Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Ведение пациентов с когнитивными нарушениями


Аннотация:

Актуальной проблемой являются нарушения памяти и других когнитивных функций в пожилом возрасте. По эпидемиологическим данным, примерно 50% лиц старше 65 лет жалуются на повышенную забывчивость. В основе указанных жалоб могут лежать как естественные возрастные изменения, так и разные дегенеративные и сосудистые заболевания головного мозга, риск которых значительно повышается с возрастом. Более 100 неврологических заболеваний сопровождается нарушением когнитивных функций, которые в ряде случаев прогрессируют до степени деменции (слабоумия); см. рисунок. По данным популяционных исследований, в настоящее время в мире проживают 15-20 млн пациентов с деменци-ей. Наличие этого наиболее тяжелого вида когнитивных расстройств приводит к увеличению смертности, существенно ухудшает качество жизни пациентов и их родственников, ложится тяжелым социально-экономическим и эмоциональным бременем на общество в целом. В последние годы в лечении деменции достигнуты определенные успехи. Применение современной патогенетической терапии способно уменьшить выраженность когнитивных нарушений (КН), поведенческих и нейропсихиатриче-ских нарушений, увеличить самостоятельность пациентов и, соответственно, уменьшить бремя, которое ложится на родственников и других ухаживающих лиц. Тем не менее проблема деменции еще далека от окончательного решения. В настоящее время в абсолютном большинстве случаев мы не можем вылечить деменцию или стабилизировать состояние на длительное время. Поэтому чрезвычайно важным является изучение факторов риска возникновения когнитивных расстройств и ранняя их диагностика с целью эффективного проведения профилактических мероприятий и лечения КН на стадии более легких, недементных расстройств. Когнитивные функции: определение и морфологический субстрат Под когнитивными (познавательными) функциями принято понимать наиболее сложно организованные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира. К ним относятся: • Внимание - способность поддерживать оптимальный для умственной деятельности уровень активации коры головного мозга, выделять нужную информацию из общего афферентного потока, концентрироваться на наиболее актуальных целях и текущих задачах. • Память - способность запечатлевать, сохранять и в нужный момент воспроизводить необходимую для решения актуальных задач информацию. • Гнозис - способность воспринимать и распознавать информацию разной модальности. • Праксис - способность планировать и осуществлять последовательность движений, необходимых для осуществления поставленной цели. • Речь - способность понимать и выражать мысли с помощью слов. • Мышление - способность анализировать информацию, выявлять сходства и различия между ее составными частями, выносить суждения и умозаключения. Когнитивные функции формируются в результате интегрированной деятельности разных отделов головного мозга. При этом площадь ассоциативных зон коры головного мозга многократно превышает площадь первичных двигательных и сенсорных зон. Согласно концепции А.РЛурии, каждый отдел головного мозга вносит свой специфический вклад в формирование когнитивных функций. Гип-покамп, маммилярные тела, медиальные ядра таламуса и связанные с ними структуры (круг Пейпеца) отвечают за поддержание необходимого уровня внимания и запоминание новой информации. Задние отделы коры (теменные, височные и затылочные доли) обеспечивают восприятие, обработку, распознавание и сохранение информации. Роль лобных долей головного мозга заключается в выборе цели деятельности, разработке программы для достижения поставленной цели и контроле за выполнением программы (так называемые управляющие функции). Эпидемиология КН В соответствии с классификацией, предложенной академиком Н.Н.Яхно, когнитивные функции в зависимости от тяжести разделяют на легкие, умеренные и тяжелые (табл. 1). Самым частым видом тяжелых КН является деменция. Де-менция представляет собой полифункциональные когнитивные расстройства, обязательным компонентом которых являются нарушения памяти, которые приводят к профессиональной, социальной и бытовой дезадаптации. Деменция особенно широко распространена среди пожилых людей. Риск развития деменции многократно увеличивается с возрастом. Так, в общей популяции лиц старше 65 лет частота встречаемости деменции составляет 3,0-7,7%, в то время как среди лиц 85 лет и старше этот показатель составляет 20-45%. По данным всероссийского исследования Этиология когнитивных нарушений. Кавинтон

Авторы:

Вахнина Н.В.

Издание: Справочник поликлинического врача
Год издания: 2013
Объем: 6с.
Дополнительная информация: 2013.-N 3.-С.40-45. Библ. 0 назв.
Просмотров: 70

Рубрики
Ключевые слова
50
абсолютный
академик
активация
акты
анализ
ассоциативная
афферентные
болезней
болезни
болеющие
больного
большая
бытовая
ведение
височный
внимание
возникновения
возраст
возрастные
восприятие
время
всероссийский
выбор
выполнение
гиппокамп
гнозис
годовые
голова
даль
данные
двигательная
движение
дегенеративное
дезадаптация
деменция
деятельности
диагностика
длительное
доли
достижение
другого
естественная
жалобы
жизни
заболевания
забывчивость
зависимости
задач
заднее
затылочная
зоны
изменение
изучение
интегрированные
информации
исследование
кавинтон
качества
классификация
когнитивная
когнитивные
компонент
контроль
концентрации
концепция
коры
круг
легкая
лет
лечение
лицами
лобная
ложе
людей
медиальная
мероприятия
мирового
модальность
мозга
момент
морфологическая
мышление
наличия
нарушения
настоящие
неврологическая
нейропсихиатрия
новые
обработка
общего
общей
общества
обязательного
определение
определенного
оптимальное
организованное
основа
особый
осуществление
отдел
памяти
память
патогенетическая
пациент
первичная
планы
площадь
поведенческая
повышенная
поддержание
поддержка
пожилой
познавательная
познания
показатели
полифункциональность
помощи
популяции
популяционная
послед
последовательностей
поток
праксис
признаки
применение
принятия
проблема
проведение
программ
прогресс
профессиональная
профилактическая
процесс
развитие
раздел
различие
разработка
раннего
распознавание
расстройств
расстройства
рационального
результата
речи
решения
риск
риска
рисунок
родственник
роль
ряда
самостоятельность
связанные
сенсорная
симптомы
слабоумие
слово
сложные
случаев
смертности
современная
соответствие
состав
состояние
сосудистая
сохранение
социальная
специфическая
способности
способность
среда
стадии
старше
степени
структур
субстратов
суждение
сходство
таламус
тела
теменная
терапия
тяжелая
тяжести
увеличение
увеличить
указ
умеренная
умственная
управляющая
уровень
уровни
успехе
уха
фактор
факторы
фармакокинетика
формирование
функции
цели
целом
целью
целях
частота
частями
часы
чрезвычайных
широкая
эмоциональный
эпидемиологическая
эпидемиология
этиология
эффективный
ядра
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 10.1.104.102)
Яндекс.Метрика