Полный текст
К.Г. Шаповалов1, В.А. Шильников2, Н.Ф. Шильникова1
Проблемы реализации порядка оказания медицинской помощи по профилю "анестезиология и реаниматология" на уровне региона РФ
1Читинская государственная медицинская академия, 672090, ул. Горького, 39а, тел. 8-(3022)-35-43-24, e-mail: pochta@chitgma.ru;
2Краевая клиническая больница министерства здравоохранения Забайкальского края, 672000, ул. Коханского, 7, тел. 8-(3022)-31-43-24, e-mail: priem@kkb.chita.ru, г. Чита
Контактная информация: К.Г. Шаповалов, e-mail: shkg26@mail.ru
Резюме:
Анестезиолого-реаниматологическая помощь взрослому населению в Российской Федерации должна оказываться в соответствии с действующим законодательством: Федеральным законом № 323 от 21 ноября 2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и приказом министерства здравоохранения № 919н от 15 ноября 2012 г. "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология". В настоящее время в медицинских организациях Забайкальского края сохраняется несоответствие по наличию оборудования, определенного порядком. Одновременно усугубляется кадровый дефицит врачей анестезиологов-реаниматологов. Необходимо дополнительное финансирование для приобретения оборудования и введение стимулирующих выплат медицинским специалистам данного профиля.
Ключевые слова:
медицинская помощь, анестезиология, интенсивная терапия
K.G. Shapovalov1, V.A. Shilnikov2, N.F. Shilnikova1
The problems of policy to provide care on a profile "Anesthesiology and intensive care" at the level of RF regions
1Chita State Medical Academy;
2Regional Clinical Hospital the Ministry of Health Trans-Baikal Territory, Chita
Summary:
Anesthesiology and intensive critical care to adult population the Russian Federation should be provided in accordance to the legislation: Federal Law № 323 dated November 21, 2011. "On the basis of the health of citizens in the Russian Federation" and the Order of the Ministry of Health № 919 on November 15, 2012 "On approval of health care to adults in the profile "anesthesiology and critical care medicine". At the same time medical organizations of the Trans-Baikal Territory are still in imbalance with the equipment of the specified order. The situation is being complicated by medical personnel shortages especially anesthesiologists. Additional funding is required for the purchase of equipment and introduction of incentive payments to health care providers of that profile.
Key words:
health care, anesthesiology, intensive critical care
Введение
Одним из важнейших принципов Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" является оказание доступной и качественной медицинской помощи населению на основе соблюдения порядков и стандартов [1, 2]. Основными составляющими успешной реализации порядков оказания медицинской помощи являются наличие соответствующего обеспечения медицинских организаций материальными и кадровыми ресурсами [3]. Во многих регионах России данная задача осложняется дефицитным характером финансирования, отсутствием адекватной инфраструктуры, малой плотностью населения [4, 5].
Цель работы - проведение анализа соответствия анестезиолого-реанимационной службы на территории Забайкальского края порядку оказания медицинской помощи.
Материалы и методы
Территория Забайкальского края составляет 432 тыс. км2 (2,5 % площади России) с общей численность населения 1 090 тыс. человек и плотностью населения - 2,52 чел/км2. В краевом центре осуществляется подготовка специалистов с высшим медицинским образованием в рамках до- и последипломного образования на базе ГБОУ ВПО "Читинская государственная медицинская академия".
В 2013 году Забайкальским обществом анестезиологов-реаниматологов проведен анализ соответствия фактического оснащения отделенийанестезиологии и реанимациисогласно приказу № 919н от 15.11.2012 г. [3]. Исследование проведено на базе 17 медицинских организацийЗабайкальского края государственной формы собственностис общим коечным фондом 120 коек и количеством наркозных точек 77. Из них краевого уровня - 9 отделений, 2 отделения межмуниципального и 6 отделений уровня центральных районных больниц. Износ оборудования не учитывался. Обработка результатов выполнялась с помощью программы Microsoft Excel.
Результаты и обсуждение
В результате проведенного анализа выявлено, что уровень оснащенности рабочих мест анестезиолога-реаниматолога при выполнении анестезиологических пособий (на 1 пациенто-место) аппаратом для наркоза составляет 104 %, мониторами - 81 %, дефибрилляторами - 20 %, электрическими аспираторами - 87 %, насосами шприцевыми - 36 %, насосами инфузионными - 16 %. Наличие прочего перечисленного в приказе оборудования - менее 5 % (табл. 1).
Таблица 1. Уровень оснащенности рабочего места врача анестезиолога-реаниматолога Наименование оборудования Оснащенность
Аппарат наркозный (полуоткрытый и полузакрытый контуры) с дыхательным автоматом, волюметром, монитором концентрации кислорода, углекислоты и герметичности дыхательного контура (не менее одного испарителя для испаряемых анестетиков) 104 %
Аппарат наркозный (полуоткрытый, полузакрытый и закрытый контуры) с функцией анестезии ксеноном, с дыхательным автоматом, волюметром, монитором концентрации кислорода, углекислоты и герметичности дыхательного контура (не менее одного испарителя для испаряемых анестетиков) 1 %
Монитор пациента на 5 параметров (оксиметрия, неинвазивное артериальное давление, электрокардиограмма, частота дыхания, температура) 81 %
Дыхательный мешок для ручной искусственной вентиляции легких 100 %
Набор для интубации трахеи, включая ларингеальную маску, ларингеальную маску для интубации трахеи и комбинированную трубку 20 %
Дефибриллятор 20 %
Электрокардиостимулятор 1 %
Монитор нейро-мышечной передачи 0
Автоматический анализатор газов крови, кисло-щелочного состояния, электролитов, глюкозы 0
Аппарат для измерения артериального давления неинвазивным способом 100 %
Насос инфузионный 16 %
Насос шприцевой 36 %
Аспиратор электрический 87 %
Матрац термостабилизирующий 5 %
Монитор глубины анестезии 1 %
Система централизованного снабжения медицинскими газами и вакуумом 30 %
Также проведена оценка соответствия оснащенности рабочего места врача анестезиолога-реаниматолога при оказании медицинской помощи в палатах интенсивной терапии отделений анестезиологии и реанимации (табл. 2).
Таблица 2. Оснащение рабочего места врача анестезиолога-реаниматолога в палатах интенсивной терапии Наименование оборудования Оснащенность
Аппарат искусственной вентиляции легких с увлажнителем и монитором параметров дыхания, функцией неинвазивной искусственной вентиляции легких 66 %
Аппарат искусственной вентиляции легких транспортный (CMY, SIMV, CPAP, BIPAP) 46 %
Монитор пациента (оксиметрия, неинвазивное артериальное давление, электрокардиограмма, частота дыхания, температура) 60 %
Монитор на пациента (неинвазивное артериальное давление, инвазивное артериальное давление - 2 канала, электрокардиограмма, частота дыхания, температура - 2 канала, оксиметрия, капнометрия, сердечный выброс) 36 %
Центральный пульт монитора 39 %
Шприцевой насос 51 %
Инфузионный насос 43 %
Насос для зондового питания 36 %
Дефибриллятор 42 %
Матрац термостабилизирующий 29 %
Матрац противопролежневый 34 %
Тромбоэластограф 36 %
Портативный ультразвуковой диагностический аппарат с системой навигации для выполнения регионарной анестезии, пункции и катетеризации центральных и периферических сосудов и оценки критических состояний 0
В палатах интенсивной терапии отделений анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии обеспеченность аппаратами для ИВЛ составляла 66 % от необходимого, аппаратов для ИВЛ транспортных - 46 %, мониторов пациента (5 параметров) - 60 %, мониторов пациента (свыше 5 параметров) - 36 %, насосов шприцевых - 51 %, насосов инфузионных - 43 %, дефибрилляторов - 42 %, матрацев противопролежневых - 34 %, матрацев термостабилизирующих - 29 %. Онкометры, тромбоэластографы и анализаторы газов крови имелись в наличии только в лабораториях, портативные аппараты для УЗИ отсутствовали.
Финансирование основной части оборудования за последние 4 года осуществлялось в рамках Федеральных программ оказания помощи пострадавшим в ДТП, пациентам с сосудистой патологией и региональных программ модернизации. Ориентировочная стоимость приобретенной аппаратуры для приведения в соответствие с приказом № 919н составила 39 млн рублей. Финансирование на уровне региона недостаточно, Программа государственных гарантий на территории Забайкальского края на протяжении многих лет реализуется с дефицитом, составившим за период 2011-2013 гг. - 25,1 %; 20,3 %; 15,0 % соответственно, что сказывается на обеспеченности материальными ресурсами службы.
В рамках реализации вышеуказанных Федеральных программ в регионе отмечается прирост числа реанимационных коек, составивший в 2013 г. 11 %, что требует соответствующей обеспеченности кадровымиресурсами. Анализ состояния кадровых ресурсов анестезиолого-реанимационной службы выявил сокращение работающих врачей анестезиологов-реаниматологов в 2013 г. на 3 %. Отношение физических лиц к общему числу ставок составляет 50,1 %, показатель укомплектованности - 91 %, при коэффициенте совместительства 1,82. В официальной заявке Министерства здравоохранения региона потребность во врачах анестезиологах-реаниматологах определяется как наиболее высокая - 25 %.
Ежегодный выпуск Читинской медицинской академией врачей анестезиологов-реаниматологов составляет 8,7 % от их общей численности на территории, в интернатуру и ординатуру по анестезиологии-реаниматологии приходит обучаться до 10 % выпускников медицинской академии ежегодно. В регионе принята и реализуется Программа кадровой обеспеченности территориального здравоохранения, предусматривающая ряд мер социального и экономического характера, позволившая в настоящее время достичь показателя "доезда" выпускников 85,2 %, но при этом через 5 лет остаются работать по специальности только 68 %, остальные уезжают в другие регионы России или уходят из профессии. Несмотря на вышеуказанные меры, сложившаяся система оплаты труда не формирует экономическую мотивацию персонала и привлекательность специальности.
При этом условия резко континентального климата (годовая амплитуда температур до 94 °С), низкое качество транспортных путей, безработица и, как следствие, маргинализация населения, сопряжены с ростом потребностимедицинских услуг ургентного характера.
Проведенный анализ реализации порядка оказания медицинской помощи по профилю "анестезиология-реаниматология" выявил низкую обеспеченность материальными и кадровыми ресурсами, что требует оптимизации системы финансирования в условиях одноканальной модели, привлечения дополнительных источников финансирования, а также перевод специалистов на эффективный контракт и формирования экономической заинтересованности в конечных результатах деятельности.
Литература
1. Обзор актуальных нормативных документов // Менеджер здравоохранения. - 2013. - № 3. - С. 81-96.
2. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 21 нояб. 2011 г. № 323-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
3. Скворцова В.И. Приказ министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. № 919н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология" // Медицинский алфавит. - 2013. - Т. 1, № 8. - С. 46-53.
4. Степанов А.В. Некоторые проблемы преподавания анестезиологии и реаниматологии в медицинском вузе // Анестезиология и реаниматология. - 2009. - № 6. - С. 29-31.
5. Шильникова Н.Ф. Стратегия кадрового обеспечения системы здравоохранения на территории Забайкальского края // Забайкальский медицинский журнал. - 2012. - № 4. - С. 47-48.
Анестезиолого-реаниматологическая помощь взрослому населению в Российской Федерации должна оказываться в соответствии с действующим законодательством: Федеральным законом № 323 от 21 ноября 2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и приказом министерства здравоохранения № 919н от 15 ноября 2012 г. "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология". В настоящее время в медицинских организациях Забайкальского края сохраняется несоответствие по наличию оборудования, определенного порядком. Одновременно усугубляется кадровый дефицит врачей анестезиологов-реаниматологов. Необходимо дополнительное финансирование для приобретения оборудования и введение стимулирующих выплат медицинским специалистам данного профиля. Одним из важнейших принципов Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" является оказание доступной и качественной медицинской помощи населению на основе соблюдения порядков и стандартов. Основными составляющими успешной реализации порядков оказания медицинской помощи являются наличие соответствующего обеспечения медицинских организаций материальными и кадровыми ресурсами . Во многих регионах России данная задача осложняется дефицитным характером финансирования, отсутствием адекватной инфраструктуры, малой плотностью населения . Цель работы - проведение анализа соответствия анестезиолого-реанимационной службы на территории Забайкальского края порядку оказания медицинской помощи.