Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Сестринский процесс (лекция для средних медицинских работников)


Аннотация:

В лекции даны основные представления о сестринском процессе, знание которого необходимо специалисту со средним медицинским образованием при работе с пациентом. Сестринский процесс обеспечивает системный подход в самостоятельной работе медицинских сестер в области сестринской помощи пациентам. Приведены ссылки на рекомендуемую специальную литературу. Сестринский процесс - это динамический процесс управления адаптацией человека к окружающей среде и эффективного удовлетворения его потребностей, связанных со здоровьем. Этот процесс подразумевает мобилизацию необходимых ресурсов системы здравоохранения и общества в целом. Он включает методы определения потребностей, целей и задач вмешательств, их приоритетности, вида сестринской помощи. Данный процесс планируют и реализуют при активном и заинтересованном сотрудничестве всех его участников, он, в конечном счете, направлен на достижение наилучшего качества жизни пациента в конкретных условиях. Задачи сестринского процесса: • выявление нарушенных потребностей и обусловленных ими проблем (уже имеющихся и потенциальных) как у конкретного человека, так и у его семьи, группы людей или общества; • выявление возможностей человека, семьи, группы в удовлетворении ими жизненно важных потребностей, т.е. потребностей, необходимых для поддержания выбранных ролей: социальной, семейной, профессиональной и др.; • установление причин нарушения удовлетворения потребностей и возникновения проблем, причин, снижающих возможности человека, семьи (группы), общества в реализации, восстановлении и поддержании своих возможностей и в решении проблем, связанных со здоровьем; • построение и выполнение плана сестринской помощи по уходу, который будет принят всеми участниками сестринского процесса; • поддержание и восстановление у человека, семьи, группы лиц как можно большей независимости, автономности в осуществлении и удовлетворении жизненно важных потребностей независимо от болезни; • обеспечение пациенту, семье, группе людей (несмотря на сохранение проблем со здоровьем, неизлечимость болезни, неотвратимость смерти) достойного качества жизни. Сестринский процесс - это подход к стандартизации деятельности клинических медицинских сестер. Метод, получивший название «сестринский процесс», является научной основой организации сестринского дела, сестринского образования и практики. Преимущества методологии сестринского процесса для сестринского образования и практики: • гарантируется безопасность проведения медицинского обслуживания, формируются и реализуются стандарты сестринской помощи; • реализуется принцип индивидуального и системного подхода при оказании сестринской помощи, усилия всех участников процесса координируются и согласуются; • пациент и его семья активно участвуют в планировании и выполнении программы сестринской помощи; • появляется возможность использования стандартов профессиональной деятельности в широкой клинической практике, профессиональной терминологии и языка профессионального общения в обучении и практике; • на практике осуществляется принцип преемственности при оказании медицинской помощи в работе медицинских сестер, сестринской службы; • эффективно используются время и ресурсы, направленные на решение основных потребностей и проблем пациента, семьи и группы людей; • документируются качество, своевременность предоставляемой сестринской помощи и профессионализм медицинской сестры; • демонстрируются уровень профессиональной компетентности, ответственность и надежность не только отдельной медицинской сестры, но и всей сестринской службы конкретного медицинского поста, отделения, лечебно-профилактического учреждения; • становятся возможными анализ работы каждой медицинской сестры, сестринской службы, обобщение опыта работы, конкретная оценка новых технологий ухода, программ обучения и рекомендация их для широкой практики; • подход позволяет защитить профессиональные интересы медицинской сестры в случае необоснованных претензий к качеству ее работы, уровню ее профессиональной подготовки и дать объективную оценку в конфликтных ситуациях; • подход является научно обоснованным и универсальным. Сестринский процесс, рассматриваемый международным сообществом медсестер как научно обоснованная методология профессиональной деятельности, может быть использован для любой модели и теории сестринского дела. Сестринский процесс состоит из пяти последовательных этапов. I этап сестринского процесса - обследование пациента, которое включает в себя субъективное и объективное обследование. Субъективные данные - это чувства и эмоции, выраженные словами, мимикой, жестами. Только сам пациент может дать текущую информацию. Чтобы собрать субъективную информацию, медсестра проводит опрос. Во время опроса выясняются жалобы пациента, анамнез жизни, анамнез болезни, проводится расспрос по системам. Источниками информации для медицинской сестры являются: пациент, семья, другие медработники, амбулаторная карта пациента, обзор медицинской литературы. Объективное исследование - непосредственное, то, что видим, то, что слышим (пальпация, перкуссия, аускультация), а также работа с амбулаторной картой больного, историей болезни, беседа с врачом, обзор медицинской литературы. Проводятся дополнительные лабораторные, рентгенологические, эндоскопические и другие исследования; все данные анализируются и группируются, записываются в историю болезни. Возникает вопрос - почему медсестра не может воспользоваться данными врачебного осмотра, то есть почерпнуть все необходимые ей для организации ухода сведения из медицинской истории болезни? Дело в том, что сестринское обследование является независимым и не может подменяться врачебным, так как врач и медсестра в своей работе преследуют различные цели. Задача врача - поставить правильный диагноз и назначить лечение. Врач исследует пациента для того, чтобы выявить нарушения функций внутренних органов и систем и установить их причины. Например: причиной острой боли в животе служит воспаление червеобразного отростка слепой кишки, необходима срочная операция для его удаления. Задача медсестры - обеспечить пациенту максимальный комфорт, в пределах своей сестринской компетенции постараться облегчить его состояние. Поэтому для медсестры важны не столько причины нарушения функций различных органов и систем (инфекция, опухоли, аллергия и так далее), сколько внешние проявления заболевания как результат глубокого нарушения функций организма и основная причина дискомфорта. Такими внешними проявлениями наличия патологического процесса в организме могут являться, например, одышка, кашель с мокротой, отеки, чувство тревоги, нарушенный сон. В основе сестринского обследования лежит учение о человеческих потребностях. Потребность - это психологический и физиологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека. Существует несколько классификаций потребностей. Согласно классификации американского психолога А. Маслоу, каждый человек имеет 14 жизненно важных потребностей: дышать, есть, пить, выделять, двигаться, быть здоровым (поддерживать состояние), поддерживать температуру тела, спать и отдыхать, одеваться и раздеваться, быть чистым, избегать опасности, общаться, иметь жизненные ценности, работать, играть и учиться. Любое заболевание, то есть наличие в организме патологического процесса, сопровождается нарушением функций различных органов и систем. Сестра, в силу своих знаний и умений, способна определить не само заболевание, а его внешние проявления. Нарушение функций внешне проявляет себя как нарушение удовлетворения тех или иных потребностей. Например, воспаление легких приводит к нарушению функций дыхательной системы и нарушению удовлетворения потребности дышать. Пациент ошущает нарушение удовлетворения потребностей как дискомфорт, что и служит поводом для обращения за медицинской помощью. Поскольку конечная цель работы сестры - комфорт ее пациента, то для устранения возникшего дискомфорта она обязана выяснить его причины - другими словами, оценить по специальной методике сестринского обследования, которая отражена в сестринской истории болезни, эффективность удовлетворения потребностей. Таким образом, сестринское обследование является независимым, специфичным и не может подменяться врачебным. Использование 14 последовательных ступеней иерархии Маслоу позволяет добиться системности сестринского обследования, делает его всесторонним и полным, составляя как бы организационную рамку сестринского обследования. Первый этап сестринского процесса заканчивается определением нарушения удовлетворения основных человеческих потребностей. II этап сестринского процесса - диагностирование состояния. Цель этого этапа - определить проблемы пациента, распределить по приоритету. Сестринская проблема (проблема пациента) появляется тогда, когда пациент в силу тех или иных причин (возраст, болезнь, травма или ее последствия, отсутствие необходимых знаний и навыков) не в состоянии самостоятельно справляться с удовлетворением жизненно важных потребностей организма. У такого пациента имеет место дефицит самоухода, в активности повседневной жизни, он нуждается в физической или консультативной помощи. Все проблемы пациента делятся на: 1) настоящие проблемы (то, что есть уже сейчас). Например: одышка, отеки, дефицит досуга; 2) потенциальные проблемы (те проблемы, возникновение которых может быть предотвращено при условии организации качественного сестринского ухода). Примеры потенциальных проблем пациента: риск возникновения пролежней у неподвижного пациента; риск развития обезвоживания у пациента с рвотой и частым жидким стулом; риск падений и травм у пациента с головокружением; риск ухудшения состояния из-за неправильного приема лекарственных средств; риск суицидальной попытки (самоубийство). Таким образом, медсестра должна уловить все настоящие или возможные в будущем отклонения от комфортного, гармонического состояния пациента и постараться в пределах своей сестринской компетенции ему помочь. Задайте себе вопрос: «Что я, как медицинская сестра, могу сделать для облегчения состояния этого больного?» Помимо этого проблемы классифицируются как: 1) физиологические; 2) психосоциальные (психологические, духовные и социальные). Некоторые примеры Физиологические проблемы: недостаточное или избыточное питание, снижение защитных функций организма, острая или хроническая боль, отеки или обезвоживание, застой мокроты, влажный или сухой кашель, одышка, удушье, дыхательная недостаточность, кровохарканье, сердечная недостаточность, запор, диарея, недержание кала, метеоризм (повышенное газообразование в кишечнике), острая или хроническая задержка мочи, недержание мочи, нарушение целостности кожного покрова, нарушение глотания, кожный зуд, недостаточная самогигиена, обессиливание, нарушение речи, памяти, внимания, лихорадка, дефицит самоухода. Психологические и духовные проблемы: дефицит знаний (о заболевании, о целесообразном питании, о рациональной схеме приема медикаментов, о здоровом образе жизни...); страх, тревога, беспокойство; дефицит досуга; дефицит семейной поддержки; дефицит общения; недоверие к медперсоналу; отказ от приема лекарств; неэффективное исполнение лечебной схемы; нарушение представления о своем внешнем облике; неэффективная адаптация семьи к факту наличия заболевания у одного из ее членов; дефицит внимания к будущему ребенку; конфликтная ситуация в семье, усугубляющая состояние здоровья пациента; страх смерти; чувство ложной вины перед близкими людьми из-за своего заболевания; чувство ложного стыда. Социальные проблемы: социальная изоляция; беспокойство о финансовом положении в связи с выходом на инвалидность. Затем сестра устанавливает приоритеты. Поскольку у пациента несколько диагнозов, она не может приступить к их лечению одновременно, после их установления. Она выбирает в зависимости от приоритетности. Приоритеты - это первоочередные, самые важные проблемы пациента. Приоритеты необходимы для установления очередности сестринских вмешательств и рационального распределения времени и сил медсестры, их не должно быть много - не более 2-3. Следует помнить, что приоритетными могут быть как настоящие, так и потенциальные сестринские проблемы. Критерии выбора приоритетов 1. Все неотложные состояния, например острая боль в сердце, риск развития легочного кровотечения. 2. Проблемы, наиболее тягостные для пациента в настоящий момент, то, что больше всего беспокоит, является для него главным сейчас, самым мучительным. Например, пациент с заболеванием сердца, страдающий приступами загрудинных болей, головными болями, отеками, одышкой, может указать именно на одышку как на свое главное страдание. В этом случае одышка будет являться приоритетной сестринской проблемой. 3. Проблемы, способные привести к различным осложнениям и ухудшению состояния пациента. Например, риск развития пролежней у неподвижного пациента. 4. Проблемы, решение которых приводит к разрешению ряда других проблем. Например, снижение страха перед предстоящей операцией улучшает сон, аппетит и настроение пациента. Приоритеты классифицируются как первичные; промежуточные; вторичные. Первичный приоритет (ведущее значение) отдается сестринскому диагнозу (или состоянию пациента, его реакции), осуществление которого требует срочных мероприятий, так как от решения этой проблемы зависит состояние больного и дальнейшее лечение. Промежуточный приоритет отдается таким диагнозам, которые не требуют экстренных мер. Проблемы вторичного приоритета - это потребности пациента, которые не имеют прямого отношения к заболеванию и прогнозу. III этап сестринского процесса - планирование сестринской помощи. Во время планирования отдельно для каждой проблемы формулируются цели и план ухода. Постановка целей необходима по двум причинам: 1) указание направления для индивидуального сестринского вмешательства; 2) использование для определения степени эффективности вмешательства. Требования к постановке целей: 1. Цели должны быть реальными, достижимыми. Нельзя ставить цель: пациент похудеет за 3 дня на 10 кг. 2. Необходимо установить конкретные сроки достижения каждой цели. По срокам существует два вида целей: а) краткосрочные (меньше одной недели); б) долгосрочные (недели, месяцы, часто после выписки). 3. Цели должны находиться в пределах сестринской компетенции. Неправильно: у пациента не будет кашля к моменту выписки, так как это область компетенции врача. Правильно: пациент продемонстрирует знания о дисциплине кашля к моменту выписки. 4. Цель должна формулироваться в терминах пациента, а не медсестры. Неправильно: медсестра обучит пациента технике самовведения инсулина. Правильно: пациент продемонстрирует умение делать себе инъекции инсулина технически верно через неделю. Каждая цель включает три компонента: 1) действие; 2) критерии: дата, время, расстояние; 3) условие: с помощью кого/чего-либо. Например: в присутствии сестры пациент пройдет с помощью костылей 10 метров через неделю. Здесь «пациент пройдет» - действие, «в пр исутствии сестры с помощью костылей» -условие, «10 метров через неделю» - критерий. После формулировки целей медсестра составляет собственно план ухода (сестринского вмешательства) за пациентом, то есть письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода по приоритетной проблеме пациента. План обязательно должен быть конкретным, недопустимы общие фразы и расплывчатые рассуждения. Другими словами, если планируется проведение беседы с пациентом, медсестра должна записать тезисы этой беседы. Например, приоритетная проблема: недержание мочи. Краткосрочная цель: пациент обучится оказывать себе пособие при недержании к третьему дню пребывания в стационаре с помощью медицинской сестры. Долгосрочная цель: на момент выписки пациент продемонстрирует навык оказания самопомощи при недержании после занятий с медицинской сестрой. План сестринских вмешательств 1. Медсестра обеспечит прием лекарственных средств по назначению врача. 2. Медсестра подготовит пациента к назначенным лабораторно-инструментальным исследованиям. 3. Медсестра обеспечит изоляцию пациента (отдельная палата, ширма). 4. Медсестра будет беседовать с пациентом о его проблеме ежедневно по 5-10 минут. 5. Медсестра даст совет пациенту не ограничивать количество потребляемой жидкости. 6. Медсестра обеспечит постоянное пользование мужским мочеприемником ночью и съемным мочеприемником в дневное время. 7. Медсестра обеспечит ежедневное обеззараживание мочеприемника и обработку его дезинфицирующим средством для уничтожения аммиачного запаха. 8. Медсестра будет следить за гигиеной постели: матрац будет обтянут клеенкой, постельное и нательное белье будет меняться после каждого случая мочеиспускания в кровать. 9. Медсестра обеспечит гигиену кожи паховой области (подмывания и обработка вазе/шном или детским кремом не реже трех раз в день). 10. Медсестра обеспечит проветривание помещения не реже четырех раз в день по 20 минут, использование дезодораторов. 11. Медсестра обеспечит влажную уборку палаты не реже двух раз в сутки. 12. Медсестра будет наблюдать за цветом, прозрачностью и запахом мочи. 13. Медсестра обучит родственников пациента особенностям домашнего ухода. IV этап сестринского процесса - выполнение плана сестринских вмешательств. Сестринское вмешательство - действие, предпринимаемое медсестрой в соответствии с установленным сестринским диагнозом, для достижения определенного результата. Комбинация отдельных терминов из классификации сестринских действий определяет суть сестринского вмешательства. Сестринское вмешательство - это любое действие медсестры, которое осуществляет план сестринского ухода или любую задачу этого плана. Сестринская помощь может быть зависимой, независимой и взаимозависимой. Независимое вмешательство. Данное вмешательство не требует наблюдения или направления со стороны. Например, вмешательство с целью повышения знаний пациента об адекватном питании или ежедневной деятельности, относящейся к гигиене, массаж, расслабляющая терапия является самостоятельным действием сестры. Независимые вмешательства могут разрешить проблемы пациента без консультаций или сотрудничества с врачами или другими медработниками. Они не требуют указаний врача и других специалистов. Взаимозависимое вмешательство. Данные вмешательства производятся сестрой с другими работниками здравоохранения. Примером может являться применение гиперинтенсивного лечения, при котором сестра обладает критериями, по которым можно изменять лекарственную и диетическую терапию. Это сотрудничество можно определить как товарищество, при котором значение двух сторон одинаково ценится обеими сторонами, также признаются и принимаются общие и отдельные сферы деятельности и ответственности, взаимное соблюдение интересов обеих сторон и целей, которые признаны обеими сторонами. Зависимое вмешательство. Данные вмешательства основаны на инструкции или письменном указании. Управление лечением, использование процедур, смена повязок и подготовка пациента к диагностическим исследованиям являются зависимым сестринским вмешательством. При назначении диагностического исследования сестра должна спланировать его проведение, подготовить пациента, выявить сестринское применение. Все вмешательства требуют от сестры оценки и принятия решения. Когда ставится вопрос о выполнении сестринских вмешательств, сестра не должна автоматически выполнять их, она должна определить, является ли предписание необходимым для пациента. Каждая сестра время от времени сталкивается с ненужными и неправильными назначениями. Сестра с хорошей базой знаний знает ошибку и найдет объяснение, так как ошибка может возникнуть при написании указания или при его отражении в карточке пациента. Прояснение указания входит в компетенцию сестры. Сестра, выполняющая неверное или ненужное предписание, также заблуждается, как и тот, кто его написал, и также ответственна за последствия ошибки. Например, по приоритетной проблеме пациента «острая боль в животе» краткосрочная цель может быть сформулирована следующим образом: поддерживать боль на уровне терпения всё время до операции. Независимые сестринские вмешательства: - медсестра придаст пациенту удобное положение, облегчающее боль; - медсестра обучит пациента технике релаксации (расслабление); - медсестра применит словесное внушение и отвлечение. Зависимые сестринские вмешательства: - медсестра обеспечит прием болеутоляющих средств каждые два часа, в соответствии с назначением врача. Взаимозависимые сестринские вмешательства: - медсестра обеспечит забор крови, мочи на обследование; - медсестра обеспечит консультацию узких специалистов. При составлении плана ухода медсестра может руководствоваться соответствующим стандартом сестринского вмешательства, если под стандартом понимать перечень научно обоснованных мероприятий, обеспечивающих качественный уход за пациентом по определенной проблеме. Например, ознакомьтесь с примерным стандартом сестринских вмешательств при проблеме «стул со склонностью к запорам». Сестринская проблема: стул со склонностью к запорам. Цели Краткосрочная - у пациента будет стул не реже одного раза в два дня (время индивидуально). Долгосрочная - пациент продемонстрирует знания о способах борьбы с запорами к моменту выписки. Независимые сестринские вмешательства: 1) обеспечить кисломолочную, растительную диету (творог, овощи, черный хлеб, фрукты, зелень) - диета № 3; 2) обеспечить достаточный прием жидкости (кисломолочные продукты, соки, сульфатные минеральные воды) до двух литров в день; 3) попытаться выработать у пациента условный рефлекс на дефекацию в определенное время суток (утром через 15-20 минут после приема стакана холодной воды натощак); 4) обеспечить достаточную двигательную активность пациенту; 5) обеспечить прием слабительных и постановку очистительных клизм по назначению врача; 6) регистрировать ежедневно кратность стула в медицинской документации; 7) обучить пациента особенностям питания при запорах. Рекомендовать расширение режима двигательной активности. Зависимые сестринские вмешательства: - обеспечение пациента лекарственными средствами по назначению врача. Взаимозависимые сестринские вмешательства: - обеспечить сдачу анализов больным; - подготовить к осмотру узкими специалистами. Стандарт создается в помощь медсестре. Это справочник, но следует помнить, что в стандарте невозможно предусмотреть всё разнообразие клинических ситуаций, поэтому его нельзя применять необдуманно, слепо. Например, включение в рацион большого количества овощей и фруктов, черного хлеба не может быть рекомендовано страдающему запорами пациенту с воспалительным заболеванием кишечника; много жидкости, постановка очистительных клизм объемом в 1,5-2,0 л - пациенту с запорами на фоне отеков, а расширение двигательной активности - пациенту с запорами и травмой позвоночника. Формальные стандарты облегчают работу медсестры, но никогда не заменят ее самостоятельного суждения. Стандарты обобщают сестринские знания и рассчитаны лишь на работу в типичной ситуации - со среднестатистическим, а не с конкретным пациентом. От медсестры при составлении индивидуального плана ухода требуется умение гибко применять стандарт в реальной практической ситуации. Медсестра имеет право исключить любой пункт стандарта из своего плана ухода либо, наоборот, дополнить план действиями, не предусмо-тре иными стандартом, но она должна уметь аргументировать свою точку зрения. В соответствии с современными требованиями медицинская сестра не должна автоматически выполнять указания врача (зависимое вмешательство). В условиях гарантии качества медицинской помощи, ее безопасности для больного сестра должна уметь определить, является ли данное предписание необходимым для пациента, правильно ли подобрана доза лекарственного препарата, не превышает ли она максимально разовую или суточную дозу, учтены ли противопоказания, совместимо ли данное лекарственное средство с другими, правильно ли выбран способ его введения. В интересах безопасности медицинской помощи для пациента медицинская сестра должна уметь уточнить необходимость тех или иных назначений, правильность дозировок лекарственных средств и т.д. Медицинская сестра выполняет намеченный план по уходу, применяя несколько методов: это помощь, связанная с ежедневными жизненными потребностями, уход для достижения терапевтических целей, уход для достижения хирургических целей, уход для облегчения достижения целей медицинского обслуживания (создание благоприятной окружающей среды, стимулирование и мотивация пациента) и т.п. Каждый метод включает теоретические и клинические навыки. Потребность пациента в помощи может быть временной, постоянной и реабилитирующей. Временная помощь рассчитана на короткий период времени, когда существует дефицит самоухода, - при вывихах, мелких хирургических вмешательствах и т.д. Постоянная помощь требуется пациенту на протяжении всей жизни - при ампутации конечностей, при осложненных травмах позвоночника и костей таза и т.д. Реабилитирующая помощь - процесс длительный, его примером можег служить ЛФК, массаж, дыхательная гимнастика, беседа с пациентом. При уходе за пациентом большую роль играют беседа с ним и совет, который может дать медицинская сестра в необходимой ситуации. Совет - это эмоциональная, интеллектуальная и психологическая помощь, которая помогает пострадавшему подготовиться к настоящим или предстоящим изменениям, возникающим из-за стресса, который всегда присутствует при любом заболевании, и облегчает межличностные отношения между больным, семьей и медицинским персоналом. В число пациентов, нуждающихся в совете, включаются и те лица, которым нужно приспособиться к здоровому образу жизни - бросить курить, похудеть, увеличить степень подвижности и т.п. Выполнение намеченного плана действий дисциплинирует и медицинскую сестру, и пациента. Методы возможных сестринских вмешательств, то есть какого рода сестринская помощь может планироваться медицинской сестрой: оказание ежедневной помощи в активности повседневной жизни; выполнение технических манипуляций; оказание психологической помощи и поддержки; обучение и консультирование пациента и членов его семьи; профилактика осложнений и укрепление здоровья; меры по спасению жизни; создание терапевтической среды, благоприятной для удовлетворения основных потребностей человека, в частности потребности в свободе и независимости, безопасности, общении и других. Например: медсестра познакомит пациента с человеком, который успешно перенес предстоящую ему операцию, тем самым способствуя удовлетворению потребности избегать опасности. Акцент сестринского вмешательства -это всегда дефицит способности пациента поддерживать свое состояние, то есть функционировать независимо. После формулирования целей и составления плана ухода медсестра обязана согласовать свои действия с пациентом, заручиться его поддержкой, одобрением и согласием. Одновременно медсестра ориентирует пациента на успех, доказывая ему достижимость целей и вместе с пациентом определяя пути их достижения. V этап сестринского процесса - оценка результата сестринских вмешательств. Его целью является оценка реакции пациента на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подведение итогов. Результат - изменение или состояние сестринского диагноза после проведения сестринского вмешательства. Важное значение на данном этапе имеет мнение специалиста о проведенных сестринских мероприятиях. Оценка всего сестринского процесса производится в том случае, если пациент выписывается, если его перевели в другое лечебное учреждение, если он скончался или в случае длительного наблюдения. При необходимости план сестринских мероприятий пересматривается, прерывается или изменяется. Когда намеченные цели не достигаются, оценка дает возможность увидеть факторы, мешающие их достижению. Медсестра должна выяснить причину, для чего весь сестринский процесс повторяется сначала в поисках допущенной ошибки. Таким образом, оценка результатов сестринского вмешательства дает медицинской сестре возможность выявить сильные и слабые стороны в своей профессиональной деятельности. Оценка эффективности и качества ухода за пациентом производится сестрой регулярно, через определенные промежутки времени. Например, при проблеме «риск появления пролежней» сестра будет производить оценку каждые два часа, меняя положение пациента. Основные аспекты оценки: - оценка успехов в деле достижения цел%й, что позволяет измерить качество ухода; - обследование ответной реакции пациента на медперсонал, лечение и сам факт пребывания в стационаре. Всем ли доволен пациент? Что хотелось бы изменить? Как переносит процедуры? Считает ли, что к нему достаточно внимательны? - активный поиск и оценка новых проблем. Вчера вашего пациента больше всего беспокоила бессонница, а сегодня у него сильнейшая головная боль, и вы должны реагировать на это. Систематический процесс оценки требует от медсестры умения мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми. Если поставленные цели достигнуты и проблема решена, медсестра в документации к осуществлению сестринского процесса расписывается и проставляет дату. Оценочные критерии - просто навыки оценки и техника, используемая для сбора данных, для оценки. Эта оценка складывается из мнения пациента или его реакции на качество предоставленной помощи и наличие осложнений для проведения вмешательства. Оценка считается положительной, когда цели и ожидаемые результаты достигнуты, отрицательной, если результаты нежелательны или не удалось избежать потенциальных проблем. Ясно, что на результат влияют различные факторы. В этом случае сестра должна изменить план по уходу, и сестринский процесс согласовывается вновь. Это согласование продолжается до решения всех проблем. Например: Цель: пациент будет уметь измерять артериальное давление самому себе к 5 сентября. Оценка: пациент измерил артериальное давление и оценил его результаты правильно 5 сентября. Цель достигнута. Подпись медсестры. Когда стремление к цели постигает неудача, медсестра должна выяснить причину, для чего весь непосредственный сестринский процесс повторяется заново в поисках допущенной ошибки. В результате может быть изменена сама цель с тем, чтобы сделать ее более реалистичной, могут быть пересмотрены сроки, внесены необходимые коррективы в план сестринской помощи. Например, при обучении измерению артериального давления медсестра обнаруживает: пациент не видит обозначения на шкале тонометра либо плохо слышит, что не позволяет ему контролировать результаты измерения. Из-за неполной базы данных, собранных на I этапе, сформулирована нереалистичная цель. Медсестра ставит новую цель - обучить членов семьи пациента, и в соответствии с этим пересматривает сроки и намечает план обучения. Таким образом, сестринский процесс -необычайно гибкий, живой и динамичный процесс, обеспечивающий постоянный поиск ошибок в уходе и систематическое своевременное внесение корректив в план сестринской помощи. В центре сестринского процесса -пациент как уникальная личность, активно сотрудничающая с медперсоналом. Еще раз хочется особо обратить внимание на гот факт, что медицинская сестра рассматривает не заболевание, а реакцию пациента на болезнь и свое состояние. Эта реакция может быть физиологической, психологической, социальной и духовной. Например, при бронхиальной астме вероятны следующие сестринские диагнозы: высокий риск удушья, отчаяние и безнадежность, связанные с длительным хроническим заболеванием, чувство страха. Врач купирует приступ бронхиальной астмы, устанавливает ее причины и назначает лечение, а научить пациента жить с хроническим заболеванием - задача медицинской сестры. Актуальны слова Ф. Найтингейл: «Готовить сестер - это значит научить помогать больному жить». Сестринский диагноз может иметь отношение не только к пациенту, но и к его семье, коллективу, в котором он работает или учится.

Авторы:

Неврычева Е.В.

Издание: Здравоохранение Дальнего Востока
Год издания: 2018
Объем: 8с.
Дополнительная информация: 2018.-N 2.-С.67-74. Библ. 13 назв.
Просмотров: 5780

Рубрики
АДАПТАЦИЯ
АКТИВНОСТЬ ПОВСЕДНЕВНАЯ
АКЦЕНТУАЦИЯ
АМПУТАЦИЯ
АНАЛИЗ
АППЕТИТ
АУСКУЛЬТАЦИЯ
БЕССОННИЦА
ВЕРОЯТНОСТЬ
ВНИМАНИЕ
ВОДА
ВОСПАЛЕНИЕ
ВРАЧИ
ГИГИЕНА
ГИМНАСТИКА
ГЛОТАНИЕ
ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
ДАННЫХ ПЕРЕДАЧА
ДАННЫХ СБОР
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
ДЕЙСТВИЕ
ДЕФЕКАЦИЯ
ДЕФИЦИТ
ДИАГНОЗ
ДИЕТА
ДОКУМЕНТАЦИЯ
ДОСТИЖЕНИЕ
ДОСУГ
ЗАПАХИ
ЗДОРОВЬЯ СОСТОЯНИЕ
ЗДОРОВЬЯ УКРЕПЛЕНИЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
ЗУД
ИММУНОСТИМУЛИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА
ИНСУЛИН
ИНЪЕКЦИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
КАШЕЛЬ
КИШЕЧНИК
КЛАССИФИКАЦИЯ
КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
КОНФЛИКТ (ПСИХОЛ)
КОСТЫЛИ
КРОВОТЕЧЕНИЯ
КРОВОХАРКАНЬЕ
МАСЛА
МАССАЖ
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ, НУЖДАЕМОСТЬ
МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ - БОЛЬНОЙ, ОТНОШЕНИЯ
МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО
МЕДСЕСТРА-БОЛЬНОЙ ОТНОШЕНИЯ
МЕДСЕСТРИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЕДСЕСТРИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ
МЕДСЕСТРИНСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
МЕДСЕСТРИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ
МЕДСЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО, ТЕОРИЯ
МЕДСЕСТРЫ, ИССЛЕДОВАНИЕ КЛИНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЕТЕОРИЗМ
МЕТОДЫ
МОКРОТА
МОТИВАЦИЯ
МОЧЕИСПУСКАНИЕ
МОЧИ ЗАДЕРЖКА
НАБЛЮДЕНИЕ
НАЗВАНИЯ
НЕДЕРЖАНИЕ МОЧИ
НЕДЕРЖАНИЕ МОЧИ НЕВРОГЕННОЕ
НЕУДАЧА
ОБЕЗВОЖИВАНИЕ
ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЕ
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
ОБРАЗОВАНИЕ МЕДСЕСТРИНСКОЕ ВЫСШЕЕ
ОБЩЕНИЕ
ОБЩЕСТВА
ОДЫШКА
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
ОРГАНИЗАЦИИ
ОТЕК
ПАЛЬПАЦИЯ
ПЕРЕНОС (ПСИХОЛ)
ПЕРКУССИЯ
ПИТАНИЕ
ПРОБЛЕМ РЕШЕНИЕ
ПРОГНОЗ
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
ПРОФИЛАКТИКА
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
РВОТА
РЕАКЦИЯ ПЕРВИЧНАЯ
РУКОВОДСТВА
САМОПОМОЩЬ
СВОБОДА
СЕМЬЯ
СЕРДЦЕ
СОН
СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ
СПРАВОЧНИКИ
СТРАХ
СУЖДЕНИЕ
СУЛЬФАТЫ
ТЕМПЕРАТУРА ТЕЛА
ТЕРАПИЯ
ТЕРМИНОЛОГИЯ
ТЕХНОЛОГИЯ
УХОД
ФРУКТЫ
ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ
ХЛЕБ
ЦЕЛИ
ЭМОЦИИ
Ключевые слова
iva
автоматический
автономная
адаптация
адекватность
активность
активные
акты
акцентуация
аллергия
амбулатория
американское
аммиачная
ампутация
анализ
аналитический
анамнез
аппетит
артериальная
аспекты
астма
аускультация
базы
безнадежный
безопасности
белье
беседа
беседы
бессонница
благополучие
благоприятный
болезнь
болезньПрофине
болей
болеющие
боль
больной
больными
большая
борьба
бронхиальные
будущего
бытовые
введен
ведущие
вероятность
веса
взаимный
видимый
включениями
вмешательства
внешний
внешними
внимание
внутренняя
внушением
вода
возможности
возникновения
возраст
вопрос
воспаление
воспалительные
восстановление
восток
врач
врачебной
врачи
временная
временных
время
всесторонние
вторичные
входной
выбор
вывих
выписка
выписывание
выполнение
высокий
выходного
выявление
газообразный
гарантии
гарантия
гармоничный
гибкая
гигиена
гимнастика
главные
глотание
глубокая
голова
головокружение
групп
давлением
даль
дальний
данные
данных
двигательная
двумя
дезинфицирующие
действие
дела
дело
детская
дефекация
дефицит
деятельности
деятельность
диагноз
диагностическая
диагностических
диарейный
диета
диетические
динамическая
динамической
дисциплина
длительная
длительный
дневной
доза
документация
документы
домашнего
дополнительные
достижение
досуг
другого
другому
духовного
дыхательная
ежедневный
жалобы
живой
живот
жидкие
жидкостей
жизненная
жизненно
жизни
заболевания
зависимости
зависимые
загрудинный
задач
задержка
заинтересованность
замена
занятия
запахи
запись
запор
застой
защита
защитная
здоровое
здоровья
здравоохранение
зеленого
знание
значению
зрения
зуд
игровая
иерархия
избыточная
изменение
изменения
измерение
изоляция
инвалидности
индивидуального
инструкции
инсулин
интеллектуальный
инфекцией
информации
инъекции
иска
исполнение
использование
использованием
исследование
исследований
история
источник
итоги
калия
карта
карто
карточки
качества
качественный
кашель
кашля
кисломолочные
кишечник
кишки
класс
классификация
клиническая
клинической
ключ
кожи
кожного
количество
коллектива
комбинации
компетентность
компетенции
компонент
комфорт
конечностей
конечные
конкретный
консультативная
консультации
консультирование
контроль
конфликт
коротким
коры
костей
костыли
край
краткосрочн
кратность
критерии
критерийФишера
кровати
крови
кровотечения
кровохарканье
купирование
лабораторная
легкая
легочная
лекарственна
лекарство
лекции
лечебная
лечение
литература
литые
лихорадкаку
лица
лицами
личности
ложная
лфк
людей
людях
максимальная
манипуляция
масла
массаж
матрац
медикаментов
медицинская
медперсонала
медработник
медсестер
медсестра-больной
медсестра
медсестринская
медсестринский
медсестринское
медсестры
международна
межличностные
мелкий
мероприятия
меры
место
метеоризм
метод
методика
методов
методологии
метро
минеральная
минута
мнение
мнения
мобилизация
модели
мокрота
момент
мотивация
мочеиспускание
мочеприемник
мочи
мужская
наблюдение
навыкам
надежность
названия
назначение
наличия
направление
направлениях
направленный
нарушение
нарушения
настоящие
настроение
натощак
научной
недержание
недостаточное
недостаточность
нежелательная
независимые
неизлечим
немая
необходимости
необходимые
необычайное
неотложные
неполные
непосредственные
неправильно
неправильное
нескольким
неудача
новые
нуждающихся
нужды
обезвоживание
обеззараживание
обеспечение
обзор
областей
облегчение
облик
обработка
образ
образование
обращение
обследование
обслуживание
обусловленные
обучение
общей
общение
общества
общие
объективная
объем
обязательного
овощей
одновременная
одного
одышка
ожидаемая
оказание
оказанием
окружающая
опасности
операции
определение
определенного
опрос
опухолей
организации
организационная
организм
органов
осложнение
осложненный
осмотры
основа
основания
основной
особенности
особо
острая
осуществление
ответ
ответное
ответственности
отдается
отделение
отдельные
отдых
отек
отказ
отклонение
отношение
отношения
отрицательное
отростка
отсутствие
оценка
оценочная
очередность
очистители
ошибки
падение
палата
палаты
пальпация
памяти
патологическая
паховая
пациент
первая
первичная
перед
перенос
пересмотра
перечень
период
перкуссия
персонал
письменное
письмо
питание
питье
план
планирование
планы
плохой
повседневная
повтор
повышение
повышенная
повязок
подвижности
подготовка
поддержание
поддержка
поддержки
подпись
подход
поза
позвоночник
поиск
покровов
пола
полная
положение
положительные
получившие
пользования
помещений
помощи
попытка
попытки
после
послед
последствие
пособий
постельные
постоянная
пострадавшие
построения
потенциальный
потребности
правильная
правильность
право
практика
практическая
представлений
преемственность
препараты
претензии
прием
применение
принцип
принятие
принятия
приоритеты
приступы
причина
проблема
проведение
проведения
прогноз
программ
продуктов
прозрачность
промежутков
промежуточная
простая
противопоказания
профессионализм
профессиональная
профилактика
процедура
процесс
проявление
проявления
прямая
психологи
психологическая
психосоциальные
пункт
пути
работа
работник
развитие
различный
различными
разрешение
рамки
расписание
распределение
расслабление
расспрос
расстояния
растительного
расширение
рацион
рационального
рвота
реакцией
реализация
ребенка
регистр
регулярный
режим
результата
рекомендации
релаксации
рентгенологическая
ресурсами
рефлекс
речи
решение
решений
решения
риск
родами
родственник
ролей
роль
руководства
ряда
самовведение
самопомощи
самостоятельной
самоубийства
сбор
свобода
своевременная
своевременность
связанная
связанные
связей
сегодня
семейная
семьи
сердечн
сердца
сердце
сестер
сестринские
сестры
силлард
систем
систематические
системная
ситуации
склады
склонность
слабительные
след
слепой
слова
словесное
служб
случаев
смена
смерти
снижающая
снижение
собственно
совет
совместимую
современная
согласие
создание
соки
сон
сообщество
соответствие
соответствующие
состав
составление
состояние
состояния
сотрудничества
сохранение
социальная
социальные
специалистов
специального
специфичный
способ
способности
способность
справочники
сравнение
среда
среднего
средств
средства
сроки
срочной
стандартам
стандартизация
стационар
степени
стимулирования
столы
страдание
страх
стремлений
стрессоры
ступени
стыд
субъективный
суждение
суицидальный
сульфат
суток
суточное
сухой
сфера
схема
счета
съемные
таза
творог
тезисы
тела
температура
теоретическая
теория
терапевтическая
терапия
терминология
термины
терпения
техника
техническая
технология
типичный
товара
тонометр
точка
травма
требования
тревога
третья
три
уборка
увеличить
удаление
удушье
узкий
указ
указания
укрепление
умения
универсальное
уничтожение
управление
уровень
уровни
условия
условные
успехе
утром
уход
ухода
участники
учение
учреждение
фактор
факторы
физиологическая
физическое
финансовое
фоновое
формальный
формула
фрукты
функции
хабаровский
хирургически
хлеб
холодный
хороший
хроническая
хронически
цветовое
цели
целом
цель
целью
целях
ценность
центр
цены
частная
часы
человек
человеческая
червеобразного
черная
черный
четыре
число
чистая
члена
чувств
чувство
широкая
шкала
экстренная
эмоции
эмоциональный
эндоскопическая
этап
эффективность
эффективный
языка
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 18.119.109.232)
Яндекс.Метрика