Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
«Эранос» К.Г. Юнга: взаимоотражение Человека и Космоса
Аннотация:
Мы с вами живём в переходное время, когда происходит смена гигантских эпох, обусловленных прецессией земной оси. Уходит в прошлое эпоха Рыб, которую называли эпохой разделения. Основой её парадигмы является противостояние друг другу человека-микрокосма и макрокосмической реальности при подчинённости первого второй. Но постепенно набирает силу наступающая эпоха Водолея, несущая совершенно новый принцип - принцип сотворчества Человека и Космоса, и он немыслим без нового сознания. Мы стоим на пороге глобального переходного процесса, в ходе которого неизбежна кардинальная смена той парадигмы, которая долгое время служила опорой человеческим представлениям о структуре реальности. По счастью, наши гениальные предшественники в ХХ-м веке, предвосхищая грядущий переворот в сознании человека, своими поисками и исследованиями заложили основу, на которую мы можем опереться в этом переходе. Прежде всего, это Карл Густав Юнг, основоположник глубинной психологии, великий исследователь человеческого бессознательного, а также уникальный круг мыслителей, которых сплотила вокруг себя ежегодная конференция «Эранос». Основательницей «Эраноса» стала Ольга Фрёбе-Каптейн. Она также являлась директором и бессменным редактором ежегодного сборника конференции в течение почти 30-ти лет - вплоть до своей кончины в 1962 г. Поскольку её вклад в дело «Эраноса» неоценим, я позволю себе остановиться на личности этой удивительной женщины, хотя сведения о ней чрезвычайно скудны и отрывочны. Ольга Фрёбе-Каптейн (1881—1962) - англичанка голландского происхождения, теософ, учёный и духовный искатель. Родилась она в Лондоне. Её мать Труус Муйскен принимала активное участие в феминистском движении и выступала за активные социальные преобразования, а отец Альфред Каптейн был инженером и страстным фотографом. Ольга изучала историю искусств в Цюрихе, а в 1908 г. стала женой музыканта и дирижёра Ивана Фрёбе. Несколько лет спустя он погиб в авиакатастрофе. Пережив личную трагедию, в 1920 г. О. Фрёбе-Каптейн поселилась на 6epeiy озера Лаго Маджоре в миле от небольшого курортного городка Аскона в удивительно красивом месте на юге Швейцарии у самой границы с Италией. Её отец предоставил ей виллу Каса Габриэлла и обширный участок земли с прекрасным видом на озеро, окружённое горами. В это трудное время своей жизни она решила жить здесь в одиночестве до тех пор, пока не сможет примириться с собой. Она изучала индийскую философию и медитацию, интересовалась глубинной психологией и искала новый смысл своей жизни. Среди её друзей были психолог Карл Густав Юнг, немецкий поэт Людвиг Дерлет и Ричард Вильгельм, чьи переводы сделали ей доступным И Цзин. Кроме того, она знала многих членов Школы Мудрости (Schule der Weisheit), члены которого были увлечены поисками общих основ всех религий. О. Фрёбе-Каптейн интуитивно чувствовала, что для развития и проявления невидимых и пока не сформировавшихся духовных течений им необходимо открытое пространство. Ей хотелось помочь этим ещё не известным силам; у неё было своеобразное предчувствие, что её деятельность будет связана с кругом её интересов; но она пока ещё не имела точного представления о форме, в которую могла бы вылиться такая деятельность. Однажды во время медитации Ольгу посетило видение, в котором она увидела себя и землю, на которой она жила, как центр, который будет притягивать множество людей. Возможно, это напряжённость одиночества побудила её психику компенсировать через фантазию ситуацию, в которой она социально значима. Или, может быть, личное горе расчистило путь для глубинных образов, которые смогли выйти из тайников её души. В любом случае, этот намёк на работу, которую ей предстояло выполнить, позволил ей выйти из тёмного периода её жизни. На собственные средства О. Фрёбе-Каптейн построила дом, позже названный Каса Эранос и в котором впоследствии проходили конференции «Эранос». Спустя год на том же самом участке она возвела ещё одно здание - дом, предназначенный для гостей, получивший название «Шанти», что на санскрите означает «мир». У Ольги Фрёбе-Каптейн возникла идея пригласить группу выдающихся учёных и мыслителей для участия в летней встрече, которую она планировала созвать в середине августа, в самый разгар курортного сезона в Асконе. Каждому выступающему было предложено представить оригинальный доклад в обмен на гостеприимство г-жи Ольга Фрёбе во время конференции. Она разослала приглашения на лето 1933 года и была рада тому, что её приглашение приняли такие известные деятели, как Карл Густав Юнг, Генрих Циммер, Фридрих Хайлер и Эрнесто Буонаюти. На следующий год к списку выступающих присоединился Мартин Бубер, и совместное присутствие К.Г. Юнга и М. Бубера сделало вторую встречу ещё более значимым событием. К.Г. Юнг в то время начал глубокое изучение алхимического материала и находился в поиске форума, чтобы опробовать свои новые идеи. На первой конференции «Эранос» в 1933 г., которая называлась «Йога и медитация на Востоке и Западе», К.Г. Юнг представил доклад, который позже стал основой первой выдающейся книги по алхимии - «Психология и алхимия». С этого года и далее К.Г. Юнг выступал на конференции ежегодно в течение многих лет, во время и после войны, с важнейшими идеями, занимавшими его мысли, которые позднее он воплотил в книги. Название конференции дал известный историк религии Рудольф Отго. Он предложил термин «Эранос» в древнегреческом смысле - как духовный праздник, в который каждый из участников вносит свой вклад. Участник конференций Жильбер Дюран говорил: «"Эранос" -это пикник, куда каждый приходит со своей собственной едой». А американец Роберт Бознак считал, что выражение potluck (шанс, возможность, всё, что есть на обед) может быть переводом греческого слова epavog (участие в празднестве; трапеза в складчину; пир, на который каждый приносит что-то своё). Это греческое понятие хорошо отражало идею, лежащую в основе конференции. Конференция, а точнее - восьмидневный фестиваль должен был стать настоящим праздником, на котором ораторы - признанные авторитеты в своей области - освещали выбранную тему с разных точек зрения. Целью этих встреч являлось привнесение высокой интеллектуальной компетенции в вопросы духовного значения. Конференция собрала вокруг себя более двадцати крупнейших передовых учёных того времени, представляющих разные направления науки, для решения глобальной задачи - выработки парадигмы, объединяющей гуманитарные и естественные знания, а также исследования связи между восточным и западным мышлением. К.Г. Юнг принимал активное участие почти во всех конференциях до самых преклонных своих лет, и идеи, с которыми он выступал, в дальнейшем легли в основу его фундаментальных трудов. Научные исследования К.Г. Юнга и работа с пациентами на протяжении первых двух десятилетий ХХ-го века расширили представления о сознании и бессознательном психики человека. Уход К.Г. Юнга в область архетипов и метапсихического, куда погружена человеческая психика, переместил человека на новую позицию и показал перспективы совершенно иной антропологии. К1930 г. К.Г. Юнг всё больше стал ощущать потребность сопоставить свой новый образ мышления с результатами научных исследований, выполненных в различных областях знания. Таким образом, как сообщает литературный секретарь К.Г. Юнга Аниела Яффе в своей лекции на конференции «Эранос-1975», инициатива О. Фрёбе-Каптейн совпала с решающим этапом в жизни К.Г. Юнга. Интересно, что впервые К.Г. Юнг побывал на озере Лаго-Маджоре в 1908 г., приехав туда с целью поправить здоровье. Это событие можно считать проявлением синхронистичности, впоследствии открытом К.Г. Юнгом как проявление смысловой связи между явлениями в мире. Об этом Юнг сообщил в своём докладе на конференции «Эранос» в 1952 г., а несколько позже изложил в статье «Синхрония: некаузальный связующий принцип». В 1955 г. совместно с физиком Вольфгагном Паули он написал работу «Интерпретация природы и души». Вкладом К.Г. Юнга в эту работу стало эссе «Синхрония». К.Г. Юнг познакомился с Вольфгангом Паули в 1933 г. - в том же памятном году, когда состоялась первая конференция «Эранос», на котором он выступил с докладом «Исследование процесса индивидуации» - об эмпирическом изучении процесса индивидуации. Смысл ключевых терминов в этом заглавии выходил далеко за пределы темы прочитанной лекции - они обозначили ту программу, которая в дальнейшем была реализована в «Эраносе». Термин «Эмпирические явления» подчеркивал феноменологический характер метода К.Г. Юнга и его отстранённость от любой философской системы. Второй термин в заглавии первой лекции К.Г. Юнга - процесс индивидуации - фокусирует внимание на индивидуальном человеческом бытии. Он ведёт нас к другой отличительной черте проводимой в «Эраносе» работы, в основе которой лежит понимание того, что образы и понятия, содержащиеся в нашей психике, являются фундаментом, на основании которого формируется наше сознание. В следующем, 1934 г. на этой конференции К.Г. Юнг представил доклад «Архетипы коллективного бессознательного». Используя эти понятия, К.Г. Юнг вышел за пределы психологии и выразил основополагающие представления, оказавшиеся весьма плодотворными на протяжении последующих десятилетий. Предложив термин «коллективное бессознательное», К.Г. Юнг использовал его вначале просто для обозначения области универсальных образов. Однако оказалось, что его мысль оказалась значительно шире исходного понятия. Феноменологический метод, который использовался во всех представленных в «Эраносе» исследованиях, применялся в отношении образов, несущих нуминозную энергию, независимо от того, назывались ли они архетипами или нет. В этих исследованиях с возрастающей интенсивностью подчёркивалась структура поля, формируемая гетерогенными энергетическими центрами , что контрастировало с причинно-следственной связью между событиями, лежащей в основе западной науки. При таком понимании подчёркивается роль и широкие пределы психического как в отношении архетипического, или духовного, мира, так и в отношении материального, или физического, мира. Своим утверждением К.Г. Юнг предсказал включение естественных наук в Дело (Opus) «Эраноса». Такое дифференцирование между физической вселенной, непостижимой в своей сущности, и создаваемыми ею психическими концепциями позволило широко раскрыть двери для естественных наук, которые на протяжении последующих сорока лет играли в «Эраносе» важную роль. Различение между психическими концепциями физического мира и трансцендентального мира материи, на которых они основаны, было заранее намечено обращением к алхимии Рудольфа Бернулли в лекции 1935 г. и К.Г. Юнга в публикации 1936 г. Такое проведение грани характерно для всех публикаций «Эраноса» в области физики и естественных наук, но кульминации оно достигло в проведенном Гербертом Пичманом точном анализе ранее игнорировавшихся основ западной физики. В течение двух последующих лет К.Г. Юнг углубился в вопросы архетипической символики, а затем начал обширные исследования психологических аспектов алхимического символизма. Впоследствии они были изложены в его книге «Интеграция личности» и далее легли в основу двух его крупных трудов - «Психология и алхимия» и «Mysterium Conjunctionis». В последней из них К.Г. Юнг замечает: «Мир внутри и вне нас покоится на трансцендентальной основе... Психологический подход к этим проблемам помещает человека в центр мироздания в качестве меры всех вещей». В соответствии с этим утверждением во всех заглавиях публиковавшихся на конференциях «Эраноса» работ, начиная с 1947 г., после основополагающей лекции К.Г. Юнга и вплоть до смерти Ольги Фрёбе-Каптейн, содержится слово «человек», «der Mensch». Здесь скрываются корни полностью новой антропологии, характерной для «Эраноса» со времени присоединения к нему Жильбера Дюрана в 1964 г. Его фундаментальный труд имел программное название: «Антропологические Структуры Воображаемого». На первых встречах «Эраноса» внимание участников было направлено на создание общей основы, на которой могли бы встретиться религиозные философии Восточной и Западной цивилизации. Таким образом, специалистов по индуизму и даосизму Генриха Циммера и Эрвина Русселя пригласили выступить вместе с христианскими учёными Фридрихом Хайлером и Эрнесто Буонаюти. Эти исследования различных религиозных традиций бок о бок соседствовали с юнгианскими идеями глубинной психологии. Сам Юнг играл на встречах главную роль. Он предложил позицию, давшую возможность обсудить психологическую равноценность восточных религиозных идей и переживаний современного западного человека. В 1935 г. К.Г. Юнг вновь посещает конференцию «Эранос» и выступает с докладом «Символизм сновидения в процессе индивидуации» (позже опубликованным в переработанном виде как «Символизм сновидения и его связь с алхимией»). Через год К.Г. Юнг читает доклад «Религиозные идеи в алхимии», а в 1937 г. - доклад «Видения Зосимы». Начиная со встречи «Эраноса» 1938 г., было решено посвящать каждую конференцию основным архетипическим темам религии цивилизации. В этом году была тема «Великой Матери» (К.Г. Юнг представил доклад «Психологические аспекты архетипа Матери»), а в следующем, роковом 1939 г. выступавшие «Эраноса» обсуждали «Символизм Возрождения». К.Г. Юнг читает доклад «О перерождении». Через несколько дней начитается Вторая мировая война. Вновь открытое К.Г. Юнгом явление синхронистичности находит своё проявление... К.Г. Юнг был поражён тем, как часто в процессе анализа случались совпадения событий, которые соответствовали душевному состоянию пациента. Иногда во внешнем мире происходило что-то, что отвечало констелляции архетипа во внутреннем мире человеческого духа. Он собрал много примеров, но решил опубликовать их только в 1952 г., когда учёный В. Паули обсуждал «истинность» этого «мифа» в книге «Интерпретация природы и психе» ("The Interpretation of Nature and the Psyche"), которую он опубликовал совместно с К.Г. Юнгом. Юнг представил его теорию на конференции «Эраноса» в 1951 г. В этой связи он напомнил об удивительном событии, произошедшем с профессором биологии из Базеля Адольфом Портманом, также участником конференций «Эранос». На предыдущей встрече в Асконе А. Портманн намеревался закончить своё выступление обсуждением темы насекомых-богомолов. Когда его речь достигла кульминации, и он пребывал в возвышенно-религиозном состоянии духа, в зал через открытое окно влетел богомол. Насекомое уселось под лампой, освещающей записи оратора, таким образом, что за его спиной на стене появилась тень, выглядевшая, как воздетые вверх руки молящегося человека. К.Г. Юнг с сияющим лицом произнес: «Это переживание полноты бытия, которое действительно имеет смысл!». Он называл это согласием между духом человека и Космосом, значимым совпадением без каузальной связи, то есть, принципом акаузальной связи. К.Г. Юнг показал, что незаметные происшествия в обыденной жизни доказывают истинность «органического» взгляда на мир. Он говорил: «Верующие назовут это рукой Бога. Я не имею ничего против этого, но для своих целей я называю это синхронистичностью». Годы второй мировой войны ограничили масштаб и возможности программы «Эраноса», но, тем не менее, сами встречи и публикации продолжались. В 1940 г. К.Г. Юнг и математик и неоплатоник Андреас Шпайзер приехали в Аскону с небольшой группой единомышленников и провели встречу в самом центре воюющей Европы. В годы войны конференции стали как бы символическим жестом преемственности прошлого европейской культуры и той важной роли, которую играли защищающие границы Швейцарии. На этих совещаниях дискуссии были сосредоточены на различных аспектах гностических тайн. Казалось, что внимание выступающих было сознательно обращено на то, что в мире существует зло, так же, как и добро, и одна из основных задач человека в жизни - искупить зло и трансформировать его. Это был один из аспектов духовного значения (или смысла) войны и сопутствующих её ужасов, которые окружали заседания тех лет. В годы войны К.Г. Юнг продолжает напряжённо работать и принимает активное участие в конференциях. В 1940 г. на восьмой конференции К.Г. Юнг читает доклад «Психологический подход к Троице», через год - «Символизм превращения в мессе», а в 1942 г. - доклад «Дух Меркурий». В 1944 г. выходит в печати большой труд К.Г. Юнга «Психология и алхимия», основанный на его докладах, сделанных в «Эраносе» в 1935-1936 гг. Конференция «Эранос» в августе 1945 г. стала поводом для двойного праздника. Война в Европе закончилась, и К.Г. Юнг отмечал свое 70-летие. В дополнение к регулярным лекциям, в этом году «Эранос» выпустил памятный том, посвященный К.Г. Юнгу, в котором подробно обсуждалась концепция универсальных архетипических паттернов в психологии и культуре. К.Г. Юнг торжественно празднует юбилей, получает звание почётного доктора Университета Женевы, а на тринадцатом заседании «Эраноса» в Асконе выступает с сообщением «Феноменология духа в сказках». Через год он принимает участие в четырнадцатом заседании «Эраноса» и читает доклад «Дух психологии», который позже был переработан и опубликован под названием «О природе психического». К.Г. Юнг утверждает, что идея архетипов занимает центральное место в концепции человеческой жизни, что в целом отражалось на встречах «Эраноса». Это означало признание единой универсальной основы в человеческом опыте во все времена и в различных культурах истории человечества. В послевоенные годы предметы встреч были такими: Дух, Природа, Человеческое Бытие, Миф, Ритуал, Время, Энергия - вот некоторые из тем. В те годы формат проведения встреч неуклонно развивается, и этим тенденциям продолжают следовать в составлении программ конференций и в последующие годы - гибко и со спонтанными вариациями. Ежегодно среди девяти-десяти лекторов, которых приглашали выступить, был, по крайней мере, один представитель биологии, физики или истории науки, равно как и глубинной психологии, истории искусств и литературной критики. Историю религий и антропологи представляли Мирча Элиаде, Эр-вин Гуденаф, Р. Захнер и Джозеф Кэмпбелл. Время от времени выступал теолог - например, Пауль Тиллих, и всегда было несколько специалистов, выступающих с разных точек зрения на различные традиции в религии и мифологии, а именно: Корбен об исламе, Шолем об иудаизме, Киспель о гностицизме, Судзуки о дзен-будцизме, Туччи о Тибете, Вильгельм о даосизме и Ке-реньи о древней Греции. Таким образом, суммарный эффект докладов, представленных в «Эраносе», давал аудитории представление как об универсальности обсуждаемых вопросов, так и об особенностях каждой конкретной ситуации культурной жизни. Лекции публиковались в ежегодном сборнике «Эранос», и их комплексный подход к изучению человека содержал в себе интеллектуальный вклад выдающегося значения. Каждый год выходил новый том, причём доклады публиковались на том языке, на котором выступал докладчик - английском, французском или немецком. Таким образом, собранные в них публикации представили собой внушительную библиотеку гуманитарных наук, энциклопедию символизма как выражение человеческого духа. Неизменным редактором всех выпусков была неутомимая и вдохновенная Ольга Фрёбе-Каптейн. Участник «Эраноса» Жиль Киспель рассказывал, что его первая встреча с К.Г. Юнгом произошла на конференции в 1947 г., куда автор был приглашен для чтения доклада о Валентине - гностике 2-го века н.э. Тогда он опоздал на первую лекцию, которую читал Карл Кереньи. После этого его привели на террасу с пленительным видом на озеро Лаго Маджоре. Там уже находилось несколько мужчин и женщин, занятых беседой. «Через некоторое время на террасе появился пожилой господин во фланелевом - похожем на теннисный - костюме, с красными щеками, седыми волосами и в старомодной соломенной шляпе. Наша хозяйка Ольга Фрёбе-Каптейн сказала: «Профессор Юнг, это профессор Киспель» (я тогда был просто преподавателем, а не профессором). К.Г. Юнг сделал несколько лестных замечаний о моей статье о Валентине, и тогда я всем понравился. Это была первая из многих наших встреч в Асконе, Цюрихе и Кюснахте...». В 1950 г. К.Г. Юнг совместно с участником конференции «Эранос» Карлом Кереньи издает работу «Введение в сущность мифологии», куда включены две статьи К.Г. Юнга об архетипе Ребёнка и Коры. Очевидцы рассказывают, что К.Г. Юнг чувствовал себя дома за круглым столом в Асконе, когда беседовал с большими знатоками во всех областях науки и культуры, за исключением музыки. Он был хорошо знаком с лауреатами Нобелевской премии Германом Гессе (литература), Вольфгангом Паули (физика) и Тадеушем Райх-штайном (химия). У него были близкие и плодотворные контакты с учёными представителями мировых религий, и он был в дружеских отношениях с такими историками религии, как Рихард Вильгельм (Китай), Генрих Циммер (Индия), Карл Кереньи (Греция), Джон Лайард (Меланезия), Мирча Элиаде (шаманизм), Джозеф Кемпбелл (мифология), сэр Лоуренс ван дер Пост (Африка. Наставник Чарлза Виндзора и Маргарет Тэтчер), Гершом Шолем (еврейский гностицизм), Герардус ван дер Леув (Египет) и Цви Вербловски (Япония). Благодаря Юн1у, многие из них стали широко известными и даже всемирно знаменитыми. Среди участников конференции «Эранос» были учёные, чьи имена мы знаем и чтим по сей день. Среди них Рудольф Отто, религиозный историк, социолог. [8]; Эрих Нойман, психолог, писатель, последователь и один из самых одарённых учеников К.Г. Юнга; Мирча Элиаде, философ и крупнейший историк религий; Анри Корбен, философ, исследователь исламского мистицизма, крупный авторитет в изучении суфизма в период раннего ислама, а также один из самых глубоких философов творческого воображения; Карл Кереньи, непревзойдённый исследователь античных мифов; знаменитый физик Вольфганг Паули, один из создателей квантовой механики, лауреат Нобелевской премии; Мартин Бубер, экзистенциальный философ; Жиль Ки-спель, исследователь гностицизма; Адольф Портман, зоолог, который ввёл концепцию неотении; Поль Роден, историк мифологии, создавший концепцию трикстера; Гершом Шолем, исследователь иудейского мистицизма; Джозеф Кэмпбелл, писатель, крупнейший авторитет в сравнительной мифологии; Гастон Башляр, историк науки, утверждавший, что научное открытие вначале происходит в воображении учёного, которое является самостоятельным живым пространством; Жорж Дюме-зиль, французский мифолог и филолог-компаративист; Клод Леви-Стросс, основатель структурной социологии; Роберт Боснак, американский психоаналитик, который обучался психоанализу в институте К.Г. Юнга в Цюрихе и читал лекции в Институте КГ. Юнга в Бостоне под названием «Наука и сны» . Важными оказались также представители нового поколения - Джеймс Хиллман и Жильбер Дюран. Д ж. Хиллман считается одним из тех, кто в значительной степени повлиял на всё, так или иначе связанное с этим местом. Он был активным докладчиком на конференциях «Эраноса», где с определёнными перерывами выступал 15 раз в продолжение периода с 1965 по 1990 гг. Дж. Хиллман развил учение К.Г. Юнга дальше, создав «концепцию, окрещённую «Архетипической психологией» (другое её название: «имагинативная» психология), а аркетипическая психология - как концепция - в течение десятилетий пользовалась популярностью среди участников эраносских конференций - например, Давида Миллера, Альфреда Циглера и Вольфганга Гигериха. Ханс Томас Хакль считает, что истоки архетипической психологии Дж. Хиллмана следует искать в Эрано-се [17]. Сам Дж. Хиллман говорит об этом так: «Эранос - это нечто совершенно исключительное, однако я не очень понимаю, как можно это объяснить словами. И само место, и живущие там люди оставили в моей душе самые тёплые воспоминания - я подолгу жил там и со многими людьми был связан самыми тесными узами. Однако главное всё-таки в другом - моей карьере учёного, да и возможно самой моей жизни я обязан даймону этого места. Именно он, извечно там обретающий, дал мне возможность доводить мои идеи до логического конца, компоновать их с тем, чтобы затем выступить на очередной конференции - чему, несомненно, способствовала и уверенность в том, что ожидающая меня аудитория - выдающиеся мыслители и внимательные слушатели. В указанный период времени данное место было единственным, где я мог свободно излагать свои мысли, не рискуя наткнуться на стену непонимания и отчуждения. Продолжение традиции нельзя не приветствовать» [18]. В 1970 г. Дж. Хиллман становится директором издательства Спринг, под эгидой которого выходит одноименный журнал, предназначенный для специалистов в области юнгианской, а теперь и архетипической психологии. Из числа докладчиков на эраносских конференциях журнал публикует, помимо приверженцев «политеизма», и других авторов, в их числе: Эрик Хорнунг, Адольф Портман, Жильбер Дюран, Анри Корбен, Дэвид Миллер, Вольфганг Гигерих и Рудольф Ритсема. Дж. Хиллман подчёркивает значения образа и отождествление его с душой, играющей роль связующего начала, - и это несомненное свидетельство того, что архетипическая психология восходит к К.Г. Юнгу, А. Корбену и Ж. Дюрану.
Авторы:
Сурина Л.А.
Издание:
Психотерапия
Год издания: 2018
Объем: 8с.
Дополнительная информация: 2018.-N 5.-С.24-31. Библ. 19 назв.
Просмотров: 274