Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ИНТЕРЕСА К СПЕЦИАЛЬНОСТИ, ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Аннотация:
Внедрение западно-европейских и североамериканских образовательных технологий в высшую школу России не должно приводить к полному игнорированию отечественного положительного опыта. Одной из важных, хорошо разработанных и успешно себя зарекомендовавших форм освоения системы знаний той или иной дисциплины является научно-исследовательская работа студентов (НИРС). В современных условиях перестройки высшей медицинской школы, когда существенно (до 50%) снижается доля аудиторных занятий и возрастает доля времени, отводимого на самостоятельную работу студентов, повышается роль и значимость НИРС. Кафедра гистологии Оренбургского медицинского вуза была основана в 1944г. чл.-кор. АМН СССР Ф.М.Лазаренко и в первый же учебный год при ней стал работать студенческий научный кружок, в котором за время существования вуза получили навыки исследовательской работы более тысячи студентов. Постоянно на кафедре занимались экспериментальной исследовательской работой 10-15 студентов разных курсов. Освоение методов внеаудиторной самостоятельной работы в ходе НИРС являлось одним из решающих факторов, способствующих успешности обучения в вузе. Развитие самостоятельности предполагает умение перспективно планировать свои действия, находить и исправлять собственные ошибки. Существенное значение в оптимизации любого вида деятельности имеет достижение наиболее выгодного соотношения традиционных и современных инновационных форм обучения. Классические формы и методы преподавания, сформировавшиеся в ходе многих столетий, в настоящее время находятся в кризисном состоянии . Наряду с совершенствованием традиционных форм и методов преподавания, возрастает роль альтернативных форм как преподавания, так и контроля деятельности студентов. Известно, что самостоятельно (без управления и контроля со стороны преподавателей) лишь 5-7% студентов способны в полном объёме освоить теоретический материал . Разработка вопросов управления работой студентов (в том числе и управление НИРС) постоянно находилась в сфере интересов сотрудников кафедры гистологии Оренбургского медицинского вуза . При этом, приоритетное положение занимала разработка критериев объективной оценки различных аспектов деятельности обучаемых. В процессе руководства НИРС преподаватели кафедры гистологии Оренбургского медицинского вуза решали следующий комплекс задач: 1. Разработка методов привлечения студентов к научно-исследовательской работе (НИР). 2. Формирование целевой установки и задач исследования. 3. Комплексное планировании НИРС. 4. Тематическое и календарное планирование НИРС. 5. Создание рабочих мест для студентов-кружковцев. 6. Обеспечение материальных основ НИРС (приобретение реактивов, экспериментальных животных, приборов и оборудования). 7. Обеспечение благоприятного морально-психологического климата для НИРС на кафедре. 8. Контроль качества работы студентов в научном кружке (текущий, рубежный и итоговый). 9. Помощь в представлении результатов НИРС (оформление публикаций, докладов и др.). 10. Определение форм и методов поощрения наиболее активных кружковцев. Опыт работы нашей кафедры показывает, что при руководстве НИРС у преподавателей имеется больше возможностей для реализации индивидуального подхода к студентам, поскольку НИРС осуществляется либо индивидуально, либо малыми группами. Сильные стороны педагогического воздействия в ходе руководства НИРС очевидны. Однако существенным тормозом для реализации его позитивного потенциала является то, что, несмотря на высокую результативность, этот вид деятельности преподавателя в медицинских вузах не учитывается при определении его годовой учебной нагрузки, тогда как в немедицинских университетах НИРС является неотъемлемой частью подготовки дипломных и курсовых работ, и руководство этими видами деятельности составляет существенную долю всей учебной нагрузки преподавателя. При этом, надо учитывать и тот факт, что аудиторная учебная нагрузка преподавателей отечественных вузов и без этого в несколько раз выше, чем в любых вузах как Запада, так и Востока.
Авторы:
Шевлюк Н.Н.
Издание:
Морфология
Год издания: 2015
Объем: 3с.
Дополнительная информация: 2015.-N 2.-С.87-89. Библ. 15 назв.
Просмотров: 37