Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Особенности образа жизни и психологического состояния младших школьников с бронхиальной астмой
Аннотация:
Необходимость разработки комплексного подхода к лечению детей с бронхиальной астмой обусловлена значительным ростом заболеваемости, появлением более тяжелых форм болезни и отсутствием методов радикального лечения. Наряду с разработкой и внедрением современных медикаментозных методов лечения весьма актуальными вопросами являются учет социально-психологических особенностей пациентов и психолого-педагогическое сопровождение детей в процессе лечения. Цель исследования: изучить особенности образа жизни младших школьников (7-10 лет) с бронхиальной астмой и их психологическое состояние. В исследование включали детей с бронхиальной астмой (атопическая форма, частично контролируемое течение), а также условно здоровых сверстников (I и II группы здоровья) в качестве группы сравнения. Психологический статус наблюдаемых оценивали с помощью методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн, модифицированной методики «Рисунок человека», теста родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Стопин, методики «Три желания» (адаптация A.M. Прихожан). В результате в исследовании приняли участие 75 детей (средний возраст 8,2±0,6 года, в т.ч. девочек 59%, продолжительность болезни 3,2±0,5 года) и их родители (из них матерей 79%). Гоуппу сравнения составили 54 условно здоровых ребенка (средний возраст 8,4±0,3, девочек 54%) и их родители (85% матерей, 15% отцов). Показано, что измененный в силу болезни образ жизни младших школьников искажает процесс развития личности и приводит к возникновению трудностей эмоционально-личностной сферы: сниженному фону настроения (35; 46,6% против 11; 20%), блокировке переживаний и трудности их вербализации (56; 75% против 25; 46%), защитно-агрессивному типу поведения в ситуации стресса (68; 91% против 25; 46%), выраженной внутриличностной конфликтности (47; 62% против 32; 59%) и коммуникативным проблемам (замкнутость, ограничение в общении, социальные страхи). Бронхиальная астма меняет образ жизни ребенка, оказывает негативное влияние на психологическое состояние и процесс становления личности. Предупредить возникновение негативных социальных последствий болезни, сгладить их выраженность можно путем оказания психолого-педагогической помощи ребенку и его семье с момента выявления болезни и на протяжении всех этапов лечения. Создание и реализация программ психологической поддержки семей, воспитывающих детей с бронхиальной астмой, на различных этапах лечения являются чрезвычайно важными и представляют собой перспективу исследования.
Авторы:
Тимофеева А.М.
Издание:
Педиатрическая фармакология
Год издания: 2017
Объем: 6с.
Дополнительная информация: 2017.-N 2.-С.109-114. Библ. 25 назв.
Просмотров: 23