Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2017 г. Глава II. Функционирование системы международного контроля над наркотиками
Аннотация:
По мнению МККН, его роль, согласно международным договорам, состоит в контроле за тем, чтобы осуществление международных конвенций на национальном уровне не выходило за допустимые рамки. Как мы неоднократно отмечали, конвенции допускают определенную гибкость в отношении осуществления своих положений на национальном уровне, в частности в вопросах определения надлежащих правовых санкций, в том числе не связанных с наказанием и лишением свободы, за мелкие правонарушения, например хранение наркотиков для личного пользования. Однако такая гибкость имеет свои пределы и не подразумевает возможности регламентировать использование наркотиков в немедицинских целях. Сегодня перед государствами-участниками встает вопрос о том, как реагировать на развитие ситуации в некоторых странах, которые разрешают и регламентируют использование наркотиков в немедицинских целях вопреки положениям договоров. Успех дальнейшего международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками будет зависеть от осознания государствами-участниками того акта, что главной целью договоров о наркотиках является охрана здоровья людей и защита их прав. Как орган, уполномоченный следить за осуществлением международных договоров, МККН исходит из того, что государства-участники понимают, что в их обязанность входит профилактика злоупотребления наркотиками, лечение связанных с ними расстройств и уменьшение негативных последствий в соответствии с принципами и положениями конвенций и политических деклараций. Охрана здоровья и благополучия населения остается конечной целью системы международного контроля над наркотиками, а все стратегии и программы, направленные на решение текущих проблем в данной области на сбалансированной основе, в соответствии с положениями международных договоров и при уважении прав человека, будут и впредь пользоваться при знанием и поддержкой МККН. А. Содействие последовательному осуществлению международных договоров о контроле над наркотиками 42.Основной свод документов, составляющих международную правовую базу в области контроля над наркотиками, образуют Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года, Конвенция о психотропных веществах 1971 года и Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. 43.Разработка международным сообществом этой базы является результатом широкого консенсуса, отражая осознание того, что принятие общих подходов и согласованных мер в отношении регулирования, обеспечения доступности и использования контролируемых веществ является непременным условием для защиты здоровья и благополучия человечества. 44.Присоединение к конвенциям о контроле над наркотиками — это серьезный шаг, сделав который правительства берут на себя обязательства в отношении принятия законодательных, нормативных и политических мер, необходимых для выполнения в полном объеме своих юридических обязательств в рамках своих национальных систем. 45. В частности, конвенции о контроле над наркотиками обязывают государства принимать меры по контролю за законной торговлей наркотическими средствами, психотропными веществами и химическими веществами — прекурсорами, используемыми при незаконном изготовлении наркотиков, а также обеспечивать их доступность для использования в законных медицинских целях, не допуская при этом их утечки в каналы незаконного оборота. Они обязывают государства разрабатывать стратегии для предупреждения наркопотребления и создавать механизмы для борьбы с наркоманией путем лечения, реабилитации, последующего ухода и социальной реинтеграции. Они предусматривают принятие государствами гуманных и соразмерных мер реагирования на предполагаемые наркопреступления, основанных на уважении достоинства человека, презумпции невиновности и принципе верховенства права, и категорически отвергают те меры, которые таковыми не являются. В совокупности они также служат средством, содействующим оказанию взаимной правовой помощи и выдаче на межгосударственном уровне, а также борьбе с отмыванием денег. Присоединение к международным договорам о контроле над наркотиками 46.Несмотря на то что за отчетный период к трем вышеупомянутым международным договорам о контроле над наркотиками больше никто не присоединился, Конвенция 1961 года с поправками, Конвенция 1971 года и Конвенция 1988 года относятся к числу международных договоров, ратифицированных наибольшим количеством государств. Этому способствовало то обстоятельство, что их участниками стали практически все страны мира. 47.По состоянию на 1 ноября 2017 года Конвенцию 1961 года с внесенными в нее поправками ратифицировали или к ней присоединились 185 государств. К Конвенции 1961 года с поправками до сих пор не присоединились два государства Африки (Экваториальная Гвинея и Южный Судан), два государства Азии (Государство Палестина и Тимор-Лешти) и семь государств Океании (Вануату, Кирибати, Науру, Ниуэ, Острова Кука, Самоа и Тувалу). Единственным государством, которое ратифицировало Конвенцию 1961 года без поправок, остается Чад. 48.Число государств, присоединившихся к Конвенции 1971 года или ратифицировавших ее, по-прежнему составляло 183. Участниками данной Конвенции до сих пор не стали 14 государств, а именно: три государства Африки (Либерия, Экваториальная Гвинея и Южный Судан), одно государство Америки (Гаити), два государства Азии (Государство Палестина и Тимор-Лешти) и восемь государств Океании (Вануату, Кирибати, Науру, Ниуэ, Острова Кука, Самоа, Соломоновы Острова и Тувалу). 49.В преддверии 30-й годовщины принятия Конвенции 1988 года этот международный договор находится на первом месте среди трех конвенций о контроле над наркотиками по количеству ратифицировавших его государств и насчитывает 189 участников (188 государств и Европейский союз). Большинство государств, которые еще не стали ее участниками, находятся в Океании (Кирибати, Палау, Папуа — Новая Гвинея, Соломоновы Острова и Тувалу). В Африке Конвенцию 1988 года еще не ратифицировали или не присоединились к ней лишь три государства (Сомали, Экваториальная Гвинея и Южный Судан) и в Азии — лишь одно (Государство Палестина). 50.Комитет вновь обращается с призывом ко всем государствам, которые еще не стали участниками одной или нескольких международных конвенций о контроле над наркотиками, безотлагательно сделать это, а также принять все необходимые законодательные и политические меры, необходимые для обеспечения их всестороннего осуществления на национальном уровне. В. Обеспечение осуществления положений международных договоров о контроле над наркотиками 51.Основополагающей целью системы международного контроля над наркотиками является обеспечение здоровья и благополучия человечества. Достичь этой цели предполагается с помощью двух взаимодополняющих мер, призванных обеспечить доступность находящихся под международным контролем веществ для использования в медицинских и научных целях, а в случае химических веществ — прекурсоров — их законное промышленное применение, а также предотвратить утечку контролируемых веществ в каналы незаконного оборота. 52.Для проверки соблюдения международных договоров о контроле над наркотиками Комитет изучает меры, принимаемые правительствами в целях осуществления договорных положений, направленных на достижение общих задач конвенций. С течением лет эти договорные положения дополнялись мерами контроля, призванными повысить их эффективность, которые были утверждены Экономическим и Социальным Советом и Комиссией по наркотическим средствам. В настоящем разделе рассматриваются меры, которые требуется принять в целях осуществления международного контроля над наркотиками, анализируются проблемы в этой области и даются конкретные рекомендации по их решению. 1. Предотвращение утечки контролируемых веществ а) Законодательная и административная база 53.Правительствам надлежит следить за тем, чтобы внутреннее законодательство их стран соответствовало положениям международных договоров о контроле над наркотиками. Они также обязаны вносить изменения в списки веществ, подлежащих контролю на национальном уровне, если какое-либо вещество вносится в списки международных договоров о контроле над наркотиками или переносится из одного списка в другой. Несовершенство законодательства или механизмов его применения на национальном уровне, а также задержки с приведением списков веществ, подлежащих контролю на национальном уровне, в соответствие со списками международных договоров о контроле над наркотиками ведут к тому, что вещества, подлежащие международному контролю, должным образом не контролируются на национальном уровне, и создают условия для утечки веществ в каналы незаконного оборота. В связи с этим Комитет с удовлетворением отмечает, что, как и в предыдущие годы, большинство правительств продолжают направлять ему информацию о законодательных и административных мерах, принимаемых для обеспечения соблюдения положений международных договоров о контроле над наркотиками. В то же время Комитет обеспокоен тем, что правительства ряда стран приняли или планируют принять законодательные меры в нарушение требований международных договоров о контроле над наркотиками. Комитет напоминает правительствам о том, что в резолюции S-30/1 под названием «Наша общая приверженность эффективному решению мировой проблемы наркотиков и борьбе с ней», принятой Генеральной Ассамблеей 19 апреля 2016 года, государства-члены вновь подтвердили свою приверженность целям и задачам трех международных конвенций о контроле над наркотиками. 54.Шестнадцатого марта 2017 года Комиссия по наркотическим средствам решениями 60/2 и 60/3 включила U-47700 и бутирфентанил в Список I Конвенции 1961 года с поправками. В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Конвенции 1961 года с поправками Генеральный секретарь 21 апреля 2017 года уведомил об этих решениях правительства всех стран, ВОЗ и Комитет, и по получении этого уведомления решение вступило в силу для каждой из сторон. Комитет признает усилия правительств, уже поставивших указанные вещества под контроль, и настоятельно призывает все остальные правительства внести соответствующие поправки в списки веществ, контролируемых на национальном уровне, распространить на указанные вещества меры контроля, предусмотренные Конвенцией 1961 года с поправками, и сообщить Комитету о принятых мерах. 55.Комитет также желает обратить внимание правительств на то, что в тот же день Комиссия по наркотическим средствам поставила под международный контроль согласно Конвенции 1971 года еще восемь веществ. В соответствии с решениями 60/4, 60/5, 60/6, 60/7, 60/8, 60/9, 60/10 и 60/11 Комиссии в Список II Конвенции 1971 года были добавлены 4-МЕС (4-метилэткатинон), эталон, пентедрон, этилфенидат, МРА (метиопропамин), MDMB-CHMICA, 5F-APINACA (5FAKB-48) и XLR-11. Согласно пункту 7 статьи 2 Конвенции 1971 года Генеральный секретарь 21 апреля 2017 года уведомил об этих решениях Комиссии правительства всех стран, ВОЗ и Комитет, и 18 октября 2017 года они полностью вступили в силу для каждой из сторон. Комитет признает усилия правительств, уже поставивших указанные вещества под контроль, и настоятельно призывает все остальные правительства внести соответствующие поправки в списки веществ, контролируемых на национальном уровне, распространить на указанные вещества меры контроля, предусмотренные Конвенцией 1971 года и соответствующими резолюциями Комиссии и Совета, и сообщить Комитету о принятых мерах. 56.В соответствии с резолюциями 1985/15, 1987/30 и 1993/38 Экономического и Социального Совета правительства должны ввести требование в отношении получения разрешения на ввоз золпидема — вещества, включенного в 2001 году в Список IV Конвенции 1971 года. В ответ на просьбу Комитета, изложенную в его ежегодных докладах за 2012 и 2013 годы и циркулярном письме, разосланном в 2016 году, ряд правительств представили требуемую информацию. По состоянию на 1 ноября 2017 года соответствующая информация имелась по 130 странам и территориям. В 121 из этих стран и территорий введено требование о получении разрешения на ввоз, а в одной стране (Соединенные Штаты Америки) до ввоза требуется подавать декларацию. В шести странах и территориях (Кабо-Верде, Ирландия, Новая Зеландия, Сингапур, Вануату и Гибралтар) разрешения на ввоз золпидема не требуется. Ввоз золпидема запрещен в Азербайджане, а в Эфиопию данное вещество не ввозится. В то же время в отношении 84 стран и территорий информация о контроле над золпидемом по-прежнему отсутствует. В связи с этим Комитет еще раз настоятельно просит правительства стран и территорий как можно скорее сообщить ему информацию о ситуации с контролем над золпидемом, если они этого еще не сделали. 57.Шестнадцатого марта 2017 года Комиссия по наркотическим средствам приняла решение включить в Таблицу I Конвенции 1988 года два прекурсора фенталина и ряда «дизайнерских» фентанилов — N-фенетил-4-пиперидон (НФП) и 4-анилино-N-фенетил-4пиперидин (АНФП). Данное решение вступило в силу 18 октября 2017 года. В связи с этим правительствам предлагается выполнить эти решения на национальном уровне и проинформировать Комитет о принятых мерах.
Авторы:
Издание:
Наркология
Год издания: 2018
Объем: 27с.
Дополнительная информация: 2018.-N 4.-С.3-29. Библ. 0 назв.
Просмотров: 42