Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Образ пути к психологическому благополучию в юнгианской песочной терапии
Аннотация:
В статье изложен концепт психоэмоционального благополучия, объединяющий когнитивную оценку своей жизни и позитивное эмоциональное состояние. Обсуждается представление аналитической психологии об Эго, соотнесенном с Самостью, как основе психологического благополучия, а также его истоках в раннем детстве. Представлены случаи работы с детьми и взрослыми, пережившими травматические ситуации в детстве, демонстрирующие пути обретения психологического благополучия в процессе юнгианской песочной терапии. В психологии, вслед за философским пониманием смысла счастья, сложилось традиционное разделение двух конструктов внутреннего благополучия человека. Субъективное благополучие отражает гедонистическое понимание счастья, тогда как психологическое благополучие исходит из эвдемонических позиций. Таким образом, субъективное благополучие означает удовлетворенность человека своей жизнью и преобладание позитивного настроения, а психологическое благополучие предполагает заинтересованность в реализации своих потенциалов и смыслов жизни. С юнгианской точки зрения именно психологическое благополучие означает путь индивидуации. А для процесса индивидуации важно взаимодействие Эго и Самости. Манифестация Самости, как внутреннего порядка и паттерна целостности, является самым важным моментом в развитии личности. Только успешная манифестация Самости в символе гарантирует развитие здорового Эго. В случае слабого или невротического развития Эго, определенно, такая манифестация Самости потерпела неудачу. Это могло случиться из-за того, что не было необходимой материнской защиты в детстве, или потому, что проявление Самости было серьезно нарушено внешними влияниями, такими как война или болезнь. В психотерапии существует возможность манифест ации Самости и восстановление диалога Эго и Самости. Дора Калфф, создатель юнгианской песочной терапии, писала об основной своей терапевтической задаче «Я пытаюсь через перенос защитить Самость и стабилизировать взаимоотношения Самости и Эго. Это возможно внутри психотерапевтических отношений, поскольку они соответствуют естественной тенденции психики констеллироваться в тот момент, когда создано свободное и защищенное пространство». Метод юнгианской песочной терапии или Сэндплэй позволяет клиентам создавать композиции в песочнице с использованием фигурок. Клиенту предлагается выбрать с полок любые предметы, которые он пожелает, и разместить их как он захочет в подносе с песком. Клиент волен перемешивать песок, наливать воду, и переставлять фигурки до тех пор, пока не почувствует, что картина такая, как он хочет. Невидимое содержание становится видимым в трехмерной реальности подноса, будучи воплощенным в материальных объектах. Внутренний бессознательный голос говорит без слов в символах и образах на песке, и сознание реагирует на полученное послание. Важная роль терапевта заключается в сохранении терапевтического пространства, которое клиент чувствует настолько защищенным и свободным, что он позволяет появиться сложным переживаниям и осмеливается испытать трудные переживания. Sandplay терапия приносит глубину понимания и эмоциональное освобождение посредством выражения сложных чувств и установления связи с ними. В течение терапии процесс развития и исцеления может быть замечен - и до известной степени - понят. Возвращающая интерпретация в юнгианской песочной терапии не используется, потому что образы часто приходят из глубокого архетипического уровня и не подвергаются цензуре Эго. Интерпретация фактически подавляла бы этот процесс. Вместо того чтобы проецировать наши ограниченные концепции, теории или модели на образы, мы ждем мудрости психики клиента, что она развернется в серии песочных картин. В процессе построения композиций, от подноса к подносу, появляющиеся образы все больше затрагивают глубинные слои психического. К.Г. Юнг считал, что поскольку человеческая психика способна рейдировать свой собственный путь к целостности, исцеление приходит из этого глубокого уровня психики, а не снаружи. «Нет ничего, что являлось бы более сложным, более тонким и открытым множеству влияний, чем психика. Но развитие ее сил происходит, когда установлено свободное, и все же защищенное, пространство. Только после этого возможности психики становятся видимыми, что мы часто воспринимаем как чудо. Психика имеет врожденную тенденцию излечивать себя, и задача терапевта: подготовить путь для этой тенденции». Смиренная и терпеливая забота терапевта о пространстве является самой важной составляющей его работы, приносящей клиенту возможность исцеления и восстановления нормального пути психического развития и личностного роста. Песочная картина рождается прямо сейчас, и появившийся символ связан с творческой стороной человека, живым процессом созидания. Согласно К.Г. Юнгу, символ пытается обозначить или ухватить определенную цель или, вернее, некоторую будущую линию психологического развития. Процесс построения в песочной терапии способствует установлению взаимодействия сознания с бессознательным уровнем, и в общем смысле его целью является индивидуация. Спираль - древний символ развития. Сочетая в себе форму круга и импульс к движению, она является символом хода времени, цикличности ритмов и пути развития. В центре расходящейся спирали концентрируется мощь, обеспечивающая движение. Это великая созидательная сила, солнечная энергия творения, начало начал, из которого запускается развитие. В танцах заклинания и исцеления у первобытных народов схема движения разворачивается в виде спиральной линии. Сходящаяся спираль является магическим символом, отражающим духовное путешествие к центру, с целью обретения мудрости и интуиции. Развитие по спирали предполагает повторяемость в процессе развития, при возврате к исходному положению на новой, более высокой ступени, что подчеркивает относительность завершенности конкретных этапов развития и восходящий характер движения. Процесс взаимодействия сознания с бессознательным можно представить в виде спирали. Линия спирали идет вниз, в темноту бессознательного, и при погружении в глубины обнаруживается некий материал, с ходом спиральной линии вверх это содержание выносится на сознательный уровень и интегрируется, и опять линия спирали направляется вниз, где достигается новый материал бессознательного. К.Г. Юнг писал: «Когда нам приходится иметь дело с проблемами, мы инстинктивно отбрасываем трудный путь, ведущий сквозь неизвестность и мрак. Нам нужны только несомненные результаты, при этом мы совершенно забываем о том, что такие результаты могут быть достигнуты, лишь когда мы отважимся войти в темнот и сможем снова выйти из нее. Но чтобы пройти сквозь темноту, мы должны собрать все силы просветления, какие только может предложить нам сознание». Из узкого, точечного представления, как из центра спирали, начинается путь возрастания осознанности терапии. Динамику процесса в Сэндплэй можно заме тить в серии песочных построений, путь идет не прямолинейно и поступательно, а по линии спирали. Хотя выделение отдельных стадий процесса в песочной терапии способствует пониманию общего пути развития личности, это скорее возвращающаяся схема, которая в реальности может быть различной. Тем не менее, понимание стадий и их символической представленности в композициях позволяет терапевту-знать сознательно то, что пациент знает бессознательно. Осознавание идущего процесса поддерживает существование невысказанной связи между терапевтом и клиентом, похожей на единство мать-ребенок, позволяет удерживать безопасное и свободное пространство. Независимо от некоторых различий в количестве и названии предлагаемых стадий разными авторами, центральная идея Д. Калфф остается неизменной, что основной процесс идет вниз, все глубже в бессознательные слои к Самости, и затем поднимается снова вверх к реинтеграции структуры Эго. Первые композиции обычно ближе к сознательному уровню и представляют собой достаточно реалистичные сцены. Изображаются деревенские пейзажи, или города с домами и машинами. Встречаются и сцены с людьми, которые что-то делают и как-то взаимодействуют. В композициях этой стадии имеются признаки существующих проблем. Терапевт может увидеть уязвимые аспекты, способы защит и потенциалы клиента, обратить внимание на соотношение комплексов Эго и Персоны. Композиции на следующей стадии указывают на проникновение в более глубокие слои личности, появляется комплекс Тени. На этой стадии человек входит в свой собственный подземный мир и соприкасается с неиспользовавшимися ранее необработанными энергиями. Соприкосновение с Тенью в себе, вызывает чувства вины и стыда, переживание своей ущербности, однако интеграция Тени приводит к появлению новой энергии. При дальнейшем нисхождении в более глубокие слои психики композиции приобретают характер умиротворенности, становятся более лаконичными, в них появляются камни, раковины и сокровища. На этой стадии манифестируется Самость. В композиции Самость может быть представлена многочисленными способами, но обычно появляется в центральных образах, отражающих целостность, союз противоположностей, религиозных символах, таких как Христос, Будда, мандала, и т.д. У клиента появляется ощущение, что он соприкоснулся с внутренней силой, которая его под держивает, дает энергию и руководит им. Возникает переживание нуминозного качества. Эго, получив опыт переживания Самости, прощается со своей автономностью. И в то же время, как это ни парадоксально, Эго начинает переживать себя как более сильное, благодаря взаимодействию с более мощной сущностью, которой оно сдалось. Осознание, что есть большая сила, дает клиенту новое ощущение упорядоченности и безопасности и новое ощущение собственной ценности. Д. Калфф назвала этот феномен - соотнесенное Эго. Специфическое достоинство песочной терапии заключается в зримом воплощении Самости. Сам клиент в буквальном смысле видит то, что имеет место быть внутри него самого и переживает чувство удивления и восхищения. Основываясь на своем собственном опыте, он ощущает присутствие исцеляющего и организующего фактора в своей душе, и понимает, что можно доверять этой силе, и значит, можно доверять самой жизни. Установление взаимоотношений Эго с Самостью является сердцевиной юнгианского аналитического процесса. С появлением соотнесенного Эго у клиента возрастает осознавание.На следующей стадии происходит дифференциация мужского и женского начала, активация Анимы/Анимуса. Иногда противоположные сексуальные компоненты проявляются уже на первой, стадии, в виде животных или людей, но на этой стадии фигуры или символы противоположного пола появляются организованным способом, и чаще представлены человеческими фигурами. Клиент вступает в более сознательные отношения с противоположным сексуальным комплексом Анимус/Анима. Когда происходит развитие Анимы/Анимуса, клиент начинает осознавать свои творческие побуждения и брать более активную роль в жизни. Поскольку процесс приближается к концу, духовные фигуры или абстрактные религиозные символы мсгут вновь появиться, или появиться впервые. Специфическая особенность процесса в песочной терапии заключается в том, что активация Анимы/Анимуса происходит после манифестации Самости. Это отличается от словесного анализа, где дифференциация противоположного сексуального элемента Анимуса/Анимы обычно предшествует констелляции Самости и эти комплексы являются проводником к ней. Эта ос обенность вытекает из того, что песочная терапия работает на более глубоком уровне. Воссоздание единства «матери-ребенка» позволяет в первую очередь констеллироваться Самости, и затем уже происходит дифференциация противоположного сексуального элемента. На следующей стадии появляется обновленное Эго. Композиции на последней стадии отражают возвращение из глубин домой. Они отличаются сбалансированностью и гармонией. В них часто представлены все среды: земля, вода, небо, о чем свидетельствуют ландшафты с горами и морями, рыбы, ныряющие в глубину, птицы, поднимающиеся ввысь, звери и растения, живущие на земле. Одновременно присутствуют мужские и женские персонажи. Природные и культурные объекты сочетаются с духовной символикой. С появлением обновленного Эго, заканчивается виток спирали пути. Песочная терапия работает на глубоком уровне психики. Поэтому, описанные стадии развития следует рассматривать только как развитие в потенциале. То, что они представляют в каждом человеке, должно быть еще тщательно интегрировано в сознание и внесено в повседневную жизнь. Иными словами, клиент должен взять ответственность за эти содержания, а это требует усилий и времени. Представленная схема важна лишь для общего понимания, в реальности у каждого клиента свои возможности глубины путешествия и скорости продвижения. Остановки и возвраты очень характерны для пути. К.Г. Юнг считал, что дорога к индивидуальности состоит из неверных поворотов и судьбоносных объездов. Путь индивидуации не прост, но именно он приносит удовлетворение и глубинное ощущение счастья.
Авторы:
Трошихина Е.Г.
Издание:
Психотерапия
Год издания: 2018
Объем: 3с.
Дополнительная информация: 2018.-N 5.-С.67-69. Библ. 4 назв.
Просмотров: 81