Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ И УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ МОСКОВСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация:
В статье представлены данные логитудинального исследования состояния здоровья московских школьников (426 детей), наблюдавшихся с 1-го по 9-й класс включительно. Учащиеся ежегодно проходили клиническое обследование в условиях школ. Проведено комплексное изучение умственной работоспособности и функционального состояния организма школьников в процессе обучения в средней школе (свыше 2700 учащихся 5-9-х классов). Показано, что состояние здоровья учащихся ухудшается, так как возрастает распространенность хронических заболеваний, увеличивается наполняемость III—IV групп здоровья, уменьшается число детей, отнесенных к I и II группам здоровья. Неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья больше выражены среди мальчиков по сравнению с девочками, при этом их также отличают более низкие функциональные возможности ЦНС и меньшая устойчивость к развитию учебного утомления. Относительно благоприятным этапом школьного онтогенеза, характеризующимся снижением заболеваемости, является период обучения детей в 4-6-х классах. Ухудшение состояния здоровья учащихся, заключающееся в значительном темпе прироста хронических заболеваний, наблюдается в 7-9-х классах. Наряду с этим в 7-х и 9-х классах выявлены ухудшение умственной работоспособности и высокая частота признаков выраженного утомления у школьников. Основное общее образование, получаемое в школах с 1-го по 9-й класс включительно, направлено на становление и формирование личности обучающегося, овладение основами наук, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей. Это один из самых напряженных периодов умственного и физического развития, полового созревания ребенка - период формирования здоровья взрослого человека. Для обеспечения гармоничного развития подрастающего поколения необходимо систематическое изучение возрастной эволюции функциональных систем, их деятельности в критические периоды развития современного ребенка. Наиболее важные научные данные можно получить только в процессе лонгитудинального наблюдения - ЛН (longitudinal study) - клинического и гигиенического исследования, при котором на протяжении длительного времени ведется наблюдение за одними и теми же лицами. ЛH за значительной по численности группой школьников позволяет выявить особенности развития функциональных отклонений и хронических заболеваний, динамику умственной работоспособности (УР) и функционального состояния организма (ФСО) учащихся. Цель исследования - изучение особенностей формирования здоровья московских школьников, выявление динамики УР и ФСО учащихся в процессе обучения для научного обоснования гигиенически рациональной организации учебной деятельности, определения профилактических и оздоровительных мероприятий, являющихся приоритетными для каждого этапа школьного онтогенеза.
Авторы:
Сухарева Л.М.
Издание:
Гигиена и санитария
Год издания: 2014
Объем: 4с.
Дополнительная информация: 2014.-N 3.-С.64-67. Библ. 9 назв.
Просмотров: 79