Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Дискурсивная компетентность человека и креативный дискурс координаты психоэкологического пространства
Аннотация:
Конгресс «Реальность и перспективы психотерапии в условиях кризиса», Ялта, апрель 2015. Отправной точкой в подходе автора является один из основных методологических тезисов постконструктивизма о том, что реальности человека(как внутренние, так и внешние) невозможно рассматривать вне дискурса. Понятие дискурса к сегодняшнему дню получило широкое распространение в психологических исследованиях и является основным для коммуникативной психолингвистики, дискурсивной психологии, некоторых школ психологии личности и психотерапии. Этот термин пришел в психологию из филологии, и его трактовка претерпела значительную эволюцию. Подчеркивая коммуникативный характер дискурса, его чувствительность к конкретной социальной ситуации, в понятие дискурса включают психологические, социальные, культурные факторы, существенные для его производства и понимания. Дискурс характеризуется как речь, «погруженная в жизнь», «коммуникативное событие в прагматическом контексте». Это компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания. В дискурсе отражаются представления говорящих об устройстве мира, их мнения, отношения, установки, интенции. В понятие дискурса включаются также когнитивные факторы, обеспечивающие оперирование вербальным материалом. В XXI в. кардинально расширяются возможности дистантного речевого общения и изменяются его формы. Картина мира, создаваемая средствами массовой информации, как и виртуальный мир Интернета, приобретают значение второй реальности. Влияние, которое это оказывает на жизнь человека, дает основание говорить об эре нарастающих информационных потоков и вместе с тем об информационных технологиях и конструировании дискурсов как веянии времени. Человек как информационное существо живет в информационном мире, и именно эту часть бытия изучает психоэкология .Областью её интересов являются взаимоотношения и взаимовлияния человека как информационного существа и информационной среды его обитания. Фундаментальной основой психоэкологии являются современные представления о роли семантических (смысловых, информационных) факторов в процессах жизнедеятельности. В рамках психоэкологии на основе представлений о семантических факторах и механизмах формирования связей (психосемантические ядра и матрицы, психосемантические ассоциаты) выделен такой конструкт как «суггестивная парадигма», представляющую собой культурно - информационную матрицу, жесткие связи которой определяют число и сущность психофизических реалий субъекта. Наиболее ярко суггестивная парадигма проявляется в вере, убежденности и ценностях. С психоэкологической точки зрения суммарное влияние содержаний различных дискурсов на процессы жизнедеятельности человека, опосредовано - через изменение содержаний «суггестивных парадигм», может быть диаметрально противоположно: - по деструктивному и дегенеративному вектору( лат. degenero - выродившийся, испортившийся) - от нарушения через ослабление к угнетению, прекращению и исчезновению; - по конструктивному и генеративному вектору( лат. genus - порождать, вызывать) - от сохранения через усиление к увеличению мощности, продолжению и разнообразию , порождению новых форм; Соответственно в процессе изменения содержаний дискурсов может происходить увеличение компонентов того или иного вектора. Автор привлекает внимание к психоэкологическому измерению некоторых аспектов дискурса для современного человека. Отмечает роль «дискурсивной компетенции». Выделяет значение креативного дискурса и дискурсивного позиционирования.
Авторы:
Голубев В.Г.
Издание:
Психотерапия
Год издания: 2015
Объем: 3с.
Дополнительная информация: 2015.-N 4.-С.81-83. Библ. 13 назв.
Просмотров: 89