Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Объективная оценка базовых навыков лапароскопии
Аннотация:
Качество оказания хирургической помощи напрямую зависит от практических навыков и умений хирурга. Мастерство специалиста является тем краеугольным камнем, на котором основано доверие общества. Хирургами не рождаются, и те, о ком говорят «прирожденный хирург» или «хирург от Бога», годами оттачивали свое мастерство, днюя и ночуя в операционных. Как не обмануть общественные ожидания? Каким образом повысить мастерство начинающих специалистов без риска для пациентов? Как гарантировать обществу «надлежащее качество исполнения работ»? Методика обучения технике лапароскопических вмешательств до конца не определена, подготовка большинства лапароскопических хирургов проводится по принципу повторения определенных действий более опытных врачей при выполнении лапароскопических вмешательств, что нарушает принципы деонтологии и обладает довольно низкой эффективностью. Кроме того, в настоящее время отсутствуют объективные критерии, позволяющие хирургу начать проведение лапароскопических вмешательств . Широкое распространение эндохирургических методик выявило ряд новых проблем в преподавании практических навыков. Даже опытный хирург за счет фулькрум-эффекта (эффект опорной оси, когда за счет фиксации троакаром ствола инструмента при движении рукоятки в одну строну его бранши двигаются в противоположную сторону) может не справиться с непривычной моторикой. К этому добавляются отсутствие традиционного тактильного восприятия тканей и потеря объемного изображение на экране. Эти и другие особенности эндохирургии привели к созданию новых подходов в практической подготовке. В настоящее время для практического обучения основам лапароскопии используется ряд учебных методик: — традиционное обучение непосредственно в операционной — вначале ассистируя, а затем выполняя операции под контролем наставника; — отработка навыков на лабораторных животных — биологических моделях (Wetlab); — тренинг на органокомлексах животных (DeadLab); — обучение на виртуальных симуляторах (VirtuLab); — отработка основ лапароскопической хирургии на коробочных тренажерах (DryLab); — обучение на гибридных системах: коробочных тренажерах, дополненных системами компьютерного контроля траектории движения инструментов. Многообразные учебные системы позволяют эффективно отработать основные моторные навыки и клинические умения лапароскопической хирургии. Для большинства из них доказана ва-лидность — эффективность ее использования, достоверная методическая ценность и взаимозаменяемость, когда навык, отработанный на одном из типов тренажеров, достоверно повышает мастерство на другом тренажере или в реальных условиях. Предварительный тренинг на виртуальной модели позволяет значительно снизить потенциальный риск для пациента, которому операцию выполняет начинающий врач. При этом приобретение базовых практических навыков на виртуальных симуляторах экономически более эффективно, чем их освоение традиционным способом. ОБУЧЕНИЕ В ЛАПАРОСКОПИЧЕСКОЙ ХИРУРГИИ.
Авторы:
Горшков М.Д.
Издание:
Эндоскопическая хирургия
Год издания: 2014
Объем: 3с.
Дополнительная информация: 2014.-N 4.-С.28-30. Библ. 7 назв.
Просмотров: 87