Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ЗНАЧЕНИЕ СКРИНИНГ-ИССЛЕДОВАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ВИДЕОТЕХНОЛОГИЙ В ВЫЯВЛЕНИИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕАБИЛИТАЦИИ
Аннотация:
Будущее нации определяется, прежде всего, здоровьем детей и подростков.Статистические данные системы диспансеризации свидетельствуют, что здоровье детей в последнее время ухудшается. Это связано с большой умственной и физической нагрузкой, с уменьшением престижа здорового поведения ребенка в подростковой среде. Рост удельного веса тяжелых хронических болезней, в том числе наследственных и врожденных, в структуре заболеваемости детей и подростков способствует увеличению частоты таких неблагоприятных последствий, как нарушение физического развития ограничения жизнедеятельности и социальная недостаточность.По данным Минздрава России 2010 года, отклонения в состоянии здоровья имеются у каждого четвёртого новорождённого ребенка. Все это выражается в соматической ослабленности детей, наличии органической патологии, появлении тенденции к увеличению распространенности отклонений в развитии детей, что свидетельствует об актуальности проблемы совершенствования комплексной их реабилитации, включая медицинскую, социально-психологическую и педагогическую помощь детям, испытывающим проблемы в развитии с самого раннего детства . К 2015 году доля здоровых новорожденных может сократиться до 15-20% от общего числа детей. Функциональные отклонения выявляются у 33-50% новорожденных, из них у 70% детей имеются начальные признаки патологии опорно-двигательного аппарата; у 30% наблюдается функциональная неполноценность кардиореспираторной системы . Таким образом, особую актуальность приобретает проблема раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей. Ранняя диагностика нарушений в развитии детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима, так как чем раньше начинается реабилитация детей, тем более эффективными являются компенсация дефекта, а в некоторых случаях - предупреждение вторичных нарушений в развитии. Проблема разработки/выбора тех или иных методов оценки развития детей является междисциплинарной, так как показатели развития необходимы различным специалистам: психологам, педиатрам, неврологам, врачам лечебной физкультуры, реабилитологам для индивидуального составления программ реабилитации, включая лечебную физкультуру имассаж с целью стимуляции тех линий развития, по которым обнаружено отставание. В настоящее время «диагностическое пространство» заполнено разными схемами, методиками для парциального и комплексного исследования развития детей: таблицы диагностики развития ; методика оценки психического развития детей от рождения до 3-х лет ; шкалы психомоторного развития А. Гезелла (1925) ; компьютерный вариант RCDI-2000 и др. Однако, по большей части эти «пакеты» довольно громоздки, требуют длительного времени для обследования ребенка, фактически непригодны для скри-нингового исследования. Кроме того, в современных условиях многие из предлагаемых материалов утратили свою диагностическую ценность. Оценку развития ребенка обычно проводит специалист, наблюдающий за поведением ребенка в течение длительного времени (час или более). Известны трудности ее проведения, особенно с детьми 1-го года жизни, часто приходится проводить повторные обследования, поэтому стоимость услуг по оценке нервно-психического развития младенцев высока, например -в штате Флорида США она составляет 750$ . Преимущество метода тестирования родителей заключается в быстроте сбора данных и, при успешно проведенном тестировании и его компьютерной обработке, получаемой полной картине развития. Целью исследования являлось выявление ведущих областей отклонений в развитии детей раннего возраста и разработки системы их ранней скрининг-диагностики. Представлены статистические данные о нервно-психическом развитии 545 детей г. Москвы 2-16 месяцев жизни по областям: «когнитивная», «двигательная», «речевая», «социальная», «самообслуживание», полученные за период 2009-2013 гг на базе 5 детских городских поликлиник по результатам добровольного анкетирования родителей с помощью компьютерного варианта Шкалы KID (русская версия Кентской шкалы оценки развития младенцев (KentlnfantDevelopmentScale; KID Scale). У 48,6% детей общее развитие соответствует возрасту; 21,8% детей отстают в развитии; 29,5% опережают возрастные показатели развития. Самая большая доля детей с отклонениями в развитии выявлена по областям «моторное развитие» (23,3%), и «самообслуживание» (23,9%). По «когнитивному развитию» 20,6% детей отстают, 36,0% опережают сверстников; по «речевому» - 20,7% детей отстают от сверстников, 40% опережают; по «социальному» - отстают 19,5%, опережают нормативные показатели 37,3%. На все показатели развития влияет срок беременности, на котором произошли роды, на втором месте по степени влияния - показатели общего соматического здоровья детей, влияющие на когнитивное, моторное и социальное развитие детей, на третьем - место воспитания ребенка, влияющее на когнитивное и речевое развитие. Разработанная система тестирования развития детей, видеопрограмма «Развитие ребенка» могут быть внедрены в «комнаты здорового ребенка» детских поликлиник и «Школы для родителей»..
Авторы:
Гончарова О.В.
Издание:
Вестник восстановительной медицины
Год издания: 2014
Объем: 6с.
Дополнительная информация: 2014.-N 4.-С.21-26. Библ. 10 назв.
Просмотров: 95