Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ГЛУБОКИХ ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЯХ СОЗНАНИЯ ПОСЛЕ ТЯЖЕЛЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА


Аннотация:

Вопросы восстановления сознания после повреждений головного мозга различной этиологии давно волнуют специалистов различных направлений (врачей, психологов, физиологов, физиков, философов) . Вслед за другими авторами, исследующими сознание, авторы данной статьи не отождествляют мозг и сознание: «...мы не должны считать различные явления идентичными только потому, что используются для их обозначения одни и те же слова» .Тем не менее, попытки исследований поврежденного мозга смогут помочь делать дальнейшие предположения и выдвигать гипотезы о сущности и возможностях человеческого сознания. Необходимо отметить, что внешняя среда является структурным элементом сознания. Многочисленные исследования показали, что накопление индивидуального опыта через общение приводит к значительным изменениям в химической структуре головного мозга [8]. Данные выводы позволяют рассматривать человеческую коммуникацию с окружающим миром как некий феномен, в котором общение выступает адаптивной способностью к условиям внешней среды. Общение является процессом передачи информации от человека к человеку, порождаемым потребностями в совместной деятельности, и включает в себя: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) . К вербальной коммуникации относятся собственно речевые ответы и возможности интонирования речи. Невербальная коммуникация - процесс обмена информацией без помощи речевых и языковых средств, которые выполняют функции дополнения, замещения речи и включает в себя: 1. Телесные сигналы - знаковые элементы движений различных частей тела . 2. Вегетативные реакции - не контролируемые и непроизвольные реакции тела в ответ на стимулы из окружающей среды, которые являются составной частью эмоций . 3. Мимика - «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека». 4. Жесты, поза (от лат. gestus - движение тела) - некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл . 5. Объем возможной для пациента коммуникации с окружающими его людьми (близкими, другими инвалидизированными детьми и пр.) . В процессе жизни человек развивает, приобретает, осваивает различные психические функции и механизмы, выстраивая тем самым свою индивидуальную личностную структуру. Ситуация же тяжелых травм головного мозга приводит к их регрессу, ввергая человека в глубокие измененные состояния сознания (кома, вегетативное состояние и пр.). Авторами статьи разработана шкала, оценивающая сигнальные возможности у пациентов в вегетативном состоянии, минимальном сознании и др. Шкала Коммуникативной Активности - Быкова, Лукьянов (ШКАБЛ, Scale Communication Activity - Bykova, Lujanov (SCABL)) имеет значимую корреляцию со Шкалой комы Глазго (GCS) и со шкалой восстановления сознания Доброхотовой-Зайцева. SCABL предназначена для работы психолога с тяжелыми пациентами. Она фиксирует большое количество сигналов коммуникации и их интенсивность. В статье также показаны различные сценарии восстановления телесных, вегетативных, мимических, жестовых, вербальных сигналов после тяжелых церебральных травм, а также изменение уровня контакта детей с окружающим миром.

Авторы:

Быкова В.И.
Лукьянов В.И.
Фуфаева Е.В.
Семенова Ж.Б.
Валиуллина С.А.

Издание: Вестник восстановительной медицины
Год издания: 2014
Объем: 311с.
Дополнительная информация: 2014.-N 1.-С.26-336. Библ. 21 назв.
Просмотров: 94

Рубрики
Ключевые слова
gc
авторский
адаптивное
активность
большая
вегетативному
вербальное
внешний
возможности
волна
вопрос
восприятие
восстановление
врачи
вывод
гипотеза
глазго
глубокая
голова
головного
дальний
данные
данных
движение
действие
детей
дети
детям
деятельности
диагностика
диагностические
длительное
другого
жизни
замещение
знаковая
значению
изменение
измененное
инвалидам
индивидуального
интенсивность
информации
исследование
исследований
ключ
количество
кома
коммуникативные
коммуникации
коммуникационные
контакт
контролируемая
корреляция
краткая
лица
личностная
людях
методы
механизм
мимика
мимическая
минимально
мирового
мозг
мозга
мышца
накопления
направлениях
нарушения
невербальное
непроизвольный
обмен
общение
общепринятые
объем
одного
окружающая
ответ
оценивающие
оценки
партнеры
пациент
передача
повреждение
повреждения
поза
помощи
попытки
поры
после
потомки
потребности
профессиональная
процедура
процесс
проявление
психиатрической
психические
психологи
психологическая
психофизиологические
психофизиология
работа
различный
расстройства
реабилитация
реакцией
регресс
речевая
речи
сигнал
сигнальная
ситуации
слова
смысл
собственно
совместного
сознание
состав
состояние
социальная
специалистов
способности
среда
средств
статьи
стимулы
структур
структурная
тела
телесные
тесты
травма
травмы
тяжелая
уровни
условия
феномен
физика
философии
форм
функции
химические
церебральная
частей
части
часть
человек
человеческая
чувств
шкала
элементы
эмоции
этиология
явление
языковая
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 10.1.104.102)
Яндекс.Метрика