Полный текст
В.П. Молочный, Н.А. Капитоненко, С.К. Куркин
Программно-целевой подход в обеспечении образовательной деятельности Дальневосточного государственного медицинского университета
Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
Контактная информация: В.П.Молочный, e-mail: ozd_fesmu@mail.ru
Резюме:
В статье проанализирован программно-целевой подход в обеспечении образовательной деятельности Дальневосточного государственного медицинского университета. Приведены основные методологические подходы по разработке перспективных программ и их реализации на примере медицинского вуза. Обозначены основные направления развития университета в рамках Государственной программы РФ "Развитие здравоохранения". Раскрыто содержание мероприятий разработанной "дорожной карты" по развитию университета на период до 2018 года.
Ключевые слова:
Медицинское образование, программно-целевое планирование, стратегическое планирование, научно-образовательный медицинский кластер, подготовка кадров, эффективный контракт, "дорожные карты", повышение эффективности бюджетных расходов, обеспечение медицинскими кадрами, повышение качества подготовки специалистов, развитие медицинских вузов
V. Molochniy, N.Kapitonenko, S. Kurkin
Target-oriented approach in providing the educational activities of the Far Eastern State Medical University
Far Eastern state medical university, Khabarovsk
Summary:
The article analyzed the target-oriented approach in providing the educational activities of the Far Eastern State Medical University. The basic methodological approaches to the development of future programs and their implementation on the example of the medical school. Identified the main directions of development of the university within the State program of the Russian Federation "Development of health care". Disclosure of activities developed by the "road map" for the development of the University for the period up to 2018.
Key words:
medical education, program-oriented planning, strategic planning, research and medical education cluster, training, effective contract, "road maps", increasing the efficiency of budget spending, providing medical staff, improving the quality of training, the development of medical schools
Введение
Одна из основных задач органов управления и планирования состоит в разработке научно обоснованных комплексных программ развития организаций. По своему характеру программы их развития должны быть долгосрочными, то есть рассчитанными на достижение поставленной цели. Все элементы - цель, программа, распределенные функции, программно-целевые органы - составляют систему программно-целевого управления. В Дальневосточном государственном медицинском университете накоплен определенный опыт формирования долгосрочной программы развития вуза [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7].
ДВГМУ - крупнейший центр медицинского и фармацевтического образования, медицинской науки в Дальневосточном федеральном округе, в котором обучаются свыше 3 тысяч студентов, более 80 аспирантов, 180 клинических ординаторов и 300 интернов. Ежегодно университет заканчивают свыше 450 молодых специалистов здравоохранения, повышение квалификации получают около 3500 специалистов с высшим и более 600 - со средним профессиональным образованием.
В соответствие с действующей лицензией университет имеет право осуществлять ведение образовательной деятельности по 10 специальностям: лечебное дело, педиатрия, стоматология, фармация, сестринское дело, медицинская биохимия, клиническая психология, социальная работа, экономика и управление на предприятии (в здравоохранении), лабораторная диагностика. Вуз имеет семь факультетов, медико-фармацевтический колледж и 65 кафедр, его клиническими базами являются 41 лечебно-профилактическое учреждение.
Ежегодно около 50% абитуриентов поступают в университет на основе целевой подготовки по договорам с региональными и муниципальными заказчиками, другими работодателями.
В 2009 году университет получил международный Сертификат системы менеджмента качества в области предоставления образовательных услуг в сфере среднего, высшего и постдипломного образования ISO 9001-2011.
Обсуждение результатов
Несмотря на то, что на Дальнем Востоке врачей готовят четыре профильных вуза, проблема обеспечения медицинскими специалистами является одной из острейших в макрорегионе, особенно в лечебных учреждениях районных, сельских участковых больницах и врачебных амбулаториях. Дефицит врачей сложился даже в регионах, имеющих на своих территориях медицинские вузы. Так, по данным министерства здравоохранения Хабаровского края, показатель укомплектованности учреждений здравоохранения врачами, средним и младшим медицинским персоналом (без учета совместительства) в целом по краю составляет 56,8 %. В 2012 году только в Хабаровском крае общий дефицит составил 1355 специалистов. При этом следует подчеркнуть, что на подготовку врача сегодня уходит семь лет. Университет осуществляет ежегодный выпуск чуть более 300 врачей, не покрывая уже сейчас все возрастающие потребности даже Хабаровского края, не считая другие территории Дальнего Востока.
В нынешней ситуации субъекты Российской Федерации должны иметь долгосрочные целевые программы, направленные на укрепление кадрового потенциала здравоохранения региона [11]. Именно на их основе должны формироваться планы подготовки специалистов в образовательных медицинских и фармацевтических учреждениях. Перспективное кадровое планирование возможно лишь при условии наличия достоверной информации о количестве медицинских работников (врачей разного профиля и среднего медицинского персонала в Дальневосточном регионе), а также на основе взаимодействия с соответствующими образовательными учреждениями [8].
Обеспечение врачебными кадрами лечебно-профилактических учреждений Дальнего Востока в настоящее время представляет собой системную проблему, решение которой зависит не только от органов исполнительной власти всех уровней, но и медицинских вузов в рамках использования программно-целевого подхода при планировании и управлении их развития в части создания условий для подготовки специалистов [10, 11].
Именно поэтому, в 2000 году руководством университета были предприняты действия по организации работы коллектива университета по подготовке Комплексной программы стратегического развития Дальневосточного государственного медицинского университета на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу, которая впоследствии была разработана, обсуждена и утверждена решением Ученого совета ДВГМУ в июне 2008 года.
В Программе изложена миссия университета - совершенствование системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования с использованием прогрессивных форм обучения, новейших технологий, фундаментальных и прикладных научных исследований, как основы повышения качества медицинской помощи населению Дальнего Востока России.
Главной целью Программы стало создание таких функциональных и технологических возможностей, которые позволят ДВГМУ стать региональным медицинским образовательно-научным центром по подготовке конкурентноспособных медицинских и фармацевтических кадров, а также по формированию и предоставлению информационно-технологических, консультационных, экспертных и научно-исследовательских услуг медицинским учреждениям, органам власти и управления, предприятиям бизнеса в области оказания медицинской и фармацевтической помощи населению, охраны его здоровья [9].
Базовыми методическими принципами разработки и реализации Программы являются:
•Комплексность и системность целей и задач программы на каждом этапе ее выполнения.
•Целевая направленность и системность мероприятий программы в области формирования инновационного образовательного пространства, совершенствования клинической и воспитательной деятельности, научно-исследовательской работы, международного сотрудничества.
•Определение ключевых факторов влияющих на развитие университета:
1.усиление позиций и повышение статуса факультетов, кафедр и других структурных подразделений;
2.внедрение информационных технологий;
3.укрепление кадрового потенциала, социальная поддержка сотрудников университета;
4.совершенствование финансово-экономической деятельности и развитие материально-технической базы;
5.повышение эффективности организации управления деятельностью ДВГМУ.
•Адресность заданий программы (исполнители, сроки, контрольные показатели и критерии оценки эффективности программных мероприятий, планируемые результаты и т.п.).
•Обеспечение управляемости программы (создание необходимых правовых, организационных, финансовых механизмов).
В процессе реализации Программы были разработаны программы перспективного развития всех факультетов и медико-фармацевтического колледжа, кафедр вуза, утвержденные на заседаниях Ученого совета ДВГМУ (2009-2010 гг.), а также ряд программных документов по направлениям деятельности университета:
1.Программа информатизации на 2011-2014 годы;
2.Программа "Охраны здоровья студентов на 2011-2015 годы";
3.Концептуальные основы организации воспитательной деятельности;
4.Программа совершенствования управления персоналом (2011-2020 гг.);
5.Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности университета до 2020 года".
В конце 2009 года был утвержден ключевой системообразующий документ стратегического планирования развития восточных территорий России - "Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 28.12.2009 г. № 2094-р), в котором отмечается, что Дальневосточный государственный медицинский университет способен обеспечить Дальний Восток России квалифицированными медицинскими кадрами и будет играть роль инновационного образовательного центра в медицине.
Позиционирование ДВГМУ в будущем как одного из наиболее развитых на Дальнем Востоке России центров образования и науки в области медицины и фармации, а также изменение его статуса потребовали от коллектива вуза более конкретных целей и задач стратегического развития, способного отвечать многочисленным вызовам современности, в условиях развития новых медицинских и биологических технологий, активно формирующегося нового технологического уклада двадцать первого века.
Стратегия развития ДВГМУ рассматривается в качестве концептуальной схемы, сконцентрированной на ключевых преимуществах вуза. Она задает общие ориентиры, формулирует приоритеты, является базой для разработки (корректировки) планов и программ, проектов и прогнозов, включает систему целей и задач, а также описание механизмов, которые обеспечивают их достижение и выполнение.
Главные ориентиры и ценности для медицинского вуза:
1.Забота о здоровье общества. Активное участие в решении вопросов охраны здоровья населения, профилактики заболеваний и защиты окружающей среды.
2.Укрепление и развитие традиций университета в медицине, образовании и науке, в том числе династической традиции преподавателей, врачей и ученых.
3.Формирование системы корпоративной ответственности (преподаватели и студенты - это единое целое). Рейтинговая оценка результатов каждого члена коллектива в зависимости от эффективности и результативности работы.
4.Поощрение социальной и творческой активности студента, подготовка его не только как конкурентоспособного профессионала, но и формирование личности с активной гражданской позицией с установкой на здоровьесберегающее поведение, с толерантным сознанием. Создание условий для увеличения числа выпускников университета, остающихся в системе здравоохранения.
5.Уважение и соблюдение прав сотрудников университета, создание условий для их профессионального и творческого роста, материального благополучия, забота о сотрудниках, завершивших свою профессиональную деятельность.
6.Действенное сотрудничество вуза с его выпускниками, повышение уровня их профессионализма и подготовки в рамках дальнейшего развития системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования.
Современная ситуация в здравоохранении предполагает проведение глубоких преобразований в области подготовки и управления кадровым потенциалом отрасли. Целью кадровой политики, согласно Государственной Программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", является подготовка и переподготовка специалистов, обладающих современными знаниями и способных обеспечить экономическую и клиническую эффективность применяемых высоких медицинских технологий и новых методов профилактики, диагностики и лечения.
Развитие системы медицинского образования в рамках реализации федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" определяется новыми вызовами времени, на которые вуз не может не реагировать. Основными из них являются: введение новых федеральных образовательных государственных стандартов третьего поколения с образовательным вектором, направленным на формирование профессиональных компетенций, совершенствование системы непрерывного профессионального развития специалиста, отменой интернатуры с 2017 года и дифференцированного по продолжительности обучения в клинической ординатуре; модернизация системы здравоохранения, ее материально-техническое переоснащение (в том числе, связанное с созданием центров высокотехнологической медицинской помощи).
Перечисленные направления, а также имеющиеся проблемы в системе здравоохранения Дальневосточного региона, требуют от ДВГМУ перехода на формирование профессионально готового к самостоятельной врачебной практике специалиста, ориентированного на социальную ответственность врача и пациента.
Эти вопросы определили подготовку и утверждение новой Программы стратегического развития Дальневосточного государственного университета на период до 2020 года. Отличительной чертой программы является определение конкретных мероприятий и проектов в рамках обозначенных стратегических целей и задач. Всего планируется 97 проектов. Их финансирование предполагается осуществлять за счет собственных средств университета ( около 27%), а также дополнительных субсидий учредителя - Министерства здравоохранения РФ, полученных ассигнований в рамках участия в конкурсах и других инвестиционных источников, в том числе в рамках исполнения федеральных и региональных целевых программ. Бюджет программы предполагает более эффективную работу по заключению договоров с предприятиями бизнеса, включение определенных денежных средств в их инвестиционные программы с целью выполнения ДВГМУ проектов, направленных на обеспечение охраны здоровья работников, подготовку соответствующих специалистов медицинского и социального профиля (транспортный, энергетический, лесоперерабатывающий, нефтехимический и машиностроительный комплексы и др.)
В программе определены приоритетные программные мероприятия, их ожидаемые результаты, перечень целевых показателей (индикаторов).
Приоритетными проектами (мероприятиями) развития университета на перспективу определены:
•Строительство учебно-лабораторного корпуса.
•Строительство нового студенческого общежития на 550 мест.
•Создание современного симуляционного центра.
•Реконструкция вивария.
•Дальнейшее развитие научно-образовательных школ (центров). Участие профессорско-преподавательского состава кафедр в реализации научных медицинских платформ, утвержденных Правительством РФ от 28.12.2012 г. № 2580-р.
•Внедрение новых образовательных и информационных технологий.
•Эффективное сотрудничество с органами управления здравоохранения, работодателями, медицинскими и фармацевтическими сообществами.
•Развитие интеграции в образовательно-научное и информационное пространство Дальнего Востока и России в целом.
•Укрепление отечественного и международного имиджа ДВГМУ.
•Разработка при поддержке Правительства Хабаровского края Концепции и Программы развития научно-образовательного медицинского кластера в Хабаровском крае.
•Решение вопросов укомплектованности учреждений здравоохранения Дальнего Востока врачами, средним медицинским персоналом совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, качественной их подготовки и переподготовки в соответствии с Указом Президента РФ от 7.05.2012 года № 598.
•Создание системы опережающей подготовки специалистов с учетом потребностей рынка труда, результатов, результатов научных исследований и внедрение новых медицинских технологий и приоритетов (практико-ориентированный подход).
•Формирование центра телемедицины и его интеграция в единую систему совместно с клиниками г. Хабаровска.
•Активизация деятельности коллективов ДВГМУ по формированию в обществе парадигмы здорового образа жизни и профилактики заболеваний.
В апреле 2013 года в соответствии с Указом Президента РФ № 597 от 7.05.2012 г. "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", федерального закона "Об образовании в РФ" № 273 - ФЗ от 29.12.2012 г., Распоряжений Правительства РФ от 28.12.12 г. № 2599-р, и от 30.12.2012 г. № 2620-р., разработан и утвержден План мероприятий ("дорожная карта") ДВГМУ, по повышению качества предоставляемых услуг в сфере среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.
Целью "дорожной карты" университета является создание условий для структурных изменений и совершенствования системы медицинского и фармацевтического образования с использованием прогрессивных форм обучения, новейших технологий, фундаментальных и прикладных исследований как основы повышения качества медицинской помощи населению Дальневосточного региона.
"Дорожная карта" предполагает обеспечение выполнения государственной программы РФ "Развитие здравоохранения", соответствующих региональных программ по вопросам подготовки и переподготовки высококвалифицированных медицинских и фармацевтических кадров.
Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить установление механизмов зависимости уровня оплаты труда сотрудников университета от количества и качества предоставляемых образовательных и иных услуг медицинским учреждениям, аптечным организациям, органам власти и управления, предприятиям бизнеса в области оказания медицинской помощи населению, охраны его здоровья. Оплата труда, объем ее повышения должна рассматриваться как эффективный инструмент управления персоналом.
План мероприятий ("дорожная карта") должна способствовать переводу работников университета к 2018 году на эффективный контракт. Это трудовой договор с сотрудником, в котором будут конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат, а также меры социальной поддержки.
К основным направлениям структурных изменений в ДВГМУ, соотнесенных с этапами перехода к эффективному контракту, следует отнести:
1.развитие структуры управления университетом (реорганизация и присоединение), кооперация с другими профильными образовательными и иными учреждениями, развитие механизмов государственно-частного партнерства;
2.модернизация финансово-экономических инструментов (переход на систему нормативно-подушевого финансирования образования; повышение эффективности использования бюджетных средств);
3.внедрение эффективного контракта (апробация, механизмы, организация мониторинга);
4.актуализация содержания образования (внедрение ФГОС третьего поколения, корректировка образовательных, рабочих программ и учебно-методических комплексов);
5.проведение/участие в мониторинге оценки качества образования, эффективности оказываемых услуг, обеспечение информационной открытости вуза.
Результатом успешной реализации "дорожной карты" является разработка мер, направленных на достижение целевых индикаторов Государственной программы РФ "Развитие здравоохранения", собственной университетской программы стратегического развития на период до 2020 года и аккредитационных показателей ДВГМУ.
Кроме этого, важным фактором дальнейшего развития вуза, решения проблем укомплектованности специалистами, в том числе за счет выпускников ДВГМУ, медицинских учреждений и аптечных организаций является дополнительное инвестирование в целях реализации приоритетных проектов модернизации учебной, научной, инновационной и социальной инфраструктуры (строительство нового учебно-лабораторного корпуса и общежития на 550 мест, развития центра обучения практическим навыкам, обновления учебного оборудования кафедр, развитие информационно-коммуникационной и электронной обучающей среды университета). Эти вопросы соотносятся с необходимой финансовой поддержкой со стороны федеральных и региональных органов власти и управления, в рамках, прежде всего, федеральной целевой Программы "Экономическое и социальное развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2018 года", а также муниципальных и региональных целевых программ, инвестиционных программ, инвестиционных программ предприятий бизнеса. С другой стороны, важнейшим механизмом реализации Программы стратегического развития ДВГМУ, является наличие собственной инвестиционной политики, соответствующих мероприятий по ее реализации.
Заключение
Решение задач перспективного развития университета потребует концентрации ограниченных в настоящий период финансовых и материальных ресурсов, эффективности их использования на осуществление приоритетных программных мероприятий и проектов. Именно поэтому решение ключевых проблем и в дальнейшем будет осуществляться на основе использования программно-целевого подхода при планировании и управлении всеми сферами деятельности Дальневосточного государственного медицинского университета.
Список литературы
1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ // СПС "Консультант Плюс".
2. Об образовании в РФ: федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ // СПС "Консультант Плюс".
3. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики : указ Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 597 // СПС "Консультант Плюс".
4. О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения : указ Президента РФ от 07 мая 2012 № 598 // СПС "Консультант Плюс".
5. План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения" : распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 12012 года №2599-р // СПС "Консультант Плюс".
6. Об утверждении Плана мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки : распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 года № 2620-р р // СПС "Консультант Плюс".
7. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2009 г. № 2094-р// СПС "Консультант Плюс".
8. Капитоненко Н.А., Костакова Т.А., Кирик Ю.В. Проблемы подготовки медицинских кадров в условиях модернизации здравоохранения. [Электронный ресурс]: "Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России". ГБОУ ВПО ДВГМУ Минздравсоцразвития России - № 4. - 2011 г. //Доступ: URL.: http://www.fesmu.ru/voz/20113/2011305.aspx/.
9. Капитоненко Н.А., Кирик Ю.В. Методические подходы к формированию концепции медицинского, научно-образовательного кластера в Хабаровском крае [Электронный ресурс]: "Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России". ГБОУ ВПО ДВГМУ Минздравсоцразвития России - № 3. - 2012 г. //Доступ: URL.: http://www.fesmu.ru/voz/20123/2012301.aspx.
10. Молочный В.П., Капитоненко Н.А. Проблемы обеспечения медицинскими кадрами системы здравоохранения Дальневосточного региона [Электронный ресурс]: "Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России". ГБОУ ВПО ДВГМУ Минздравсоцразвития России - № 4. - 2012 г. //Доступ: URL.: http://www.fesmu.ru/voz/20124/2012401.aspx.
11. Капитоненко Н.А. Актуальные вопросы управления здравоохранением субъекта РФ в условиях разграничения полномочий между уровнями власти и реализации Федерального закона 83-ФЗ [Текст] / Н.А. Капитоненко, С.Н. Киселев, Ю.В. Кирик // Региональная научно-практическая конференция "Современные проблемы организации пульмонологической помощи населению в условиях Дальневосточного региона". 25 мая. 2012 г. г. Благовещенск. / Бюллетень физиологии и патологии дыхания. - Выпуск. 44. - 2012. - С.8-13.
В статье проанализирован программно-целевой подход в обеспечении образовательной деятельности Дальневосточного государственного медицинского университета. Приведены основные методологические подходы по разработке перспективных программ и их реализации на примере медицинского вуза. Обозначены основные направления развития университета в рамках Государственной программы РФ "Развитие здравоохранения". Раскрыто содержание мероприятий разработанной "дорожной карты" по развитию университета на период до 2018 года.