Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Склонность к риску, стратегии конфликтного поведения и эмоциональные нарушения у подростков с девиантным поведением


Аннотация:

Представлено экспериментальное исследование взаимосвязи между склонностью к риску, преобладающими стратегиями конфликтного поведения и эмоциональными нарушениями у подростков с девиантным поведением. Для диагностики указанных взаимосвязей были использованы методики «Готовность к риску» (RSK) Шуберта, госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS) и тест описания поведения Томаса. Установлено, что девиантные подростки более склонны к риску, чем подростки с нормативным поведением, также они чаще выбирают краевые стратегии поведения в конфликтных ситуациях (соперничество и избегание) и имеют более высокие показатели по уровню тревоги и депрессии. В обеих группах подростков выявлено, что высокая склонность к риску положительно коррелирует со стратегией соперничества в конфликтных ситуациях и отрицательно коррелирует со стратегией избегания конфликтов. У подростков с девиантным поведением выявлена положительная корреляция между стратегией избегания конфликтов и выраженностью эмоциональных нарушений (тревога, депрессия). Введение: В современном обществе девиантное поведение у подростков продолжает быть глобальной проблемой. Рост многообразных форм социальной патологии (алкоголизм, проституция, наркомания, игромания и т.д.), криминализация ставят задачу изучения закономерностей девиантного поведения и девиантной личности. Научный подход к изучению девиантности как социального феномена начал складываться в социологических и криминологических трудах, из которых особого внимания заслуживают работы таких авторов, как Ч. Беккариа, М. Вебера, Э. Дюркгейма, О. Конта, Р. Мертона, Р. Миллз, Т. Парсонса, Э. Фромма и другие. Из отечественных ученых следует назвать А.А. Александрова, Б.С. Братуся, С.А. Беличеву, Л.С. Выготского, Я.И. Гилинского, В.Н. Кудрявцева, Ю.А. Клейберга, В.Т. Кондратенко, Е.В. Руденского, С.Т. Шацкого и других ученых. В качестве причин отклонений в поведении подростков часто называют политическую, социально-экономическую нестабильность общества, неблагополучную экологическую обстановку, усиление влияния псевдокультуры, изменения в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля над поведением, чрезмерную занятость родителей, эпидемии разводов. Наряду с этими, внешними по отношению к подростку факторами, формированию отклоняющегося поведения в подростковом возрасте способствует то, что этот возраст совпадает с периодом полового созревания и сопутствующими ему изменениями как физиологического, так и психологического характера. Интенсивная гормональная перестройка, перемены во внешнем облике, изменения в восприятии самого себя и окружающего мира, смена авторитетов и ценностей у подростка может иметь не только положительные, но и отрицательные последствия в виде протестного поведения по отношению ко взрослым, агрессивности, конфликтности, а также повышенной тревожности и других нарушений эмоциональной сферы. По этой причине некоторые ученые связывают различные виды нарушений поведения подростков (побеги, школьные прогулы, бродяжничество, воровство, аддикции, грабежи, убийства) с эмоциональными расстройствами, трудностями межличностного взаимодействия (в первую очередь — в конфликтных ситуациях) и склонностью к риску — явлениями, нередкими в данном возрасте. Эмоции играют важную роль в процессах внутренней регуляции поведения, как нормального, так и отклоняющегося. Во многих научных статьях отмечается, что такие эмоциональные состояния, как эмоциональная неустойчивость, агрессивность, личностная и ситуативная тревожность, преходящие ситуационные расстройства психоэмоциональной сферы, фрустрация, страхи различного генеза, аффективная насыщенность переживаний, вспыльчивость, состояние повышенного эмоционального напряжения занимают особое место в структуре дезадаптивного поведения, ведут к расстройствам адаптации и социально-психологической деформации личности. Межличностным конфликтам в подростковой среде посвящено значительное число работ. Исследования конфликтов и конфликтного поведения позволили существенно расширить представления о природе конфликта и его социальной роли. Изучение склонности к риску у подростков и поиск путей ее коррекции является одной из актуальных проблем в современной психологии. Склонность к риску определяется как сложный возрастной, личностный и социальный феномен, она значительно усиливается в подростковом возрасте, кроме того ее проявления зависят от индивидуально-типологических особенностей, а также социальной среды и обстоятельств социализации личности. Данные исследований М. Цукермана показывают, что в период с 9 до 14 лет склонность к риску стремительно возрастает и достигает максимальных значении к 18—20 годам, после чего неизбежно снижается. Многие ученые отмечают естественность риска для подросткового возраста, его условную нормативность, различая при этом две направленности рискового поведения: социально допустимую и деструктивную. В настоящее время существуют работы, посвященные проблемам влияния эмоций на поведение подростков, склонности к риску в подростковом возрасте или особенностям поведения подростков в конфликтных ситуациях, однако практически отсутствуют исследования, где была бы раскрыта взаимосвязь этих феноменов в структуре девиантного поведения в подростковом возрасте. Вместе с тем, изучение личностных свойств и состояний девиантного подростка, лежащих в основе выбора нерациональных стратегий поведения в конфликте и склонности к рискованным поступкам, помогло бы строить более эффективные программы по профилактике нарушений поведения и выработке продуктивных копинг-стратегий в подростковом возрасте. Целью исследования стало установление взаимосвязи между склонностью к риску, преобладающими стратегиями конфликтного поведения и эмоциональными нарушениями у подростков с девиантным поведением. Объект и методы исследования Экспериментальное исследование было проведено в 2017 году на базе ГАУЗ «Оренбургский областной наркологический диспансер» (ГАУЗ ООКНД) и МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа №3» (МОБУ СОШ №3). В исследовании участвовали 50 подростков в возрасте от 14 до 16 лет. Изученные лица были разделены на две равные группы: I-основная группа, которая состояла из 25 подростков с девиантным поведением, состоявших на учете в ГАУЗ ООКНД с диагнозом F10.1 «Пагубное употребление алкоголя» и F17.1 «Пагубное употребление табака»; II-группа сравнения, в которую вошли 25 условно здоровых подростков учащихся МОБУ СОШ №3. Сбор данных проводился в 1 срез. Предмет исследования: склонность к риску, эмоциональные состояния тревоги и депрессии, стратегии поведения в конфликтных ситуациях у подростков с девиантным поведением. Критерии включения: 1.Согласие подростков на участие в исследовании; 2.Подростки с девиантным поведением, состоящие на учете в ГАУЗ ООКНД; 3.Предварительная консультация подростков психиатром-наркологом, психологом, психотерапевтом; 4. Возраст 14—16 лет. Диагноз «Пагубное употребление алкоголя» и «Пагубное употребление табака» ставился врачом-наркологом на основании опроса подростка, а также наблюдения и объективных данных, включая факты употребления психоактивных веществ, зафиксированные сотрудниками отделения полиции по работе с несовершеннолетними (ПДН) г. Оренбурга. В анамнезе подростков присутствовали неоднократные случаи других форм девиантного поведения (школьные прогулы, драки, порча школьного имущества, словесное оскорбление учителей). Группа сравнения состояла из условно здоровых подростков — учащихся МОБУ СОШ №3, в возрасте от 14 до 16 лет. Никто из подростков, вошедших в группу сравнения, не состоял на учете в ПДН и на внутришкольном учете. В исследование не включались подростки с сопутствующими тяжелыми соматическими заболеваниями (сахарный диабет и т.п.), с черепно-мозговыми травмами в анамнезе, с выраженной органической недостаточностью головного мозга, с синдромом зависимости от ПАВ. Методы исследования: клинико-психологический (беседа, наблюдение), экспериментально-психологический (методика «Готовность к риску» (RSK) Шуберта, госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS), тест описания поведения Томаса). С целью статистической обработки экспериментальных данных был проведен количественный и качественный анализ с использованием математических методов (t-критерий Стьюдента для независимых выборок, непараметрический критерий U Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена). При расчетах использовались электронные таблицы Excel пакета программ Microsoft Office. Результаты исследования и их обсуждение Исследование позволило установить различия между выборками по ряду показателей. Анализ эмпирических данных по методике «Готовность к риску» Шуберта показал, что в группе подростков с девиантным поведением высокая склонность к риску в предрасполагающих к этому ситуациях встречается у 13 подростков (52%), т.е. более чем у половины испытуемых. Эти подростки более остальных склонны к рискованному поведению. Ситуативное поведение в рискованных ситуациях выявлено у 8 подростков (32%), низкий уровень рискованного поведения отмечался у 4 человек (16%). Склонность к риску у подростков из группы сравнения представлена следующими данными: высокая склонность к риску обнаружена только у 5 человек (20%), у 12 школьников (48%) преобладало ситуативное поведение в рискованных ситуациях, у 8 подростков (32%) выявлен низкий уровень рискованного поведения. Наиболее выраженным в данной группе является ситуативное поведение (48%) в рискованных ситуациях. Эти подростки склонны к риску, но поступают в зависимости от текущей ситуации. Сравнительные данные между двумя группами подростков представлены на рис. 1. При определении эмпирических значений Т-критерия Стьюдента по методике «Готовность к риску» Шуберта обнаружены различия на высоком уровне статистической значимости. Статистические данные по данной методике представлены в табл. 1. Таким образом, склонность к рискованному поведению у подростков из основной группы достоверно выше, чем у подростков из группы сравнения. Данные исследования по методике «Госпитальная шкала тревоги и депрессии» (HADS) показали, что у подростков из основной группы преобладают результаты в значении субклинически выраженной тревоги (52% — 13 человек). Клинически выраженная тревога наблюдалась в 28% случаев — у 7 человек, отсутствие достоверно выраженных симптомов тревоги отмечалось в 20% случаев (5 человек). Данные обследования по шкале тревоги у изученных лиц в группе сравнения показали, что в основном у подростков отсутствуют достоверно выраженные симптомы тревоги (52% — 13 человек). Субклинически выраженная тревога выявлялась у 6 человек (24%), клинически выраженная тревога также обнаруживалась в 24% случаев (6 лиц). В основном у подростков из МОБУ СОШ №3 отсутствуют достоверно выраженные симптомы тревоги. Сравнительные данные по уровню тревоги у подростков представлены на рис. 2. При сравнении выводов по уровню выраженности признака с помощью непараметрического критерия U Манна-Уитни были обнаружены различия на высоком уровне статистической значимости (р < 0,01). По данным обследования по методике «Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS)», у половины девиантных подростков из ГАУЗ ООКНД имелись признаки депрессии в той или иной степени тяжести: клинически выраженная депрессия обнаружена в 20% случаев (5 человек), субклинически выраженная депрессия выявлена у 7 подростков (28%). В 52% случаев отмечалось отсутствие достоверно выраженных симптомов депрессии (13 человек). По шкале депрессии у большинства подростков из группы сравнения признаки депрессии обнаружены не были. Клинически выраженная депрессия не выявлена. Субклинически выраженная депрессия обнаруживалась в 16% случаев у 4 человек, отсутствие достоверно выраженных симптомов депрессии отмечалось у 21 условно здоровых подростка (84%). Сравнительные данные по уровню депрессии в ГАУЗ ООКНД и МОБУ СОШ №3 представлены на рис. 3. При сравнении выводов по уровню выраженности признака с помощью непараметрического критерия U Манна-Уитни были обнаружены различия на высоком уровне статистической значимости (р < 0,01). Таким образом, исходя из полученных данных, можно отметить, что уровень тревоги и депрессии у подростков с девиантным поведением выше, чем у условно здоровых подростков. Результаты исследования при помощи теста описания поведения Томаса представлены на рис. 4. При определении эмпирических значений Т-критерия Стьюдента по тесту обнаружены различия на высоком уровне статистической значимости по шкалам «Соперничество», «Избегание». Статистические данные по данной методике представлены в табл. 2. Из полученных данных можно отметить, что в стратегиях поведения в конфликтной ситуации подростки с девиантным поведением на высоком уровне статистической значимости чаще выбирают соперничество и избегание, тогда как условно здоровые подростки из группы сравнения применяют эти стратегии достоверно реже. Корреляционная матрица изучения склонности к риску, уровня депрессии, уровня тревоги и стратегий поведения в конфликте у подростков с девиантным поведением показала, что склонность к риску и соперничество имеют положительную корреляцию на очень высоком уровне статистической значимости. Стратегия выхода из конфликта «Соперничество» взаимосвязана со склонностью к риску. Одно обусловливает другое. Депрессивные подростки склонны к стратегии избегания, они не желают прикладывать особых усилий для выхода из конфликта. Таким подросткам проще уклонится от спора и ссор. Этот факт виден на плеяде №1, которая выявила положительную корреляцию на высоком уровне значимости. Склонность к риску отрицательно коррелирует со стратегией избегания, подростки, которые склонны к риску, скорее всего не будут избегать конфликтных ситуаций. Выявлена отрицательная корреляция между склонностью к риску и уровнем тревоги и депрессии, при наличии тревоги либо депрессии однозначно снижается склонность к риску. Соперничество отрицательно коррелирует с уровнем депрессии и избеганием на очень высоком уровне значимости. Вероятно, чем выше депрессивные тенденции, тем меньше подросток будет выбирать стратегию соперничества. Стратегия избегания и стратегия соперничества — два разных полюса результатов у подростков. Была найдена положительная корреляция на высоком уровне значимости между уровнем тревоги и избеганием. Тревожные подростки более склонны к избеганию конфликтных ситуаций, воздерживаются от высказывания своей позиции, уклоняются от спора, уходят от ответственности за решение ситуации. Уровень тревоги и уровень депрессии, так же положительно коррелируют на высоком уровне значимости. Чем выше депрессия, тем выше тревога. У условно здоровых подростков из группы сравнения корреляционная матрица изучения склонности к риску, уровня депрессии, уровня тревоги и стратегий поведения в конфликте выявила, что склонность к риску и соперничество, так же как и в первой группе имеют положительную корреляцию на очень высоком уровне статистической значимости. Склонность к риску отрицательно коррелирует со стратегией избегания. Это значит, что подростки, которые склонны к риску, скорее всего не будут избегать конфликтных ситуаций. Подростки склонные к риску, меньше других приспосабливаются под среду, что наглядно отражено на плеяде №2. В ней мы видим отрицательную корреляцию на высоком уровне значимости. Заключение Таким образом, в ходе исследования было установлено, что подростки с девиантным поведением отличаются более выраженной склонностью к риску и более высоким уровнем тревоги и депрессии, чем условно здоровые подростки. Выявлено также, что уровень тревоги у девиантных подростков положительно коррелирует с уровнем депрессии. Девиантные подростки достоверно чаще используют краевые стратегии выхода из конфликта (соперничество, избегание), чем подростки с нормативным поведением. Корреляционный анализ результатов показал, что в обеих группах высокая склонность к риску положительно коррелирует со стратегией соперничества в конфликтных ситуациях и отрицательно коррелирует со стратегией избегания конфликтов. Преобладание избегания как стиля поведения в конфликтной ситуации у девиантных подростков положительно коррелирует с уровнем тревоги и депрессии. Полученные данные представляют собой информативный материал в решении проблемы, касающейся адаптации девиантных подростков, что также помогает определить правильный психологический подход к детям такого типа и выработать соответствующий комплекс коррекционных программ.

Авторы:

Израйлева М.Н.
Габбасова Э.Р.
Киреева Д.С.
Дереча Г.И.
Краснощекова И.В.

Издание: Психическое здоровье
Год издания: 2018
Объем: 8с.
Дополнительная информация: 2018.-N 4.-С.53-60. Библ. 33 назв.
Просмотров: 282

Рубрики
Ключевые слова
18
32
excel
f1
авторитет
авторский
агрессивность
адаптация
аддикция
акты
александрова
алкоголизм
алкоголь
анализ
анамнез
аффективные
базе
беличьи
беседа
болеющие
большая
братья
бродяжничество
бытовые
введен
вебер
вероятность
вещество
взаимодействие
взаимосвязи
взрослые
видимый
виды
включениями
влияние
внешний
внешними
внимание
внутренняя
внутри
воздержание
возраст
возрастные
воровство
восприятие
врачи
время
вспыльчивость
выбор
выборка
вывод
выготский
высокий
выходного
генез
глобального
года
годовые
голова
гормон
госпитальная
групп
данные
данных
двумя
девиантное
девиантные
девиантный
дезадаптивные
депрессивное
депрессии
деструктивный
детям
деформации
диабет
диагноз
диагностика
диспансер
допустимый
другого
другому
естественная
заболевания
зависимости
задач
закон
занятость
здоровое
значению
значимости
игровая
игромания
избегания
изменение
изучение
изучению
имущества
индивидуального
интенсивная
инфекций
использование
использованием
исследование
исход
качества
качественный
клиники
клиническая
ключ
количественная
комплекс
консультации
контроль
конфликт
копинг
коррекция
корреляты
корреляционный
корреляция
коэффициент
краевая
криминология
критерии
критерийФишера
лежащий
лет
лица
лицами
личности
личностная
максимальная
манна-уитни
математическая
материал
матрица
межличностные
место
метод
методика
методов
мирового
модели
мозга
молодежь
наблюдение
наглядная
наличия
направленность
напряжение
наркологическая
наркомания
нарушения
настоящие
насыщенные
научной
начала
неблагополучия
неблагоприятные
недостаточность
независимые
непараметрическая
несовершеннолетние
нестабильность
неустойчивость
низкие
нормальная
нормативная
областной
облик
обнаружение
обработка
образ
обследование
обстановка
обстоятельствам
общеобразовательная
общества
объект
объективная
одного
окружающая
описание
определение
опрос
органическая
ориентация
оскорбление
основа
основание
основной
особенности
особо
особый
ответственности
отделение
отечественные
отклонение
отношение
отрицательное
отсутствие
пакет
пара
патологии
первая
переживания
перестройка
период
побеги
поведение
повышенная
подростки
подростковая
подход
поза
позиция
поиск
показатели
пола
политическая
половины
полового
положительные
полюс
помощи
порчи
после
последствие
правильная
практическая
предварительная
предмета
представлений
преходящ
признаки
природа
причина
проблема
проведения
программ
продуктов
проституция
протей
профилактика
процесс
проявление
псевдокультура
психиатр
психоактивные
психологи
психологическая
психология
психотерапия
психоэмоциональный
путей
работа
равными
развод
разделение
различие
различный
расстройств
расчет
регуляции
результата
решение
риск
рискованный
родителей
роли
роль
рост
руды
ряда
сахарный
сбор
свойства
связей
семейно-бытовые
симптом
синдромы
ситуации
ситуационные
склады
склонность
скорая
след
слова
словесное
сложные
случаев
смена
современная
согласие
содержание
созревание
соматические
соответствующие
сопутствующие
состояние
состоящие
социализация
социальная
социологическое
споры
способ
сравнение
сравнительная
среда
среднего
срезы
статистические
статьи
степени
стиль
стратегия
страх
стремительный
структур
субклинический
сфера
табак
таблицы
тест
теста
тестовые
типа
томаса
травма
тревога
тревожности
тревожные
труда
трудности
тяжелая
тяжести
убийство
указ
употребление
уровень
уровни
усиление
условные
ухода
участие
участники
учащихся
ученые
учет
учитель
фактор
факторы
феномен
физиологическая
форм
формирование
фрустрация
характер
целью
ценность
часы
человек
черепномозговая
число
шацкого
шкала
школа
школьная
школьники
шуберт
экологическая
экспериментальная
экспериментальные
электронные
эмоции
эмоциональный
эмпирическая
эпидемии
эффективный
явление
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 18.217.161.27)
Яндекс.Метрика