![]() |
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ ПРИЧИН НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ИСХОДОВ В ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Аннотация:
Проблемы ответственности медицинских работников за ненадлежащее оказание медицинских услуг либо медицинской помощи, повлекшее вред здоровью человека либо смерть, становятся все более актуальными для российского общества.В последние годы в социальной сфере отечественного здравоохранения обозначилась и получила мощное развитие проблема защиты прав субъекта - врача и пациента. Это явление обусловлено целым рядом обстоятельств: 1) постоянно растущим правовым самосознанием граждан, связанным с функционированием независимых средств массовой информации; 2) упрочением рыночных отношений в большинстве сфер, в торговле, бытовом и сервисном обслуживании, в сфере оказания медицинских услуг; 3) юридическим опытом пациентов, которые смогли отстоять свои права человека, гражданина и потребителя. В настоящее время основными источниками права по вопросам правовой ответственности медиков являются действующие в России на настоящий момент: Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (в ред. от 18.07.2011) «О защите прав потребителей», Уголовный и Гражданский Кодексы РФ, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РФ, другие Федеральные законы прямого действия в сфере здравоохранения. В соответствии с этими законами пациент практически всегда прав и имеет возможность требовать даже через суд не только возмещения ущерба по поводу причиненного вреда своему здоровью (по объективным медицинским показателям), но и морального вреда, стоимость которого может многократно превышать стоимость первого . В противоположность достаточно большому объему законодательной базы в отношении защиты прав пациентов, права медицинских работников остаются практически незащищенными. В частности, в предыдущем законе «Основы законодательства об охране здоровья граждан РФ» - отмененным в связи с вступлением в силу ФЗ от 21.11.2011 N 323, имелась только одна строка о праве врачей на защиту своей профессиональной чести и достоинства, но не было указания на право и защиту в случае конфликтной ситуации. Так как современное правовое содержание понятия «медицинская помощь» в гражданском законодательстве Российской Федерации определяется как «медицинская услуга», то ненадлежащее оказание медицинской услуги, т.е. предоставление услуги ненадлежащего качества потребителю, регламентируется специальными позициями «Закона о защите прав потребителей» . Важным условием проведения оценки эффективности медицинской помощи является наличие стандартов ее оказания. Стандарт медицинской помощи - это нормативный документ, устанавливающий требования к процессу и результату оказания медицинской помощи при данном виде патологии с учетом современных представлений о необходимых методах диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и возможностей конкретного медицинского учреждения . Иными словами, медицинский стандарт представляет собой определенный унифицированный минимальный перечень диагностических и лечебных приемов, который необходим для оказания эффективной помощи больному. То есть, при оказании медицинской помощи врач должен придерживаться рекомендованных стандартов, а производимые диагностические процедуры и перечень назначенных лекарств должны соответствовать тем, которые указаны в стандартах. Естественно, что в каждом индивидуальном случае лечащий врач самостоятельно принимает решение об используемых средствах, которые могут существенно выходить за рамки предложенных стандартов, но не сокращать оказываемую медицинскую помощь . Традиционно эффективность оказания медицинской помощи оценивалась по трем общим направлениям: структуре, процессу и исходам. В статье рассматриваются вопросы оценки качества оториноларингологической помощи населению. Предлагается алгоритм экспертной оценки неблагоприятных исходов. Обсуждаются возможные правовые последствия ненадлежащего оказания медицинской помощи врачами-оториноларингологами Ключевые слова: клинико-экспертная оценка, неблагоприятные исходы в оториноларингологической практике
Авторы:
Горюнов М.С.
Издание:
Медицинская экспертиза и право
Год издания: 2013
Объем: 3с.
Дополнительная информация: 2013.-N 6.-С.45-47. Библ. 6 назв.
Просмотров: 23