Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Поиск ресурсных состояний: терапевтические метафоры игры на песке «Путешествие»
Аннотация:
Статья посвящена такому направлению психологической работы, как песочная сказкотерапия с использованием терапевтических метафор. В докладе исследована проблема активизации естественных ресурсов самого человека для решения переживаемых им как проблемных или сложных жизненных ситуаций и достижения желаемых внутренних трансформаций. Автор исследует использование терапевтических метафор в игре на песке «Путешествие» в работе с девушками юношеского возраста (17-18 лет). Приводятся случаи из практики. Помощь людям посредством метафор Подсознательно, и на очень фундаментальном уровне те, кто помогает людям, всегда использовали метафоры в качестве одного из важных элементов процесса терапии. Когда в кабинет приходит клиент и просит помочь ему решить какие-то его «проблемы», наряду с ними у него имеется и уникальное, одному ему присущее представление о мире, то есть им самим разработанные специфические идеи относительно того, что составляет опыт любви, ненависти, великодушия, счастья, интереса, указателей границ и т. д. Хотя обычно люди нашей культуры имеют сходные мнения относительно общих характеристик каждого из этих опытов, непосредственное, актуальное переживание их для каждого из нас является уникальным. Отправным пунктом в терапии является попытка терапевта понять модель мира, имеющуюся у данного клиента. И если он собирается помочь клиенту в изменении, он в первую очередь должен понять, как тот видит, слышит и чувствует окружающий его мир в настоящее время. Важной составной частью этого процесса сбора информации являются метафоры, которые позволяют в большей степени удостовериться, что они говорят об одном и том же.... (2) В психотерапии можно выделить два противоположных подхода к пониманию человека. Один подход акцентируется на изучении патологии человеческого существования и ориентирован на заданное изменение в структуре личности человека. Другой опирается на понятия нормы и здоровья и предполагает, что для лечения необходимо активизировать те естественные ресурсы, которыми обладает каждый человек. То есть, осуществляется Субьект-Субьектный подход, в котором психолог стимулирует личностное саморазвитие. Я предпочитаю вторую концепцию. Главная особенность саморазвития - это то, что личность берёт на себя ответственность за своё развитие. Для этого необходимо, чтобы у человека присутствовало знание о своих ресурсах и был доступ к ним. Наиболее эффективным для освоения этого знания является использование терапевтических метафор, поскольку уже в самой структуре метафоры заложено обращение к ресурсам. Компоненты терапевтической метафоры: 1. Метафорический конфликт, где герою становится «плохо» из-за имеющейся у него проблемы. 2. Метафорический кризис - наступление невыпол-няемой для героя ситуации и он воспринимает ситуацию как проблемную. 3. Поиск ресурсов и нахождение их - открытие героем в себе новых возможностей, необходимых для разрешения кризиса. 4. Торжество и праздник, достижение цели, достижение себя «трансформированной». Чаще всего метафоры соответствую тому или иному симптому и той или иной трудной для себя ситуации. (4). Психолог помогает усвоить ребёнку основную идею: в сложной ситуации нужно искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведёт к успеху, а в нашей сказкотерапевтической игре на песке - к конечной цели путешествия, интерпретируемой ребёнком как личный успех. Метафоры (в форме волшебных сказок, стихов, анекдотов) сознательно и подсознательно используются Терапевтами в целях помощи клиентам для осуществления желаемых изменений. Клиент может выражать какие-либо области своего опыта, где он чувствует ограниченность удовлетворяющих его выборов или отсутствие атьтернатив. В этом случае я как психотерапевт предлагаю клиенту создать историю «Путешествие» на песке, используя весь возможный материал, имеющийся в «Песочной комнате». Клиент создаёт историю, и совместно с психологом через использование метафор достигает Успеха. Успех в нашей сказкотерапевтической игре на песке «Путешествие» - это конечная цель, достижение которой интерпретируется клиентом как личное достижение, как конструктивная, зрелая трансформация. Но в процессе достижения конечной цели клиент должен понять, или принять, или взять ответственность за сам процесс прохождения по пути. Само понятие пути в психотерапевтической игре также является метафорой, означающей процесс становления личности, особого пути её психологического развития, при котором реализуются глубинные индивидуальные задатки и уникальные особенности человека. Это осуществление индивидуации — одного из важнейших, ключевых понятий аналитической психологии великого швейцарского психолога и философа К.Г. Юнга, и подразумеваемый как движение к Самости — духовному центру личн ости. Самим клиентом на пути к цели создаются преграды, испытания и п.д. При этом, психолог не навязывает ни содержание, ни сложность его «встреч», этапов. Это субъективно переживаемые клиентом как проблемные ситуации. Мотив преграды на пути можно видеть во всех волшебных сказках. Например, в сказке о Финисте то царство, где можно отыскать Ясна-сокола, отделено от отцовского дома чистым полем, тёмным лесом, высокими горами, лесными полянами с таинственными сестрами - Ягами. Это царство может находиться под водой или под землей, где владычествует Морской царь или змей, или, напротив, на горе или в заоблачной выси, где обитает Краса Ненаглядная, или просто за условной границей - столбом, рекой, лесом. У наших клиентов возникали собственные метафоры препятствий, которые учили их, давали возможность вынести урок. Выводы в конце сессии об альтернативах решений своих проблемных ситуаций также делал (иногда) с направляющей помощью психолога, сам клиент. Это основная идея игры: в сложной ситуации нужно искать ресурсы внутри самого себя. Яркой иллюстрацией разнообразия и сложности человеческой личности являются сказки, которые придумывают девушки 17-18-ти лет. В их сказках, как в известных волшебных сказках, героиня всегда претерпевает чудесные превращения в путешествии. Но для этого вначале ей нужно выбрать персонажа - её «Актуальное Я», и затем того персонажа, каким она хочет стать, т.е. она в конце путешествия - «Идеальное Я». «Идеальным Я» может быть не только герой, но и состояние и место, куда надо дойти, и которое определяется клиенткой как «успех» и может быть достигнуто через «испытания». Затем сами девушки создают проблемные ситуации или встречи, которые требуют у них ресурса. Обычно за одну сессию формируется от 2-х до 4-х ситуаций. Случай 1 Настя, 17 лет. Определила свою конечную цель как «дойти до совы» (сова была символом поступления в институт). В настоящее время она представила своё «Актуальное -Я». Итак, 1. Метафорическим конфликтом оказалось - неудовлетворённость прошлогодним провалом - не поступлением в институт и необходимость пребывать под жёстким родительским контролем, чтобы пройти «правильную» подготовку к поступлению в этом году. 2. Метафорический кризис - важно найти «сову», приблизиться к умным людям, студенческому сообществу и т.д. 3. Поиск ресурсов и нахождение их. Этапы прохождения. Препятствия в виде значимых взрослых, фрустрирующих или затрудняющих её внутренние стремления к достижению 4. Достижение. Встреча с «Совой». И там происходит трансформация. Интересно остановиться на таком метафорическом компоненте, как этапы прохождения, поиск ресурсов и нахождение их. Он начинается уходом из дома - зоны комфорта в путь. Понятие дороги и пути формируется психологом как сказкотерапевтический символ пути Героя, как поиск себя, познание истины. Итак, клиентка, выбрав персонажа, отправляется из дома. 1-е препятствие: Большое море, которое можно преодолеть, лишь сев на корабль с двумя пиратами. Они «мучают» девушку, заставляю её «работать» на них и т.д. Выход находится: девушка умела делать то, что не умели пираты, а именно прекрасно рисовать. Она научила их и очарованные пираты отпускают её, высаживая на противоположном берегу с припасами. 2-е препятствие: оказалась в лесу, где пережила нападение кабана. Нашла решение - отогнала огнём и ночевала на ветвях дерева. 3-е препятствие: встреча со старушкой - Феей в прекрасном доме, которая под предлогом отдыха, заманивает и также заставляет работать. Решение: обсудить, что нужно сделать, выполнить работу и уйти, получив вознаграждение (белку, которая указывает путь дальше). 4-й этап: встреча с Сильной женщиной - стражем у входа в замок, где живёт Сова. Страж задаёт сложные вопросы и пропускает, когда девушка рассказывает про свои слабые стороны. Метафорическое достижение: все этапы пройдены, уроки вынесены, девушка учится справляться со своими страхами и внутренними препятствиями на пути к поступлению в институт. Когда девушка попадает к Сове, она говорит о том, что героя она поменяет - и выбирает персонажа постарше. Случай 2 Тоня, 18 лет. В жизни Тоня - зависимая от родителей, живущая с ними и на их обеспечении в одном доме. В семье есть ещё три младших ребёнка, с которыми она помогает также, как и по хозяйству. Обременённой себя обязанностями не чувствует, имеет социальные фобиче-ские состояния (не любит ездить в общественном транспорте, быть одной в людном месте и др.). В этом году, решила бросить учёбу в колледже из- за боязни быть на виду, т.к. профессия связана с организацией культурно-досуговой деятельности. Для игры путешествие выбирает «актуальное- Я», «похожую» на неё Золушку, бедняжку, которая «сидела всё время дома и помогала по хозяйству». «Идеальное -Я» было выбрано на предыдущей встрече с психологом, т.к. запрос был какое будущее я хочу. Это принцесса в большом Замке, с садом, конюшнями, хозяйством. Принимающая множество гостей, имеющая своего удачливого и гостеприимного мужа Принца. Таким образом, метафорический конфликт - не хочет быть девочкой на побегушках. Есть сильное внутреннее стремление «преобразиться», взрослеть, поменяться. Метафорический кризис - очень хочется достичь этого состояния Принцессы в королевстве мечты, которая достойна Принца. Клиентка испытывала фрустрацию от огромного разрыва между той «Какая сейчас» и той Идеальной - Я и «не известностью» для себя способов продвижения к этой цели. Третий этап - поиск ресурсов для личной трансформации также как у предыдущей клиента начинается уходом из дома - зоны комфорта в путь. Причем, психолог немного помог клиентке понять почему надо отправляться в путь. Была создана сказочная ситуация, история про стареющую Королеву мать, которой не хватало сил для управления королевством. Золушка была единственной дочерью, которая должна отправляться в путь, чтобы обладать такими качествами, которые помогут управлять страной. 1-е препятствие: встреча с волком, который сбивает её с дороги, по которой идёт Золушка и направляет по неверному пути, в замок к Колдунье. 2-е препятствие - замок Колдуньи-Королевы, которая не хотела отпускать Золушку, заколдовала, чтобы та стала служанкой. Золушка нашла друзей: щенка и заколдованную лебедь. Решение, которое помогает- помочь друзьям, которые отвечают тем же и подсказывают Золушке как выбраться из Замка. 3-е препятствие: встреча с учёным Медведем. Нужно было ответить на его сложные вопросы, загадки «со скрытым смыслом о жизни. Решение: имеющиеся зна-I ия и опыт друзей помогли пройти и это испытание. Таким образом, в процессе психотерапевтической! игры «Путешествие» клиентки имели возможность 4eJ рез метафоры: 1. Увидеть свою жизнь или жизненный период в виде1 пути, что уже направляет их бессознательные ресурсы на j осуществление движения в своём личностном развитии: 2. Создавать задачи в виде этапов, основываясь и про-1 являя свои творческие способности (творческое мышление и воображение) 3. Понимать причины затруднений, последствия каких- либо решений, перенося свой жизненный опыт в сцены песочной игры. 4. Рассмотреть событие с множества сторон и найти потенциальное решение. 5. Поддержать свой ресурс двигаться, личностно развиваться. несмотря на препятствия. 6. Увидеть свои личностно значимые цели на данный этап времени и способы их достижения.
Авторы:
Фокина И.Г.
Издание:
Психотерапия
Год издания: 2018
Объем: 3с.
Дополнительная информация: 2018.-N 5.-С.96-98. Библ. 4 назв.
Просмотров: 30