![]() |
Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ГЛУБОКИХ ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЯХ СОЗНАНИЯ ПОСЛЕ ТЯЖЕЛЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Аннотация:
Вопросы восстановления сознания после повреждений головного мозга различной этиологии давно волнуют специалистов различных направлений (врачей, психологов, физиологов, физиков, философов) . Вслед за другими авторами, исследующими сознание, авторы данной статьи не отождествляют мозг и сознание: «...мы не должны считать различные явления идентичными только потому, что используются для их обозначения одни и те же слова» .Тем не менее, попытки исследований поврежденного мозга смогут помочь делать дальнейшие предположения и выдвигать гипотезы о сущности и возможностях человеческого сознания. Необходимо отметить, что внешняя среда является структурным элементом сознания. Многочисленные исследования показали, что накопление индивидуального опыта через общение приводит к значительным изменениям в химической структуре головного мозга [8]. Данные выводы позволяют рассматривать человеческую коммуникацию с окружающим миром как некий феномен, в котором общение выступает адаптивной способностью к условиям внешней среды. Общение является процессом передачи информации от человека к человеку, порождаемым потребностями в совместной деятельности, и включает в себя: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) . К вербальной коммуникации относятся собственно речевые ответы и возможности интонирования речи. Невербальная коммуникация - процесс обмена информацией без помощи речевых и языковых средств, которые выполняют функции дополнения, замещения речи и включает в себя: 1. Телесные сигналы - знаковые элементы движений различных частей тела . 2. Вегетативные реакции - не контролируемые и непроизвольные реакции тела в ответ на стимулы из окружающей среды, которые являются составной частью эмоций . 3. Мимика - «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека». 4. Жесты, поза (от лат. gestus - движение тела) - некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл . 5. Объем возможной для пациента коммуникации с окружающими его людьми (близкими, другими инвалидизированными детьми и пр.) . В процессе жизни человек развивает, приобретает, осваивает различные психические функции и механизмы, выстраивая тем самым свою индивидуальную личностную структуру. Ситуация же тяжелых травм головного мозга приводит к их регрессу, ввергая человека в глубокие измененные состояния сознания (кома, вегетативное состояние и пр.). Авторами статьи разработана шкала, оценивающая сигнальные возможности у пациентов в вегетативном состоянии, минимальном сознании и др. Шкала Коммуникативной Активности - Быкова, Лукьянов (ШКАБЛ, Scale Communication Activity - Bykova, Lujanov (SCABL)) имеет значимую корреляцию со Шкалой комы Глазго (GCS) и со шкалой восстановления сознания Доброхотовой-Зайцева. SCABL предназначена для работы психолога с тяжелыми пациентами. Она фиксирует большое количество сигналов коммуникации и их интенсивность. В статье также показаны различные сценарии восстановления телесных, вегетативных, мимических, жестовых, вербальных сигналов после тяжелых церебральных травм, а также изменение уровня контакта детей с окружающим миром.
Авторы:
Быкова В.И.
Издание:
Вестник восстановительной медицины
Год издания: 2014
Объем: 311с.
Дополнительная информация: 2014.-N 1.-С.26-336. Библ. 21 назв.
Просмотров: 94