
данных
детей
детерминанта
дети
детская
длительность
дыхание
жизни
заболевания
зависимости
здоровое
изучение
изучению
интегративный
инфицированная
исследование
качеств
качества
класс
клиническое
ключ
комплекс
концепция
легких
лечение
литература
лицами
личности
личностная
личностных
медико-биологические
медико-психологическое
медицинская
мероприятия
методологии
методы
микобактерии
многофакторный
модели
москва
направленный
население
настоящие
научной
необходимости
непосредственные
неустойчивость
низкие
нормативная
обеспечение
обстановка
общей
общества
окружающая
описание
организм
органов
основной
особенности
особый
отделение
отношение
оценка
патогенез
патогенные
патологии
пациент
планы
поведение
поведенческая
подростки
подростковая
подход
потенциальный
практическая
предрасположенность
преморбид
приспособления
проблема
проецирования
профилактика
психическая
психологическая
психотерапия
психоэмоциональное
психоэмоциональный
работа
радикал
развитие
различный
разработка
реабилитации
реабилитационные
реагирование
ресурсами
риск
родители-ребенок
россии
связей
семьи
силлард
систем
ситуации
следовой
слова
снижение
создание
соматические
состав
состояние
социальная
социально-экономические
социальные
сравнение
среда
среднего
стресс
стрессовое
стрессогенные
субъективный
традиционная
туберкулез
туберкулоид
условия
учащихся
учреждение
фактор
физиологическая
фтизиатрическая
фтизиатрия
характеристика
широкая
школа
эмоциональный
эпидемический
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.145.105.149)
Яндекс.Метрика