Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Склонность к риску, стратегии конфликтного поведения и эмоциональные нарушения у подростков с девиантным поведением
Аннотация:
Представлено экспериментальное исследование взаимосвязи между склонностью к риску, преобладающими стратегиями конфликтного поведения и эмоциональными нарушениями у подростков с девиантным поведением. Для диагностики указанных взаимосвязей были использованы методики «Готовность к риску» (RSK) Шуберта, госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS) и тест описания поведения Томаса. Установлено, что девиантные подростки более склонны к риску, чем подростки с нормативным поведением, также они чаще выбирают краевые стратегии поведения в конфликтных ситуациях (соперничество и избегание) и имеют более высокие показатели по уровню тревоги и депрессии. В обеих группах подростков выявлено, что высокая склонность к риску положительно коррелирует со стратегией соперничества в конфликтных ситуациях и отрицательно коррелирует со стратегией избегания конфликтов. У подростков с девиантным поведением выявлена положительная корреляция между стратегией избегания конфликтов и выраженностью эмоциональных нарушений (тревога, депрессия). Введение: В современном обществе девиантное поведение у подростков продолжает быть глобальной проблемой. Рост многообразных форм социальной патологии (алкоголизм, проституция, наркомания, игромания и т.д.), криминализация ставят задачу изучения закономерностей девиантного поведения и девиантной личности. Научный подход к изучению девиантности как социального феномена начал складываться в социологических и криминологических трудах, из которых особого внимания заслуживают работы таких авторов, как Ч. Беккариа, М. Вебера, Э. Дюркгейма, О. Конта, Р. Мертона, Р. Миллз, Т. Парсонса, Э. Фромма и другие. Из отечественных ученых следует назвать А.А. Александрова, Б.С. Братуся, С.А. Беличеву, Л.С. Выготского, Я.И. Гилинского, В.Н. Кудрявцева, Ю.А. Клейберга, В.Т. Кондратенко, Е.В. Руденского, С.Т. Шацкого и других ученых. В качестве причин отклонений в поведении подростков часто называют политическую, социально-экономическую нестабильность общества, неблагополучную экологическую обстановку, усиление влияния псевдокультуры, изменения в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля над поведением, чрезмерную занятость родителей, эпидемии разводов. Наряду с этими, внешними по отношению к подростку факторами, формированию отклоняющегося поведения в подростковом возрасте способствует то, что этот возраст совпадает с периодом полового созревания и сопутствующими ему изменениями как физиологического, так и психологического характера. Интенсивная гормональная перестройка, перемены во внешнем облике, изменения в восприятии самого себя и окружающего мира, смена авторитетов и ценностей у подростка может иметь не только положительные, но и отрицательные последствия в виде протестного поведения по отношению ко взрослым, агрессивности, конфликтности, а также повышенной тревожности и других нарушений эмоциональной сферы. По этой причине некоторые ученые связывают различные виды нарушений поведения подростков (побеги, школьные прогулы, бродяжничество, воровство, аддикции, грабежи, убийства) с эмоциональными расстройствами, трудностями межличностного взаимодействия (в первую очередь — в конфликтных ситуациях) и склонностью к риску — явлениями, нередкими в данном возрасте. Эмоции играют важную роль в процессах внутренней регуляции поведения, как нормального, так и отклоняющегося. Во многих научных статьях отмечается, что такие эмоциональные состояния, как эмоциональная неустойчивость, агрессивность, личностная и ситуативная тревожность, преходящие ситуационные расстройства психоэмоциональной сферы, фрустрация, страхи различного генеза, аффективная насыщенность переживаний, вспыльчивость, состояние повышенного эмоционального напряжения занимают особое место в структуре дезадаптивного поведения, ведут к расстройствам адаптации и социально-психологической деформации личности. Межличностным конфликтам в подростковой среде посвящено значительное число работ. Исследования конфликтов и конфликтного поведения позволили существенно расширить представления о природе конфликта и его социальной роли. Изучение склонности к риску у подростков и поиск путей ее коррекции является одной из актуальных проблем в современной психологии. Склонность к риску определяется как сложный возрастной, личностный и социальный феномен, она значительно усиливается в подростковом возрасте, кроме того ее проявления зависят от индивидуально-типологических особенностей, а также социальной среды и обстоятельств социализации личности. Данные исследований М. Цукермана показывают, что в период с 9 до 14 лет склонность к риску стремительно возрастает и достигает максимальных значении к 18—20 годам, после чего неизбежно снижается. Многие ученые отмечают естественность риска для подросткового возраста, его условную нормативность, различая при этом две направленности рискового поведения: социально допустимую и деструктивную. В настоящее время существуют работы, посвященные проблемам влияния эмоций на поведение подростков, склонности к риску в подростковом возрасте или особенностям поведения подростков в конфликтных ситуациях, однако практически отсутствуют исследования, где была бы раскрыта взаимосвязь этих феноменов в структуре девиантного поведения в подростковом возрасте. Вместе с тем, изучение личностных свойств и состояний девиантного подростка, лежащих в основе выбора нерациональных стратегий поведения в конфликте и склонности к рискованным поступкам, помогло бы строить более эффективные программы по профилактике нарушений поведения и выработке продуктивных копинг-стратегий в подростковом возрасте. Целью исследования стало установление взаимосвязи между склонностью к риску, преобладающими стратегиями конфликтного поведения и эмоциональными нарушениями у подростков с девиантным поведением. Объект и методы исследования Экспериментальное исследование было проведено в 2017 году на базе ГАУЗ «Оренбургский областной наркологический диспансер» (ГАУЗ ООКНД) и МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа №3» (МОБУ СОШ №3). В исследовании участвовали 50 подростков в возрасте от 14 до 16 лет. Изученные лица были разделены на две равные группы: I-основная группа, которая состояла из 25 подростков с девиантным поведением, состоявших на учете в ГАУЗ ООКНД с диагнозом F10.1 «Пагубное употребление алкоголя» и F17.1 «Пагубное употребление табака»; II-группа сравнения, в которую вошли 25 условно здоровых подростков учащихся МОБУ СОШ №3. Сбор данных проводился в 1 срез. Предмет исследования: склонность к риску, эмоциональные состояния тревоги и депрессии, стратегии поведения в конфликтных ситуациях у подростков с девиантным поведением. Критерии включения: 1.Согласие подростков на участие в исследовании; 2.Подростки с девиантным поведением, состоящие на учете в ГАУЗ ООКНД; 3.Предварительная консультация подростков психиатром-наркологом, психологом, психотерапевтом; 4. Возраст 14—16 лет. Диагноз «Пагубное употребление алкоголя» и «Пагубное употребление табака» ставился врачом-наркологом на основании опроса подростка, а также наблюдения и объективных данных, включая факты употребления психоактивных веществ, зафиксированные сотрудниками отделения полиции по работе с несовершеннолетними (ПДН) г. Оренбурга. В анамнезе подростков присутствовали неоднократные случаи других форм девиантного поведения (школьные прогулы, драки, порча школьного имущества, словесное оскорбление учителей). Группа сравнения состояла из условно здоровых подростков — учащихся МОБУ СОШ №3, в возрасте от 14 до 16 лет. Никто из подростков, вошедших в группу сравнения, не состоял на учете в ПДН и на внутришкольном учете. В исследование не включались подростки с сопутствующими тяжелыми соматическими заболеваниями (сахарный диабет и т.п.), с черепно-мозговыми травмами в анамнезе, с выраженной органической недостаточностью головного мозга, с синдромом зависимости от ПАВ. Методы исследования: клинико-психологический (беседа, наблюдение), экспериментально-психологический (методика «Готовность к риску» (RSK) Шуберта, госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS), тест описания поведения Томаса). С целью статистической обработки экспериментальных данных был проведен количественный и качественный анализ с использованием математических методов (t-критерий Стьюдента для независимых выборок, непараметрический критерий U Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена). При расчетах использовались электронные таблицы Excel пакета программ Microsoft Office. Результаты исследования и их обсуждение Исследование позволило установить различия между выборками по ряду показателей. Анализ эмпирических данных по методике «Готовность к риску» Шуберта показал, что в группе подростков с девиантным поведением высокая склонность к риску в предрасполагающих к этому ситуациях встречается у 13 подростков (52%), т.е. более чем у половины испытуемых. Эти подростки более остальных склонны к рискованному поведению. Ситуативное поведение в рискованных ситуациях выявлено у 8 подростков (32%), низкий уровень рискованного поведения отмечался у 4 человек (16%). Склонность к риску у подростков из группы сравнения представлена следующими данными: высокая склонность к риску обнаружена только у 5 человек (20%), у 12 школьников (48%) преобладало ситуативное поведение в рискованных ситуациях, у 8 подростков (32%) выявлен низкий уровень рискованного поведения. Наиболее выраженным в данной группе является ситуативное поведение (48%) в рискованных ситуациях. Эти подростки склонны к риску, но поступают в зависимости от текущей ситуации. Сравнительные данные между двумя группами подростков представлены на рис. 1. При определении эмпирических значений Т-критерия Стьюдента по методике «Готовность к риску» Шуберта обнаружены различия на высоком уровне статистической значимости. Статистические данные по данной методике представлены в табл. 1. Таким образом, склонность к рискованному поведению у подростков из основной группы достоверно выше, чем у подростков из группы сравнения. Данные исследования по методике «Госпитальная шкала тревоги и депрессии» (HADS) показали, что у подростков из основной группы преобладают результаты в значении субклинически выраженной тревоги (52% — 13 человек). Клинически выраженная тревога наблюдалась в 28% случаев — у 7 человек, отсутствие достоверно выраженных симптомов тревоги отмечалось в 20% случаев (5 человек). Данные обследования по шкале тревоги у изученных лиц в группе сравнения показали, что в основном у подростков отсутствуют достоверно выраженные симптомы тревоги (52% — 13 человек). Субклинически выраженная тревога выявлялась у 6 человек (24%), клинически выраженная тревога также обнаруживалась в 24% случаев (6 лиц). В основном у подростков из МОБУ СОШ №3 отсутствуют достоверно выраженные симптомы тревоги. Сравнительные данные по уровню тревоги у подростков представлены на рис. 2. При сравнении выводов по уровню выраженности признака с помощью непараметрического критерия U Манна-Уитни были обнаружены различия на высоком уровне статистической значимости (р < 0,01). По данным обследования по методике «Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS)», у половины девиантных подростков из ГАУЗ ООКНД имелись признаки депрессии в той или иной степени тяжести: клинически выраженная депрессия обнаружена в 20% случаев (5 человек), субклинически выраженная депрессия выявлена у 7 подростков (28%). В 52% случаев отмечалось отсутствие достоверно выраженных симптомов депрессии (13 человек). По шкале депрессии у большинства подростков из группы сравнения признаки депрессии обнаружены не были. Клинически выраженная депрессия не выявлена. Субклинически выраженная депрессия обнаруживалась в 16% случаев у 4 человек, отсутствие достоверно выраженных симптомов депрессии отмечалось у 21 условно здоровых подростка (84%). Сравнительные данные по уровню депрессии в ГАУЗ ООКНД и МОБУ СОШ №3 представлены на рис. 3. При сравнении выводов по уровню выраженности признака с помощью непараметрического критерия U Манна-Уитни были обнаружены различия на высоком уровне статистической значимости (р < 0,01). Таким образом, исходя из полученных данных, можно отметить, что уровень тревоги и депрессии у подростков с девиантным поведением выше, чем у условно здоровых подростков. Результаты исследования при помощи теста описания поведения Томаса представлены на рис. 4. При определении эмпирических значений Т-критерия Стьюдента по тесту обнаружены различия на высоком уровне статистической значимости по шкалам «Соперничество», «Избегание». Статистические данные по данной методике представлены в табл. 2. Из полученных данных можно отметить, что в стратегиях поведения в конфликтной ситуации подростки с девиантным поведением на высоком уровне статистической значимости чаще выбирают соперничество и избегание, тогда как условно здоровые подростки из группы сравнения применяют эти стратегии достоверно реже. Корреляционная матрица изучения склонности к риску, уровня депрессии, уровня тревоги и стратегий поведения в конфликте у подростков с девиантным поведением показала, что склонность к риску и соперничество имеют положительную корреляцию на очень высоком уровне статистической значимости. Стратегия выхода из конфликта «Соперничество» взаимосвязана со склонностью к риску. Одно обусловливает другое. Депрессивные подростки склонны к стратегии избегания, они не желают прикладывать особых усилий для выхода из конфликта. Таким подросткам проще уклонится от спора и ссор. Этот факт виден на плеяде №1, которая выявила положительную корреляцию на высоком уровне значимости. Склонность к риску отрицательно коррелирует со стратегией избегания, подростки, которые склонны к риску, скорее всего не будут избегать конфликтных ситуаций. Выявлена отрицательная корреляция между склонностью к риску и уровнем тревоги и депрессии, при наличии тревоги либо депрессии однозначно снижается склонность к риску. Соперничество отрицательно коррелирует с уровнем депрессии и избеганием на очень высоком уровне значимости. Вероятно, чем выше депрессивные тенденции, тем меньше подросток будет выбирать стратегию соперничества. Стратегия избегания и стратегия соперничества — два разных полюса результатов у подростков. Была найдена положительная корреляция на высоком уровне значимости между уровнем тревоги и избеганием. Тревожные подростки более склонны к избеганию конфликтных ситуаций, воздерживаются от высказывания своей позиции, уклоняются от спора, уходят от ответственности за решение ситуации. Уровень тревоги и уровень депрессии, так же положительно коррелируют на высоком уровне значимости. Чем выше депрессия, тем выше тревога. У условно здоровых подростков из группы сравнения корреляционная матрица изучения склонности к риску, уровня депрессии, уровня тревоги и стратегий поведения в конфликте выявила, что склонность к риску и соперничество, так же как и в первой группе имеют положительную корреляцию на очень высоком уровне статистической значимости. Склонность к риску отрицательно коррелирует со стратегией избегания. Это значит, что подростки, которые склонны к риску, скорее всего не будут избегать конфликтных ситуаций. Подростки склонные к риску, меньше других приспосабливаются под среду, что наглядно отражено на плеяде №2. В ней мы видим отрицательную корреляцию на высоком уровне значимости. Заключение Таким образом, в ходе исследования было установлено, что подростки с девиантным поведением отличаются более выраженной склонностью к риску и более высоким уровнем тревоги и депрессии, чем условно здоровые подростки. Выявлено также, что уровень тревоги у девиантных подростков положительно коррелирует с уровнем депрессии. Девиантные подростки достоверно чаще используют краевые стратегии выхода из конфликта (соперничество, избегание), чем подростки с нормативным поведением. Корреляционный анализ результатов показал, что в обеих группах высокая склонность к риску положительно коррелирует со стратегией соперничества в конфликтных ситуациях и отрицательно коррелирует со стратегией избегания конфликтов. Преобладание избегания как стиля поведения в конфликтной ситуации у девиантных подростков положительно коррелирует с уровнем тревоги и депрессии. Полученные данные представляют собой информативный материал в решении проблемы, касающейся адаптации девиантных подростков, что также помогает определить правильный психологический подход к детям такого типа и выработать соответствующий комплекс коррекционных программ.
Авторы:
Израйлева М.Н.
Издание:
Психическое здоровье
Год издания: 2018
Объем: 8с.
Дополнительная информация: 2018.-N 4.-С.53-60. Библ. 33 назв.
Просмотров: 282