Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
КОГНИТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА У ПОЖИЛЫХ. ОСОБЕННОСТИ СЕСТРИНСКОГО УХОДА
Аннотация:
Актуальность темы когнитивного дефицита в гериатрической практике обусловлена рядом причин, среди которых выраженные медико-социальные последствия и высокая степень инвалидизации пациентов. Необходимо изучение данной проблемы не только врачами, но и медицинскими сестрами, т.к. при высокой степени функционального дефицита возрастает потребность в длительном профессиональном уходе. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА? Когнитивные функции — это память, речь, интеллект, целенаправленная деятельность (праксис) и целостное восприятие (гнозис). Нарушения когнитивных функций являются наиболее распространенными в гериатрической практике. При этом когнитивные нарушения могут быть самыми разнообразными: легкие, умеренные и тяжелые — деменция, которая приводит к дезадаптации пациента и является причиной тяжелой инвалидности. Легкие и умеренные нарушения когнитивных функций, конечно, так не влияют на медико-социальный статус пациента, но риск развития тяжелых нарушений у этих пациентов чрезвычайно высок, поэтому своевременное распознавание додементных стадий когнитивных расстройств и раннее их лечение являются глобальной задачей современной медицинской практики. Чрезвычайно важна роль в этом процессе медицинских сестер как специалистов первого и наибольшего контакта с пациентом. Тем более что скрининговые тесты и шкалы просты в применении и доступны при организации процесса сестринского ухода. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ. Пожилые люди могут достаточно хорошо усваивать новую информацию. Физиологическая забывчивость не распространяется на текущие и отдаленные события жизни. Но пожилым может потребоваться больше времени на выполнение заданий и предложенного объема умственной работы. С возрастом развиваются естественные физиологические изменения, которые могут проявляться: 1) структурными, нейрофизиологическими и нейрохимическими сдвигами, что приводит к ослаблению памяти, внимания и других функций; 2) уменьшением компенсаторно-приспособительных свойств коры головного мозга; 3) возрастанием риска развития сосудистых и дегенеративных заболеваний, влекущих ишемические изменения и оксидантный стресс; уменьшением активирующих влияний подкорковых структур на кору головного мозга; 4) возможностью возникновения функциональных нарушений памяти на фоне частых тревожно-депрессивных расстройств. При нормальном физиологическом старении почти полностью сохраняется мнестический и интеллектуальный потенциал. Доказано, что к этому предрасполагают конституциональные индивидуальные особенности, здоровый образ жизни, интенсивная интеллектуальная деятельность. КЛАССИФИКАЦИЯ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ. Легкие когнитивные нарушения (ЛКН) носят в основном нейродинамический характер. При этом страдают такие характеристики когнитивного процесса, как память и умственная работоспособность, скорость переключения с одной работы на другую. Умерешше когнитивные нарушения (УКН) — снижение памяти и/или других когнитивных функций. При этом нет нарушений повседневной привычной деятельности. Отмечается снижение показателей психического статуса, результат по MMSE не менее 24 баллов. Тяжелые когнитивные нарушения — деменция. Это приобретенные когнитивные нарушения на фоне ясного сознания, проявляются нарушением памяти, речи, интеллекта. При деменции пациент часто утрачивает независимость и самостоятельность в выполнении повседневных действий, что повышает его потребность в постороннем уходе. С а чая распространенная форма деменции — Болезнь Альцгеймера. Выделяют три стадии развития деменции: I стадия (часто имеет скрытое течение) — забывчивость; потеря ориентации в месте и времени; II стадия — потеря памяти на текущие события, нарушение ориентации в месте и времени; трудности в общении; потеря способности самообслуживания и выполнения действий по самоуходу; III стадия — нарушена ориентация во времени и месте; пациент не узнает родственников и ранее знакомых людей, не способен себя обслуживать, пассивен, может быть агрессивен из-за нарушения способности общения. ДИАГНОСТИКА. Для диагностики когнитивных нарушений в обычной сестринской практике можно использовать известные нейропсихологические тесты и методики: краткое исследование психического статуса (Mini-Mental State Examination, MMSE) и тест рисования часов. Эти шкалы просты в применении, занимают небольшое время и дают количественную оценку полученных результатов. Необходимо использовать скрининговые шкалы у всех пациентов, жалующихся на нарушения памяти и снижение умственной работоспособности. Максимальный балл по шкале MMSE, который отражает оптимальное состояние когнитивных функции, - 30 баллов. Интерпретация теста: 28 — 30 баллов — нет нарушений когнитивных функций; 24 — 27 баллов — преддементные нарушения; 20 — 23 балла — деменция легкой степени выраженности; 11 —19 баллов — деменция умеренной степени выраженности; 0—10 баллов - тяжелая деменция. Тест рисования часов заключается в следующем. Пациенту надо на чистом листе бумаги нарисовать круглые часы с циферблатом и стрелки, показывающие нужные позиции. Например, 11 часов 10 минут. Ошибки в выполнении теста оцениваются по 10- балльной шкале. 10 баллов — тест выполнен правильно; 9 баллов — незначительные неточности в расположении стрелок; 8 баллов — более заметные ошибки в расположении стрелок; 7 баллов — стрелки показывают совершенно неправильное время; 6 баллов — стрелки не выполняют свою функцию; 5 баллов — неправильное расположение чисел на циферблате; 4 балла — нарушена целостность часов; 3 балла — числа и циферблат не связаны друг с другом; 2 балла — попытки выполнить тест безуспешны; 1 балл — нет попыток выполнить тест. ОСОБЕННОСТИ УХОДА ПРИ ДЕМЕНЦИИ Теперь, когда понятны проявления когнитивных нарушений, становится ясной суть профессионального сестринского ухода. Приведем несколько практических советов по уходу за пациентами с когнитивными расстройствами. Необходимо говорить четко, медленно, часто повторять фразы, избегать сложных предложений и четко формулировать. Главное, говорить с пациентами мягко и бережно, часто они не понимают слов, но ощущают интонацию. Для быстрого нахождения пациентом нужных вещей можно разместить соответствующие картинки на шкафчиках с посудой, одеждой, что поможет вспомнить, самостоятельно взять предмет, самостоятельно одеться и т.д. Нужно выбирать одежду для прогулок вместе с пациентом. Лучше, если это будут вещи по сезону, удобные, без сложных застежек, которые можно легко надеть и снять. Необходимо всегда выделять достатош ю вре мени для кормления, чтобы не спешить и спокойно покормить пациента. Трудности при кормлении: пациенты могут не узнавать пищу, забывают о своих пищевых пристрастиях, отказываются от еды и кормления. Необходим ежедневный уход за полостью рта, зубами для профилактики развития воспалительных заболеваний. Для облегчения ситуации с туалетом можно наклеить картинку с изображением унитаза на дверь туалета, это поможет пациенту вспомнить, где он находится. Необходимо позаботиться, что дверь в туалет была приоткрыта для простоты пользования туалетом. Позывы в туалет при деменции могут проявляться двигательным беспокойством, изменением позы. На поздних стадиях используются памперсы. Необходимо следить также за соблюдением личной гигиены, проявляя особую деликатность в уходе, уважать и поддерживать чувство собственного достоинства пациента. Следует обеспечить безопасность при передвижении по дому. Все нужные предметы и вещи должны быть в зоне досягаемости. Бытовые приспособления также должны быть простыми в использовании. Необходимо привлекать пациента к выполнению посильных действий, чтобы к концу дня он немного уставал. При этом нужно помнить, что подобный уход требует особого терпения, милосердия и внимательного отношения к пациенту на протяжении длительного времени. Таким образом, когнитивные расстройства у пожилых пациентов, являющиеся сегодня огромной проблемой медицинской практики, требуют активного участия медицинских сестер не только в процессе ухода, но и на этапе своевременного выявления разной степени выраженности когнитивного дефицита, что помогает в выборе тактики лечения таких пациентов. Вопросы для повторения 1. Назовите проявления когнитивных функций головного мозга. 2. Перечислите признаки легких когнитивных нарушений. 3. Перечислите признаки умеренных когнитивных нарушений. 4. Что такое деменция и чем она отличается от делирия? 5. Назовите основные шкалы для диагностического скрининга когнитивных нарушений. 6. В чем заключаются особенности ухода при деменции?
Авторы:
Пономарева И.
Издание:
Сестринское дело
Год издания: 2018
Объем: 2с.
Дополнительная информация: 2018.-N 4.-С.44-45. Библ. 0 назв.
Просмотров: 1830