Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2017 г. Глава II. Функционирование системы международного контроля над наркотиками


Аннотация:

По мнению МККН, его роль, согласно международным договорам, состоит в контроле за тем, чтобы осуществление международных конвенций на национальном уровне не выходило за допустимые рамки. Как мы неоднократно отмечали, конвенции допускают определенную гибкость в отношении осуществления своих положений на национальном уровне, в частности в вопросах определения надлежащих правовых санкций, в том числе не связанных с наказанием и лишением свободы, за мелкие правонарушения, например хранение наркотиков для личного пользования. Однако такая гибкость имеет свои пределы и не подразумевает возможности регламентировать использование наркотиков в немедицинских целях. Сегодня перед государствами-участниками встает вопрос о том, как реагировать на развитие ситуации в некоторых странах, которые разрешают и регламентируют использование наркотиков в немедицинских целях вопреки положениям договоров. Успех дальнейшего международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками будет зависеть от осознания государствами-участниками того акта, что главной целью договоров о наркотиках является охрана здоровья людей и защита их прав. Как орган, уполномоченный следить за осуществлением международных договоров, МККН исходит из того, что государства-участники понимают, что в их обязанность входит профилактика злоупотребления наркотиками, лечение связанных с ними расстройств и уменьшение негативных последствий в соответствии с принципами и положениями конвенций и политических деклараций. Охрана здоровья и благополучия населения остается конечной целью системы международного контроля над наркотиками, а все стратегии и программы, направленные на решение текущих проблем в данной области на сбалансированной основе, в соответствии с положениями международных договоров и при уважении прав человека, будут и впредь пользоваться при знанием и поддержкой МККН. А. Содействие последовательному осуществлению международных договоров о контроле над наркотиками 42.Основной свод документов, составляющих международную правовую базу в области контроля над наркотиками, образуют Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года, Конвенция о психотропных веществах 1971 года и Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. 43.Разработка международным сообществом этой базы является результатом широкого консенсуса, отражая осознание того, что принятие общих подходов и согласованных мер в отношении регулирования, обеспечения доступности и использования контролируемых веществ является непременным условием для защиты здоровья и благополучия человечества. 44.Присоединение к конвенциям о контроле над наркотиками — это серьезный шаг, сделав который правительства берут на себя обязательства в отношении принятия законодательных, нормативных и политических мер, необходимых для выполнения в полном объеме своих юридических обязательств в рамках своих национальных систем. 45. В частности, конвенции о контроле над наркотиками обязывают государства принимать меры по контролю за законной торговлей наркотическими средствами, психотропными веществами и химическими веществами — прекурсорами, используемыми при незаконном изготовлении наркотиков, а также обеспечивать их доступность для использования в законных медицинских целях, не допуская при этом их утечки в каналы незаконного оборота. Они обязывают государства разрабатывать стратегии для предупреждения наркопотребления и создавать механизмы для борьбы с наркоманией путем лечения, реабилитации, последующего ухода и социальной реинтеграции. Они предусматривают принятие государствами гуманных и соразмерных мер реагирования на предполагаемые наркопреступления, основанных на уважении достоинства человека, презумпции невиновности и принципе верховенства права, и категорически отвергают те меры, которые таковыми не являются. В совокупности они также служат средством, содействующим оказанию взаимной правовой помощи и выдаче на межгосударственном уровне, а также борьбе с отмыванием денег. Присоединение к международным договорам о контроле над наркотиками 46.Несмотря на то что за отчетный период к трем вышеупомянутым международным договорам о контроле над наркотиками больше никто не присоединился, Конвенция 1961 года с поправками, Конвенция 1971 года и Конвенция 1988 года относятся к числу международных договоров, ратифицированных наибольшим количеством государств. Этому способствовало то обстоятельство, что их участниками стали практически все страны мира. 47.По состоянию на 1 ноября 2017 года Конвенцию 1961 года с внесенными в нее поправками ратифицировали или к ней присоединились 185 государств. К Конвенции 1961 года с поправками до сих пор не присоединились два государства Африки (Экваториальная Гвинея и Южный Судан), два государства Азии (Государство Палестина и Тимор-Лешти) и семь государств Океании (Вануату, Кирибати, Науру, Ниуэ, Острова Кука, Самоа и Тувалу). Единственным государством, которое ратифицировало Конвенцию 1961 года без поправок, остается Чад. 48.Число государств, присоединившихся к Конвенции 1971 года или ратифицировавших ее, по-прежнему составляло 183. Участниками данной Конвенции до сих пор не стали 14 государств, а именно: три государства Африки (Либерия, Экваториальная Гвинея и Южный Судан), одно государство Америки (Гаити), два государства Азии (Государство Палестина и Тимор-Лешти) и восемь государств Океании (Вануату, Кирибати, Науру, Ниуэ, Острова Кука, Самоа, Соломоновы Острова и Тувалу). 49.В преддверии 30-й годовщины принятия Конвенции 1988 года этот международный договор находится на первом месте среди трех конвенций о контроле над наркотиками по количеству ратифицировавших его государств и насчитывает 189 участников (188 государств и Европейский союз). Большинство государств, которые еще не стали ее участниками, находятся в Океании (Кирибати, Палау, Папуа — Новая Гвинея, Соломоновы Острова и Тувалу). В Африке Конвенцию 1988 года еще не ратифицировали или не присоединились к ней лишь три государства (Сомали, Экваториальная Гвинея и Южный Судан) и в Азии — лишь одно (Государство Палестина). 50.Комитет вновь обращается с призывом ко всем государствам, которые еще не стали участниками одной или нескольких международных конвенций о контроле над наркотиками, безотлагательно сделать это, а также принять все необходимые законодательные и политические меры, необходимые для обеспечения их всестороннего осуществления на национальном уровне. В. Обеспечение осуществления положений международных договоров о контроле над наркотиками 51.Основополагающей целью системы международного контроля над наркотиками является обеспечение здоровья и благополучия человечества. Достичь этой цели предполагается с помощью двух взаимодополняющих мер, призванных обеспечить доступность находящихся под международным контролем веществ для использования в медицинских и научных целях, а в случае химических веществ — прекурсоров — их законное промышленное применение, а также предотвратить утечку контролируемых веществ в каналы незаконного оборота. 52.Для проверки соблюдения международных договоров о контроле над наркотиками Комитет изучает меры, принимаемые правительствами в целях осуществления договорных положений, направленных на достижение общих задач конвенций. С течением лет эти договорные положения дополнялись мерами контроля, призванными повысить их эффективность, которые были утверждены Экономическим и Социальным Советом и Комиссией по наркотическим средствам. В настоящем разделе рассматриваются меры, которые требуется принять в целях осуществления международного контроля над наркотиками, анализируются проблемы в этой области и даются конкретные рекомендации по их решению. 1. Предотвращение утечки контролируемых веществ а) Законодательная и административная база 53.Правительствам надлежит следить за тем, чтобы внутреннее законодательство их стран соответствовало положениям международных договоров о контроле над наркотиками. Они также обязаны вносить изменения в списки веществ, подлежащих контролю на национальном уровне, если какое-либо вещество вносится в списки международных договоров о контроле над наркотиками или переносится из одного списка в другой. Несовершенство законодательства или механизмов его применения на национальном уровне, а также задержки с приведением списков веществ, подлежащих контролю на национальном уровне, в соответствие со списками международных договоров о контроле над наркотиками ведут к тому, что вещества, подлежащие международному контролю, должным образом не контролируются на национальном уровне, и создают условия для утечки веществ в каналы незаконного оборота. В связи с этим Комитет с удовлетворением отмечает, что, как и в предыдущие годы, большинство правительств продолжают направлять ему информацию о законодательных и административных мерах, принимаемых для обеспечения соблюдения положений международных договоров о контроле над наркотиками. В то же время Комитет обеспокоен тем, что правительства ряда стран приняли или планируют принять законодательные меры в нарушение требований международных договоров о контроле над наркотиками. Комитет напоминает правительствам о том, что в резолюции S-30/1 под названием «Наша общая приверженность эффективному решению мировой проблемы наркотиков и борьбе с ней», принятой Генеральной Ассамблеей 19 апреля 2016 года, государства-члены вновь подтвердили свою приверженность целям и задачам трех международных конвенций о контроле над наркотиками. 54.Шестнадцатого марта 2017 года Комиссия по наркотическим средствам решениями 60/2 и 60/3 включила U-47700 и бутирфентанил в Список I Конвенции 1961 года с поправками. В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Конвенции 1961 года с поправками Генеральный секретарь 21 апреля 2017 года уведомил об этих решениях правительства всех стран, ВОЗ и Комитет, и по получении этого уведомления решение вступило в силу для каждой из сторон. Комитет признает усилия правительств, уже поставивших указанные вещества под контроль, и настоятельно призывает все остальные правительства внести соответствующие поправки в списки веществ, контролируемых на национальном уровне, распространить на указанные вещества меры контроля, предусмотренные Конвенцией 1961 года с поправками, и сообщить Комитету о принятых мерах. 55.Комитет также желает обратить внимание правительств на то, что в тот же день Комиссия по наркотическим средствам поставила под международный контроль согласно Конвенции 1971 года еще восемь веществ. В соответствии с решениями 60/4, 60/5, 60/6, 60/7, 60/8, 60/9, 60/10 и 60/11 Комиссии в Список II Конвенции 1971 года были добавлены 4-МЕС (4-метилэткатинон), эталон, пентедрон, этилфенидат, МРА (метиопропамин), MDMB-CHMICA, 5F-APINACA (5FAKB-48) и XLR-11. Согласно пункту 7 статьи 2 Конвенции 1971 года Генеральный секретарь 21 апреля 2017 года уведомил об этих решениях Комиссии правительства всех стран, ВОЗ и Комитет, и 18 октября 2017 года они полностью вступили в силу для каждой из сторон. Комитет признает усилия правительств, уже поставивших указанные вещества под контроль, и настоятельно призывает все остальные правительства внести соответствующие поправки в списки веществ, контролируемых на национальном уровне, распространить на указанные вещества меры контроля, предусмотренные Конвенцией 1971 года и соответствующими резолюциями Комиссии и Совета, и сообщить Комитету о принятых мерах. 56.В соответствии с резолюциями 1985/15, 1987/30 и 1993/38 Экономического и Социального Совета правительства должны ввести требование в отношении получения разрешения на ввоз золпидема — вещества, включенного в 2001 году в Список IV Конвенции 1971 года. В ответ на просьбу Комитета, изложенную в его ежегодных докладах за 2012 и 2013 годы и циркулярном письме, разосланном в 2016 году, ряд правительств представили требуемую информацию. По состоянию на 1 ноября 2017 года соответствующая информация имелась по 130 странам и территориям. В 121 из этих стран и территорий введено требование о получении разрешения на ввоз, а в одной стране (Соединенные Штаты Америки) до ввоза требуется подавать декларацию. В шести странах и территориях (Кабо-Верде, Ирландия, Новая Зеландия, Сингапур, Вануату и Гибралтар) разрешения на ввоз золпидема не требуется. Ввоз золпидема запрещен в Азербайджане, а в Эфиопию данное вещество не ввозится. В то же время в отношении 84 стран и территорий информация о контроле над золпидемом по-прежнему отсутствует. В связи с этим Комитет еще раз настоятельно просит правительства стран и территорий как можно скорее сообщить ему информацию о ситуации с контролем над золпидемом, если они этого еще не сделали. 57.Шестнадцатого марта 2017 года Комиссия по наркотическим средствам приняла решение включить в Таблицу I Конвенции 1988 года два прекурсора фенталина и ряда «дизайнерских» фентанилов — N-фенетил-4-пиперидон (НФП) и 4-анилино-N-фенетил-4пиперидин (АНФП). Данное решение вступило в силу 18 октября 2017 года. В связи с этим правительствам предлагается выполнить эти решения на национальном уровне и проинформировать Комитет о принятых мерах.

Авторы:

Издание: Наркология
Год издания: 2018
Объем: 27с.
Дополнительная информация: 2018.-N 4.-С.3-29. Библ. 0 назв.
Просмотров: 42

Рубрики
Ключевые слова
iva
административный
азербайджан
акты
америка
анализ
базы
благополучие
большая
борьба
вануату
введен
верховая
вещество
взаимный
включения
включениями
внимание
внутренняя
возможности
вопрос
время
входной
выдача
выполнение
выходного
гаити
гвинея
генерализованный
гибкая
гибралтар
глава
главные
года
годовые
государств
дальний
данных
декларация
добавки
договор
договорной
договорные
докладов
документы
допустимый
достижение
доступность
другому
европейский
единственная
единый
задач
задержка
закон
законодательный
законодательство
защита
здоровья
зеландия
злоупотребление
знание
золпидем
изготовления
изменение
индивидуального
информации
ирландия
использование
исход
кабо
канал
категориям
ключ
количество
комиссии
комиссия
комитет
конвенция
конечные
конкретный
консенсуса
контролируемая
контроль
лет
лечение
либерия
личная
лишение
людей
медицинская
международна
международное
мелкий
меры
место
механизм
мирового
мнение
названия
наибольшая
наказание
направленный
наркология
наркоманией
наркотики
наркотические
нарушения
население
настой
настоящие
научной
национальная
негативное
незаконный
немедицинская
необходимые
нескольким
новая
нормативная
обеспечение
областей
оборот
образ
обстоятельствам
общая
общие
объединенные
объем
обязанности
обязательства
обязательство
одного
оказание
океан
определение
определенного
орган
организации
основа
основания
основной
осознание
остров
осуществление
ответ
отмывание
отношение
отчетов
охрана
палестина
папуа
первая
перед
перенос
период
письмо
планы
поддержки
подход
политическая
полная
полностью
положение
положения
получение
польза
пользования
помощи
поправка
поры
послед
последствие
прав
права
правительство
правовые
правонарушения
практическая
преддверия
предупреждение
презумпции
прекурсор
приверженность
применение
принимаемые
принцип
принятие
принятия
проблема
проверки
программ
промышленная
против
протоколы
профилактика
психотропные
пункт
путем
развитие
раздел
разо
разработка
разрешение
рамки
расстройств
расходом
реабилитации
реагирование
регламент
регулирование
результата
рекомендации
решение
решения
роль
ряда
самоа
сбалансированный
свобода
свод
связанные
связей
сегодня
секрет
семьи
серый
силлард
сингапур
систем
ситуации
скорая
след
слова
случаев
совет
совокупность
согласованная
содействии
соединенные
солевая
сомали
сообщество
соответствие
соответствующие
состав
состояние
сотрудничества
сотрудничество
социальная
списки
способ
среда
средств
средства
статьи
стран
страна
стратегия
судан
сфера
таблицы
территория
течения
торговля
три
указ
уменьшение
уполномоченный
уровни
условия
успехе
утечки
ухода
участники
фентанил
функционирование
химические
хранение
цели
целью
целях
циркулярная
чад
частная
человек
человечество
число
шаг
шесть
широкая
штат
экваториальная
экономическая
эталон
эффективность
эффективный
южный
юридические
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.144.227.146)
Яндекс.Метрика