Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ И КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ КАК ПРЕДИКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНВАЛИДИЗИРУЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ


Аннотация:

Резюме: В последние годы в России и в мире наблюдается значительный рост психической патологии у детей, в большинстве случаев приводящей к формированию стойкой социальной дезадаптации и инвалидизации. Цель исследования: определение предикторов формирования инвалидизирующих психических расстройств у детей в аспекте выявления проблем и трудностей ранней диагностики и качества оказания психиатрической помощи в детском возрасте. Выделены группы детей с умственной отсталостью, органическими психическими расстройствами, ранним детским аутизмом. Анализу подвергались медицинские карты больных. Выявлялось соответствие диагностических и лечебных мероприятий рекомендациям клинических протоколов и стандартов, сроки установления диагноза психических расстройств в раннем возрасте, а также эффективность и комплексность реабилитации. Выводы. Факторами, утяжеляющими состояние детей и проводящими к росту инвалидности среди выделенных групп исследования являются: гиподиагностика и продолжительное наблюдение детей с неправомочными диагнозами; недостаточный объем диагностических мероприятий; лечение, не соответствующее утвержденным стандартам и клиническим протоколам, недифференцированный подход к терапии без учета коморбидной патологии и сложной структуры дефекта, неполный объем реабилитации и психолого-педагогической коррекции. Психические расстройства у детей представляют собой актуальную в социальном и медицинском аспектах проблему. Ее клинико-социальная значимость обусловлена значительным ростом в последние годы у детей психической патологии, в большинстве случаев приводящей к формированию стойкой социальной дезадаптации и инвалидизации. В России, как и во всем мире, в последние десятилетия наблюдается неуклонный рост числа детей-инвалидов, что приобретает масштабный общенациональный характер. За период с 1999 по 2015 год число детей-инвалидов (0-17 лет) по причине психической патологии увеличилось с 87 329 до 130 788 (на 49,8%), а показатель инвалидности в расчете на 100 тысяч детского населения вырос с 255,8 до 461,2 (на 80,3%). Общепризнано, что на увеличение числа инвалидизирующих психических расстройств влияют не только комплексные социально-экологические, наследственные и врожденные факторы, но и негативные тенденции в оказании профилактической, ранней и адекватной помощи на каждом этапе. В связи с этим становится еще более актуальным вопрос об обеспечении качества оказания комплексной психиатрической помощи, и важнейшими задачами (по данным доклада ВОЗ) являются внедрение психиатрической помощи в первичное звено, междисциплинарное взаимодействие, а также соответствие всех видов помощи стандартам и клиническим рекомендациям. Все вышеизложенное явилось основанием для проведения исследования с целью выявления проблем, возникающих на каждом этапе диагностики и лечения и установления причин, приводящих к росту инвалидизирующих психических расстройств в детском возрасте. Целью и задачами исследования являлось определение предикторов формирования инвалидизирующих психических расстройств у детей в аспекте выявления проблем и трудностей ранней диагностики и качества оказания психиатрической помощи. Материал и методы исследования Исследование проводилось клинико-катамнестическим, клинико-психопатологическим и статистическими методами среди 1 886 пациентов, наблюдавшихся в раннем возрасте с диагнозом задержка психического развития и верифицированными диагнозами психического расстройства к 14 годам. 426 пациентов находились под личным наблюдением. В результате исследования были выделены 4 группы: I группа у детей пациенты с умственной отсталостью (УО) легкой степени (n=327), II группа - пациенты с умственной отсталость умеренной степени (n=445; 23,6%), III группа-пациенты с диагнозом органическое психическое расстройство (ОПР) - (n=596; 31,6%) и IV - группа детей с ранним детским аутизмом (РДА) - (n=518; 27,5%). На различных этапах исследования анализу подвергались медицинские карты пациентов и выявлялись соответствие проведенных диагностических и лечебных мероприятий рекомендациям клинических протоколов и стандартов, сроки установления диагноза психических расстройств в раннем возрасте, а также некоторые аспекты полноты, эффективности и своевременности комплексной реабилитации. Статистическая обработка результатов производилась при помощи пакетов «Stats» и «Fifer». Для сравнения признаков между собой применялись параметрические и непараметрические методы оценки нулевой гипотезы. Различия между сравниваемыми группами считались статистически значимыми при р<0,001. Результаты исследования и выводы В группе детей с УО легкой степени на период катамнестического исследования трансформация диагнозов от первичного обращения за помощью до верифицированной диагностики была представлена следующим образом. Как видно, в раннем детском возрасте (до 4 лет) под наблюдением находились 327 детей данной группы, что составило 17,3% от общей выборки. При первичном обследовании всем пациентам был выставлен диагноз задержка психического развития (ЗПР). Необходимо отметить, что в возрастном периоде от 4 до 7 лет были заметны особые трудности при первичной диагностике. Так, в этой возрастной группе, по данным экспериментально-психологического исследования (ЭПИ), проведенного в 6,5-7 лет, диагноз УО легкой степени в 7 лет был выставлен только 22 детям, что составило 6,7% от выборки детей с УО легкой степени; 73,7% (n=241) детей продолжали наблюдаться с диагнозом ЗПР. В остальных случаях (n=263; 19,6%) диагнозу умственной отсталости предшествовал другой диагноз (ОПР, задержка речевого развития, ММД, неврозоподобное расстройство или специфические нарушения школьных навыков). По данным нашего исследования, пик диагностики УО легкой степени в данной группе приходился на период обучения в начальной школе, когда детям предъявлялись повышенные требования к интеллекту и определенному типу поведения (n=269; 82,3%). У детей этой группы наблюдались академическая неуспеваемость, дублирование классов, отказ посещать школу, гипердинамическое поведение. Достоверно чаще (р<0,001) причиной обращения к психиатру (n=185; 56,5%) были не проблемы нарушения когнитивных функций, а различные поведенческие расстройства, а в сочетании они имели место у 15% (n=49) обследованных детей. Собственно интеллектуальные нарушения у детей беспокоили родителей только в 14,1% (n=46) случаев. Важно отметить, что именно наличие нарушений поведения при УО легкой степени достоверно чаще (р<0,001) затрудняло диагностику и приводило к выставлению иного диагноза. В группе с УО умеренной степени (n=445) состояние детей в необходимые сроки было нозологически правильно квалифицировано только у 17 детей (3,8%), вероятно, из-за видимого сочетания со сложной структурой дефекта (патологией других органов и систем), 65,4% (n=291) детей наблюдались с диагнозом задержка психического развития, а 30,8% - резидуально-органическое поражение ЦНС (РОПЦНС). Первичное выявление УО умеренной степени было отмечено в возрастной период с 4-х до 7 лет (45,4%), но также более 50% детей до 7 лет наблюдались неврологом с диагнозами ЗПР и РОПЦНС, а к возрасту 14 лет все 445 пациентов состояли на психиатрическом учете с диагнозами F71-72. Интересен тот факт, что у 113 детей (25,3% случаев) в возрасте 6-7 лет в амбулаторных картах отмечалось «сосуществование» двух диагностических заключений - умственной отсталости и органического поражения ЦНС. Возрастная диагностика УО умеренно-тяжелой степени (n=445) представлена. В группе детей с ОПР правильный диагноз в возрасте до 3 лет был выставлен только 15 детям (2,5%). Остальные 581 (97,5%) наблюдались неврологом с диагнозом ЗПР. С учетом того, что психическая патология у обследованных была обусловлена патологией раннего периода развития, подтвержденной данными нейросонографии, электроэнцефалограммы, результатами КТ и МРТ, можно предположить гиподиагностику начальных ее проявлений. Этому могли способствовать пограничный уровень формирующейся патологии и игнорирование родителями таких проблем у детей, как отставание в развитии основных моторных функции и задержка речевого развития. В возрасте от 4 до 6 лет диагноз изменился в 55,9% случаев, а к началу периода обучения в начальной школе (7-10 лет) - в 7,4%. Диагноз УО легкой степени устанавливался, несмотря на имеющиеся с раннего детства грубые неврологические симптомы в сочетании с выраженной задержкой речевого развития, в 29,9% -УО умеренно-тяжелой степени. Окончательная трансформация диагнозов у обследованных нами детей данной группы на диагноз РОНПР происходила в возрасте после 10 лет в связи с изменением поведения детей (обучение в школе, расширение социальных контактов, повышение требований к ребенку). Чаще всего в этом возрасте дети обращались к психиатру по направлению педагогов и психологов школы в связи с психопатоподобным поведением, и в 43 (7,2%) наблюдениях детям был выставлен диагноз психоорганический синдром, формирующееся расстройство личности. В данной группе также прослеживается тенденция к длительной диагностике задержки психического развития. Трансформация диагноза на верифицированный диагноз ОПР происходила с констатацией органической патологии по данным MPT, КТ и ЭЭГ и выраженных нарушений в развитии всех психических функций. Возрастная диагностика в группе ДА Несмотря на признание факта, что развитие ребенка с аутизмом с самого начала своеобразно, большинство врачей первичного звена (педиатры, неврологи) и даже врачи-психиатры не всегда могли точно установить хронологию появления тех или иных признаков, характеристик и особенностей раннего развития из-за отсутствия достаточных знаний, кратковременности общения врачей с родителями на приеме, не полного сбора анамнеза, а так же игнорирования родителями нарушений в развитии ребенка. Данные возрастной диагностики ДА и трансформация диагнозов представлены. Средний возраст первого обращения именно за психиатрической помощью составил 5,3±0,5 года (до этого возраста дети наблюдались неврологом, педиатром, консультировались у психологов, или вообще не обращались за медицинской помощью). По нашим данным, основная часть исследуемых детей попадала впервые на консультации и коррекционные занятия в возрасте старше 5 лет, когда синдром ДА наблюдался уже в своем сформированном виде. Максимальная выявляемость ДА пришлась на возраст от 5 до 7 лет -277 наблюдений (53,5%), а минимальная - на возраст от 3 до 5 лет - 86 детей (16,6%). В возрастной группе от рождения до 3-х лет диагноз РДА был выставлен только 7 детям, находившимся под личным наблюдением. Отмечено 2 возрастных пика первичной обращаемости за психиатрической помощью среди исследуемого контингента - в периоды после 3-х лет и в 6-7 лет, то есть в первые годы посещения дошкольного учреждения и при поступлении ребенка в школу. Постановка диагноза ДА запаздывала от первичного обращения в среднем на 2-4 года, следовательно, задерживалось назначение лечения в виде адекватной медикаментозной терапии и психолого-педагогической коррекции. Настоящий факт можно объяснить трудностью диагностики ДА и недостаточным уровнем подготовки детских психиатров и врачей первичного звена в этой области. Возраст больных к моменту манифестации процесса варьировал в нашем исследовании в интервале от 15±3-х месяцев до 36 месяцев, составив в среднем 18,4±5,0 мес.. В большинстве случаев (81%) манифестация при ДА приходилась на второй год жизни (в среднем в 1год 8 мес.). По результатам проведенного исследования группы больных с верифицированным диагнозом ДА мы пришли к выводу, что актуальной и трудной задачей являлась как своевременная диагностика самого ДА, так и дифференциальная диагностика между основными подгруппами (СК, ИП, OA), результатом чего становились поздняя психолого-педагогическая коррекция и ошибочная и необоснованная психофармакотерапия. Ранняя и своевременная диагностика ДА (до 3-х лет, согласно МКБ-10) достоверно значимо (р<0,001) в 100% наблюдений была проблематичной, несмотря на характерную клиническую картину и соответствие клинических симптомов критериям МКБ-10 и DSM-IV. Оценка качества оказания психиатрической помощи и соответствия ее клиническим протоколам Для выявления причин и оценки качества оказания (или неоказания) соответствующей медицинской помощи и реабилитационных мероприятий нами была использована экспертная карта В.И.Сабанова, усовершенствованная и расширенная применительно к данному исследованию, состоящая из блоков, отражающих диагностические и лечебно-консультационные мероприятия, постановку диагноза, преемственность и междисциплинарное взаимодействие, результаты лечения и реабилитации. По каждому из разделов рассчитывался показатель, который представлял собой среднюю арифметическую оценку и вычислялся интегрированный показатель оценки качества помощи, то есть сумма всех оценок, разделенных на количество разделов из экспертной документации. Полученный показатель (М±щ) характеризовался следующими границами: «М±m» от 0,80 до 1 - «хорошо» (соответствует 70% и >); «М±m» от 0,79 до 0,60 - «удовлетворительно» (соответствует 25-69%); «М±m» ниже 0,60 - «неудовлетворительно» (соответствует <25%). Сбор информации проводился из выборки данных из истории развития ребенка (учетная форма № 112/у), карт диспансерного наблюдения (учетная форма №30/у), анкетирования родителей. В выборку вошли карты 1 886 детей, находящихся на диспансерном (n=882; 67,4%) и консультативном (426; 35,4%) наблюдении, из которых 1 308 детей (69,4%) являлись «инвалидами детства» (n=1 308; 69,4%). Оценка полученных данных проводилась путем сравнения с утвержденными нормативами, стандартами и клиническими рекомендациями в процентах по отношению к общему числу проанализированных показателей, представленных на рисунке. По разделу «своевременная диагностика» достоверно чаще (р<0,001) показатель «хорошо» (М=0,82±0,04) и «удовлетворительно» (М=0,74±0,07) встречался в группах УО легкой и умеренно-тяжелой степени и среди детей с ОПР: 197 (60,2%), 344 (77,3%) и 438 (73,5%) соответственно, и между собой не имел достоверно статистически значимых различий (р=0,766). В группе детей с ДА (по сравнению с другими группами сравнения) нами было зарегистрировано высоко статистически достоверное отличие (р=0,000) и показатель своевременной диагностики был признан неудовлетворительным (М=0,33±0,06). Показателен тот факт, что именно в группе пациентов с ДА отмечается длительное (более Зх лет от манифестации заболевания) и неправомочное наблюдение таких детей (421; 81,2%) с диагнозами ЗПР - 327 (63,1%) и РОПЦНС- 138 (26,6%). Раздел «Диагностические мероприятия» были нами оценен «неудовлетворительно» (М=0,48±0,02) в группах УО легкой степени (124; 37,9%), УО умеренно тяжелой степени (103; 23,1%) и ДА (43; 8,3%), что достоверно статистически значимо (р<0,001) отличало выделенные группы от пациентов из группы ОПР (423; 71%). Следует обратить внимание на то, что в группах, представленных УО различных степеней, не назначались необходимые, рекомендованные стандартами дополнительные методы исследования (ЭЭГ, проведение ЭПИ с определением коэффициента интеллекта по методике Векслера, генетическое исследование и нейропсихологическое тестирование) в установленные сроки, следствием чего являлся выбор неправильного образовательного маршрута (поступление детей в массовые школы и позднее начало психолого-педагогической и дефектологической коррекции). В группе детей с ДА достоверно чаще (р<0,001) нами были выявлены необоснованные назначения (MPT, КТ в 414 наблюдений,79,9%) без обязательных показаний. В то же время, при наличии таких особенностей раннего развития, как отсутствие лепета и гуления, указательного жеста, контактов, регресса приобретенных ранее речевых навыков и других значимых симптомов в раннем возрасте (до 24 мес.) практически в 100% наблюдений врачами первичного звена (педиатрами и неврологами, педагогами и психологами) перед поступлением в ДДУ не проводилось подробное анкетирование родителей для выявления особенностей развития ребенка, первичный скрининг по шкале М-СНАТ и дети не направлялись на консультацию к психиатру. Однако, и в дальнейшем, при диспансерном наблюдении ребенка участковым психиатром, нами также зарегистрированы значительные нарушения ведения таких пациентов: редкое назначение визитов, недостаточное отражение динамики состояния и результатов лечения и реабилитации при последующих осмотрах, неиспользование утвержденных шкал (ADOS, CARS) для оценки состояния, определения тяжести нарушений и динамики процесса. По блоку «лечение и реабилитация» достоверно чаще (р<0,001) «удовлетворительные» показатели (М=0,53±0,07) получены только в группах УО легкой степени (177; 54,1%) и ОПР ( 338; 56,7%), между которыми не были выявлены статистически значимые различия (р=0,882), тогда как неудовлетворительные значения (М=0,27±0,02) достоверно чаще (р<0,001) зарегистрированы в группах УО умеренно тяжелой степени и ДА. По данным медицинских записей в картах, детям с УО умеренно тяжелой степени лечение проводилось нерегулярно. Не учитывались сопутствующие заболевания (сложная структура дефекта), психиатрические синдромы, утяжеляющие состояние (астенический, депрессивный, психопатоподобный), объем реабилитационных и психолого-педагогических коррекционных мероприятий был явно недостаточным. В группе детей с ДА исследуемый показатель оказался самым низким (М=0,18±0,01), что явилось высоко статистически значимым отличием (р<0,001) от других групп сравнения. Основными причинами низкого качества оказания помощи в данной группе были: длительное наблюдение детей непрофильными специалистами (педиатрами неврологами, психологами) с диагнозами ЗПР, РОПЦНС, СДВГ; недифференцированный подход внутри самой нозологической группы (синдром Каннера, органический аутизм, инфантильный психоз) и как следствие, неправильный выбор тактики медикаментозной коррекции; несоответствие назначения препаратов и сроков лечения утвержденным стандартам, недостаточный объем психолого-педагогической коррекции и отсутствие диагностики развития, направленной на выявление индивидуальных особенностей ребенка и характеристику его коммуникационных возможностей, При изучении раздела «Достижение результатов» учитывались такие показатели (в ходе лечения и реабилитации), как сформированность навыков самообслуживания и простых бытовых навыков, умение обходиться без посторонней помощи, степень социальной адаптации. Самый высокий показатель среди всех групп (М=0,81±0,01) был нами определен в группе детей с УО легкой степени (р<0,001); в данной группе дети (236; 72,2%) были хорошо социально адаптированы, большинство из них в дальнейшем было трудоустроено, они могли обходиться без посторонней помощи и жить самостоятельно. Пациенты из группы ОПР обнаруживали данные навыки только в 197; 33% наблюдений и имели удовлетворительный показатель (М=0,65±0,04). Достоверно значимыми (р<0,001) оказались показатели в группах УО умеренно тяжелой степени и ДА (М=0,11±0,04 и М=0,23±0,01 соответственно), что являлось высоко статистически значимым отличием (р=0,000) их от других групп сравнения. Большинство детей были дезадаптированы, не овладели навыками опрятности и самообслуживания и нуждались в постоянной помощи взрослых. Выводы: Таким образом, в результате проведенного анализа было выявлено, что немаловажными факторами, утяжеляющими состояние детей и приводящими к росту инвалидности среди выделенных групп исследования являются (по усредненным данным): - гиподиагностика и продолжительное наблюдение детей с неправомочными диагнозами - (58,3%); - недостаточный объем диагностических мероприятий - 56%; - лечение, не соответствующее утвержденным стандартам и клиническим протоколам (недифференцированный подход без учета коморбидной патологии, сложной структуры дефекта) - 52,7%; - проведение комплексной реабилитации и психо-лого-педагогической коррекции не в полном объеме - 68,4%. Высокий и качественный уровень профилактических мероприятий при оказании психиатрической помощи детям с психическими расстройствами, соответствие ее утвержденным стандартам и клиническим протоколам, своевременное установление диагноза, адекватная медицинская и психолого-педагогическая коррекция, а также соответствующий заболеванию выбор образовательного маршрута должны приводить к уменьшению числа детей-инвалидов, улучшению их социальной адаптации и интеграции в общество.

Авторы:

Альбицкая Ж.В.

Издание: Социальная и клиническая психиатрия
Год издания: 2018
Объем: 7с.
Дополнительная информация: 2018.-N 2.-С.18-24. Библ. 15 назв.
Просмотров: 27

Рубрики
Ключевые слова
18
50
iva
адаптация
адаптированный
адекватность
академия
акты
амбулатория
анализ
анамнез
анкетирование
аспекты
астенический
аутизм
блока
блоковый
болеющие
больные
большая
бытовая
варьирующая
ведение
векслера
вероятность
взаимодействие
взрослые
видимый
видовая
внедрение
внимание
внутри
возможности
возраст
возрастные
вопрос
впервые
врачи
время
врожденные
встречный
второй
выбор
выборка
вывод
выделение
высокий
выставка
выявление
генетическ
гипердинамический
гиподиагностика
гипотеза
года
годовые
граница
групп
дальний
данные
данных
дезадаптация
депрессивное
детей
дети
детская
детства
детям
дефект
дефектология
диагноз
диагностика
диагностическая
динамика
диспансерное
дифференциальная
длительная
длительное
докладов
документация
дополнительные
дошкольные
другого
другому
жизни
заболевания
задач
задержка
занятия
запись
звено
знание
значению
значимость
игнорирование
игнорирования
изменение
изменения
изучение
инвалидам
инвалидности
инвалидность
индивидуального
интеграция
интегрированные
интеллект
интеллектуальный
интервал
инфантильный
информации
использованием
исследование
исследований
история
каннера
карта
картина
катамнестические
качества
качественный
качество
класс
клиники
клиническая
ключ
когнитивная
количество
коммуникационные
коморбидные
комплексная
констатация
консультативная
консультации
контакт
контингент
коррекция
коэффициент
кратковременная
критерии
легкая
лет
лечебная
лечение
личная
личности
максимальная
мании
манифестация
марш
массовые
материал
медикаментозная
медицинская
медицинской
междисциплинарный
мероприятия
место
метод
методика
минимально
мирового
мкб-10
момент
моторная
наблюдение
навыкам
назначение
наличия
направлениях
направленный
нарушения
население
наследственная
настоящие
начала
начальный
неврозоподобная
неврозы
неврологи
неврологическая
негативное
недифференцированная
недостаточное
нейропсихологические
нейросонография
немая
необходимые
непараметрическая
неполные
неправильно
неправильное
непрофильные
неудовлетворительный
неуспеваемость
низкие
нозологическая
норматив
нужды
нулевые
обеспечение
областей
обработка
образ
образов
обращаемость
обращение
обследование
обследования
обучение
общей
общение
общения
общества
объем
обязательного
одного
оказание
определение
определения
определенного
органическая
органов
осмотры
основание
основной
особенности
особый
отказ
отличия
отношение
отсталость
отсталые
отсутствие
оценка
оценок
ошибочный
пакет
параметрический
патологии
патология
пациент
педагог
педиатры
первая
первичная
перед
период
пика
поведение
поведенческая
повышение
повышенная
пограничная
подвергали
подготовка
подгруппы
подход
поздние
показания
показатели
пола
полная
помощи
поражение
посещения
после
послед
постоянная
поступление
правильная
практическая
предикторы
преемственность
препараты
приводящей
прием
признаки
приобретенные
причина
пришлое
проблема
проведение
проведения
проводящая
продолжительное
простая
протоколы
профилактическая
процесс
проявление
психиатр
психиатрическая
психиатрия
психическая
психически
психические
психического
психоз
психологи
психолого-педагогическая
психоорганический
психопатоподобные
психофармакотерапия
путем
развитие
развития
раздел
разделение
различие
различный
раннего
ранний
расстройств
расстройства
расчет
расширение
расширенная
реабилитации
реабилитационные
ребенка
регресс
редкие
резидуально-органическое
результата
рекомендации
речевая
рисунок
родителей
рождении
россии
рост
самообслуживание
самостоятельной
сбор
своевременная
связей
симптом
синдром
синдромы
систем
скрининг
след
следовой
следствия
слова
сложные
случаев
собственно
соответствие
соответствующие
сопутствующие
состав
состояние
состоящие
социальная
социально-экологические
специалистов
специфическая
способ
сравнение
среда
среднего
сроки
стандартам
старше
статистические
степени
структур
тактика
терапия
тестирование
типу
точная
трансформация
требования
трудности
труды
тяжелая
тяжести
увеличение
указателей
умения
уменьшение
умеренная
умственная
умственно
уровень
уровни
усовершенствованный
усреднение
участковый
учет
учетные
учреждение
фактор
факторы
форма
формирование
функции
характер
характеристика
характерного
хороший
хронология
цель
целью
цнс
часть
число
шкала
школа
школьная
экспериментальная
экспертная
электроэнцефалограмма
этап
эффективность
ээг
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 18.189.185.63)
Яндекс.Метрика