Полный текст
В.А. Калёнов, Н.Ф. Шильникова, В.Ю. Макаров
Финансово-экономический анализ деятельности медицинской службы органов внутренних дел Забайкальского края
ГБОУ ВПО "Читинская государственная медицинская академия" Минздрава России
Контактная информация: Н.Ф. Шильникова e-mail: ozizchita@mail.ru
Резюме:
В статье представлены результаты финансово-экономического анализа за период 2007-2011 гг. В динамике изучены источники финансовых поступлений: федеральный бюджет, средства обязательного медицинского страхования, доходы от платных медицинских услуг, определен удельный вес каждого источника в общем объеме финансирования. Проанализирована структура расходов, выявлены резервы системы финансирования - развитие дополнительных медицинских и реабилитационных услуг к программам обязательного медицинского страхования.
Ключевые слова:
финансирование, бюджет, расходы, медицинское оборудование, стоимость, медицинская служба
V.A. Kalenov, N.F. Shilnikova, V.U. Makarov
Financial-Economic Analysis of Medical Service Activity of Internal Affair Departments of Zabaikalsky Region
Chita State Medical Academy
Summary:
The article represents the results of the financial-economic analysis of the period from 2007 to 2011. The sources of financial investments are being studied in their dynamics: the federal budget, means of obligatory medical insurance, income from paid medical services; the relative amount of every source in the common financial scale is being determined. The expense composition is being analyzed; more than a half of the financial means is being spent for labour payment. The reserves of the finance system, revealing the supplementary medical and rehabilitation services to the programs of compulsory medical insurance, are being settled.
Key words:
finance, budget, expenses, medical equipment, cost, paid services
Введение
Приоритетными направлениями деятельности медико-санитарных частей Министерства внутренних дел и управления внутренних дел в субъектах Российской Федерации являются мониторинг состояния здоровья сотрудников, несущих службу в особых условиях, организация медико-психологического сопровождения и реабилитационных программ [6, 7, 8, 9, 10]. Необходимыми условиями эффективности мероприятий по медико-психологической профилактике и реабилитации являются их комплексность, адресность, индивидуальный подход и доступность, формирующие определенные особенности в подходах к лечению и реабилитации участников боевых действий [5]. Данная категория лиц подлежит динамическому наблюдению в условиях профильных лечебных учреждений ведомственного здравоохранения. В последние десятилетия в системе ведомственного здравоохранения сложилась неблагоприятная обстановка, связанная с недостаточной нормативно-правовой регламентацией медицинской деятельности, длительным недофинансированием и как следствие - катастрофическое состояние материально-технической базы, низкая мотивация кадров к качественному труду, структурные диспропорции отрасли [2]. Сочетание особенностей профессиональной деятельности и общих неблагоприятных условий усложняет задачу по охране здоровья сотрудников ОВД [3].
Целью настоящего исследования явилось проведение финансово-экономического анализа медицинской службы органов внутренних дел на территории Забайкальского края.
Материалы и методы
Исследование проведено на базе Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю" и предполагало изучение состояния финансовых ресурсов за период 2007-2011гг. путем выкопировки данных из утвержденных отраслевых статистических финансовых форм с использованием санитарно-статистического, экономического и аналитического методов.
Обсуждение результатов
Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю" представлено: госпиталем на 100 коек, поликлиникой на 150 посещений в смену, военно-врачебной комиссией, центром психофизиологической диагностики, центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора, медицинской частью по обслуживанию Читинского суворовского военного училища МВД России. На территории Забайкальского края сотрудникам МВД, членам их семей, а так же пенсионерам и контингенту прикреплённому на обслуживание, ФКУЗ "МСЧ МВД России по Забайкальскому краю" оказывает первичную медико-санитарную, включая первичную медико-санитарную специализированную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, а также медицинскую реабилитацию. Безусловно, что на сотрудников ОВД помимо специфики профессиональной деятельности воздействуют и общие внешне средовые факторы и социальные условия жизни, неблагоприятно отражающиеся на показателях здоровья граждан России [1, 4].
Источниками финансирования медицинской службы органов внутренних дел Забайкальского края являются: федеральный бюджет, средства ОМС, а также доходы от платных медицинских услуг. Совокупный объем финансовых средств в ведомственном здравоохранении региона за период 2007-2011 гг. возрос на 94%, с 66 517,2 тыс. до 129 346,8 тыс. рублей за счет всех источников. Среди всех источников преобладали средства федерального бюджета, составляющие в общем объеме финансирования в 2007 и в 2008гг. 81%, в 2009 и в 2010гг .- 77%, и в 2011г. - 79%.
Таблица 1. Финансирование медицинской службы органов внутренних дел Забайкальского края (тыс. руб.) Источники финансирования 2007 2008 2009 2010 2011
Федеральный бюджет 54044,8 67362,4 85203,4 86958,6 102842,6
Средства ОМС 11494,7 13812,4 23179,6 23208,6 23304,6
Платные медицинские услуги 977,7 1569,6 1799,4 2307,9 3199,6
Итого 66517,2 82744,4 110182,4 112475,1 129346,8
Средства обязательного медицинского страхования за анализируемый период в общей структуре финансирования сохранялись на одном уровне: 17,2% в 2007г; 18 % в 2011г, при этом объем финансовых средств из системы обязательного медицинского страхования также увеличился в 2 раза. Доходы от платных медицинских услуг также возросли с 977,7 тыс. рублей в 2007году до 3199,6 в 2011году, т.е. в 3,3 раза. При этом, доля финансовых средств от платных медицинских услуг в совокупных денежных поступлениях составляла в 2007г. - 1,5%, в 2008г. - 1,9%, в 2009г. - 1,6%, в 2010г. - 2,1%, в 2011г. - 2,4%.
Нами проведен экономический анализ структуры основных расходов на медицинскую помощь прикрепленному контингенту за период 2003-2007 гг. В результате проведенного анализа выявлено, что за весь анализируемый период структура расходов из совокупных источников финансирования оставалась стабильной. Более половины средств расходовалось на оплату труда с начислениями. На втором месте находились расходы на медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы. Третье и четвертое место занимали расходы на капитальные вложения и прочие расходы (транспортные услуги и услуги связи, арендная плата, услуги, связанные с содержанием имущества, а также социальное обеспечение). Расходы на коммунальные услуги находились на пятом ранговом месте в структуре всех расходов.
Таблица 2. Структура расходов на медицинскую помощь по статьям расходов за 2007-2011 гг. (% к итогу) Расходы 2007 2008 2009 2010 2011
Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу
Всего расходов на здравоохранение, в том числе на: 47505,6 100 58070,9 100 72381,6 100 72267,6 100 87520,9 100
оплату труда, включая начисления на фонд оплаты труда 38525,0 81,4 50022,5 86 62776,0 87,6 62376,0 86,3 74793,0 85
медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы 2005,0 4,2 1633,0 2,8 2 306,0 3,2 1807,0 2,5 2370,0 2,7
мягкий инвентарь и обмундирование 205,6 0,4 112,4 0,2 19,5 0,03 43,0 0,06 96,9 0,1
продукты питания 2700,0 5,7 1035,0 1,8 2 242,0 3,1 3695,0 5,1 4064,0 4,6
оплату коммунальных услуг 2650,0 5,6 2668,0 4,6 2638,1 3,6 2901,0 4,5 3662,0 4,2
капитальные вложения в основные фонды 1270,0 2,7 1700,0 2,9 1750,0 2,4 1100,0 1,5 1850,0 2,1
Анализ структуры основных расходов определил третье ранговое место расходования финансовых средств на капитальные вложения в основные фонды. При этом большое внимание уделялось совершенствованию материально- технической базы медицинской службы, включая обеспечение медицинским оборудованием, а также содержание зданий и сооружений как основе обеспечения качества и безопасности оказываемой медицинской помощи. Средства консолидированного бюджета расходовались в том числе и на проведение текущих и капитальных ремонтов в течение всего анализируемого периода. Отмечен рост финансовых расходов на текущие и капитальные ремонты с 1242,6 тыс. с 2007 году до 2986,5 тыс. рублей в 2011, в 2,4 раза за анализируемый период.
В современных условиях актуализируются вопросы экономической эффективности амортизации медицинского оборудования. В связи с этим, целесообразно проведение мониторинга использования материально-технических ресурсов с целью получения максимального экономического эффекта при минимизации убытков и окупаемости затрат [2]. Приобретение медицинского оборудования осуществлялось путем централизованных поставок и децентрализованных закупок, по территориальному принципу. Доля последних возрастала в совокупных расходах на медицинское оборудование в течение анализируемого периода. Всего на приобретение медицинского оборудования расходовано 29 649 тыс. рублей, из них 87% согласно плану централизованных поставок из УМСЗ ДТ МВД России: комплекс рентгеновский диагностический телеуправляемый "Телемедикс Р-АМИКО" стоимостью 11 000 00 тыс. рублей, лабораторный комплекс стоимостью 4 500 000 тыс. рублей и рентгеновский диагностический КРД-ОКО на 2 рабочих места стоимостью 10 558 200 тыс. рублей
Таким образом, за период 2007-2011гг. путем централизованных поставок получена дорогостоящая медицинская техника для проведения высокотехнологичных диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, влияющая на качество проведения и их результаты.
Расходы на приобретение медицинского оборудования децентрализованным методом в течение анализируемого не имеют определенной тенденции. Для определения тенденции изменения показателя построен динамический ряд с расчетом скользящей средней величины, позволяющей достоверно установить увеличение расходов за анализируемый период, представленный в Табл. 3.
Таблица 3. Динамика расходов на медицинское оборудование децентрализованным путем за период 2007-2011гг. Годы 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Число единиц оборудования 8 10 14 3 6 14
Расходы финансовых средств в тыс. рублей 150,0 900,0 897,0 244,0 1958,0 3850,0
Скользящая средняя 649,0 680,0 1042,0 2017,3
Темп прироста (%) 500 -0,33 -72,8 702,4 96,6
Наряду с изучением оснащенности оборудованием организаций медицинского обеспечения органов внутренних дел, проведен анализ физического износа, что позволяет сделать вывод об эффективности использования медицинской техники и адекватного планирования её приобретения.
Таблица 4. Динамика уровня износа медицинской техники за период 2007-2011гг. Годы 2007 2008 2009 2010 2011
Стоимость медицинского оборудования (тыс. рублей) 8940,0 13952,2 24429,0 24666,5 35461,6
Износ (тыс. рублей) 6989,0 8276,0 9400,8 11887,6 14453,8
Износ в % 78 59 38 48 41
m= ± 0,43 m= ±0,41 m= ± 0,31 m= ± 0,32 m= ± 0,29
На фоне нестабильного оснащения учреждений медицинской службы УВД по Забайкальскому краю за период 2007-2011гг. имеет место высокий уровень износа медицинского оборудования в целом по службе, что несомненно влияет на эффективность её эксплуатации и требует коррекции планирования оснащения как за счет централизованных поставок, так и путем децентрализованного приобретения с привлечением внебюджетных дополнительных источников финансирования.
Заключение
Таким образом, результаты финансово-экономического анализа за период 2007-2011 гг. выявили основной источник финансирования - средства федерального бюджета, существенно повлиявшие на общие объемы финансирования, размер которых возрос в два раза за исследуемый период. Также увеличились средства обязательного медицинского страхования и доходы от платных медицинских услуг, доля которых в совокупном объеме финансирования оставалась стабильной невысокой на протяжении всего периода наблюдения. В связи с вышеизложенным, выявлены резервы системы финансирования, связанные в первую очередь с развитием дополнительных медицинских и реабилитационных услуг к программам обязательного медицинского страхования, обеспечения их привлекательности для населения региона, что сформирует дополнительный источник финансирования за счет внебюджетных поступлений. Это в свою очередь повлияет на структуру расходов, представленную за анализируемый период наибольшим удельным весом расходов на оплату труда с начислениями, что ограничивает возможности укрепления материально-технической базы медицинских организаций.
Список литературы
1. Аналитический обзор деятельности центров психофизиологической диагностики медико-санитарных частей МВД России по субъектам Российской Федерации по итогам 2011 г. - 13 апр. 2012 г., № 22/29/ЦЧ/ЦПД-1873.
2. Аудит эффективности использования государственных ресурсов в здравоохранении Российской Федерации / под ред. В.П. Горегляда. - М. : ГЭОТАР-Медиа. - 2006. - 240 с.
3. Вялков А.И. Финансово-экономические механизмы повышения эффективности системы здравоохранения / А.И. Вялков // Главный врач. - 2005. - № 2. - С. 16-20.
4. Деятельность медико-санитарных частей органов внутренних дел Российской Федерации по организации внеплановых медицинских осмотров (обследований) и медико-психологической реабилитации сотрудников, принимавших участие в контртеррористических мероприятиях в северокавказском регионе Российской Федерации в 2007 году: аналитическая справка / Н.И. Мягких, Г.В. Шутко, Е.Л. Усольцева, А.И. Ермачков. - Москва, 2008. - 14 с. - № 22/29/ЦДП-1688.
5. Дитрих И.И. Особенности организации реабилитационной работы с сотрудниками ОВД [Электронный ресурс] / И.И. Дитрих, Т.В. Михайлова // Электронная библиотека института психотерапии и клинической психологии. - Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=603. Дата обращения: 06.08.2012.
6. Марьин М.И. Проведение медико-психологической реабилитации сотрудников ОМОН, принимавших участие в выполнении служебно-боевых задач в Северо-Кавказском регионе и особых условиях : методические рекомендации / М.И. Марьин, Н.И. Мягких, Г.В. Шутко, Л.А. Шилова. - М., 2004. - 63 с.
7. Морозов Д.В. Реализация концепции медико-социальной реабилитации сотрудников правоохранительных органов, пострадавших при исполнении служебных обязанностей / Д.В. Морозов, С.В. Марков, Ю.В. Черний, О.В. Зыков, К.И. Лысенко, А.И. Паневин, А.И. Долбинин // Медицинский вестник МВД. - 2011. - № 3. - С. 2-4.
8. Об утверждении Комплексной программы медико-психологического обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих задачи на территории Северо-Кавказского региона [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 30 апр. 2004 г. № 273 // Информационная система "Кодекс". - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901905352.
9. Сабанин Ю.В. Основные принципы существующей системы медико-психологической реабилитации военнослужащих внутренних войск МВД России и дальнейшее направление её совершенствования / Ю.В. Сабанин, А.Д. Фесюн, Р.Ю. Кореняк // Медицинский вестник МВД. - 2011. - № 1. - С. 2-5.
10. Фисун А.Я. Совершенствование медицинской реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы (в контексте реализуемой федеральной целевой программы) / А.Я. Фисун [и др.] // Военно-медицинский журнал. - 2008. - № 7. - С. 4-5.
В статье представлены результаты финансово-экономического анализа за период 2007-2011 гг. В динамике изучены источники финансовых поступлений: федеральный бюджет, средства обязательного медицинского страхования, доходы от платных медицинских услуг, определен удельный вес каждого источника в общем объеме финансирования. Проанализирована структура расходов, выявлены резервы системы финансирования - развитие дополнительных медицинских и реабилитационных услуг к программам обязательного медицинского страхования.