Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Исследование психологических особенностей детей и подростков с заболеваниями органов пищеварения
Аннотация:
Цель исследования: изучить психологические особенности детей с различными хроническими заболеваниями органов пищеварения и установить основные факторы, влияющие на процесс формирования личности. Методы: проведено сплошное проспективное исследование психологических особенностей детей с болезнями органов пищеварения, наблюдавшихся в Научном центре здоровья детей Минздрава России (Москва). В качестве методов исследования были использованы анализ медицинской и педагогической документации, включенное наблюдение, беседа, опросный и проективный методы. Результаты: обследовано 125 пациентов в возрасте 7—17 (средний возраст 12,4) лет с болезнями органов пищеварения, из них подростков — 68 (54%), младших школьников — 57 (46%). Число мальчиков преобладало над числом девочек (2:1). В исследовании подтверждено наличие связи и взаимного влияния 3 факторов — физического состояния, социальной ситуации развития и индивидуальных психологических характеристик детей. По психологическим особенностям детей можно было объединить в 3 группы: 1 (п =47; 37,6%) — дети в тяжелом психологическом состоянии, у большинства из которых (п =37; 78,7%) заболевание находилось в активной стадии, требующей интенсивной медицинской помощи; II (п =59; 47,2%) — дети с неустойчивым психологическим состоянием и высоким риском невротизации личности, у многих из которых (п =45; 76,3%) заболевание находилось в стадии нестойкой клинической ремиссии с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций, требующей длительного поддерживающего лечения; 111 (п =19; 15,2%) — пациенты с относительно стабильным психологическим состоянием и высокой психологической уязвимостью в ситуации стресса, у большинства из которых (п =17; 89,5%) болезнь перешла в стадию клинической ремиссии с редкими обострениями, с сохранными или компенсированными функциями, требующую регулярного контроля врачами-специалистами. Заключение: большинство детей с болезнями органов пищеварения имеют психологические трудности, и их личность формируется в искаженных социальных условиях, ввиду чего они нуждаются в психолого-педагогической поддержке и создании специальных психолого-педагогических условий для реализации их психологического и познавательного потенциала. При составлении программы психолого-педагогической помощи необходимо учитывать возраст ребенка на момент возникновения болезни, этиологию и степень тяжести заболевания ребенка, длительность, характер и выраженность несоответствия социальных условий среды его возрастным и индивидуальным психологическим потребностям.
Авторы:
Свиридова Т.В.
Издание:
Вестник Российской Академии медицинских наук
Год издания: 2015
Объем: 7с.
Дополнительная информация: 2015.-N 5.-С.519-525. Библ. 24 назв.
Просмотров: 38