Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР
Аннотация:
Проблема правовой грамотности медицинских сестер привлекает серьезное внимание исследователей из различных научных отраслей - правоведения, социологии, психологии. В современных условиях оказания медицинской помощи медицинские сестры должны включать в круг своих профессиональных обязанностей медико-правовую составляющую, соотносить свое поведение с основными правовыми нормами, владеть способами профилактики конфликтных ситуаций и уметь конструктивно их разрешать. Главная задача российского здравоохранения — улучшение качества медицинской помощи — в немалой степени зависит как от деятельности врачей, так и от работы среднего медицинского персонала. Сегодня медицинские сестры должны обладать достаточным уровнем знаний норм действующего в здравоохранении законодательства, через понимание законодательных и нормативных актов видеть особенности развития охраны здоровья населения и системы здравоохранения как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Знание правовых основ профессиональной деятельности, прав и обязанностей как среднего медицинского персонала, так и пациента, вопросов их социальной и правовой защищенности является весьма важным при взаимодействии. Существует мнение, что сегодняшнее медицинское законодательство медицинских сестер защищает в меньшей степени, чем лациента. Количество судебных исков, предъявляемых пациентами, за последнее время увеличилось в несколько раз. Объективно при осуществлении медицинской деятельности существует риск нарушения прав пациентов, который может повлечь за собой неосторожное причинение вреда жизни и здоровью пациентов с наступлением Уголовной и гражданско-правовой ответственности. Поэтому увеличение претензий к) качеству оказываемой медицинской помощи обуславливает необходимость приобретения медицинскими работниками правовых знаний в области охраны здоровья для адекватного применения правовых норм и возможности использования правовых знаний для защиты своих интересов при добросовестном выполнении своих профессиональных обязанностей. Действительно, в медицине усилились конфликты, что порождает недоверие пациентов к врачам и среднему медицинскому персоналу. Это явление еще больше подогревает негативная информация на телевидении, в газетах и журналах. Все это не улучшает ситуации с конфликтами между медиками и пациентами, не улучшает и качества лечения пациентов. В то же время в учреждениях здравоохранения отсутствуют юристы, владеющие медицинским правом. В России крайне мало адвокатов, защищающих права среднего медицинского персонала и пациентов, крайне низка правовая грамотность российских врачей и медсестер. Специалисты в области медицинского права знают о низком уровне правовой грамотности врачей, среднего медперсонала и бьют тревогу. Изучению правовой грамотности медицинских работников посвящены лишь единичные работы, право недостаточно преподается в медицинских вузах. Причинами такой ситуации является нехватка преподавателей, способных проводить подобные занятия в рамках сертификационных циклов. Подготовка кадров, имеющих высшее медицинское образование и квалифицированно разбирающихся в медико-правовых проблемах, может в значительной мере разрешить создавшуюся ситуацию. В качестве еще одной проблемы можно назвать противоречия, существующие между юристами и медиками, разобщенность представителей правовой и медицинской науки. В профессиональной деятельности среднего медицинского персонала возникают сложные ситуации, правильное разрешение которых зависит от соблюдения не только законодательства, но и морально-нравственных принципов. От их решений порой зависит жизнь человека, его судьба. Проблемы ответственности медицинских работников за ненадлежащее оказание медицинских услуг либо медицинской помощи, повлекшее вред здоровью человека или даже смерть, становятся все более актуальными на современном этапе развития российского общества. Знание медицинской сестрой своих прав и обязанностей, прав пациента, этических и юридических основ взаимоотношений с пациентами, юридической ответственности за профессиональные правонарушения действительно обеспечит соблюдение прав и законных интересов граждан в сфере здравоохранения, а также повысит качество оказания медицинской помощи, обеспечит профилактику конфликтов между медиками и их пациентами, обезопасит саму медицинскую сестру от уголовного или гражданского преследования. Медицинская этика представляет собой нормы и правила взаимодействия медицинской сестры с пациентом и коллегами. Появление рыночной экономики намного повысило требования к качеству оказания медицинской помощи. Медицинская услуга стала товаром. Потребителем этого товара выступает пациент. Ключевыми этическими правилами (принципами) взаимоотношений между медицинским работником и пациентом стали конфиденциальность, партнерство, информированное согласие. Международные профессионально-этические нормы, мировой опыт вообще говорит о том, что на смену государству, диктующему модели поведения, приходят модели поведения, учитывающие достоинство личности, автономию индивида, современные вопросы медицинской этики. Последние годы все больше исследователей подчеркивают важность этических тем современного здравоохранения. На этапе реформирования российского здравоохранения актуальной стала проблема информированного согласия пациентов на медицинское вмешательство. Часть пациентов обладает достаточными знаниями в сфере медицинских достижений, а потому сравнительно легко ориентируется на рынке медицинских услуг и товаров. А такое положение вещей определяет постоянно возрастающие требования и ожидания, которые предъявляются к медицинским учреждениям и медперсоналу. Растет проявление правовой культуры пациентов. Они начинают предъявлять высокие запросы к функционированию медучреждений и медработников, причем зачастую на фоне небольших требований к самим себе. Сейчас наблюдается некоторое возрастание количества обращений пациентов в суд, различные комитеты защиты прав потребителей. Цель — возмещение ущерба, который причинили ненадлежащим оказанием диагностической или лечебной помощи. Кроме того, преследуется цель возмещения морального вреда. Появляется необходимость в разработке, внедрении и апробации новых концепций организации обслуживания населения учреждениями здравоохранения. Отношения медицинского работника и пациента из области этики смещаются в область права. Всякое нарушение медицинским работником своих обязательств порождает не только общественное неодобрение, но зачастую финансовую и уголовную ответственность. Законодательство России смещает акцент претензий в сфере медицины на кажущиеся более логичными «возместительные» отношения. В этом случае за ущерб платит не сам работник, а его работодатель, то есть медицинское учреждение. Идеология новаторского подхода в организации медобслужи-вания отводит важное место потребности оказания больничной помощи, учитывающей существующие медицинские стандарты, а зачастую и недостаточность материальных ресурсов. Значительное внимание уделяется гарантированности нормального психического состояния пациента, защите от стресса, который вызывается размещением в непривычную для него обстановку больницы. Этико-правовые отношения медработников обязаны строиться на соблюдении прав пациента. Гарантией спокойной работы профессионалов-медиков является соблюдение простых этических правил и норм. В 1993 году отечественное законодательство закрепило за гражданами их право на информированное добровольное согласие как предварительное условие любого медицинского вмешательства (ст. 32 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан). Это право дало пациенту возможность быть не объектом, а субъектом (участником) терапевтического процесса. Но, став участником, пациент принимает на себя и обязательства четкого исполнения назначений врача, и ответственность за результаты медицинского вмешательства. Изменившееся законодательство пересмотрело положение пациентов, которые обращаются за медпомощью. Основы законодательства Российской Федерации закрепили права граждан на медицинскую помощь, охрану здоровья, личную неприкосновенность, которые реализуются через соблюдение правила информированного согласия. Информированное согласие — это совершаемое по собственному согласию пациента или его законного представителя разрешение на врачебное вмешательство. ие дается ими на основании полученной от лечащего врача исчерпывающей и всесторонней информации (в приемлемой для пациента форме изложения): о характере, цели, способах вмешательства; о риске, возможных медико-социальных, экономических, психологических последствиях; возможном выборе.
Авторы:
Бирюкова Е.
Издание:
Сестринское дело
Год издания: 2018
Объем: 3с.
Дополнительная информация: 2018.-N 4.-С.7-9. Библ. 0 назв.
Просмотров: 127