Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Поиск ресурсных состояний: терапевтические метафоры игры на песке «Путешествие»


Аннотация:

Статья посвящена такому направлению психологической работы, как песочная сказкотерапия с использованием терапевтических метафор. В докладе исследована проблема активизации естественных ресурсов самого человека для решения переживаемых им как проблемных или сложных жизненных ситуаций и достижения желаемых внутренних трансформаций. Автор исследует использование терапевтических метафор в игре на песке «Путешествие» в работе с девушками юношеского возраста (17-18 лет). Приводятся случаи из практики. Помощь людям посредством метафор Подсознательно, и на очень фундаментальном уровне те, кто помогает людям, всегда использовали метафоры в качестве одного из важных элементов процесса терапии. Когда в кабинет приходит клиент и просит помочь ему решить какие-то его «проблемы», наряду с ними у него имеется и уникальное, одному ему присущее представление о мире, то есть им самим разработанные специфические идеи относительно того, что составляет опыт любви, ненависти, великодушия, счастья, интереса, указателей границ и т. д. Хотя обычно люди нашей культуры имеют сходные мнения относительно общих характеристик каждого из этих опытов, непосредственное, актуальное переживание их для каждого из нас является уникальным. Отправным пунктом в терапии является попытка терапевта понять модель мира, имеющуюся у данного клиента. И если он собирается помочь клиенту в изменении, он в первую очередь должен понять, как тот видит, слышит и чувствует окружающий его мир в настоящее время. Важной составной частью этого процесса сбора информации являются метафоры, которые позволяют в большей степени удостовериться, что они говорят об одном и том же.... (2) В психотерапии можно выделить два противоположных подхода к пониманию человека. Один подход акцентируется на изучении патологии человеческого существования и ориентирован на заданное изменение в структуре личности человека. Другой опирается на понятия нормы и здоровья и предполагает, что для лечения необходимо активизировать те естественные ресурсы, которыми обладает каждый человек. То есть, осуществляется Субьект-Субьектный подход, в котором психолог стимулирует личностное саморазвитие. Я предпочитаю вторую концепцию. Главная особенность саморазвития - это то, что личность берёт на себя ответственность за своё развитие. Для этого необходимо, чтобы у человека присутствовало знание о своих ресурсах и был доступ к ним. Наиболее эффективным для освоения этого знания является использование терапевтических метафор, поскольку уже в самой структуре метафоры заложено обращение к ресурсам. Компоненты терапевтической метафоры: 1. Метафорический конфликт, где герою становится «плохо» из-за имеющейся у него проблемы. 2. Метафорический кризис - наступление невыпол-няемой для героя ситуации и он воспринимает ситуацию как проблемную. 3. Поиск ресурсов и нахождение их - открытие героем в себе новых возможностей, необходимых для разрешения кризиса. 4. Торжество и праздник, достижение цели, достижение себя «трансформированной». Чаще всего метафоры соответствую тому или иному симптому и той или иной трудной для себя ситуации. (4). Психолог помогает усвоить ребёнку основную идею: в сложной ситуации нужно искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведёт к успеху, а в нашей сказкотерапевтической игре на песке - к конечной цели путешествия, интерпретируемой ребёнком как личный успех. Метафоры (в форме волшебных сказок, стихов, анекдотов) сознательно и подсознательно используются Терапевтами в целях помощи клиентам для осуществления желаемых изменений. Клиент может выражать какие-либо области своего опыта, где он чувствует ограниченность удовлетворяющих его выборов или отсутствие атьтернатив. В этом случае я как психотерапевт предлагаю клиенту создать историю «Путешествие» на песке, используя весь возможный материал, имеющийся в «Песочной комнате». Клиент создаёт историю, и совместно с психологом через использование метафор достигает Успеха. Успех в нашей сказкотерапевтической игре на песке «Путешествие» - это конечная цель, достижение которой интерпретируется клиентом как личное достижение, как конструктивная, зрелая трансформация. Но в процессе достижения конечной цели клиент должен понять, или принять, или взять ответственность за сам процесс прохождения по пути. Само понятие пути в психотерапевтической игре также является метафорой, означающей процесс становления личности, особого пути её психологического развития, при котором реализуются глубинные индивидуальные задатки и уникальные особенности человека. Это осуществление индивидуации — одного из важнейших, ключевых понятий аналитической психологии великого швейцарского психолога и философа К.Г. Юнга, и подразумеваемый как движение к Самости — духовному центру личн ости. Самим клиентом на пути к цели создаются преграды, испытания и п.д. При этом, психолог не навязывает ни содержание, ни сложность его «встреч», этапов. Это субъективно переживаемые клиентом как проблемные ситуации. Мотив преграды на пути можно видеть во всех волшебных сказках. Например, в сказке о Финисте то царство, где можно отыскать Ясна-сокола, отделено от отцовского дома чистым полем, тёмным лесом, высокими горами, лесными полянами с таинственными сестрами - Ягами. Это царство может находиться под водой или под землей, где владычествует Морской царь или змей, или, напротив, на горе или в заоблачной выси, где обитает Краса Ненаглядная, или просто за условной границей - столбом, рекой, лесом. У наших клиентов возникали собственные метафоры препятствий, которые учили их, давали возможность вынести урок. Выводы в конце сессии об альтернативах решений своих проблемных ситуаций также делал (иногда) с направляющей помощью психолога, сам клиент. Это основная идея игры: в сложной ситуации нужно искать ресурсы внутри самого себя. Яркой иллюстрацией разнообразия и сложности человеческой личности являются сказки, которые придумывают девушки 17-18-ти лет. В их сказках, как в известных волшебных сказках, героиня всегда претерпевает чудесные превращения в путешествии. Но для этого вначале ей нужно выбрать персонажа - её «Актуальное Я», и затем того персонажа, каким она хочет стать, т.е. она в конце путешествия - «Идеальное Я». «Идеальным Я» может быть не только герой, но и состояние и место, куда надо дойти, и которое определяется клиенткой как «успех» и может быть достигнуто через «испытания». Затем сами девушки создают проблемные ситуации или встречи, которые требуют у них ресурса. Обычно за одну сессию формируется от 2-х до 4-х ситуаций. Случай 1 Настя, 17 лет. Определила свою конечную цель как «дойти до совы» (сова была символом поступления в институт). В настоящее время она представила своё «Актуальное -Я». Итак, 1. Метафорическим конфликтом оказалось - неудовлетворённость прошлогодним провалом - не поступлением в институт и необходимость пребывать под жёстким родительским контролем, чтобы пройти «правильную» подготовку к поступлению в этом году. 2. Метафорический кризис - важно найти «сову», приблизиться к умным людям, студенческому сообществу и т.д. 3. Поиск ресурсов и нахождение их. Этапы прохождения. Препятствия в виде значимых взрослых, фрустрирующих или затрудняющих её внутренние стремления к достижению 4. Достижение. Встреча с «Совой». И там происходит трансформация. Интересно остановиться на таком метафорическом компоненте, как этапы прохождения, поиск ресурсов и нахождение их. Он начинается уходом из дома - зоны комфорта в путь. Понятие дороги и пути формируется психологом как сказкотерапевтический символ пути Героя, как поиск себя, познание истины. Итак, клиентка, выбрав персонажа, отправляется из дома. 1-е препятствие: Большое море, которое можно преодолеть, лишь сев на корабль с двумя пиратами. Они «мучают» девушку, заставляю её «работать» на них и т.д. Выход находится: девушка умела делать то, что не умели пираты, а именно прекрасно рисовать. Она научила их и очарованные пираты отпускают её, высаживая на противоположном берегу с припасами. 2-е препятствие: оказалась в лесу, где пережила нападение кабана. Нашла решение - отогнала огнём и ночевала на ветвях дерева. 3-е препятствие: встреча со старушкой - Феей в прекрасном доме, которая под предлогом отдыха, заманивает и также заставляет работать. Решение: обсудить, что нужно сделать, выполнить работу и уйти, получив вознаграждение (белку, которая указывает путь дальше). 4-й этап: встреча с Сильной женщиной - стражем у входа в замок, где живёт Сова. Страж задаёт сложные вопросы и пропускает, когда девушка рассказывает про свои слабые стороны. Метафорическое достижение: все этапы пройдены, уроки вынесены, девушка учится справляться со своими страхами и внутренними препятствиями на пути к поступлению в институт. Когда девушка попадает к Сове, она говорит о том, что героя она поменяет - и выбирает персонажа постарше. Случай 2 Тоня, 18 лет. В жизни Тоня - зависимая от родителей, живущая с ними и на их обеспечении в одном доме. В семье есть ещё три младших ребёнка, с которыми она помогает также, как и по хозяйству. Обременённой себя обязанностями не чувствует, имеет социальные фобиче-ские состояния (не любит ездить в общественном транспорте, быть одной в людном месте и др.). В этом году, решила бросить учёбу в колледже из- за боязни быть на виду, т.к. профессия связана с организацией культурно-досуговой деятельности. Для игры путешествие выбирает «актуальное- Я», «похожую» на неё Золушку, бедняжку, которая «сидела всё время дома и помогала по хозяйству». «Идеальное -Я» было выбрано на предыдущей встрече с психологом, т.к. запрос был какое будущее я хочу. Это принцесса в большом Замке, с садом, конюшнями, хозяйством. Принимающая множество гостей, имеющая своего удачливого и гостеприимного мужа Принца. Таким образом, метафорический конфликт - не хочет быть девочкой на побегушках. Есть сильное внутреннее стремление «преобразиться», взрослеть, поменяться. Метафорический кризис - очень хочется достичь этого состояния Принцессы в королевстве мечты, которая достойна Принца. Клиентка испытывала фрустрацию от огромного разрыва между той «Какая сейчас» и той Идеальной - Я и «не известностью» для себя способов продвижения к этой цели. Третий этап - поиск ресурсов для личной трансформации также как у предыдущей клиента начинается уходом из дома - зоны комфорта в путь. Причем, психолог немного помог клиентке понять почему надо отправляться в путь. Была создана сказочная ситуация, история про стареющую Королеву мать, которой не хватало сил для управления королевством. Золушка была единственной дочерью, которая должна отправляться в путь, чтобы обладать такими качествами, которые помогут управлять страной. 1-е препятствие: встреча с волком, который сбивает её с дороги, по которой идёт Золушка и направляет по неверному пути, в замок к Колдунье. 2-е препятствие - замок Колдуньи-Королевы, которая не хотела отпускать Золушку, заколдовала, чтобы та стала служанкой. Золушка нашла друзей: щенка и заколдованную лебедь. Решение, которое помогает- помочь друзьям, которые отвечают тем же и подсказывают Золушке как выбраться из Замка. 3-е препятствие: встреча с учёным Медведем. Нужно было ответить на его сложные вопросы, загадки «со скрытым смыслом о жизни. Решение: имеющиеся зна-I ия и опыт друзей помогли пройти и это испытание. Таким образом, в процессе психотерапевтической! игры «Путешествие» клиентки имели возможность 4eJ рез метафоры: 1. Увидеть свою жизнь или жизненный период в виде1 пути, что уже направляет их бессознательные ресурсы на j осуществление движения в своём личностном развитии: 2. Создавать задачи в виде этапов, основываясь и про-1 являя свои творческие способности (творческое мышление и воображение) 3. Понимать причины затруднений, последствия каких- либо решений, перенося свой жизненный опыт в сцены песочной игры. 4. Рассмотреть событие с множества сторон и найти потенциальное решение. 5. Поддержать свой ресурс двигаться, личностно развиваться. несмотря на препятствия. 6. Увидеть свои личностно значимые цели на данный этап времени и способы их достижения.

Авторы:

Фокина И.Г.

Издание: Психотерапия
Год издания: 2018
Объем: 3с.
Дополнительная информация: 2018.-N 5.-С.96-98. Библ. 4 назв.
Просмотров: 30

Рубрики
Ключевые слова
«проблемы»
авторский
активизация
активная
акты
акцентуация
альтернативная
аналитический
бедный
белковая
бессознательное
большая
будущего
бытовые
веса
ветвей
взрослые
взятие
внутренняя
внутри
вода
возможности
вознаграждение
возраст
волевые
волки
воображение
вопрос
временная
время
встречный
второй
входной
выбор
вывод
выражение
высокий
выходного
героин
главные
глубины
годовые
горы
гостищев
граница
даль
данные
данных
движение
двумя
девиво
девочки
девушек
дерево
деятельности
докладов
дом
дома
дороги
достижение
доступ
другому
друзы
друзья
духовного
единственная
езда
естественная
женщин
живого
жизненная
жизни
зависимые
задания
задач
зал
здоровья
змеи
знание
золушка
зоны
игровая
игрушки
игры
идеал
изменение
изучение
иллюстрация
индивид
индивидуального
институт
информации
иска
использование
испытания
исследований
исследования
истины
история
кабинет
качества
клиент
ключ
колдун
колледжи
компонент
комфорт
конечные
конструктивный
контроль
конфликт
концепция
корабли
королев
кризис
культур
культурное
лебеда
леса
лесная
лет
лечение
личная
личности
личностная
людях
материал
мать
медведи
место
метафора
мирового
младшего
мнения
модели
море
морская
мотив
мотивация
мужских
мышление
направлениях
настоящие
наступления
немая
ненависть
необходимости
непосредственные
новые
нормы
обеспечение
областей
образ
обращение
общественного
общие
обязанности
обязательного
ограниченные
одного
окружающая
опыт
организации
основа
основной
особенности
особо
осуществление
ответ
ответственности
ответственность
отделения
отдых
открытого
относительная
отпуск
отсутствие
отцовское
патологии
первая
переживания
перенос
период
песочные
побеги
подготовка
поддержка
подход
поза
познание
поиск
пола
полосы
поля
помощи
понятие
понятий
попытка
последствие
поступление
потенциальный
праздники
практика
представлений
принца
принятия
припасы
причина
проблема
проблемно
провал
продвижение
простая
против
профессии
прохождение
процесс
прошлое
психологи
психологическая
психология
психотерапевтические
психотерапия
пункт
путешествия
пути
путь
работа
развитие
разрешение
разрыв
рассказы
ресурсами
решение
решения
рисовые
родителей
родительский
сады
сбор
связей
семьи
сессии
сестры
силлард
символы
симптом
ситуации
сказка
скрытое
сложные
случаев
смысл
собственные
события
сова
совместного
совы
содержание
создания
создать
сообщество
состав
состояние
социальные
специфическая
способ
способности
старого
статьи
степени
стимулирующее
столб
стран
страх
стремлений
структур
субъективный
счастье
творческие
терапевтическая
терапевты
терапия
тона
тория
транспорт
трансформация
трети
три
трудности
указ
указателей
управление
управлять
уровни
урок
уроки
условные
успехе
ухода
философии
философия
фобии
фрустрация
характеристика
хозяйство
царской
царь
цели
цель
целях
центр
часть
человек
человеческая
чистая
чувств
чудес
щенки
элементы
этап
эффективный
юнга
юношеский
юридическая
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.147.205.19)
Яндекс.Метрика