Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Феномен риска и целенаправленное поведение
Аннотация:
На стадии становления так называемых «интенциональных» (внутренне-детерминированных) поведенческих актов у человека обнаруживается высокая чувствительность центральных механизмов целеобразования к мотивационно-эмоциональным возбуждениям. Биологические предпосылки и нейрофизиологические механизмы собственно процессов целеобразования в поведении часто описывают в терминах «установка» , «акцептор результатов действия» , «модель потребного будущего» и др., тогда как мотивационно-эмоциональные возбуждения или даже целостные эмоционально окрашенные состояния (особенно в их крайних проявлениях) определяют как «аффекты», «нейрокон-фликты» , «эудистресс» и др. Эти состояния по мере их развития способны модифицировать, радикально изменять или даже искажать содержательную (информационную) часть «нервных моделей» предварительно сформированных целей поведения. В полной мере это относится и к феномену «риска» и его роли в реализации различных форм поведения. Исследования природы рискового поведения человека имеют давнюю историю и носят междисциплинарный характер. Феномен риска рассматривается в различных аспектах в психологии , социологии , экономике , философии , чем и объясняется отсутствие единой концепции этого явления. В психологии «риск» идентифицируют в качестве ситуативной черты деятельности человека, характеризующейся неопределенностью исхода этой деятельности и возможными неблагоприятными последствиями в случае неуспеха . При этом термину «риск» придают одновременно три взаимосвязанных значения: • как меры ожидаемого неблагополучия при неуспехе завершения целенаправленной деятельности; • как самостоятельного действия (мотивированного или немотивированного, оправданного или неоправданного), грозящего субъекту травмой, проигрышем или ущербом; • как ситуации выбора между вариантами целенаправленного действия: менее привлекательного, однако надежного, а также более привлекательного, но с проблематичным исходом. Говорят о принципиальной возможности измерения готовности к риску наряду с другими личностными характеристиками, в частности способности субъекта достигать поставленных целей и регулировать свои познавательные и поведенческие стратегии. Для некоторых субъектов переживание опасности (ситуация выбора, неопределенности) само по себе является жизненной потребностью, они находят смысл сначала в стремлении к встрече с опасностью, а затем в ее преодолении. Ряд психологических исследований направлен непосредственно на изучение механизмов восприятия оценки риска. Неосознанная готовность (потребность) к тем или иным формам активности в ситуации неопределенности, по-видимому, отражает готовность к деятельности вообще. В тех случаях, когда риск опредмечен, осознан и предопределен, следует говорить об «оптимуме» мотивации, при этом вероятность достижения конкретной цели становится максимальной. Обсуждаются различные теоретические подходы к изучению рискового поведения человека. Приведены теоретические положения, доказывающие самостоятельную природу активности, связанной с риском, и её вписанность в системную организацию целенаправленного поведения.
Авторы:
Власенко Р.Я.
Издание:
Психическое здоровье
Год издания: 2015
Объем: 3с.
Дополнительная информация: 2015.-N 6.-С.71-73. Библ. 20 назв.
Просмотров: 35