Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ИНТЕРЕСА К СПЕЦИАЛЬНОСТИ, ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ


Аннотация:

Внедрение западно-европейских и североамериканских образовательных технологий в высшую школу России не должно приводить к полному игнорированию отечественного положительного опыта. Одной из важных, хорошо разработанных и успешно себя зарекомендовавших форм освоения системы знаний той или иной дисциплины является научно-исследовательская работа студентов (НИРС). В современных условиях перестройки высшей медицинской школы, когда существенно (до 50%) снижается доля аудиторных занятий и возрастает доля времени, отводимого на самостоятельную работу студентов, повышается роль и значимость НИРС. Кафедра гистологии Оренбургского медицинского вуза была основана в 1944г. чл.-кор. АМН СССР Ф.М.Лазаренко и в первый же учебный год при ней стал работать студенческий научный кружок, в котором за время существования вуза получили навыки исследовательской работы более тысячи студентов. Постоянно на кафедре занимались экспериментальной исследовательской работой 10-15 студентов разных курсов. Освоение методов внеаудиторной самостоятельной работы в ходе НИРС являлось одним из решающих факторов, способствующих успешности обучения в вузе. Развитие самостоятельности предполагает умение перспективно планировать свои действия, находить и исправлять собственные ошибки. Существенное значение в оптимизации любого вида деятельности имеет достижение наиболее выгодного соотношения традиционных и современных инновационных форм обучения. Классические формы и методы преподавания, сформировавшиеся в ходе многих столетий, в настоящее время находятся в кризисном состоянии . Наряду с совершенствованием традиционных форм и методов преподавания, возрастает роль альтернативных форм как преподавания, так и контроля деятельности студентов. Известно, что самостоятельно (без управления и контроля со стороны преподавателей) лишь 5-7% студентов способны в полном объёме освоить теоретический материал . Разработка вопросов управления работой студентов (в том числе и управление НИРС) постоянно находилась в сфере интересов сотрудников кафедры гистологии Оренбургского медицинского вуза . При этом, приоритетное положение занимала разработка критериев объективной оценки различных аспектов деятельности обучаемых. В процессе руководства НИРС преподаватели кафедры гистологии Оренбургского медицинского вуза решали следующий комплекс задач: 1. Разработка методов привлечения студентов к научно-исследовательской работе (НИР). 2. Формирование целевой установки и задач исследования. 3. Комплексное планировании НИРС. 4. Тематическое и календарное планирование НИРС. 5. Создание рабочих мест для студентов-кружковцев. 6. Обеспечение материальных основ НИРС (приобретение реактивов, экспериментальных животных, приборов и оборудования). 7. Обеспечение благоприятного морально-психологического климата для НИРС на кафедре. 8. Контроль качества работы студентов в научном кружке (текущий, рубежный и итоговый). 9. Помощь в представлении результатов НИРС (оформление публикаций, докладов и др.). 10. Определение форм и методов поощрения наиболее активных кружковцев. Опыт работы нашей кафедры показывает, что при руководстве НИРС у преподавателей имеется больше возможностей для реализации индивидуального подхода к студентам, поскольку НИРС осуществляется либо индивидуально, либо малыми группами. Сильные стороны педагогического воздействия в ходе руководства НИРС очевидны. Однако существенным тормозом для реализации его позитивного потенциала является то, что, несмотря на высокую результативность, этот вид деятельности преподавателя в медицинских вузах не учитывается при определении его годовой учебной нагрузки, тогда как в немедицинских университетах НИРС является неотъемлемой частью подготовки дипломных и курсовых работ, и руководство этими видами деятельности составляет существенную долю всей учебной нагрузки преподавателя. При этом, надо учитывать и тот факт, что аудиторная учебная нагрузка преподавателей отечественных вузов и без этого в несколько раз выше, чем в любых вузах как Запада, так и Востока.

Авторы:

Шевлюк Н.Н.
Стадников А.А.

Издание: Морфология
Год издания: 2015
Объем: 3с.
Дополнительная информация: 2015.-N 2.-С.87-89. Библ. 15 назв.
Просмотров: 37

Рубрики
Ключевые слова
50
активность
активные
альтернативная
аспекты
аудит
благоприятный
болеющие
большая
внедрение
воздействие
возможности
возраст
вопрос
восток
временная
время
высокий
высшая
гистология
годовые
групп
действие
деятельности
диплом
дисциплина
докладов
доля
достижение
животного
заведений
задач
занятия
запад
западная
знание
значению
значимость
игнорирование
индивидуального
инновационный
исследование
исследования
исследовательские
итоги
календарь
кафедра
кафедры
качества
классическая
климат
комплекс
комплексная
контроль
коры
кризисных
критерии
курсовая
лазаренко
малого
материал
материально
медицинская
медицинских
место
метод
методов
методы
моральное
навыкам
нагрузка
настоящие
научно-исследовательская
научной
научные
немедицинская
нескольким
обеспечение
область
оборудование
образовательных
обучение
обучения
объективная
одного
определение
оптимизация
опыт
оренбургская
основа
основания
основе
отечественные
оформление
оценка
ошибки
педагогический
первая
перестройки
перспективная
планирование
планы
подготовка
подход
позитивные
познавательная
пола
полная
положение
положительные
помощи
постоянная
потенциал
представлений
преподавание
преподаватели
прибор
приобретение
приоритеты
проблема
программам
профессиональная
процесс
публикации
работа
рабочая
развитие
различный
разработка
реактивы
реализация
результата
результативность
решению
роль
россии
рубежом
руководства
самостоятельной
самостоятельность
североамериканские
силлард
систем
след
собственные
совершенствование
современная
создание
соотношение
состав
состояние
сотрудников
специальности
специальным
способ
способности
способность
ссср
столе
студентов
студенты
сфера
творческие
тематический
теоретическая
технология
тория
традиционная
умения
университет
управление
условия
установка
учебная
учебных
фактор
факторы
форм
формирование
формы
хороший
целевой
часть
число
школа
экспериментальная
эффективность
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.141.29.202)
Яндекс.Метрика