Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Оценка эффективности профилактических медицинских осмотров по раннему выявлению психоактивных веществ среди обучающихся различных образовательных учреждений в Российской Федерации
Аннотация:
Проанализированы результаты профилактических медицинских осмотров (ПМО) по раннему выявлению психоактивных веществ среди обучающихся в образовательных учреждениях субъектов России. Установлено, что среди контингента, включенного в ПМО, основное место занимают учащиеся школ (65%). Показано, что во всех регионах России положительные пробы на употребление психоактивных веществ составляют менее одного процента от количества обучающихся, прошедших осмотры. Анализ причин низкой результативности проведенного мероприятия выявил ряд проблем, связанных с объектом и процедурой проведения ПМО. В целях повышения эффективности данной формы профилактического вмешательства сформулированы предложения, касающиеся определения целевых групп с учетом возможных факторов риска употребления психоактивных веществ, укрепления межведомственного взаимодействия и необходимости внесения изменений в некоторые законодательные акты. Одним из приоритетных направлений Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на современном этапе является создание государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков с приоритетом мероприятий первичной профилактики. Основной целью профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) является сокращение масштабов их потребления, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков, а также существенное снижение спроса на них. Для достижения названной цели руководством страны был предложен ряд мер, в том числе: • развитие системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков посредством ежегодной диспансеризации; • организация и проведение профилактических мероприятий с группами риска немедицинского потребления наркотиков; • организация профилактической работы в организованных трудовых и образовательных коллективах. Для проведения профилактических мероприятий необходимо учитывать возрастные особенности, при этом дети и подростки в возрасте до 17 лет должны быть выделены в отдельную группу. Это не случайно, так как данный возрастной промежуток (период) считается врачами и психологами периодом становления личности и ее мировоззрения. На фоне нейроэндокринных изменений, перемен в привычном жизненном укладе и необходимости принятия ответственности за свое будущее подростки становятся особенно уязвимыми к негативным влияниям окружающей их социальной среды и подверженными к формированию негативных поведенческих тенденций, в том числе в отношении потребления различных ПАВ. В настоящее время в Российской Федерации приняты специальные законодательные меры в сфере профилактики немедицинского потребления психоактивных веществ, в которых прописаны нормы, регламентирующие систему мероприятий по раннему выявлению употребления наркотиков среди учащихся образовательных учреждений. Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в соответствии с пунктом 1 статьи 53.4 Федерального закона от 08.01.1998 № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» включает в себя социально-психологическое тестирование и профилактические медицинские осмотры обучающихся общеобразовательных организаций, а также студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования. Следует отметить, что, несмотря на сформулированные конкретные задачи и ожидаемый результат данной формы профилактического вмешательства, его эффективность вызывает обсуждения в наркологическом сообществе, поэтому вопрос о процедуре ее проведения стоит на повестке дня. На основании изложенного целью настоящего исследования стал анализ результатов профилактических медицинских осмотров по раннему выявлению ПАВ среди обучающихся образовательных учреждений Российской Федерации, а также оценка эффективности данной процедуры как формы профилактического вмешательства. Материал и методы исследования Изучены отчеты наркологических учреждений России о результатах медицинских профилактических осмотров по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, проводившихся в Российской Федерации в 2015—2016 учебном году среди обучающихся: • средних общеобразовательных школ (СОШ); • средних профессиональных образовательных учреждении (СПО); • высших учебных заведений (ВУЗ). Профилактические медицинские осмотры с целью раннего выявления незаконного потребления ПАВ обучающимися образовательных организаций на территории России проводились в соответствии с Приказом Минздрава России от 06.10.2014 г. № 581н. Базовые принципы данного вида профилактического вмешательства — законность, добровольность, конфиденциальность. Профилактические медицинские осмотры проводились в отношении учащихся 13—17 лет, при условии наличия добровольного информированного согласия в письменной форме от обучающегося, достигшего возраста 15 лет, либо законного представителя обучающегося, не достигшего возраста 15 лет. Обследование выполнялось органами управления здравоохранения и наркологическими службами субъектов России после процедуры социально-психологического тестирования, проведение которой находилось в компетенции органов системы образования. Процедура профилактических медицинских осмотров в регионах состояла из 4 последовательных этапов. I этап: • профилактическая информационно-разъяснительная беседа с обучающимися по вопросам незаконного потребления ПАВ; • сбор анамнестических сведений и сведений о принимаемых по назначению врача препаратах, в том числе наркотических и психотропных лекарственных средств; • медицинский осмотр, проводимый врачом психиатром - наркологом. II этап: • предварительное химико-токсикологическое исследование биологического материала, направленное на получение доказательных результатов выявления в образцах биологических жидкостей человека психотропных веществ; III этап: • подтверждение наличия ПАВ в биологическом материале с использованием хромато-масс-спектрометрического исследования в химико-токсикологической лаборатории медицинской организации1. IV этап: • разъяснение обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, либо законному представителю обучающегося, не достигшего возраста 15 лет, результатов проведённого профилактического медицинского осмотра; • внесение данных осмотра в медицинскую документацию обучающихся; • направление обучающегося в медицинскую организацию, оказывающую специализированную наркологическую помощь, в случае получения положительных (подтверждающих наличие ПАВ) результатов (при наличии письменного информированного согласия). Для проведения исследования, возможности сопоставления, обработки и объективной оценки его результатов наркологическим учреждениям (всего — 85 регионов) было предложено заполнить разработанную авторами форму, которая включала следующие рубрики: «Муниципальное образование», «Количество образовательных учреждений», «Количество обучающихся», «Получено согласий от родителей», «Получено отказов от учеников», «Протестировано количество обучающихся», «Выявлено положительных проб/Подтверждено положительных проб». Результаты Материалы о результатах проведенных мероприятий по раннему выявлению потребления ПАВ в образовательных учреждениях были получены из 59 регионов России, что составило 69% от общего числа запасов в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения. В 2015—2016 учебном году профилактические медицинские осмотры проведены в 8109 образовательных учреждениях и охватили 459 291 учащихся. Из общего количества обследованных 65,0% обучались в школах, в колледжах и вузах — 27,0% и 8,0% соответственно. При этом школьники среди обследованных преобладали во всех федеральных округах. Анализируя данные, представленные в табл. 2, следует отметить, что возрастная категория лиц 13—17 лет, в отношении которых проводятся мероприятия по раннему выявлению потребления ПАВ, в соответствии с нормативными документами преобладает в школах. Обучение в СПО начинается, как правило, с 15 лет, а вузе — с 17 лет. Именно этим объясняется преобладание количества школ среди обследованных образовательных учреждений. Вместе с тем, по данным российских и зарубежных исследований, в группу риска по немедицинскому употреблению ПАВ чаще всего входят лица в возрасте 15—17 лет, и они обучаются в колледжах и на первых курсах вузов. Это связано с рядом факторов, среди которых — отрыв от семьи, изменение микросоциальной среды, рост самостоятельности (в том числе и мнимый), переезд в крупные города, ориентирование на мнение новой референтной группы и другие Следовательно, представлялось бы целесообразным более внимательно исследовать именно этот контингент учащихся. Среди общего числа обучающихся (459 291 чел.), принявших участие в профилактических медицинских осмотрах, у 2427 (0,52%) человек была выявлена положительная проба на употребление ПАВ. Среди школьников процент выявленных положительных проб составил 0,57%, среди студентов колледжей и вузов — 0,56 и 0,06% соответственно. Соотношение выявленных положительных проб с общим количеством протестированных по отдельным видам учебных заведений представлено в табл. 3. Наибольшее количество положительных проб в абсолютных цифрах было выявлено в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (283), Амурской области (118), г. Москве (106), Забайкальском крае (86), Московской области (68). Вместе с тем, анализируя полученные цифры в сравнении с общим количеством обучающихся, принявших участие в профилактических медицинских осмотрах в указанных регионах, становится очевидным, что процент выявленных положительных проб находится в пределах 0,2—0,5% (табл. 4). В целом, выявленные положительные пробы составляют в регионах менее одного процента от количества обучающихся, прошедших профилактические медицинские осмотры, при этом сравнение абсолютных величин по регионам нецелесообразно, так как на их неличину влияет множество факторов. Отказы от проведения профилактического медицинского осмотра, которые могли исходить от обучающегося, либо от его законного представителя, были получены всего в 114 820 случаях, что составило 10 % от общего количества обучающихся в образовательных организациях регионов. Самостоятельно отказались от тестирования 84 452 обучающихся; из них школьники — 76%; студенты колледжей — 21,6%, вузов 2,4%. Следует отметить, что процентное соотношение отказов от прохождения профилактических медицински осмотров в различных субъектах Российской Федерации отличается; также в ряде регионов приводятся данные по отказам от тестирования, которые получены не от учащихся, а от родителей. Затраты государства на выявление наличия психоактивного вещества в биологической пробе складываются из ряда составляющих. В отдельных субъектах страны они имеют некоторые отличия и зависят от значительного числа факторов, таких, как: возрастная структура населения, количество школ и других образовательных учреждений, транспортная доступность в регионе и т.д. Средняя стоимость экспресс-теста на определение наркотиков зависит от количества включенных в тест веществ; стоимость экспресс-теста составляет в среднем по стране 470 руб. Помимо этого, в затраты включаются оплата рабочего времени медицинского персонала, транспортные расходы и затраты на амортизацию оборудования. В процессе проведения анализа были выявлены следующие проблемы, касающиеся: объекта медицинского профилактического осмотра. В профилактическом медицинском осмотре участвуют преимущественно школьники, тогда как в группу риска по немедицинскому употреблению ПАВ чаще всего входят лица, обучающиеся в колледжах и на первых курсах ВУЗов. 1 отальное тестирование школьников сопряжено с высокими экономическими затратами, будучи при этом малорезультативным; • процедуры проведения профилактического медицинского осмотра. Профилактические медицинские осмотры проводятся в соответствии с календарным планом, т.е. отсутствует эффект неожиданности и внезапности осмотра. Наличие добровольного согласия предполагает и возможность отказа от проведения обследования. Существует возможность фальсификации биоматериала при его сборе. В настоящее время не принят единый стандарт используемых тестов, в связи с чем результаты в регионах сложно сопоставлять. Вызывает затруднение анализ вновь появляющихся новых синтетических наркотиков, которые не включены в экспресс-тесты. Существует вероятность ложноположительных реакций предварительных тестов (кросс-реактивность). Следует отметить, что при получении отрицательного результата предварительного теста, даже при наличии визуально выявляемых признаков употребления ПАВ, осмотр считается завершенным. Данные анамнеза и осмотра обучающегося в этом случае не учитываются. Наличие подтвержденного в ХТЛ наркотического вещества в биологическом материале обучающегося может свидетельствовать лишь о разовом факте, а не о систематическом употреблении ПАВ, следовательно, и система вмешательства должна быть различная; • возможного негативного влияния микросоциальной среды на решение об участии обучающегося в профилактическом медицинском осмотре. На процесс участия в профилактическом медицинском осмотре значительное влияние оказывает ближайшее окружение и, в первую очередь, родители. Они могут отказаться от участия своего ребенка в осмотре из-за страха о нарушении конфиденциальности, постановки на «наркологический учет» при получении положительного результата, т.е. боятся негативных последствий для ребенка. Педагоги также иногда отрицательно относятся к процедуре тестирования, остерегаясь последствий для образовательного учреждения и себя лично, понимая свою ответствпринятие решения об участии в профилакенность за поведение своих учеников. В молодежной среде отмечается «конформизм группы», который может повлиять на тическом медицинском осмотре. Заключение Не отрицая важность профилактического медицинского осмотра как формы профилактического вмешательства, целесообразно рекомендовать выборочное проведение мероприятий по раннему выявлению немедицинского употребления ПАВ: а именно, в тех образовательных организациях, которые готовят специалистов для профессиональной деятельности, связанной с повышенным риском. Список этих специальностей устанавливается Приказом Минздрава России. Реализация такого предложения потребует внесения изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, поскольку большинство из них относится к сфере образования, эту работу следует начинать, заручившись поддержкой Министерства образования и науки Российской Федерации. Таким образом, из представленного материала следует внести предложения о некоторых путях решения проблемы. Для проведения медицинского профилактического осмотра целесообразно утвердить единый перечень используемых тестов. После утверждения Порядка проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся прошло 3 года. Опыт работы свидетельствует о том, что необходимо совершенствовать данный документ, обратив особое внимание на следующие разделы. Целесообразно: • четко прописать форму регистрации и хранения результатов профилактических медицинских осмотров; • предусмотреть возможность проведения профилактических вмешательств среди выделенных целевых групп (родители, педагоги, обучающиеся) [6]; • особое внимание необходимо уделить обучающимся, отказавшимся от профилактических медицинских осмотров; • обеспечить преемственность в работе врачей психиатров-наркологов с образовательными учреждениями и родителями обучающихся, проводящих профилактические медицинские осмотры в образовательных учреждениях с акцентом на то, что данная процедура — не репрессивная мера, а выявление нуждающихся в социально-психологической и, при необходимости, медицинской помощи.
Авторы:
Брюн Е.А.
Издание:
Наркология
Год издания: 2018
Объем: 6с.
Дополнительная информация: 2018.-N 5.-С.3-8. Библ. 6 назв.
Просмотров: 92