Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ СТЕПЕНИ ТРЕВОЖНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ В СТОМАТОЛОГИИ
Аннотация:
В работе проведено сравнение субъективных методик определения тревожного напряжения у детей 3—7 лет. Целью такого сравнения стало выявление наиболее значимых вопросов, входящих в различные тесты, и их сравнение с объективными методиками оценки тревожности. В работе оценивали и анамнестические данные, относящиеся к стоматологии. Полученные данные были собраны в таблицу по значимости с повторным сравнением с исходными данными. Психологическими тестами стали системы: MAS, DAS, mYPAS, VAS, STAJ, STAJC, EASI, PHBQ. Исследование выполнено у 381 ребенка, средний возраст которых составлял 4,3 ± 1,1 года с физическим статусом по ASA 1—II степени. Наиболее значимые вопросы-критерии, вошедшие в сравнение, достаточно хорошо коррелируются с YALE, MAS, DAS, STAIUch, VAS, а также с рядом анамнестических данных, таких как возраст, пол, с кем воспитывается в семье и рядом других. Эмоция страха одна из 10 фундаментальных эмоций человека, вызываемая за счет нервной стимуляции, сигнализирующей о реальной и/или враждебной опасности для индивида (опасения, страх и фобии) . Предоперационная оценка степени тревожного напряжения необходима по ряду причин, остановимся на ряде высказываний авторитетных авторов. В 1958 г. I. Janis в одной из своих работу взрослых пациентов отметил, что высокий уровень предоперационной тревоги и беспокойства влияет на «гладкость» индукции, хорошо коррелируется со степенью послеоперационного восстановления пациентов и временем пребывания его на больничной койке. По мнению R. Hannallah R. , чем спокойнее ребенок, тем меньше лекарственных средств расходуется на индукцию и поддержание анестезии. К. Zeev в 1984 г. отметил, что чем выше уровень предоперационной тревоги и беспокойства у детей, тем выраженнее степень различных психосоматических нарушений. Уровень страха родителей находится в прямой корреляции с уровнем страха их ребенка. В. Melamed указал на то, что выраженность эмоции страха влияет на проявление болевого синдрома и необходимость в болеутоляющих средствах вместе с меньшим количеством хирургических осложнений. Оценка степени страха может проводиться посредством объективных и субъективных методик определения стрессорной реакции. К объективным методикам относят измерение стрессгормонов в биологических жидкостях, оценка изменяемости гемодинамических и респираторных показателей в ответ на стрессор, а также другие методики, такие как изменение мышечной активности, индекс потливости ладоней, графомоторные тесты, электроэнцефалограмма, КИГ, плетизмограмма и др. Наиболее простыми считаются тестовые системы, при этом корреляционные показатели между объективными и субъективными методиками колеблются в пределах г = 0,69—0,78 с высокой достоверностью результатов . К настоящему времени западными исследователями предложено большое количество различных шкаловых и тестово-балльных систем, но подавляющее число являются коммерческими, а стоимость одного теста может доходить до 100 евро. Субъективные методики или психологическое тестирование пациентов в настоящее время широко используется в различных научных исследованиях, не только как способы определения степени тревожного напряжения, но и для прогнозирования возникновения различных нарушений в психосоматической сфере пациентов с целью проведения ряда терапевтических мероприятий . По этой причине разработка собственных систем оценки степени страха у пациентов, особенно детского возраста, крайне необходима. Не углубляясь в вопросы разработки психологических тестов для медицинских целей, можем отметить, что способы математического выявления определенных критериев и сравнение их между собой является первым шагом к созданию собственных систем оценки степени страха у детей стоматологического профиля 3-7 лет
Авторы:
Миленин В.В.
Издание:
Анестезиология и реаниматология
Год издания: 2014
Объем: 7с.
Дополнительная информация: 2014.-N 5.-С.57-63. Библ. 17 назв.
Просмотров: 58