Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР


Аннотация:

Проблема правовой грамотности медицинских сестер привлекает серьезное внимание исследователей из различных научных отраслей - правоведения, социологии, психологии. В современных условиях оказания медицинской помощи медицинские сестры должны включать в круг своих профессиональных обязанностей медико-правовую составляющую, соотносить свое поведение с основными правовыми нормами, владеть способами профилактики конфликтных ситуаций и уметь конструктивно их разрешать. Главная задача российского здравоохранения — улучшение качества медицинской помощи — в немалой степени зависит как от деятельности врачей, так и от работы среднего медицинского персонала. Сегодня медицинские сестры должны обладать достаточным уровнем знаний норм действующего в здравоохранении законодательства, через понимание законодательных и нормативных актов видеть особенности развития охраны здоровья населения и системы здравоохранения как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Знание правовых основ профессиональной деятельности, прав и обязанностей как среднего медицинского персонала, так и пациента, вопросов их социальной и правовой защищенности является весьма важным при взаимодействии. Существует мнение, что сегодняшнее медицинское законодательство медицинских сестер защищает в меньшей степени, чем лациента. Количество судебных исков, предъявляемых пациентами, за последнее время увеличилось в несколько раз. Объективно при осуществлении медицинской деятельности существует риск нарушения прав пациентов, который может повлечь за собой неосторожное причинение вреда жизни и здоровью пациентов с наступлением Уголовной и гражданско-правовой ответственности. Поэтому увеличение претензий к) качеству оказываемой медицинской помощи обуславливает необходимость приобретения медицинскими работниками правовых знаний в области охраны здоровья для адекватного применения правовых норм и возможности использования правовых знаний для защиты своих интересов при добросовестном выполнении своих профессиональных обязанностей. Действительно, в медицине усилились конфликты, что порождает недоверие пациентов к врачам и среднему медицинскому персоналу. Это явление еще больше подогревает негативная информация на телевидении, в газетах и журналах. Все это не улучшает ситуации с конфликтами между медиками и пациентами, не улучшает и качества лечения пациентов. В то же время в учреждениях здравоохранения отсутствуют юристы, владеющие медицинским правом. В России крайне мало адвокатов, защищающих права среднего медицинского персонала и пациентов, крайне низка правовая грамотность российских врачей и медсестер. Специалисты в области медицинского права знают о низком уровне правовой грамотности врачей, среднего медперсонала и бьют тревогу. Изучению правовой грамотности медицинских работников посвящены лишь единичные работы, право недостаточно преподается в медицинских вузах. Причинами такой ситуации является нехватка преподавателей, способных проводить подобные занятия в рамках сертификационных циклов. Подготовка кадров, имеющих высшее медицинское образование и квалифицированно разбирающихся в медико-правовых проблемах, может в значительной мере разрешить создавшуюся ситуацию. В качестве еще одной проблемы можно назвать противоречия, существующие между юристами и медиками, разобщенность представителей правовой и медицинской науки. В профессиональной деятельности среднего медицинского персонала возникают сложные ситуации, правильное разрешение которых зависит от соблюдения не только законодательства, но и морально-нравственных принципов. От их решений порой зависит жизнь человека, его судьба. Проблемы ответственности медицинских работников за ненадлежащее оказание медицинских услуг либо медицинской помощи, повлекшее вред здоровью человека или даже смерть, становятся все более актуальными на современном этапе развития российского общества. Знание медицинской сестрой своих прав и обязанностей, прав пациента, этических и юридических основ взаимоотношений с пациентами, юридической ответственности за профессиональные правонарушения действительно обеспечит соблюдение прав и законных интересов граждан в сфере здравоохранения, а также повысит качество оказания медицинской помощи, обеспечит профилактику конфликтов между медиками и их пациентами, обезопасит саму медицинскую сестру от уголовного или гражданского преследования. Медицинская этика представляет собой нормы и правила взаимодействия медицинской сестры с пациентом и коллегами. Появление рыночной экономики намного повысило требования к качеству оказания медицинской помощи. Медицинская услуга стала товаром. Потребителем этого товара выступает пациент. Ключевыми этическими правилами (принципами) взаимоотношений между медицинским работником и пациентом стали конфиденциальность, партнерство, информированное согласие. Международные профессионально-этические нормы, мировой опыт вообще говорит о том, что на смену государству, диктующему модели поведения, приходят модели поведения, учитывающие достоинство личности, автономию индивида, современные вопросы медицинской этики. Последние годы все больше исследователей подчеркивают важность этических тем современного здравоохранения. На этапе реформирования российского здравоохранения актуальной стала проблема информированного согласия пациентов на медицинское вмешательство. Часть пациентов обладает достаточными знаниями в сфере медицинских достижений, а потому сравнительно легко ориентируется на рынке медицинских услуг и товаров. А такое положение вещей определяет постоянно возрастающие требования и ожидания, которые предъявляются к медицинским учреждениям и медперсоналу. Растет проявление правовой культуры пациентов. Они начинают предъявлять высокие запросы к функционированию медучреждений и медработников, причем зачастую на фоне небольших требований к самим себе. Сейчас наблюдается некоторое возрастание количества обращений пациентов в суд, различные комитеты защиты прав потребителей. Цель — возмещение ущерба, который причинили ненадлежащим оказанием диагностической или лечебной помощи. Кроме того, преследуется цель возмещения морального вреда. Появляется необходимость в разработке, внедрении и апробации новых концепций организации обслуживания населения учреждениями здравоохранения. Отношения медицинского работника и пациента из области этики смещаются в область права. Всякое нарушение медицинским работником своих обязательств порождает не только общественное неодобрение, но зачастую финансовую и уголовную ответственность. Законодательство России смещает акцент претензий в сфере медицины на кажущиеся более логичными «возместительные» отношения. В этом случае за ущерб платит не сам работник, а его работодатель, то есть медицинское учреждение. Идеология новаторского подхода в организации медобслужи-вания отводит важное место потребности оказания больничной помощи, учитывающей существующие медицинские стандарты, а зачастую и недостаточность материальных ресурсов. Значительное внимание уделяется гарантированности нормального психического состояния пациента, защите от стресса, который вызывается размещением в непривычную для него обстановку больницы. Этико-правовые отношения медработников обязаны строиться на соблюдении прав пациента. Гарантией спокойной работы профессионалов-медиков является соблюдение простых этических правил и норм. В 1993 году отечественное законодательство закрепило за гражданами их право на информированное добровольное согласие как предварительное условие любого медицинского вмешательства (ст. 32 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан). Это право дало пациенту возможность быть не объектом, а субъектом (участником) терапевтического процесса. Но, став участником, пациент принимает на себя и обязательства четкого исполнения назначений врача, и ответственность за результаты медицинского вмешательства. Изменившееся законодательство пересмотрело положение пациентов, которые обращаются за медпомощью. Основы законодательства Российской Федерации закрепили права граждан на медицинскую помощь, охрану здоровья, личную неприкосновенность, которые реализуются через соблюдение правила информированного согласия. Информированное согласие — это совершаемое по собственному согласию пациента или его законного представителя разрешение на врачебное вмешательство. ие дается ими на основании полученной от лечащего врача исчерпывающей и всесторонней информации (в приемлемой для пациента форме изложения): о характере, цели, способах вмешательства; о риске, возможных медико-социальных, экономических, психологических последствиях; возможном выборе.

Авторы:

Бирюкова Е.

Издание: Сестринское дело
Год издания: 2018
Объем: 3с.
Дополнительная информация: 2018.-N 4.-С.7-9. Библ. 0 назв.
Просмотров: 127

Рубрики
"НАСЕЛЕНИЕ - УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ" ОТНОШЕНИЯ
АКЦЕНТУАЦИЯ
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
ВНИМАНИЕ
ВРАЧИ
ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА
ДЕЙСТВИЕ
ДОСТИЖЕНИЕ
ЗАКОН
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАДРЫ
ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ
ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ НА ЛЕЧЕНИЕ БОЛЬНОГО
ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
КОНФЛИКТ (ПСИХОЛ)
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ, НУЖДАЕМОСТЬ
МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ - БОЛЬНОЙ, ОТНОШЕНИЯ
МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ПРИВИЛЕГИИ
МЕДИЦИНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, МЕДСЕСТРЫ
МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ КАЧЕСТВО, ДОСТУПНОСТЬ И ОЦЕНКА
МЕДСЕСТРИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЕДСЕСТРИНСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
МЕДСЕСТРИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОЦЕНКА
МЕДСЕСТРЫ
МОРАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
НАУКА
ОБРАЗОВАНИЕ МЕДСЕСТРИНСКОЕ ВЫСШЕЕ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКАЯ
ОХРАНА ТРУДА
ПОВЕДЕНИЕ
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
ПРОБЛЕМ РЕШЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
ПРОФИЛАКТИКА
ПСИХОЛОГИЯ
СЕРТИФИКАЦИЯ
СОЦИОЛОГИЯ
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
ФАКТОРЫ РИСКА
ХАРАКТЕР
ЦЕЛИ
ЧЕЛОВЕК
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ
ЭКОНОМИКА
ЭТИКА МЕДИЦИНСКАЯ
ЭТИКА МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР
Ключевые слова
автономные
адекватность
акты
акцентуация
апробация
болеющие
больница
больничная
большая
бытовые
веса
взаимный
взаимодействие
взаимоотношения
включения
вмешательства
внедрение
внимание
возмещения
возможности
возраст
вопрос
врачебной
врачи
вред
время
выбор
вызывать
выполнение
высокий
высшая
газета
гарантия
главные
годовые
государств
гражданская
гражданские
гражданский
грамотность
даль
действие
действия
деятельности
деятельность
диагностическая
добровольное
документация
достижение
доступность
единичн
жизни
журнал
задач
закон
законодательный
законодательство
занятия
защита
здоровья
здравоохранение
здравоохранения
знание
идеология
изменения
изучение
индивид
информации
информированное
иска
исполнение
использование
исследователя
кадровый
кадры
качества
качество
квалифицированной
ключ
количество
комитет
компетентность
конструктивный
конфиденциальность
конфликт
концепция
крайний
круг
культур
легкая
лечебная
лечение
личная
личности
малого
материально
медикаментозное
медики
медицин
медицинская
медицинских
медицинского
медицинское
медицинской
медовый
медперсонала
медработник
медсестер
медсестринская
медсестринской
медсестры
международна
место
мирового
мнение
модели
моральное
назначение
нарушения
население
наступления
наука
научной
небольших
негативное
недостаточное
недостаточность
немая
необходимости
неодобрение
нескольким
низкие
новые
нормальная
нормативная
нормы
областей
образование
обращение
обслуживание
обстановка
общества
общественного
объект
объективная
обязанности
обязательства
обязательство
одного
ожидания
оказание
опыт
организации
основа
основание
основной
особенности
осуществление
ответственности
ответственность
отечественные
отношение
отраслевые
охрана
оценка
партнерство
пациент
пересмотра
персонал
персонала
плата
поведение
подготовка
подобные
подход
пола
положение
помощи
поры
послед
последствие
постоянная
потомки
потребителей
потребности
прав
права
правила
правильная
право
правоведение
правовые
правонарушения
предварительной
представители
преподаватели
претензии
привилегии
прием
применение
принцип
приобретение
причина
проблема
простая
против
профессии
профессиональная
профессиональной
профилактика
процесс
проявление
психическая
психологическая
психология
работа
работник
работодатель
развитие
различный
размещение
разработка
разрешение
рамки
результата
ресурсами
реформирование
решение
риск
риска
россии
российская
рынка
рыночные
сегодня
сертификация
серый
сестер
сестры
систем
ситуации
сложные
случаев
смены
смерти
собственно
современная
согласие
состав
состояние
социальная
социология
специалисты
способ
способность
сравнительная
среднего
стандартам
степени
стрессоры
субъект
суд
судебная
судьба
сфера
телевидение
терапевтическая
товара
требования
тревога
увеличение
уголовное
уровни
условия
услуг
участники
учреждение
ущерб
факторы
федеральная
федерации
финансовое
фоновое
функционирование
характер
цели
цель
циклов
часть
человек
человека
экономика
экономическая
экспертная
этап
этика
этический
юридическая
юридические
юриспруденция
юрист
явление
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 18.224.63.123)
Яндекс.Метрика