Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Психометрические методы исследования употребления подростками и лицами юношеского возраста психоактивных веществ и алкоголя


Аннотация:

Дан анализ отечественных и зарубежных психометрических методов выявления употребления подростками и лицами юношеского возраста психоактивных веществ и алкоголя. Описываются особенности подросткового возраста, лежащие в основе поведения, связанного с употреблением психоактивных веществ. Освещается тема значимости раннего выявления употребления подростками психоактивных веществ. Рассматриваются три основные группы психометрических методов: социально-психологические, клинические, эпидемиологические. Дается краткий обзор по каждому методу. Приводится классификация клинических методов, направленных на выявление употребления подростками психоактивных веществ и сочетанного употребления алкоголя и других психоактивных веществ. Введение: Проблема начала употребления психоактивных веществ (ПАВ) и алкоголя в подростковом возрасте является одной из актуальных социальных тем. Известно, что подростковый возраст наиболее сензитивен к формированию аддиктивного поведения. Потребление ПАВ, алкоголя, табака за время обучения в школе увеличивается с 7—14% до 24—41%. Доказано, что если в период с 10 лет до 21 года индивида удалось удержать от приема ПАВ, то вероятность развития наркологических расстройств существенно снижается. Первые признаки наркологических заболеваний у подростков развиваются при употреблении алкоголя от 1 до 3 раз в месяц. Ранняя диагностика рисков развития наркологических заболеваний позволяет своевременно предотвращать их развитие и служит основой для реализации адресных профилактических программ. Для оценки степени риска развития аддиктивного поведения подростков как в нашей стране, так и за рубежом активно разрабатываются и применяются диагностические инструменты, позволяющие спрогнозировать биологические, социальные, личностные риски, а также оценить уровень информированности подростка о теме ПАВ и алкоголя. Учет особенностей подросткового возраста позволяет сфокусировать диагностические инструменты на тех аспектах развития личности и психики, которые лежат в основе поведения, связанного с употреблением ПАВ. Возрастная потребность в самоутверждении, поиск новых способов актуализации своих личностных ресурсов сочетается с активной включенностью в малые социальные группы. Незрелая личностная стратегия при столкновении с фрустрирующими процесс личностного развития факторами заменяется суррогатными вариантами самоактуализации и самореализации: интернет-зависимость, химическая зависимость и т.д., сопровождаясь возрастанием интереса к ПАВ, увеличением информированности о разных их видах. Употребление химических веществ становится своего рода инициацией, самоутверждением, переживаясь как элемент личностных достижений, удовлетворенности, заменяя здоровые структуры процесса самореализации. Формирующаяся психика подростков достаточно подвижна и особо чувствительна по отношению к различным внутренним и внешним факторам. Среди внешних факторов, оказывающих влияние на развитие наркологических заболеваний у подростков следует перечислить: социально-экономические; морально-этические — недостаточность развития духовного уровня молодежи; социально-педагогические — проблемы детско-родительских взаимоотношений и трудностей взаимодействия в школьной среде; неорганизованность досуга молодежи. Современные подростки сталкиваются с двумя разнонаправленными тенденциями: высокая потребность в причастности к общественным явлениям и самоутверждению, с одной стороны, и отсутствие понимания, уважения со стороны взрослых, которые затрудняют условия их самодетерминации, с другой. Это противоречие приводит к внутреннему конфликту и трудностям личностного развития подростков, лишая их возможности занять активную социальную позицию и формируя установки на аддиктивную стратегию. Опьяняющее вещество создает в сознании подростка благоприятную картину, становясь психологически привлекательным (Ц.П.Короленко, Т.А.Донских). В силу недостаточной критичности мышления, свойственной подростковому периоду, интерес к психоактивным веществам может стать причиной искаженной оценки факта употребления и его последствий, приводя к первым пробам и в последующем к систематическому употреблению. Вышесказанное еще раз подтверждает положение о том, что инструменты, ориентированные на диагностику социально-психологических характеристик подростков, позволяют определить предрасположенность к поведению, связанному с употреблением ПАВ и алкоголя. К ним относятся структурированные интервью, опросники, тесты. Применяемые для выявления аддикции подростков методы можно условно разделить на две основные группы: методы, которые сосредоточены на исследовании признаков рискованного поведения, проблемах подростковой идентичности и самосознания (Методика диагностики аддиктивной идентичности, Ц.П. Короленко, 2012; Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению, Клейберг Ю.А., 2004; Фетискин Н.П., 2002, Орел А.Н., Овчарова Р.В., 2000), и те, которые направлены на выявление осведомленности и фактов употребления ПАВ и алкоголя («Аддиктивная склонность», 2008; «Группа риска наркозависимости», 2003; Диагностическое интервью для детей и подростков, 1992; Подростковое диагностическое интервью, 1993 и др.). Выбор инструментов выявления рисков развития наркологических заболеваний определяется целями диагностики. Они могут применяться как врачами в клинической практике, так и другими специалистами — психологами, социальными работниками, педагогами, задача которых — выявление группы риска и реализация профилактических мероприятий. Использование второй группы методов, направленных на выявление осведомленности и фактов употребления ПАВ и алкоголя, особенно актуально в клинической практике врачей-наркологов. Наряду с вопросами, касающимися клинических проявлений зависимости, данные методы содержат вопросы, направленные на исследование социально-психологических факторов, определяющих риски употребления веществ. Диагностика употребления веществ позволяет определить частоту употребления (единичные употребления, злоупотребления и собственно зависимость), а также виды употребляемых веществ: 1) употребление ПАВ, включая алкоголь; 2) употребление только алкоголя; 3) употребление ПАВ без алкоголя. Клинические психометрические методы для выявления употребления психоактивных веществ и алкоголя Инструменты для оценки употребления подростками ПАВ и алкоголя Диагностика расстройств, связанных с употреблением ПАВ и алкоголя, основывается главным образом на результатах собеседования, а не на результатах лабораторных исследований или других биологических методов. Среди методов для выявления употребления подростками ПАВ и алкоголя следует отметить метод, разработанный Всемирной Организаций Здравоохранения «Скрининговый тест на алкоголь, курение и употребление ПАВ» (The Alcohol, Smoking, and Substance Involvement Screening Test, ASSIST, WHO, 2012). Данная методика ориентирована на подростков в возрасте от 12 до 17 лет и оценивает риски употребления табака, алкоголя, каннабиоидов, кокаина, амфетаминовых стимулянтов, ингалянтов, седативных галлюциногенов, опиоидов, а также выявляет возникающие у подростков проблемы, связанные с социализацией. Метод позволяет дифференцировать употребление, злоупотребление и зависимость. Аналогичным скрининговым инструментом для подростков является метод The Car-Relax-Alone-Forget-Family and Friends Trouble (CRAFFT, Knight, 1999). Данный метод является одним из основных для обследования подростков, употребляющих ПАВ и алкоголь, содержит прямые вопросы относительно употребления веществ. В 2011 году руководство Американской академии педиатрии рекомендовало регулярное использование CRAFFT для оценки ранней выявляемости употребления ПАВ и алкоголя, эффективность метода подтверждена в различных популяциях. Инструмент имеет хорошую чувствительность и соотносимость с критериями DSM-5. Валидизация метода ASSIST проходила в сравнении с уже зарекомендовавшим себя методом CRAFFT. Шкала вовлеченности подростков в употребление алкоголя и психоактивных веществ (Adolescent Alcohol and Drug Involvement Scale AADIS, Morberg, 2003) также направлен на исследование разных видов зависимостей, как алкогольных, так и связанных с употреблением ПАВ. The GAIN-Short Screener (GAIN-SS, Dennis, 2006)— короткая версия опросника, выявляющего наркологические расстройства «Глобальная оценка индивидуальных потребностей» (Global Appraisal of Individual Needs, GAIN, Dennis 1999) — структурированное интервью, вариант биопсихосоциальной диагностики. Основная версия GAIN достаточно объемная, содержит 1606 вопросов и заполнение занимает от 60 до 120 минут. Инструмент позволяет дифференцировать психологическую зависимость при употреблении психоактивных веществ, физиологическую зависимость, наличие ремиссии, ее устойчивость и сохранение после терапии. Анкета исследования личного опыта (Personal Experience Screening Questionnaire PESQ, Winters, 1992) — метод состоит из оценочных шкал, связанных с употреблением наркотиков: личную историю употребления, психологические проблемы, искажения восприятия. PESQ имеет самые высокие оценки надежности по сравнению с другими скрининговыми методами, которые касаются поведения и последствий при употребления ПАВ и алкоголя. Метод ориентирован на подростков 12—18 лет. Скрининг на выявление злоупотребления подростками ПАВ (Adolescent Substance Abuse Subtle Screening Inventory-2, SASSI-2, Miller, 2002) включает следующие шкалы: склонность к алкоголю, наркотикам, очевидные и незаметные аспекты, защитные реакции. Диагностическое интервью для детей и подростков (Diagnostic Interview for Children and Adolescents, DICA-R) — метод представляет собой структурированное интервью, основанное на диагностических критериях наркологических расстройств DSM-5, позволяет дифференцировать около 20 диагностических кодов в рамках данной классификации. Метод Adolescent Diagnostic Interview (ADI, Adolescent Diagnostic Interview, Winters, 1993) также основан на критериях DSM-5, помимо факта наркологических расстройств оценивает психосоциальные стрессоры, особенности межличностного и школьного взаимодействия подростка, когнитивные нарушения. Его можно использовать для определения необходимости лечения и его планирования. Инструменты для оценки употребления подростками алкоголя К методам, направленным на исследование употребления подростками алкоголя, относятся: AUDIT, AUDIT-C, ADI, RAPI, Alcohol Screening Protocol for Youth. Тест «Идентификации алкогольных расстройств» (Alcohol Use Disorders Identification Test, AUDIT) используется как в России, так и за рубежом. Полученные по итогам применения метода результаты квалифицируются по четырем уровням: безопасное употребление, опасное употребление, вредное употребление, синдром алкогольной зависимости. Существуют версия теста AUDIT-C. Данные, полученные на немецкой выборке по результатам проведения теста, показали низкую его надежность. Индекс подростковой алкоголизации (Adolescent Drinking Inventory, ADI, Harel and Wirtz, 1989) — представляет собой опросник, состоящий из 24 утверждений, направленных на исследование психологических, физических и социальных симптомов, связанных с употреблением алкоголя, а также трудностей самоконтроля. Индекс расстройств, связанных с употреблением алкоголя (Rutgers Alcohol Problem Index, RAPI, Martens, 2007), — метод позволяющий выявить те проблемы, которые возникают в разных сферах социального функционирования в связи с употреблением алкоголя: взаимоотношения внутри семьи, отношения со сверстниками, психологические особенности, психические проблемы, нейропсихологические показатели. Методы исследования употребления ПАВ без алкоголя Скрининг-тест на злоупотребление наркотиками для подростков (Drug Abuse Screening Test For Adolescents, DASTA, Martino, 2000) — скрининговый тест на злоупотребление наркотиками и выявление зависимости. Построен в форме самоотчета. Обладает высокой валидностью. Преимуществом теста является то, что он учитывает стремление респондентов скрыть употребление наркотиков или снизить значимость этой проблемы. Общее Международное Диагностическое Интервью — Модуль Употребления Алкоголя (CIDISAM — Composite International Diagnostic Interview Substance Abuse Module, Robins, 1990) — метод содержит 38 диагностических критериев, соотносимых с DSM-5. Определяет количество и частоту употребления, а также социальные, психологические и физические последствия каждого употребляемого препарата. В зарубежных исследованиях такие методы, как AUDIT, CRAFFT, PESQ выделяют как наиболее чувствительные и надежные методы для выявления употребления подростками психоактивных веществ и алкоголя. Кроме того, время их заполнения занимает 5—10 минут, они просты в обработке. В целом, все рассмотренные методы направлены на оценку рисков и фактов употребления, а также связанных с ними последствий. Они позволяют дифференцировать стадии употребления, злоупотребления и зависимости от вида вещества. Большая часть приведенных клинических методов исследования употребления ПАВ и алкоголя относятся к зарубежным. В связи с нехваткой эффективных клинических и социально-психологических методов в отечественной практике, как правило используют зарубежные. Клинические методы в большей степени объективизированы, поскольку опираются либо на четкие диагностические критерии заболеваний, либо на факт наличия веществ в биологических материалах испытуемого, что позволяет определить факт столкновения подростка с наркологической проблематикой. Социально-психологические методы выявления рисков аддиктивного поведения у подростков Социально-психологические методы направлены на выявление поведенческих и личностных рисков, склонности личности к аддиктивному потенциалу до этапов развития у подростков злоупотребления и зависимости от употребления ПАВ и алкоголя. Методики содержат вопросы в отношении особенностей поведения, отдельных поступков, отношения к людям и направлены на выявление группы риска. В содержании вопросов, как правило, нет прямого упоминания или информации о психоактивных веществах, алкоголе или табаке. Однако полученные данные позволяют выявлять те проблемные зоны в поведении, мышлении, эмоционально-волевой сфере подростка, которые предопределяют развитие наркологических заболеваний. Методика диагностики аддиктивной идентичности (Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Перевозкина Ю.М. и др., 2012) диагностирует различные аспекты аддикции у подростков: медицинский, социальный, психологический, духовный. Опросник «Аддиктивная склонность» (Юсупов В.В., Корзунин В .А., 2008) выявляет риск зависимого поведения. На измерение склонности к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения лиц старшего подросткового и юношеского возраста направлена «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (1992). Методика разработана Вологодским центром гуманитарных исследований, имеет несколько модификаций: Клейберг Ю.А., 2004; Фетискин Н.П., 2002, Орел А.Н., Овчарова Р.В., 2000. Опросник «Группа риска наркозависимости» (Хасан Б.И., Тюменева Ю.А., 2003) предназначен для исследования рисков зависимого поведения, связанных с особенностями системы образования. Метод основан на концепции Б.А. Кобринского (1992) о континууме состояний между здоровьем и наркоманией. Опросник содержит следующие шкалы: «поведение в ситуации риска», «интерес к наркотикам», «социальные установки». Патодиагностическая методика «ПДО «Наркориск» (Сыркин Л. Д., Зуйкова А. А., Сафронов А.И., Аяпин А.С., 2015) предназначена для подростков 16—17 лет, представляет собой личностный опросник, предназначенный для выявления нарушения вектора развития личности, формирующего потенциальные риски возникновения наркозависимого поведения. Методика включает шесть шкал, измеряющих мотивационно-потребностную сферу, эмоционально-волевую, сферу нормативно-поведенческой регуляции, социальные риски, ценностно-смысловую сферу. Данные шкалы позволяют оценить личностные профили: абулистический, гедонистический, асоциальный, конформный, когнитивно-деструктивный, рискометрический. Отличительной особенностью методики ПДО «Наркориск» является профилизация групп риска, что дает возможность индивидуализировать программы профилактики и коррекции лиц с нарушениями развития. Помимо методов, адресованных самим подросткам, существуют опросники, предназначенные для родителей. Родителям предлагается оценить поведение подростка, которое может быть связано с употреблением веществ: Анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростков (Змановская Е.В., 2003); Опросник для родителей «Выявление предрасположенности к аддиктивному поведению (Завьялов В.Ю.) Эпидемиологические методы оценки употребления ПАВ и алкоголя подростками Отдельно следует выделить методы, используемые для эпидемиологических исследований. Эпидемиологические методы позволяют оценить заболеваемость или риски заболеваемости среди различных групп населения, проживающих на различных территориях, реализуются в рамках крупных международных или национальных проектов. Среди наиболее известных эпидемиологических методов оценки употребления подростками ПАВ и алкоголя — Школьное исследование по алкоголю и наркотикам (ESPAD) и HBSC. Оба проекта реализуются с привлечением большого количества стран и областей и сосредоточены на различных аспектах, представляющих угрозу для здоровья и благополучия детей и подростков. Исследование «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (The Health Behaviour in School-aged Children, HBSC, 1980) проводится один раз в четыре года. Эпидемиологические данные, на выявление которых направлено исследование подразделяются на три основные группы: социальные аспекты; показатели здоровья и риски; употребление психоактивных веществ и алкоголя. В проекте принимают участие 44 страны и области в Европе и Северной Америке. Опросник, используемый в рамках европейского проекта школьных исследований по алкоголю и наркотикам (The European School Survey Project on Alcohol and Other Drugs, ESPAD, 1980) в отличие от HBSC предназначен целенаправленно для исследования показателей заинтересованности и осведомленности подростков в отношении употребления ПАВ и алкоголя. Данный метод опроса проводился не только в странах Европы и Америки, но, и в Российской Федерации в 1999, 2003 и 2007 годах. План диагностического интервью (Diagnostic Interview Schedule, DIS) разработан для психиатрических эпидемиологических исследований и представляет собой структурированное интервью, которое может проводиться непрофессиональными интервьюерами, сокращая затраты на обучение и надзор. DIS опирается на классификацию DSM-IV и позволяет оценить симптомы, возникающие как в течение жизни, так и текущие симптомы за последние 12 месяцев. Метод используется для лиц юношеского возраста от 18 лет. Метод продемонстрировал хорошую надежность и валидность, был переведен на разные языки и использовался в крупных эпидемиологических исследованиях. Необходимо добавить, что использование эпидемиологических методов возможно только анонимно, поскольку содержание вопросов включает прямые формулировки, касающиеся употребления психоактивных веществ и алкоголя. Заключение Таким образом, в настоящее время все диагностические инструменты для оценки личности и поведения подростка можно отнести к трем основным группам методов эмпирических исследований: 1)методы социально-психологической диагностики, указывающие на наличие риска употребления веществ; 2)методы клинического исследования, основанные на диагностических критериях клинической классификации наркологических расстройств; 3) эпидемиологические методы. Социально-психологические и клинические методы не имеют жесткого разграничения, и содержат в себе вопросы как относительно частоты и видов употребления веществ, так и психологических особенностей поведения подростков, что указывает на системный характер проблемы употребления ПАВ, включающей в себя и медицинские, и социальные, и психологические аспекты. Каждый из видов методов (клинические или социально-психологические) имеют как свои преимущества, так и недостатки. Социально-психологические методы не содержат прямых вопросов об употреблении веществ, что во многом решает проблему негативизма, сопротивления подростков в отношении обследования, стремление скрыть информацию об употреблении. Однако социально-психологические методы недостаточно выявляют отношение, интерес, осведомленность подростков в отношении употребления ПАВ и алкоголя, что затрудняет своевременное распознавание проблемы и позволяет оценивать лишь потенциальные ее риски, связанные с особенностями личности и поведения подростка. Клинические методы содержат, как правило, прямые вопросы о приеме веществ, вызывая во многом интенцию подростка скрыть проблему, не сознаваться. Некоторые методы, например DAST-A, построены таким образом, чтобы преодолеть эту проблему. Инструменты, применяемые в клинической практике, в большей степени направлены на диагностику самого заболевания и недостаточно учитывают этап формирования аддиктивного потенциала, предшествующего самому расстройству. Это дает возможность правильно выстроить лечебные и реабилитационные программы, но в меньшей степени — профилактические. В связи с этим актуальной проблемой является разработка интегративных эмпирических методов, включающих в себя как социально-психологические, так и клинические аспекты, направленных на этапы выявления рисков развития наркологических заболеваний, а также непосредственно фактов употребления, злоупотребления и зависимости.

Авторы:

Григорьева А.А.
Афонина Ю.С.

Издание: Психическое здоровье
Год издания: 2018
Объем: 7с.
Дополнительная информация: 2018.-N 4.-С.46-52. Библ. 23 назв.
Просмотров: 17980

Рубрики
Ключевые слова
aa
carr
dr
drugs
in
inv
pro
rap
th
абуалиибнсина
аддиктивное
аддикция
академия
активные
акты
алкоголизация
алкоголь
алкогольные
америка
американское
амфетамин
анализ
аналоги
анкеты
анонимные
асоциальное
аспекты
безопасность
биологический
биопсихосоциальный
благополучие
благоприятный
большая
бытовые
валидизация
вариантные
введен
вектор
вероятности
вещество
взаимодействие
взаимоотношения
взрослые
видовая
виды
включениями
влияние
внешний
внешними
внутренняя
внутри
возможности
возникновения
возраст
возрастные
вологодский
вопрос
восприятие
врачи
вредности
время
всемирная
второй
выбор
выборка
вызывать
высокий
выявление
галлюциногены
главные
года
годовые
групп
гуманитарные
данные
данных
двумя
детей
детская
диагностика
диагностическая
диагностических
добавки
дона
достижение
досуг
другого
другому
духовного
духовный
европа
европейское
единичн
жизни
заболеваемость
заболевания
зависимости
зависимые
задач
заинтересованность
замена
занятия
зарубежные
затрата
защитная
здоровое
здоровья
здравоохранение
злоупотребление
значимости
значимость
зоны
идентичности
измерение
индекс
индивид
индивидуального
инициации
инструмент
интегративный
интернет-зависимость
информации
информированное
иска
искажения
использование
исследование
исследования
история
итоги
картина
классификация
клиническая
ключ
кобра
когнитивная
кокаин
количество
континуум
конфликт
концепция
коротким
коррекция
коры
краткая
критерии
крупного
курение
лабораторная
лежащий
лет
лечебная
лечение
лица
лицами
личная
личности
личностная
лишай
людях
малого
материал
медицинская
международна
межличностные
мероприятия
метод
методика
методов
минута
модификация
модуль
молодежь
моральное
мотивационная
мышление
надежность
надзор
наличия
напитки
направление
направленный
наркозависимые
наркологическая
наркология
наркоманией
наркотики
нарушения
население
настоящие
национальная
начала
негативизм
недостаточное
недостаточность
нейропсихологические
немецкий
необходимости
неорганизованный
непосредственные
непрофессионал
нескольким
низкие
новые
нормативная
обзор
областей
обработка
образ
образование
обследование
обучение
общей
общественного
объект
объемная
одного
оказывающие
опасные
опиоид
определение
опрос
опросник
опьяняющий
организации
ориентированное
основа
основания
основной
особенности
особо
особый
отдельные
отечественные
отличия
относительная
отношение
отсутствие
оценка
оценочная
педагог
педиатрия
первая
перевозки
пережива
период
план
планирование
поведение
поведенческая
подвижная
подростки
подростковая
поза
позиция
поиск
показатели
пола
положение
популяция
после
послед
последствие
потенциал
потенциальный
потребление
потребности
правила
правильная
практика
предрасположенность
препараты
прием
признаки
применение
причина
проба
проблема
проблемно
проведение
программ
проект
простая
против
профилактика
профилактическая
профилизация
профиль
проход
процесс
проявление
прямая
психиатрическая
психиатрия
психика
психические
психоактивные
психологи
психологическая
психометрические
психометрия
психосоциальные
психотропные
работник
развитие
раздел
различный
различными
разнонаправленные
разработка
рамки
раннего
распознавание
расстройств
реабилитационные
реакцией
реализация
регулярный
регуляции
результата
ремиссия
ресурсами
риск
рискованный
рискометр
родами
родителей
россии
российская
рубежом
руководства
самоа
самоконтроль
самореализация
самосознание
своевременная
свойства
связанные
связей
северная
седативные
семьи
сензит
силлард
симптом
синдром
систем
систематические
системная
ситуации
склонность
скрининг
скрининговые
скрытое
след
слова
собственно
современная
содержание
сознание
сокращений
сопротивление
состояние
состоящие
сохранение
социализация
социальная
социальные
сочетанная
специалистов
способ
сравнение
среда
средства
стадии
старше
статьи
степени
стимула
столы
стран
страна
стратегия
стремлений
стрессоры
структур
суррогатные
сфера
сыр
табак
тема
терапия
территория
тест
теста
тесты
течения
три
трудности
увеличение
угроза
удовлетворенность
указ
употребление
уровень
уровни
уровнями
условия
условные
установка
устойчивости
утверждение
участие
учет
фактор
факторы
федерации
физиологическая
физические
форм
формирование
формула
функционирование
характер
характеристика
химические
хороший
целом
целях
ценность
центр
частота
часть
четыре
чувствительность
чувствительные
шесть
шкала
школа
школьная
элементы
эмоциональный
эмпирическая
эпидемиологическая
эпидемиологические
этап
эффективность
эффективный
юношеский
явление
языка
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 18.97.14.86)
Яндекс.Метрика