Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Метафора Пути в фильме Тео Ангелопулоса «Пейзаж в тумане»


Аннотация:

Экзистенциальная и религиозная притча выдающегося греческого кинорежиссера Тео Ангелопулоса вызывает ассоциацию со стихотворением английского поэта-мистика Уильяма Блейки о потерявшемся ребёнке - в простой, на первый взгляд, детской истории прочитывается повествование о заблудившейся душе, ищущей Бога, стремящейся к встрече с Самостью. Другая ассоциация - историческая: крестовый поход детей, прорыв детского духа к новой жизни, глазами взрослдго нелепый и обречённый, sub specia aeternitatis дерзкий и пугающе-величественный - путь сиротствующей, страдающей души к Христу. Есть, впрочем, и существенное отличие: в фильме мы видим не иррациональное коллективное движение сирот (которое можно объяснить механизмами психического заражения и массового психоза), но осознанный индивидуальный поиск. О чём говорит нам эта история с точки зрения юнгианского анализа? Данная работа посвящена анализу насыщенной символами истории, нашедшей отражение в одном из лучших фильмов европейского артхауса. Речь о «Пейзаже в тумане» греческого кинорежиссера Тео Ангелопулоса (1936 - 2012). Творчество Ангелопулоса представляет собой характерный образец авторского кинематографа, прямо или косвенно отсылающего зрителя к глубинной психологии Юнга и пронизанного архетипическими мотивами. Почти за полвека самоотверженной и кропотливой работы в кино этот режиссер выработал собственный неповторимый и узнаваемый темпоритм, определяющий динамику экранного действия в большинстве его фильмов. Среди характерных особенностей его лучших произведений - притчевый киноязык, обращение к мифу, раскрытие поэтики обыденного посредством тонких визуальных приемов, неспешность повествования, долгие, тщательно выверенные кадры, создающие эффект одномоментного соприсутствия ситуативного и вечного, исторического и надвременного, сложная синхронизация зрительного и звукового рядов. Фильмы Тео Ангелопулоса отличает четко артикулированная философская, культурно-историческая и политическая проблематика. Одна из сквозных тем - утрата исторических корней и забвение великих традиций. Выражаясь языком аналитической психологии, можно заключить, что крупнейший мастер современного кино показывал в своих произведениях (таких как «Комедианты», «Александр Великий», «Путешествие на Киферу», «Взгляд Одиссея», «Вечность и один день» и др.) узловые точки европейской культуры и их преломление в личностном мифе современного человека, часто не осознающего, но мучительно ищущего свое архетипическое наследие. Безусловной вершиной творчества Ангелопулоса признан выбранный нами для анализа фильм-притча «Пейзаж в тумане» (1988, премия жюри и приз на Международном кинофестивале в Венеции, премия «Феликс»-89 за лучший европейский фильм). Сюжетную основу этого киношедевра составляет полное надежд, потрясений и скорби путешествие двух детей - девочки-подростка и её младшего брата - из Греции в Германию для встречи с отцом, которого они никогда не видели и который, вероятно, их не ждёт. Как следует из названия, туман служит ключевой для этого фильма экзистенциальной метафорой. С ее помощью автор визуально передает идею тотальной неопределенности человеческого существования, оставленности, бесприютности, заброшенности и вброшенности в чуждый мир. Открывает путешествие библейская история о сотворении Вселенной («И стал Свет...»), которую дети рассказывают друг другу в темноте. Предварение кинопритчи сакральным текстом допускает, на мой взгляд, такое толкование: маленьким героям предстоит в скитаниях сотворить собственную Вселенную, обрести Unus Mundus (Единый Мир), т.е. они отправляются на поиски целостности, себя в Мире и Мира в себе. Этот Мир им необходимо высвободить из тумана неопределенности (здесь подходит также библейское слово «безвидность»), что соответствует идее актуализации, т.е. перехода из потенциального состояния (недифференцированное пра-единство) в непосредственно переживаемое (индивидуальный опыт). Наряду с туманом, в который погружено пространство детского путешествия, важным смыслообразующим элементом в фильме служит граница, разделяющая страны, как символ выбранного персонажами испытания и перехода - пусть и ценой смерти - в реальность иную - выстраданную, обетованную. Диалоги с воображаемым отцом постоянно прерываются столкновениями с жестоким, отчуждённым, непонятным, абсурдным, а порою и зачарованным миром взрослых, в котором дети стремительно взрослеют, сохраняя духовную чистоту, преданность и неуклонное стремление к цели. Всю кинокартину пронизывает тоска утраты корней, традиций и ориентиров (ее олицетворяют обнищавший бродячий театр, всё реже дающий представления, всплывающая со дна моря и парящая над городом рука старой античной статуи с отколовшимся указующим перстом). Каждый персонаж фильма, подобно образу сна, выступает в качестве самостоятельного емкого и цельного символа. Неслучайны даже фигуры, появляющиеся в фильме промельком. Так, отрешенный юродивый, уверовавший в то, что он превратился в чайку, олицетворяет стремление к трансценденции, служащее лейтмотивом всего фильма. Девочка-подросток, которая выступает в этой истории инициатором драматического путешествия и его подчас болезненных перипетий (ее младший брат скорее наблюдатель и пассивный или вовлеченный соучастник), одновременно символизирует Аниму, душу вступающего в мир мальчика, и женский путь Инициации. На этом пути она встречается с тремя ипостасями мужского: сначала с теневой (водитель фуры, подвергающий ее насилию), затем инверсионной (юноша с античным - и психоаналитическим - именем Орест, в которого влюбляется девочка, оказывается гомосексуалистом); и, наконец, примиряющей, допускающей интеграцию (встреченный на вокзале солдат воздерживается от побуждения к ее сексуальному использованию, хотя и не проявляет заботу о маленькой бродяжке). Как и сновидение, притча приходит к своему лизису, метафорической развязке: пересекая границу с Германией, дети погибают, расстрелянные пограничниками. Не все зрители принимают этот исход, сам автор оставляет элемент недосказанности, двойственного толкования... Эта финальная смерть тоже символична: она обозначает последнее испытание подлинности, последний переход и обретение Рая по ту сторону пейзажа и тумана: в финальном кадре дети в каком-то трансцендентном пространстве после жизни бегут к вневременному Древу и обнимают его ствол, как могли бы обнять обретённого Отца. Экзистенциальная и религиозная притча Ангелопулоса вызывает ассоциацию со стихотворением Уильяма Блейка о потерявшемся ребёнке - «The Little Boy Lost» из цикла «Песни Невинности и Опыта». У великого английского мистика в простой, на первый взгляд, детской истории прочитывается повествование о заблудившейся душе, ищущей Бога и пребывающей в состоянии покинутости, которое, как мы помним, пережил в Гефсиманском саду и Сын Божий. Без этой покинутости невозможно обретение. Другая ассоциация - историческая: крестовый поход детей, прорыв детского духа к новой жизни, глазами взрослого нелепый и обречённый, sub specie aeternitatis дерзкий и пугающе-величественный - путь сиротствующей, страдающей души к Христу. Есть, впрочем, и существенное отличие: в фильме мы видим не иррациональное коллективное движение маленьких бродяг (которое можно объяснить механизмами психического заражения и массового психоза), но осознанный индивидуальный поиск. Вот как описывал коллективное наваждение детского крестового похода Хорхе Луис Борхес. «В начале XII века из Германии и Франции вышли две группы детей. Они верили, будто посуху перейдут моря. Может быть, их вели и хранили слова Евангелия: "Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им". И разве не сказал Господь, что вера с горчичное зерно может двигать горы. В надежде, неведении и радости направлялись они к гаваням юга. Чуда не произошло. Божьим соизволением колонна, шедшая из Франции, попала в руки работорговцев и была продана в египетский плен; немецкая же сбилась с дороги и исчезла, уничтоженная варварской географией и, как можно думать, чумой. Quo devenirent ignoratur (Что с ними сталось, неведомо). Есть мнение, что какие-то отзвуки этого слышны в поверье о гаммельнском флейтисте». Но как писал Гари Диксон в работе «The Children's Crusade. Medieval History, Modern Mythistory» (2008), историческое событие не ограничивается исторической хроникой, оно продолжает жить, претерпевая различные символические метаморфозы, в коллективном воображении и мифологии (автор использовал неологизм «mythistory»). О чем говорит нам этот средневековый сюжет? О захваченном архетипом пути, с которым связывается иррациональное, нерефлексируемое убеждение в том, что дом моей Самости не там, где я пребываю. В восточной культуре можно обнаружить противоположную установку, выраженную мудрецом Лао Цзы в «Дао дэ Цзин»: «Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая в окно, можно видеть естественное Дао. Чем дальше идёшь, тем меньше познаёшь. Поэтому священномудрый не ходит, но познаёт всё». В метафорической киноистории о детском путешествии «священномудрый» отсутствует. Архетип мудрого старца противоположен по смыслу архетипу Вечного ребенка и уравновешивает его: «невинность» второго дополняется мудростью, кристаллизацией личного и коллективного опыта, которую олицетворяет первый. Дети в фильме Ангелопулоса не знают наставника, посредника между ними и миром/Богом. Взрослые либо безразличны, либо враждебны по отношению к ним, если же кто-то и проявляет человеческое понимание и сочувствие, то все же при этом не берет их под защиту, не обеспечивает им духовной поддержки и покровительства. Это одиночество скитающихся детей в культурно-историческом аспекте можно соотнести с протестантской моделью отношений верующего с Богом - моделью, из которой, собственно и выросла новоевропейская психология личности: в ней духовное посредничество заменяется индивидуальной ответственностью. Есть сознательный выбор - ехать в Германию к отцу, сакральный текст («И стал Свет...» в начале притчи), молитва (диалоги девочки с воображаемым отцом). Нет поводыря. Фильм Тео Ангелопулоса «Пейзаж в тумане» нашел отголоски в творчестве двух других выдающихся кинорежиссеров второй половины XX века. Отсылка к нему есть в фильме-коллаже Жана-Люка Годара «Дети играют в Россию» (1993), который является своеобразным исследованием значения русской культуры и литературы для европейского сознания. У Годара фильм Ангелопулоса служит одним из ключей к пониманию России, как «страны художественного вымысла». И действительно, проблемные и символические узлы «Пейзажа...» без труда обнаруживаются в российской литературе и философии. Там та же тема утраты корней, та же тоска по трансцендентному. А также сетование на вечную юность русской души, сопряженную с невосприимчивостью к урокам истории; на потерю культурной преемственности (что подмечал еще П. Чаадаев, за что и поплатился) и на необходимость каждый раз начинать с чистого листа, с опорой только на свод текстов (т.е. на ту же литературу и философию), но не на социальный опыт, не на отлаженное социальное взаимодействие. «Пейзаж в тумане» как первоисточник угадывается и в позднем поразительно печальном фильме Киры Муратовой «Мелодия для шарманки» (2009), посвященном брошенному отчужденному детству, которое стремига, но не может вписаться в мир равнодушных к нему взрослых (другой прообраз фильма Муратовой - «Девочка со спичками» Г.-Х. Андерсена). «Пейзаж в тумане» Ангелопулоса предполагает широкий спектр самых разнообразных (психоаналитических, экзистенциальных, теологических etc) толкований и вместе с тем оставляет ощущение чего-то ускользающего, до конца необъяснимого, неизреченного и смутного, подобного пелене тумана, в которой и происходит действие фильма. В таком эффекте тоже можно усмотреть метафору: каждый человек в этом мире - путник, движущийся» тумане, и фильм, говорящий нам и с нами об этом, как и сама жизнь, не раскрывает последней своей загадки, не утешает нас простыми, умиротворяющими «истинами». А режиссёр, не желая комментировать своё творчество, как-то обмолвился, что предпочёл бы, чтобы каждый его фильм остался необъяснённым, словно музыка, звучащая в тишине.

Авторы:

Филатов Ф.Р.

Издание: Психотерапия
Год издания: 2018
Объем: 3с.
Дополнительная информация: 2018.-N 5.-С.64-66. Библ. 5 назв.
Просмотров: 230

Рубрики
Ключевые слова
(психол)
med
mu
авторский
акты
анализ
аналитический
английский
андерсена
античные
артикулированные
архетип
аспекты
ассоциации
библия
болезненный
большая
братья
бродячим
брошенные
бытовые
века
венная
вероятность
взаимодействие
взгляд
взрослые
видимый
визуальный
водитель
воздержание
вокзал
воображение
восточный
враждебность
вселенная
встречный
второй
выбор
выдающиеся
вызывать
выражение
выходного
гаммела
географические
германий
германия
глазных
глубины
года
город
горы
граница
греция
групп
даль
данных
движение
девиво
девочки
действие
детей
дети
детская
детства
деятельности
диалог
динамика
дом
дороги
другого
другому
дума
духовного
европейский
европейское
египет
единый
естественная
женские
жестокое
жизни
замена
заражение
защита
звуковая
зерно
значению
зрения
зрительная
игровая
инверсия
индивидуального
инициации
интеграция
ипост
использование
испытания
исследование
исторические
история
исход
кадры
качества
кинофильмы
ключ
коллективный
конференция
корня
косая
крест
кристаллизация
крупного
культур
культурное
культуры
лизис
листья
литература
личная
личности
личностная
луис
малого
мальчик
массовое
мастерство
международна
метаморфоз
метафора
механизм
мирового
мистика
мистицизм
мифология
младшего
младший
мнение
модели
моря
мотив
мудрости
мужская
музыка
названия
насилие
наставники
насыщенные
начала
невосприимчивость
недифференцированная
немая
немецкий
необходимости
непосредственные
новое
новые
образ
обращение
одиночество
одновременная
одного
одномоментная
окна
опыт
основа
особенности
ответственности
отличия
отношение
отца
отцы
ощущение
пара
пассивная
пеленочный
первая
перед
переход
персонаж
печаль
пленка
побуждение
пограничная
поддержки
подобные
подход
поза
поздние
поиск
покровов
пола
политическая
полное
половины
помощи
поры
после
послед
постоянная
потенциальный
потери
поэзия
поэтам
представлений
преемственность
премии
прием
проблема
проблемно
прорыв
простая
пространства
протей
против
прочие
проявления
прямая
психическая
психоанализ
психоаналитическая
психоз
психология
психотерапия
путем
путешествия
пути
путь
работа
равными
радость
раздел
различный
разнообразные
раскрытия
рассказы
расстрел
реальностью
ребенка
религиозные
рефлекс
речи
россии
российская
рука
руки
русская
ряда
сады
сакральная
самостоятельной
свет
свод
связей
сексуальная
сексуальность
символизм
символы
синхронизация
сирот
сквозная
скорая
след
слова
слово
сложные
служащих
смерти
смысл
сна
сновидения
собственно
события
современная
создающая
сознание
солевая
сопряженный
состав
состояние
социальная
спектр
среда
средневековая
старого
ствол
столы
стран
стремительный
стремлений
творчество
текстов
тема
темноте
темп
тонкая
тотальное
точка
транс
труда
убеждение
узловые
узлы
указ
урокам
ускользания
установка
утешает
утрата
фигуры
философия
философские
фильм
франций
франция
характеристики
характерного
христа
христианство
хроник
цели
цельной
целях
цены
цикла
чай
часы
человек
человеческая
чистая
чистота
чума
шара
широкая
экзистенциальный
экранов
элементы
эффект
эффективность
юнга
юнгианская
юноши
языка
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 18.188.227.192)
Яндекс.Метрика