Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Неузнанная лиминальность в практике юнгианского анализа


Аннотация:

Метафора инициатического перехода в глубинной психологии - одна из самых популярных и одновременно загадочных. Такие термины, как развитие, кризис, сепарация, архетип героя, индиви-дуация и тому подобные, прочно завязаны на динамику перехода из одного состояния в друго, как, собственно, и сама работа аналитика. Юнг писал: «Единственным «процессом инициации», который живёт и практикуется сейчас на Западе, являе тся анализ бессознательного, используемый врачом в терапевтических целях» (CWи. par. 82). Теча весьма объёмная и в моих силах включить в своё сообщение лишь ограниченное количество смыслов. В этой статье, основываясь на «теории лиминальности» французского этнографа Арнольда ван Геннепа, я попробую сформулировать толковательную модель, позволяющую по-новому взглянуть на символический ряд, сопровождающий процессы перехода в нашей современной жизни. Термин «Лиминальный» (от лат. limen — порог), то есть «пороговый», «переходный» введён в обращение французским этнографом Арнольдом ван Геннепом (1873—1957) в 1909 году в книге «Обряды перехода».1 Термин описывает особенный период в жизни члена племени, в рамках которого он некоторое время находится вне привычной стратификации. Прежнее место в социальной системе он утратил, а нового ещё не приобрёл. Сердцевиной лиминальности является инициатиче-ский опыт символической смерти, знаменующей окончательное прекращение прежней жизни и последующее воскрешение в новой идентичности, для которой уже предусмотрена социальная ниша. Самый известный пример - это обряды, связанные с достижением половой зрелости.2 В других случаях драма смерти/возрождения не присутствует в явном виде, и на передний план выходит именно лиминальность с её статусной неопределённостью. Обычно наше внимание приковано к самому акту инициации - ведь там так много завораживающего насилия, аскетизма и жестокости,3 создающих разрыв в непрерывности Я. Прежнее Я должно умереть ради перерождения в новые, духовные и культурные формы жизни.4 Также инициация - это глубокий религиозный опыт, потому что все мучения происходят в поле внимания пр евосходящей надличностной силы - Высшего Существа (духов, первопредков или Бога).5 Конечно, инициация - нуминозна и приковывает наше внимание. В целостном гештальте восприятия она легко занимает место фигуры, в то время как лиминальности достается роль фона. Драма смерти/возрождения - это сердцевина лиминального периода, который порой «растянут настолько, что представляет собой автономный (самостоятельный) этап».6 Ван Геннеп делит период лиминального перехода на три части, или фазы. Первая фаза называется «прелиминальной», и её задачи заключаются в отделении или «сепарации» неофита от социальной формации, в которую он прежде был вкяючён. Эта фаза может быть короткой по времени и очень драматичной, как в примитивных сообществах -например, старшие мужчины врываются в дом и отнимают ребёнка у матери. Об этом подробно пишет Мирна Элиаде.7 Но прелиминальная фаза может быть и очень долгой, ка <, например, в западной культуре, где настоящая ли-минальность может настичь человека только в районе 30-40 лет. И такие ситуации принято называть «кризисом середины жизни». Вторая «лиминальная» фаза характеризуется статусной неопределённостью, маргинальностью, соци.шьной «невидимостью», утратой ориентиров, пограничг остью. Как уже отмечалось в начале, сердцевиной этой фазы является опыт символической смерти/возрождения. Иногда от смерти до возрождения может пройти довольно много времени. Третья фаза носит название «постлиминальной», и в её задачи входит «реагрегация» или интеграция возрождённого неофита в общество. И этот период может оказаться довольно длительным и насыщенным различными испытаниями, обучением опорной мифологии, навыкам, этикету и прочее. Вспомните, сколько проходит времени от получения диплома до момента, когда вы почувствуйте себя профессионалом, который действительно находится на своём месте. И всё это время нам приходиться доучиваться, а иногда и учиться заново. Лиминальность как территория Таким образом, переход состоит из трёх фаз: прели-минальной, лиминальной и постлиминальной. Осуществление этого перехода можно представить как трёхэтап-ный процесс движения через определённый ландшафт. Сначала следует постепенный спуск путешественника в некую долину (прелиминальная фаза). Затем (лиминальная фаза) - его неопределённое блуждание на дне этой долины и участие в драме собственной ритуальной смерти/возрождения. После следует такой же постепенный подъём на плато (постлиминальная фаза). Территория перед входом в долину символизирует исходный социальный статус. Аналогичным образом, пространство за долине 'й - это новая социальная ниша, новый статус или кульурный уровень, на который выходит наш переживший инициацию путешественник. И хотя «долина» здесь - это только образ, описывающий процесс, лиминальность во все времена обладала своей физической и мистической территорией, которая нуминозна, опасна и чужда светскому миру. Это сакральное и табуированное место обитания потусторонних сверхъестественных сил. Оно существует не только вне культуры и закона, но, согласно примитивным представлениям, и вне человеческого круга жизни. Это мир духов, и тот, кто спускается в долину, сам становится духом, становится мёртвым.8 Конечно, такая долина - это далеко не единственный образ для лиминального пространства. В практиках посвящения можно встретить и горы, и пещеры, и пустыни, но, чаще всего, это лес. Помните: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу...»9 Пропп также отмечает, что «обряд посвящения производился всегда именно в лесу. Там, где нет леса, детей уводят хотя бы в кустарник. Связь обряда с лесом настолько прочна и постоянна, что она верна и в обратном порядке. Всякое попадание героя в лес вызывает вопрос о связи данного сюжета с циклом явлений посвящения».10 Что ж, пусть дно и нашей Долины будет покрыто дремучим лесом, скрывающим от случайных глаз всё происходящее там.11 Свойства лиминального субъекта Спустившись в Долину, человек под воздействием ритуалов необратимо меняется. В процессе приближения к основной инициатической драме, он становится «существом ни там, ни здесь». На него больше не распространяются законы светского мира, теперь он существует за пределами защитного культурного круга - в сакральном пространстве «между». Одним из любопытных свойств лиминального субъекта является невидимость для тех, кто остался в пределах светского мира. При случайной встрече человек культуры либо сделает вид, что визави не существует, либо и в самом деле не заметит его. Такая социальная невидимость даёт ощущение могущества и вседозволенности.12 Её следы всё ещё можно обнаружить в поведении современных подростков, иррационально убеждённых в том, что их проказы окажутся безнаказанными. Они ощущают себя неуязвимыми для светского права. Ну, в самом деле, чем оно может повредить мертвецам? Субъект лиминального опыта становится по-настоящему «неприкасаемым» в том числе и потому, что, будучи частью сакрального мира, он является «табу».13 Прикосновение к табуированному объекту ведёт к «заражению». Тот, кто допустил такой контакт, сам становится носителем «табу», и в результате выпадает из культурного поля, становясь «существом не там, не здесь». В романе Нила Геймана с метким названием «Никогде» герой по имени Ричард, движимый неясным побуждением, спасает таинственную нищенку. И сам оказывается в положении лиминального существа - его перестают замечать не только люди, но и электронные системы: исчезает счёт в банке, а датчики турникетов перестают реагировать на его присутствие.14 Чтобы получить возможность вернуться в верхний мир, Ричард вынужден спуститься на самое дно лиминальной Долины. В романе она представлена таинственным миром лондонских подземелий. Лиминальное существо как будто обладает свободой и могуществом, но не может воспользоваться ими для удовлетворения своих потребностей. Это достижимо только в рамках культуры и человеческих отношений. Обретение невидимости героем романа Герберта Уэллса «Человек-невидимка» вовсе не приносит ему счастья. Он быстро превращается в опасного убийцу-психопата, с которым панически и безжалостно расправляется толпа, как будто возвращая его туда, откуда он явился - в мир мёртвых, в лиминальное пространство. Иногда я интерпретирую психопатические элементы в поведении пациентов как движение некоего непринятого психического содержания к поверхности сознания. Оно лиминально - пребывает в процессе перехода, оно лишено доступа к чувствующему Я, эго-синтонно не проживается, а потому может заявлять о себе лишь манипулятивными отыгрываниями. В конце концов, любой автономный комплекс имеет психопатические, то есть доличностные черты. Для меня эффект психологической «невидимости» в работе всегда служит указанием на переходный процесс, который не осознаётся аналитиком или пациентом как действующий психический фактор. Однажды пациент, зайдя в кабинет, с упрёком спросил меня, почему я с ним не поздоровался в холле, где он дожидался начала сессии: «Я говорю вам: здравствуйте! А вы смотрите сквозь меня и, как ни в чём не бывало, чешете с кружкой к кулеру!» Его слова потрясли меня, потому что я действительно заваривал в перерыве чай, но холл был пуст! Это яркий пример социальной невидимости. В жизни моего пациента значимый переход (о деталях которого я не могу здесь распространяться) должен был произойти уже давно, но ему удавалось ускользать от этой необходимости. А я, не понимая сути этого процесса, невольно поддерживал паттерн, который в терминах этого сообщения можно было бы назвать прелиминальным сопротивлением. Коротко говоря, я помогал ему в адаптации к требованиям среды, которую он должен был уже давно оставить. Другим интересным свойством лиминального субъекта является разной степени ущерб, нанесённый физическому телу. Как правило, ущерб наносится в процессе основной инициатической драмы и служит постоянным напоминанием о контакте со сверхъестественными силами и первичным хаосом. Первый пример, который приходит на ум, - это хромота Иакова, которую он получил в инициатической борьбе с ангелом. В разных культурах это обрезание, насечки на теле, подпиленные зубы или более серьёзные увечья. Часть из этого наносится на тело позднее, в постлиминальной фазе, как знак успешного прохождения испытаний. «Членовредительство - это средство окончательной дифференциации» - пишет Ван Геннеп. Мы хорошо знаем о потребности современного человека в инициатических ритуалах, от которых ожидается, что они обеспечат качественный и окончательный переход к плодотворной зрелости. Предполагается, что в этой зрелости проникающая и растворяющая границы власть Матерей не будет иметь какого-либо заметного влияния, а инфантильное бесправие навсегда останется в прошлом. Но каков психологический механизм такого качественного изменения? Инициатическое страдание, похоже, должно стать новой травмой - настолько мучительной, чтобы перевесить все детские боли и ужасы. Но не только - она должна стать священной. В рамках постлиминального образования, которое получают все новички, приобретённая травма трактуется в космогоническом контексте, приобретая высший смысл, важный для Вселенной. Она, таким образом, встраивается в живой миф о создании Вселенной и становится неотъемлемым ядром культурного кода. Теперь в случае регрессии сознание человека, прошедшего инициацию, будет устремляться не к детской тоске о материнской утробе, а к организованному инициацией священному страданию. Другими словами, теперь можно вернуться к истокам, не превращаясь в ребёнка. Выстраданное право. Я уже упоминал в начале цитату Юнга о психоанализе как единственной форме западной инициации. Чем, на самом деле, мы занимаемся в наших аналитических кабинетах, с точки зрения представлений о механизмах культурной регрессии? Можно поразмышлять на досуге... У каждого из нас есть странные опыты самоповреждения, когда на теле - чаще всего, на руках - как будто ниоткуда появляются ссадины или царапины. На мой взгляд, это бессознательная отсылка к ритуальному повреждению, которое вновь подтверждает сознанию факт пройденной инициации. Мы наносим себе такие раны в моменты, когда не уверены в своей идентичности, а наши границы плывут. Таким образом, мы неосознанно ограничиваем нашу регрессию неким инициатическим, культурным опытом, тем самым избегая превращения в беспомощных детей, лищенных возможности управлять своей жизнью. Такую регрессию можно было бы назвать культурной, или архаической, в противовес инфантильной. «Царапина из ниоткуда» символически удерживает нас в культуре, исподволь напоминая об уже пройденном переходе через Долину. В давние времена аналогичным образом функционировали инициатические порезы на теле, подтверждая принадлежность человека к культурному сообществу. Подлинная профессиональная принадлежность и сейчас кое-где до сих пор обозначается узечьем. Как говорят на заводах: «настоящий токарь не может похвастаться полным набором пальцев». В романе Виктора Пелевина «Омон Ра» этот мотив доведён до абсурда. Главный герой поступает в лётное училище имени Александра Маресьева, и его ритуальным повреждением, открывающим герою путь в члены сообщества настоящих сынов неба, оказываются отрезанные ноги. Эти размышления помогают нам по-новому взглянуть на символизм «случайных» физических повреждений, которые мы время от времени наблюдаем у наших пациентов. Ещё было бы полезно поразмышлят ь о наших собственных ритуальных увечьях, которые мы получаем на пути интеграции в профессию аналитика... Лиминальность и изменение положения в пространстве Как я уже отмечал в начале статьи, в рассматриваемой теме мы заворожены именно инициацией - реже профессиональной, чаще возрастной, обслужив ающей переходы от детства к взрослости. Но Ван Геннеп рассматривал ситуацию шире, предлагая обнаружить лиминальность во всех переходах, сопровождающих всякую перемену места, состояния, социального положения или статуса. Он рассматривал человеческое общество как подвижную систему, в которой то одна, то другая её единица пребывает в процессе перехода: «жизнь конкретного человека обусловлена последовательными переходами от одного возраста к другому и от одного рода деятельности к другому», от одной идентичности к другой - добавили бы мы. «Всякое изменение в положении человека, - продолжает ван Геннеп, - влечёт за собой взаимодействие светского и сакрального». Идею, заложенную в последней цитате, хочется акцентировать особо. Получается, что совершая любой переход из какого-то одного состояния в другое из одного места в другое, мы, осознавая это или нет, какое-то время воспроизводим лиминальный опыт, то есть вступаем во взаимодействие с нуминозным и символически переживаем опыт смерти/воскресения. Вспомните свои первые поездки в другие города, особенно чемоданные сборы с их непонятной «вокзальной» тревогой и тоскливым трепетом. Эти переживания я бы назвал «прелиминальным синдромом». Вашему сознанию, чтобы уехать из дома не только физически, но и психологически, требовалось погрузиться в лиминальный опыт с его сердцевиной драмы смерти/возрождения. Без такого погружения, вызывающего психологическую смерть вашего «домашнего Я», на новом месте адаптация была бы затруднена. Немного упрощая, можно сказать, что вместо приспособления к изменившимся внешним условиям с чистого листа, вы бы попытались организовать свою жизнедеятельность с помощью тех же ролевых моделей, которые вы использовали дома. Однажды в ночном поезде я проснулся от кошмара, в котором странный человек с «лунным» светлым лицом в костюме проводника аккуратно убивал пассажиров. Он ласково наклонялся над полкой, клал одну руку на рот спящему человеку, а другой - одним завораживающим слитным движением протыкал ему живот небольшим серповидным ножом. Затем проводник неспешно переходил к следующей полке. У меня колотилось сердце. Это случилось в октябре 1993-го, и я ехал в Санкт-Петербург поступать в институт психоанализа - будущий ВЕИП. Я полагаю, этот «лунный» лиминальный мастер - архаический жрец или шаман - добрался и до меня. Когда я проснулся утром, я ощутил странную перемену в своём сознании, которую трудно описать внятно. Но теперь поезд воспринимался едущим в Санкт-Петербург, тогда как раньше этот же поезд ехал из Екатеринбурга. Моё эго как бы переключилось, и прошлое со всеми моими связями и заботами перестало иметь значение.

Авторы:

Кононов Р.А.

Издание: Психотерапия
Год издания: 2018
Объем: 9с.
Дополнительная информация: 2018.-N 5.-С.32-40. Библ. 0 назв.
Просмотров: 219

Рубрики
Ключевые слова
18
автономный
адаптации
адаптация
акты
акцентуация
александр
анализ
аналитика
аналитический
аналоги
арнольда
архетип
аск
банки
беспомощность
бессознательное
блуждающий
болеющие
большая
борьба
будущего
быстрый
бытовые
ван
верхний
веса
взаимодействие
взгляд
взрослые
виктория
включения
власть
влияние
внешними
внимание
воздействие
возможности
возраст
возрастные
возрождения
вопрос
воскресенского
восприятие
врачи
временная
время
вселенная
встречный
второй
входной
вызывать
вызывающие
высшая
выходного
генный
герберта
гештальт
главные
глаз
глубины
глубокая
годовые
город
горы
границы
даль
данных
датчики
движение
действие
действующие
детей
детская
детства
детям
деятельности
динамика
диплом
дифференциация
длительная
дно
добавки
долина
дом
дома
достижение
доступ
досуг
другого
другому
единиц
единственная
екатеринбург
жестокость
живого
живой
живот
жизнедеятельность
жизни
заводы
задач
закон
зал
запад
западная
защитная
знак
значению
зрелость
зрения
зубы
идентичности
изменение
изменения
индивид
инициации
институт
интеграция
инфантильный
иррациональн
испытания
исток
исходный
кабинет
качественный
книга
количество
колотые
комплекс
конечные
конкретный
контакт
коротким
косая
костюмы
кошмары
кризис
круга
культур
культурное
кустарниковый
ландшафты
легкая
леса
лет
листья
лицо
лондон
людях
мании
маргинальность
мастерство
матери
материнская
мертвое
места
место
метафора
метка
механизм
мирового
мифология
модели
момент
мотив
мужчин
набор
навыкам
названия
нарушения
насилие
настой
настоящие
насыщенные
наука
начала
неба
небольших
немая
необходимости
неосознанн
непрерывности
неясный
нила
новая
новые
ноги
носители
ночная
обитания
образ
образование
обратная
обращение
обрезание
обряды
обучение
общества
объект
ограниченные
одновременная
одного
опасные
опорные
опыт
организация
организованное
основа
основной
особо
особый
осознает
осознание
осуществление
отделение
отношение
ощущение
пальца
панические
паническое
пассажиров
паттернов
пациент
первая
первичная
перед
переднего
переживания
перерождения
переход
переходный
период
план
плата
плодов
побуждение
поведение
поверхности
повреждение
погружение
подвижная
поддержка
подобные
подростковая
поезд
поза
поздние
покрытие
пола
поле
полезная
полная
половины
полового
положение
положения
получение
поля
помощи
попытка
порезы
порог
поры
порядка
после
послед
постоянная
потомки
потребности
права
правила
право
практика
представлений
прекращение
привычная
примитивная
принадлежности
принятия
приспособление
проказа
проникающие
пространства
против
профессии
профессиональная
проход
прохождение
процесс
прочие
психическая
психически
психические
психоанализ
психологическая
психология
психопатии
психопатология
психосоциальной
психотерапия
пустыни
путешественник
пути
путь
работа
развитие
различными
разрыв
район
рамки
раны
расстройства
раствор
регрессия
результата
религиозные
религия
родами
роль
рот
ряда
сакральная
самоповреждения
самостоятельный
санкт-петербург
сборы
светлые
свобода
свойства
связанные
связей
сепарация
сердце
середина
серповидный
серый
сессии
сила
силлард
символизм
символы
синдромы
систем
ситуации
след
следы
слитые
слова
случаев
случай
случайные
смерти
смысл
собственно
современная
содержание
создание
создающая
сознание
сообщение
сообщений
сообщество
сопротивление
состояние
социальная
спрос
среда
средств
ссадина
старше
статус
статьи
степени
страдание
стран
субъект
счастье
тело
терапевтическая
терминология
термины
территория
теча
ток
толпе
точка
травма
тракт
требования
тревога
третья
три
трудности
турецкой
турникеты
убийц
увечье
ужас
указания
управлять
уровень
ускользания
условия
утрата
утром
участие
училищ
ущерб
фаза
фазе
фазовая
фазы
фактор
факторы
фигуры
физические
физическое
философии
фоновое
формация
формы
французская
функции
хаос
характер
хороший
хромота
царапины
целях
чай
части
часть
человек
человеческая
число
чистая
члена
чувств
шаманизм
электронные
элементы
этап
этика
эффект
юнгианская
явление
ядро
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.137.198.143)
Яндекс.Метрика