Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Отражение явления синхронистичности в сновидениях. «Вещие» сны
Аннотация:
В данной работе предпринята попытка рассмотреть явление вещих сновидений сквозь призму компаративистских исследований: с привлечением различных понятий из области аналитической психологии, квантовой физики, и математической теории множеств. Феномен архетипических, «больших» (в т.ч. вещих) снов демонстрирует актуализацию универсального принципа синхронистичности, обнаруживающего связь феноменов психо и материи. Вещий сон рассматривается как результирующая работы трансцендентной функции в ее связи с unus mundus. Вещий сон, представляющий собой конъюнкцио, одновременно являет завершение определенного этапа индивидуации и, в силу структурирования порядка, отмирание элементов предшествующего упорядочиванию хаоса, а также разрешение конфликта между Эго, личным бессознательным, и коллективным бессознательным. Утверждается, что телеология вещих снов заключается в структуризации смысла нового уровня, нового порядка, трансформации внутрипсихического напряжения, и регрессии Эго до уровня первичной сингулярности временно-пространственного континуума. Феноменология вещих сновидений издавна привлекала к себе внимание исследователей юнгианского наследия. Многочисленные междисциплинарные исстедования, имеющие место быть в отношении данного рода сновидений в течение последнего времени, позволяют наметить перспективные пути исследований, которые могут прояснить неясные отношения между психикой, материей и временем. В данном докладе предпринята попытка рассмотреть явление вещих сновидений сквозь призму компаративистских исследований: с привлечением различных понятий из области аналитической психологии, квантовой физики, и математической теории множеств. К рассматриваемой категории вещих снов мы возьмем на себя смелость отнести такие явления, как вещие видения, возникающие в состоянии Транса, а также феномены активного воображения. Юнг отмечал, что существуют две модальности сновидений: обычные сны, и большие сны (в том числе и вещие сны, о которых пойдет речь в данном докладе). Сон в обыденном понимании представляет собой фокус контакта сознания и бессознательного, репрезентируемый в определенной символической форме. Данная символическая форма в каждом отдельно взятом случае отражает ступень индивидуации, на которой находится сновидец. В свою очередь, феномен больших (в т.ч. вещих) снов демонстрирует актуализацию универсального принципа синхронистичности, обнаруживающего связь феноменов психэ и материи. В своей одноименной работе «О синхронистичности» Юнг К.Г. пишет: «Для бессознательной психэ пространство и время относительны; то есть знание (в условиях понижения порога сознания) оказывается в континууме пространства-времени, в котором пространство уже не пространство, а время уже не время». В работе «Синхронистичность: акаузальный объединяющий принцип», опубликованной в сборнике «Интерпретация природы и психе», совместно с оригинальной работой В. Паули, Юнг К.Г. вводит понятие «смысловое совпадение», подразумевая под ним совпадение, лежащее вне пределов причинности. Юнг К.Г. пишет: «Мы настолько привыкли считать смысл психическим процессом или содержимым психики, что нам и в голову не приходит, что он может существовать и за пределами психе», то есть в качестве объективного смысла. Мы не будем затрагивать подробно символику сновидений. Коснемся лишь факта реального прояснения, приводящего к новому Осмыслению, пониманию, принятию иного эмоционального Значения. Особое значение имеетсам процесс обретения нового Смысла, в т.ч. во взаимодействии личности с Unus Mundus в процессе индивидуации. Стоит также затронуть понятие Совести, проявляющееся в формировании Смысла Существования внутри вещих сновидений. Эти явления можно отнести к универсальным, поскольку аналогии и параллели можно проследить в различных отраслях знания в различных символических формах, среди которых отметим понятия Континуума, Голграфичности из математики и физики, а также понятий Алхимии. Вещий сон как результирующая работы трансцендентной функции в её связи с unus mundus В данном случае вслед за Юнгом К.Г. и Паули В. можно говорить о концепции смыслового духовно-информационного поля, связанного с материальным полем через принцип синхронистичности и через психэ. Данное поле существует вне привычной нам системы пространственно-временных координат - и отражает концепцию всее-диной реальности, названную Юнгом К.Г. unus mundus (обозначающей мир, в котором материя и психика еще не различимы или не реализованы по отдельности). Как верно отмечает Яффе А., «пространственно-временной континуум окружающего мира и коллективное бессознательное можно рассматривать как внешний и внутренний аспекты одной и той же реальности, принимающей множество обликов». Идея сингулярности, из которой разворачиваются смыслы, нашла отражение и в формулировке Гермеса Трисмегиста, утверждавшего, что «внешнее подобно внутреннему; малое подобно большому», идеям средневековых алхимиков, которые свели этот тезис к девизу «что вверху, то и внизу», а также в индуистской Вишва-саратантре, которая звучит следующим образом: «Что здесь, то и везде». С тем же сакральным единством столкнулся греческий философ Эмпедокл, изрекший: «Бог — это круг, центр которого везде, а окружность нигде». Сингулярность являет собой безвременный момент творения, жемчужину первопричины, из которой произошли все вещи. Феномен Вещих снов можно рассматривать как одно из экстремальных проявлений напряжения Смыслового поля, где царит напряжение, связанное с поиском Смысла. Привычные символы при эмоцинальном напряжении оказываются в поле Больших снов, в котором смещаются привычные для Эго понятия времени, пространства, причинно-следственных связей. Они выстраивают новую структуру смыслового поля как личного отношения с Континуумом. Идея существования Смыслового поля подкрепляется тем, что в этом поле существуют идеи, мысли, знание прошлого-настоящего-будущего. Другими словами - это Поле духовное и информационное. Оно не подчиняется пространственно-временным законам, т.е. существует вне времени и пространства. Но, как отмечает Юнг, оно связано с материальным полем через принцип синхронистичности и через Психе. Психе частично существует в материальном теле, частично сливается с этим смысловым полем через бессознательное». Как известно из математики, мощность континуума числового отрезка от 0 до 1 равна единице. И это справедливо по отношению к любой его части, которая отражает свойства всего Континуума в целом. Какую бы сторону этого Континуума мы бы не рассмотрели, мы пс лучаем информацию о каждой его части. В физике это справедливо для голограммы: любая ее часть отражает всю целостную картину. Вещие сны часто могут служить отражением кризиса индивидуации. Этот кризис может существовать как на личностном и межличностном (как правило, семейном) уровне, так и на общесистемном (цивилизационном) уровне. В некотором смысле к иллюстрации отражения таких кризисов можно отнести сновидения К.Г.Юнга перед I и II мировыми войнами. Сон, оказывающий вне времени, воспринимается как первидческий по достижении события в личной шкале времени сновидца. Таким образом, феномен вещих снов представляет собой результат работы трансцендентной функции. Трансцендентная функция, согласно Юнгу К.Г., «это не только функция, связывающая бессознательное и сознание, но и синхронистичность с причинностью», иными словами, акаузальный принцип с каузальным. Связь данных двух топосов также демонстрирует работа интуитивной функции - функции, находящейся максимально глубоко в личном бессознательном, ближе всего к коллективному бессознательному. Данная функция позволяет Эго соприкасаться с верхним, внепространственным слоем акаузального поля, в котором присутствует восприятие одновременно происходящих событий в различных точках пространства. По мнению Юнга К.Г., «Более глубокое проникновение в смысловое поле приводит к слою, где отсутствует время. Это позволяет предвидеть события - «знать» их, вне причинного объяснения этого знания». Данная результирующая является проводником от мира Эго к миру unus mundus. Юнг К.Г. неоднократно убеждался в том, что «психика погружена в нечто, имеющее не психическую природу». Он пришел к мысли о существовании архетипической реальности вне пространства и времени, проявляющей себя в качестве организатора психики индивидов. Проявление в нас этой архетипической реальности осуществляется лишь через нашу способность организовывать образы и идеи, что можно назвать организацией образования и проявления Смыслов. Любой сон представляет собой послание из области бессознательного, предполагающее освобождение от конкретных представлений Эго, сковывающих и мешающих заглянуть в самостные содержания своего Я. Данное послание предполагает обращение к пространству личного и коллективного бессознательного с целью ассимиляции содержаний последнего. В свою очередь, вещий сон воплощает мост между Эго и континуальным миром unus mundus. Таким образом, феномен вещих сновидений можно рассматривать как трансформационный процесс, связанный со снятием напряжения на оси между каузаальным и акаузальным мирами, порождением и возникновением новых символов, и, как следствие, выстраива гнем новой структуры смыслового поля. Иными слова ли, вещие сновидения являются частью индивидуацион нога процесса смыслопорождения. Вещий сон как потребность разрешения и проживания кризиса смысла Сны можно рассматривать, как способ выстраивания принятия (или предчувствие) новых смыслов, ощущения собственной реальности через сновидчество. И тогда, когда в реальности мы встречаемся с такими же переживаниями, мы можем говорить о совпадении смыслов. В сновидении через образы и символы, мы формируем ощущение, переводим из хаотического состояния бессознательного, к обретению в себе новых смыслов. Юнг К.Г., описывая феномен синхронистичности, делает вывод о том, что единственное, чем могут быть связаны между собой «пересекающиеся» события - это их одинаковое значение, смысловое совпадение, смысловая эквивалентность. Он выделяет три группы таких совпадений: 1) Совпадение психического состояния наблюдателя с происходящим в этот момент объективным, внешним событием, соответствующим этому состоянию или его содержимому, в котором не прослеживается причинная связь между психическим состоянием и внешним событием, и в котором, учитывая психическую относительность времени и пространства, такой связи не мож ет и быть. 2) Совпадение психического состояния с соответствующим внешним событием, имеющим место за пределами восприятия наблюдателя, то есть на расстоянии, удостовериться в котором можно только впоследствии. 3) Совпадение психического состояния с соответствующим, но еще не существующим будущим событием, которое отдалено во времени, и реальность которого гоже может быть установлена только впоследствии. Согласно Юнгу К.Г., акаузальные смысловые совпадения представляют собой динамические процессы упорядочивания внутрипсихической организации. Различные формы данной акаузальной упорядоченности «являются актами творения во времени», а также представ тают собой «непрерывное сотворение схемы, извечно существующей, спорадически повторяющейся и не имеющеи никаких видимых источников». Данные процессы упорядочивания актуализируются тогда, когда Эго оказывается неспособно получить ответы на свои вопросы посредством каузального способа осмысления реальности. Этот процесс порождает необходимость погружения на более глубинные слои бессознательного, чтобы посредством процесса символизации транспонировать требуемые смыслы из плана бессознательного и в план Эго. Вещие сновидения в данном ключе провоцируют регрессию Эго от пребывания в плоскости привычных временных и пространственных координат - к сингулярности. Это необходимо для структуризации осознаваемых и неосознаваемых смысловых содержаний в единую смысловую систему. Важным условием для манифестации вещих сновидений является возникновение в определенных узловых точках индивидуационного процесса кризиса смысла, представляющего собой отсутствие, нехватку требуемых в данной фазе смысловых содержаний. На уровне Эго данный «прорыв из области сингулярности» переживается как регрессивное трансовое состояние: снижение эго-функции в данном случае обусловлено апелляцией, обращением к коллективному бессознательному. Успешный выход из данного кризиса смысла может быть символически рассмотрен как своеобразный «квантовый скачок», трансформационный переход от состояния, названного в алхимии Нигредо (первичной сингулярности) к состоянию Конъюнкцио (вторичной сингулярности). Типология вещих сновидений Можно выделить три типа вещих сновидений: 1. Первый тип вещих сновидений - это сны-векторы. Они представляют собой попытку прояснения динамики процесса, выяснение вектора дальнейшего развития личности. Здесь важным является прояснение нтенций и смысловая корреляция Личного с интенцией вызовов unus mundus с возможностью их дальнейшей ассимиляции. В качестве примера можно привести сон (транс) Иакова. Иаков пришел в Харран к Лавану, к брату матери своей и остался у него жить и работать, а также получил в жены Рахиль. Через двадцать лет Иаков благополучно возвратился к отцу своему, в землю Ханаанскую, с большой семьей и имуществом. Вдруг встретился с ним Некто и боролся с ним до зари и повредил Иакову сустав бедра. На рассвете было сказано Иакову: «Отпусти Меня, ибо взошла заря». Иаков же сказал: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня». Тот спросил: «Как имя твое?» Он ответил: «Иаков». Боровшийся с ним сказал: «Отныне имя твое будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом и человеков одолевать будешь». Также и Иаков спросил: «Скажи имя Твое». Но ответ был: «На что ты спрашиваешь о имени Моем?» И благословил Он Иакова. Когда Иаков остался один, то понял, что он боролся с Самим Богом. Господь обильно благословил Иакова за то, что он неотступно просил и жаждал. Господь, при особых таинственных обстоятельствах испытал силу Иакова, дал ему новое имя Израиль, что значит «видящий Бога», сделав его родоначальником народа израильского. Приведенный сон можно рассматривать как итоговый из серии снов Иакова. Тогда нам становится более понятен смысл другого сна Иакова, описанного как более ранний: Вследствие гонений со стороны своего брата Исава Иаков должен был уйти из родной семьи. По совету родителей, он отправился на родину своей матери в Месопотамию, в землю Вавилонскую, к брату ее Лавану, чтобы пожить у него, пока не пройдет гнев Исава, и при этом жениться на одной из дочерей Лавана. На пути он остановился переночевать в поле. Подложив под голову камень, он уснул. И вот, он видит во сне: стоит лестница на земле, а верх ее касается неба. Ангелы Божии восходят и нисходят по ней, а наверху лестницы стоит сам Господь, говорящий: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в эту землю». Проснувшись, Иаков сказал: «Страшно сие место: это - дом Божий, это - врата небесные». Камень, на котором он спал, поставил он памятником и возлил на него елей (масло) в жертву Богу. Место это он назвал Вефиль, что значит: дом Божий. После этого, с надеждой на помощь Божию, он спокойно продолжал свой путь в Месопотамию. 2. Второй тип вещих сновидений - это структурирующие сны, представляющие собой попытку осмысления структуры и системы процесса. В качестве примера можно привести сон химика Августа Кекуле. Согласно легенде, размышляя о строении вещества бензола, Кекуле задремал и увидел во сне змею, которая вцепилась в собственный хвост. Этот сон послужил толчком к гипотезе, которая впоследствии блестяще подтвердилась, гипотезе о циклическом строении бензола. В следующем сне Кекуле (рис. l) увидел 6 обезьян в круге, держащихся последовательно за лапы (2 связи) и хвосты (1 связь). Известно, что Менделеев увидел во сне периодическую таблицу химических элементов. 3. Третий тип вещих сновидений - это сны-предупреждения. Самыми яркими из них являются сны смерти и подготовки к ней. Эти сны наиболее наглядно демонстрируют нарушение привычных каузально viy миру причинно-следственных связей и работу принципа акуазальности. В качестве примера можно пр ивести сон Марка Твена. Однажды Марк Твен увидел сон: его брат Генри лежал в гробу в середине комнаты с букетом белых роз. Через некоторое время он получил известие, что судно, на котором работал брат, потерпело крушение. Марк срочно выехал к месту аварии, но помочь брату он уже не мог. Тела всех погибших находились в морге. Искать тело брата было очень сложно, потому как все тела находились в одинаковых деревянных гробах. И только посреди зала находился единственный металлический гроб, в котором Твен и увидел брата с букетом на груди. Еще один пример. По легенде, русский Император П? вел 1 увидел во сне, незадолго до убийства заговорщика ми, что на него натягивают тесный мундир из дерева. Таким образом, подобного рода сны-предупреждения, демонстрирующие осмысление телесной конечности субъекта, свидетельствуют о прохождении важного индивидуационного этапа, связанного с утратой прежнего смысла и обретением нового, примирении конфликта между Это, личным бессознательным, и коллективным бессознательным. Они репрезентируют переход от континуума темпоральности, состоянию временности к континууму сингулярности, состоянию паравременному.
Авторы:
Четвериков Н.А.
Издание:
Психотерапия
Год издания: 2018
Объем: 7с.
Дополнительная информация: 2018.-N 5.-С.47-53. Библ. 11 назв.
Просмотров: 176