Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Циркадные ритмы, последствия их смены и астения в аспекте обучения в ВУЗе с использованием дистанционных технологий
Аннотация:
Особенности циркадных ритмов индивида способны оказывать значимое влияние на характер его приспособления к режиму учебы, работы и отдыха. Людям с «утренним» типом («жаворонки») легче приспособиться к работе, начинающейся в утренние часы, когда их работоспособность находится в зоне максимума, тогда как люди «вечернего» типа («совы») часто вынуждены приспосабливаться к подобному не свойственному им ритму работы, накапливая усталость. В некоторых работах последних десятилетий была установлена отрицательная корреляция «вечернего» типа с показателями успеваемости в ВУЗе. Кроме того, люди с «вечерним» типом циркадных ритмов чаще склонны к употреблению психоактивных веществ, которое объясняют тем, что это необходимо им для улучшения адаптации.Вместе с тем нарушение адаптации во время учебы в ВУЗе способно накладывать негативный отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Установлено , что циркадные ритмы могут быть генетически опосредованы не более чем на 50%, тогда как остальные 50% приходятся на средо-вые и психологические факторы. В литературе, посвященной таким факторам, часто фигурирует понятие «джетлаг». Изначально оно относилось к нарушениям циркадного ритма, вызванного длительными воздушными перелетами со сменой часовых поясов («jet» — реактивный двигатель, «lag» — отставание, запаздывание). В дальнейшем оно получило расширенное толкование в контексте так называемого «социального джетлага» : в будние дни режим подчиняется трудовому расписанию с максимальной активностью в утренние и дневные часы, а в выходные дни, наоборот, длительный сон утром и отложенный отход ко сну вечером в связи с активной ночной жизнью больших городов, просмотром фильмов и телепередач и пр. Таким образом, речь идет о том, что переход с одного ритма на другой и обратно может вызывать негативные последствия, которые практически не отличаются от последствий смены часовых поясов при перелете или при переходе с летнего времени на зимнее, приводя к формированию состояний, близких к классическим описаниям астении. В этих случаях астения характеризуется повышенной утомляемостью, дневной сонливостью, нарушением концентрации внимания, нарушениями ночного сна и ухудшением общего самочувствия. В современных образовательных стандартах высшего профессионального образования значительная часть отводится на дистанционные формы обучения с использованием интернет-технологий. Одним из важных аргументов в пользу их широкого внедрения является то, что студенты могут учиться в наиболее удобное для себя время, естественным образом подстраиваясь под свои биологические ритмы, что особенно важно для студентов с «вечерним» типом биологических ритмов.
Авторы:
Лямин А.В.
Издание:
Журнал неврологии и психиатрии им.С.С.Корсакова
Год издания: 2013
Объем: 3с.
Дополнительная информация: 2013.-N 12.-С.97-99. Библ. 7 назв.
Просмотров: 66