Поиск | Личный кабинет | Авторизация |
Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2017 г. Глава II. Функционирование системы международного контроля над наркотиками. Окончание
Аннотация:
По мнению МККН, его роль, согласно международным договорам, состоит в контроле за тем, чтобы осуществление международных конвенций на национальном уровне не выходило за допустимые рамки. Как мы неоднократно отмечали, конвенции допускают определенную гибкость в отношении осуществления своих положений на национальном уровне, в частности в вопросах определения надлежащих правовых санкций, в том числе не связанных с наказанием и лишением свободы, за мелкие правонарушения, например хранение наркотиков для личного пользования. Однако такая гибкость имеет свои пределы и не подразумевает возможности регламентировать использование наркотиков в немедицинских целях. Сегодня перед государствами-участниками встает вопрос о том, как реагировать на развитие ситуации в некоторых странах, которые разрешают и регламентируют использование наркотиков в немедицинских целях вопреки положениям договоров. Успех дальнейшего международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками будет зависеть от осознания государствами-участниками того факта, что главной целью договоров о наркотиках является охрана здоровья людей и защита их прав. Как орган, уполномоченный следить за осуществлением международных договоров, МККН исходигП из того, что государства-участники понимают, что в их обязанность входит профилактика злоупотребления наркотиками, лечение связанных с ними расстройств и уменьшение негативных последствий в соответствии с принципами и положениями конвенций и политических деклараций. Охрана здоровья и благополучия населения остается конечной целью системы международного контроля над наркотиками, а все стратегии и программы, направленные на решение текущих проблем в данной области на сбалансированной основе, в соответствии с положениями международных договоров и при уважении прав человека, будут и впредь пользоваться при знанием и поддержкой МККН. Е. Меры, принятые Комитетом для обеспечения осуществления международных договоров о контроле над наркотиками 1. Меры, принятые Комитетом в соответствии со статьей 14 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года, и статьей 19 Конвенции о психотропных веществах 1971 года 225. Когда у Комитета появляются основания считать, что невыполнение положений конвенций одним из государств-участников серьезно угрожает достижению их целей, он может применить положения соответствующих конвенций, касающиеся обеспечения их соблюдения государствами-участниками. 226. Речь идет о статье 14 Единой конвенции 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года, статье 19 Конвенции 1971 года и статье 22 Конвенции 1988 года. В этих статьях определен порядок проведения диалога между Комитетом и соответствующими государствами в целях обеспечения соблюдения положений конвенций, в случае когда все другие средства не увенчались успехом. 227. В прошлом МККН применял статью 14 Конвенции 1961 года и/или статью 19 Конвенции 1971 года лишь в отношении небольшого числа государств. По итогам конфиденциального процесса консультаций и диалога большинство таких государств предпринимали шаги для исправления ситуации, вызвавшей беспокойство у Комитета, в результате чего Комитет принимал решение о прекращении действия мер, принятых в отношении этих государств в соответствии с вышеуказанными статьями. 228. Подпункт (а) пункта 1 статьи 14 Единой конвенции 1961 года был впервые применен Комитетом в 2000 году с целью наладить диалог с властями Афганистана для содействия соблюдению Конвенции. В 2001 году Комитет применил подпункт (d) пункта 1 статьи 14 той же Конвенции, чтобы добиться принятия совместных мер на международном уровне с целью помочь правительству Афганистана обеспечить соблюдение Конвенции. На сегодняшний день Афганистан остается единственным государством, в отношении которого применяется статья 14 Единой конвенции 1961 года. 2. Консультации с правительством Афганистана в соответствии со статьей 14 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года 229. В отчетный период Комитет продолжал консультации с правительством Афганистана. После посещения Афганистана высокопоставленной делегацией МККН в мае 2016 года Комитет сформулировал ряд рекомендаций по улучшению наркологической ситуации в стране и обеспечению более строгого соблюдения международных договоров о контроле над наркотиками с помощью законодательных, политических, институциональных и практических мер. Эти рекомендации были доведены до сведения правительства Афганистана в декабре 2016 года, и с тех пор Комитет поддерживает с ним постоянный диалог с целью содействия их выполнению. 230. Комитет по-прежнему обеспокоен общей ситуацией в области контроля над наркотиками, сложившейся в Афганистане. МККН вновь обращает внимание международного сообщества на проблемы, с которыми сталкивается Афганистан, и подчеркивает, что последовательная стабилизация положения в стране путем принятия соответствующих мер невозможна без эффективного контроля над нелегальной наркоэкономикой страны. Комитет вновь напоминает международному сообществу, что проблема контроля над наркотиками носит междисциплинарный характер. Без принятия эффективных мер на местном, национальном, региональном и международном уровнях для ее решения не удастся урегулировать проблемы нищеты, повстанчества, терроризма и затруднений в процессе развития. Сотрудничество с Комитетом 231. В отчетный период между Комитетом и правительством Афганистана были продолжены консультации в соответствии со статьей 14 Конвенции 1961 года. В январе 2017 года Секретарь Комитета встретился с Временным поверенным в делах Постоянного представительства Афганистана при Организации Объединенных Наций в Вене для обсуждения вопросов выполнения правительством Афганистана международных договоров о контроле над наркотиками, в том числе вопроса о принятии властями Афганистана дальнейших мер для выполнения рекомендаций Комитета, сформулированных по результатам посещения страны делегацией высокого уровня в мае 2016 года. 132. 15 марте 2017 года в рамках состоявшейся в Вене шестидесятой сессии Комиссии по наркотическим средствам Председатель Комитета встретился с делегацией Афганистана во главе с заместителем министра внутренних дел по борьбе с наркоторговлей. Основной темой встречи было обсуждение имеющихся в стране проблем и возможностей для улучшения ситуации в области контроля над наркотиками и обеспечения более эффективного выполнения Афганистаном международно-правовых документов по наркотикам. Председатель Комитета упомянул, что довел до сведения Шестидесятой сессии Комиссии озабоченность Комитета по поводу событий в Афганистане, и указал на необходимость оказания этой стране дальнейшей международной технической и финансовой помощи. Он также информировал делегацию Афганистана, что, для того чтобы вновь привлечь внимание международного сообщества к проблеме наркотиков в стране, МККН до начале Брюссельской конференции по Афганистану, состоявшейся в октябре 2016 года, выпустил заявление, в котором подчеркивается, что устойчивое развитие страны невозможно без установления эффективного контроля над наркотиками. Председатель Комитета призвал правительство Афганистана продолжать делиться с международным сообществом доноров информацией о реальных результатах, достигнутых им в области контроля над наркотиками, таких как, например, открытие нового крупного наркологического центра в Кабуле в мае 2016 года. 233. В июле 2017 года Председатель Комитета провел консультации с Постоянным представителем Афганистана^ при Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, в ходе которых были обсуждены последние изменения и проблемы, связанные с наркологической ситуацией в стране, и необходимость эффективного осуществления рекомендаций Комитета, сформулированных после посещения страны делегацией высокого уровня в мае 2016 года. 234. На совещании Экономического и Социального Совета по вопросам координации и управления, состояв немея в июле 2017 года, Председатель Комитета вновь выразил Совету серьезную озабоченность ухудшением положения в области контроля над наркотика уш и безопасности в Афганистане и указал на необходимость дальнейшего оказания этой стране международной помощи в духе общей и совместной ответственности. В ходе той же поездки в Нью-Йорк Председатель Комитета провел консультации по Афганистану с председателями Экономического и Социального Совета и Генеральной Ассамблеи. Меры, принятые Организацией Объединенных Наций 235. В марте 2017 года Совет Безопасности единогласно принял резолюцию 2344 (2017), которой он продлил мандат Миссии Организации Объединенных Наций по содействию Афганистану (МООНСА) до 17 марта 2018 года. В этой резолюции Совет Безопасности постановил, что МООНСА и Специальный представитель Генерального секретаря по Афганистану в соответствии с принципом укрепления суверенитета, ведущей роли и ответственности Афганистана будут и далее возглавлять и координировать международные гражданские усилия по оказанию помощи Афганистану и что МООНСА и Специальный представитель будут способствовать оказанию международным сообществом правительству более слаженной поддержки в решении приоритетных задач в областях развития и государственного управления. В этой резолюции Совет Безопасности также призвал государства укреплять международное и региональное сотрудничество для противодействия угрозе, которую создают для международного сообщества производство, незаконный оборот и потребление запрещенных наркотиков из Афганистана, в соответствии с принципом общей и совместной ответственности. Положение в Афганистане 236. В 2016—2017 годах положение в области безопасности продолжало ухудшаться. В 2016 году Организацией Объединенных Наций было зарегистрировано 23 712 инцидентов в области безопасности, что почти на 5 процентов больше по сравнению с 2015 годом и является рекордным числом инцидентов в области безопасности, когда-либо зарегистрированных МООНСА в течение одного года. Силы безопасности Афганистана по-прежнему испытывают серьезные трудности, в частности с поддержанием оперативного потенциала. По данным МООНСА, проблемы вызывает наличие слабых мест в сфере командования и контроля, руководства и логистики, а также большая текучесть личного состава. 237. Комитет по-прежнему серьезно обеспокоен значительным расширением площадей пос евов шийного мака и производства опия в стране за последние два года. По данным Обзора производства опия в Афганистане за 2017 год, опубликованного 15 ноября 2017 года УНП ООН и Министерством по борьбе с наркоторговлей, производство опия в Афганистане в 2017 году увеличилось на ошеломительные 87 процентов по сравнению с показателем за 2016 год, достигнув рекордного уровня 9 тыс. т. Также в ходе обзора было установлено, что общая площадь посевов в течение 2017 года возросла на 63 процента по сравнению с показателем за 2016 год и составила 328 тыс. га. Эти цифры являются новыми рекордными показателями культивирования опийного мака и производства опия, превысившими предыдущие рекордные показатели, зарегистрированные в 2014 году. Рост производства вызван главным образом увеличением площадей культивирования опийного мака, а также повышением урожайности опия с одного гектара. Под посевы опийного мака были заняты новые территории, в связи с чем количество провинций, в которых выращивается опийный мак, возросло с 21 до 24. Данные обзора также свидетельствуют о значительном увеличении площадей посевов почти во всех основных провинциях, в которых выращивается опийный мак, в том числе в Гильменде (на 63 700 га, или 79 процентов), Балхе (на 10 тыс. га, или 37 процентов), Кандагаре (на 7 500 га, или 37 процентов), Нимрозе (на 6 200 га, или 116 процентов) и Урузгане (на 6 тыс. га, или 39 процентов). Культивирование опийного мака сосредоточено в основном' в южном регионе страны (около 60 процентов плантаций), за которым следует западный регион (17 процентов), на третьем месте — северный регион (13 процентов) и на четвертом месте — восточный регион (7 процентов). 238. В марте 2017 года Афганистан приступил к ежегодным мероприятиям по искоренению посевов опийного мака. В 2017 году Министерство по борьбе с наркотиками Афганистана совместно с экспертами УНП ООН подтвердили, что властями было уничтожено в общей сложности 750 га посевов мака. Хотя это на 111 процентов больше соответствующего показателя за 2016 год, в течение которого было уничтожено 355 га посевов, в контексте данных об общей площади культивирования за тот год этот показатель является ничтожным, поскольку площадь ликвидированных посевов составила менее одной четвертой одного процента от общей площади посевов. Мероприятия по искоренению посевов проводились главным образом в 14 провинциях Афганистана, тогда как в 2016 году — в семи. Такой исключительно низкий показатель ликвидации посевов обусловлен главным образом неблагоприятной обстановкой с точки зрения безопасности в большинстве провинций с наиболее высокими показателями культивирования опийного мака. Кроме того, операции по уничтожению опийного мака иногда наталкивались на сопротивление фермеров, в том числе сопротивление с применением насилия, которое приводило к человеческим жертвам. 239. Растущую обеспокоенность вызывает также незаконный оборот, производство и потребление синтетических наркотиков в Афганистане. В некоторых регионах страны зафиксировано учащение фактов изъятия метамфетамина, увеличение объемов его производства и рост числа обращений за наркологической помощью по поводу расстройств, связанных с употреблением наркотиков. 240. В Афганистане разрабатывается новый закон о контроле над наркотиками. Первоначальный проект был утвержден Советом министров в 2016 году. По состоянию на 1 ноября 2017 года проект был рассмотрен Национальной ассамблей. Ожидается, что принятие нового закона приведет к перестройке инфраструктуры контроля над наркотиками и налаживанию более тесной координации между разными инициативами в области наркоконтроля за счет усиления надзора со стороны администрации президента. Сотрудничество с международным сообществом 241. Афганистан продолжал наращивать двустороннее сотрудничество с соседними странами. В отчетный период высокопоставленные делегации из Афганистана посетили Иран (Исламскую Республику), Российскую Федерацию, Объединенные Арабские Эмираты и Узбекистан для обсуждения двусторонних отношений по целому ряду направлений сотрудничества, в том числе в области экономики, безопасности и политики. 242. В то же время возникла напряженность в двусторонних отношениях между Афганистаном и Пакистаном. 16 февраля 2017 года Пакистан закрыл свою границу с Афганистаном для всех видов транспорта примерно на месяц и произвел обстрел предполагаемых позиций боевиков на территории Афганистана. Граница была вновь открыта 20 марта по указанию премьер-министра Пакистана. В марте 2017 года в Соединенном Королевстве были проведены двусторонние переговоры на высоком уровне с целью укрепления взаимного доверия. По результатам этих переговоров, в которых участвовали советник по вопросам национальной безопасности при президенте Афганистана и советник премьер-министра Пакистана по иностранным делам, был создан механизм трансграничного сотрудничества между двумя странами. 243. Афганистан продолжал принимать все более активное участие в многосторонней дипломатии. В декабре 2016 года в Амритсаре (Индия) в рамках инициативы «Сердце Азии» была проведена министерская конференция. В феврале 2017 года представители Афганистана, Китая, Индии, Ирана (Исламской Республики), Пакистана и Российской Федерации на совместной встрече обсудили проблему ухудшения ситуации в области безопасности в Афганистане и наметили пути активизации совместных усилий в поддержку мирного процесса в Афганистане. На состоявшейся в Б яку в марте 2017 года встрече старших должностных лиц, участвовавших в инициативе «Сердце Азр и», участники подтвердили приверженность делу укрепления сотрудничества в области экономики и безопасности в рамках процесса «Сердце Азии — Стамбул». 244. В апреле 2017 года в Астане состоялось совещание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) на уровне министров. Его участники подтвердили приверженность своей Организации идее налаживания политического диалога между сторонами конфликта в Афганистане. 245. В августе 2017 года президент Соединенных Штатов сделал заявление, в котором он высказал мнение, что поспешный вывод иностранных войск из Афганистана создаст вакуум, который заполнят собой террористические группы, включая «Аль-Каиду» и «Исламское государство Ирака и Леванта». Согласно его пересмотренной стратегии, Соединенные Штаты продолжат оказывать поддержку правительству и армии Афганистана, хотя участие Соединенных Штатов будет зависеть от ряда конкретных услсвий, а не от каких-либо сроков. Выводы 246. После долгих лет конфликтов и борьбы Афганистан оказался перед весьма серьезными и сложными вызовами в плане обеспечения безопасности, мирного процесса и политических преобразований, которые затрудняют формирование единого правительства, способного осуществлять контроль над всей территорией страны и обеспечить лидерство, концепцию развития и примирение. 2016 год стал рекордным по числу инцидентов в области безопасности в стране, зафиксированных Организацией Объединенных Наций. Несмотря на продолжение переговоров о распределении обязанностей между старшими должностными лицами правительства, несколько ключевых должностей в правительстве остаются вакантными. Не достигнуто ощутимого прогресса в установлении мира между правительством и движением «Талибан», несмотря на заявления правительства о намерении наладить с движением «Талибан» конструктивный диалог. Кроме того, в отчетный период произошло ухудшение двусторонних отношений с Пакистаном, хотя они впоследствии снова наладилась благодаря усилиям по созданию механизмов улучшения трансграничного сотрудничества. Сотрудничество же с остальными соседними странами вроде бы укрепилось. 247. В 2017 году площадь плантаций опийного мака и производство опия значительно увеличились, что свидетельствует о продолжении тревожной тенденции, наблюдавшейся в предыдущие два года после некоторого сокращения показателей в 2015 году. Хотя в стране в определенной мере активизировалась деятельность по ликвидации посевов, из-за ограниченности ресурсов и неблагоприятной обстановки с точки зрения безопасности во многих провинциях этих усилий по-прежнему недостаточно, чтобы существенным образом повлиять на масштабы культивирования. Кроме того, все большую обеспокоенность вызывает производство и потребление синтетических наркотиков в Афганистане. 248. Комитету известно о том, с какими ьызовами и трудностями продолжают сталкиваться правительство и население Афганистана. Тем не менее, поскольку стабилизировать обстановку в Афганистане невозможно без эффективного решения в стране серьезнейших проблем, связанных с наркотиками, Комитет вновь призывает правительство Аф анистана разработать и реализовать в сотрудничестве с местными, региональными и международными партнерами сбалансированную, эффективную и всеобъемлющую стратегию решения этих проблем. Такая стратегия должна предусматривать участие местных, а также национальных политических лидеров и мероприятия по ликвидации и пресечению и эффективном} использованию потенциала афганских и международных сил правопорядка с целью недопущения их участ ия в нелегальной наркоэкономике. Неотъемлемыми компонентами такой стратегии должны также стать мероприятия по профилактике наркомании и лечению лиц с расстройствами на почве потребления псикоактив-ных веществ. F. Специальные темы 1. Контроль над наркотиками и права челокека: годовщины принятия Всеобщей декларации прав человека и Венской декларации и Программы действий, утвержденных на Всемирной конференции по правам человека 249. В 2018 году ожидается ряд знаковых годовщин: семидесятая годовщина принятия Всеобщей декларации прав человека в 1948 году, двадцать пятая годовщина принятия Венской декларации и Программы действий, утвержденных на Всемирной конференции по правам человека в 1993 году, и тридцатая годовщина принятия Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. Эти годовщины предоставляют уникальную возможность проанализировать вопрос о взаимосвязи между контролем над наркотиками и правами человека, а также о последствиях такой взаимосвязи для национальных мер по решению мировой проблемы наркотиков. 250. В итоговом документе специальной сессии Генеральной Ассамблеи по мировой проблеме наркотиков, состоявшейся в 2016 году, международное сообщество вновь заявило о своем обязательстве уважать, защищать и поощрять все права человека, основные свободы, достоинство, присущее всем людям, и верховенство права в процессе разработки и осуществления политики в отношении наркотиков. Одна из оперативных рекомендаций, содержащихся в итоговом документе, заключается в том, чтобы расширять знания лиц, отвечающих за разработку политики, и укреплять, в надлежащих случаях, потенциал соответствующих национальных органов в отношении различных аспектов мировой проблемы наркотиков, для того чтобы национальная наркополитика, являющаяся частью всеобъемлющего, комплексного и сбалансированного подхода, обеспечивала полное уважение всех прав человека и основных свобод и защиту здоровья, безопасности и благополучия отдельных лиц, семей, уязвимых членов общества, общин и общества в целом, и с этой целью поощрять сотрудничество с УНП ООН, МККН, ВОЗ и другими соответствующими учреждениями системы Организации Объединенных Наций в рамках их соответствующих мандатов. Важность защиты и содействия соблюдению принципов и норм, касающихся прав человека, была в полной мере признана и отражена во всех 17 целях в области устойчивого развития, содержащихся в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятой мировыми лидерами в сентябре 2015 года. 251. Комитет неоднократно подчеркивал важность уважения и защиты прав человека и основных свобод в процессе эффективного осуществления международных договоров о контроле над наркотиками. Комитет по-прежнему подчеркивает, что для успешности и устойчивости мер по контролю над наркотиками они должны соответствовать международным стандартам в области прав человека. 252. Право на здоровье закреплено в статье 25 Всеобщей декларации прав человека в контексте права на надлежащий жизненный уровень. Право на наивысший достижимый уровень здоровья признано в статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Для полного осуществления права на здоровье важно иметь доступ к основным лекарственным средствам. ВОЗ составила перечень лекарственных средств, которые считаются необходимыми для удовлетворения приоритетных потребностей населения в области здравоохранения. Этот перечень включает ряд наркотических средств и психотропных веществ, находящихся под международным контролем. Международные договоры о контроле над наркотиками требуют от государств-участников обеспечивать наличие и рациональное использование контролируемых на международном уровне наркотических средств и психотропных веществ для медицинских целей. С момента своего создания Комитет поощряет национальные и международные меры, направленные на обеспечение наличия достаточного количества контролируемых на международном уровне веществ для использования в медицинских целях без каких-либо необоснованных ограничений. 253. Для полного осуществления права на здоровье важно также, чтобы государства обеспечивали равные возможности, с тем чтобы каждый человек мог иметь наивысший достижимый уровень здоровья, а также право на профилактику и лечение заболеваний. Международные договоры о контроле над наркотиками требуют, чтобы их стороны принимали меры, направленные на предотвращение злоупотребления наркотиками и на раннее выявление, лечение, воспитание, восстановление трудоспособности, возвращение в общество лиц, злоупотребляющих наркотиками, и на наблюдение за ними после окончания ими лечения. Необходимость обеспечения недискриминационного доступа к медицинской помощи, услугам по реабилитации и социальной реинтеграции, в частности для женщин, в том числе в тюрьмах и после тюремного заключения, была подчеркнута в докладе Комитета за 2016 год. Комитет отметил, что важно уделять приоритетное внимание предоставлению легкодоступной медицинской помощи наркозависимым женщинам, включая адресные и основанные на фактических данных мероприятия. Наркозависимые женщины часто подвергаются стигматизации, что мешает им обращаться за услугами, в которых они нуждаются, и/или получать доступ к таким услугам. Комитет также обсуждал вопрос о необходимости эффективных профилактических мер в своих ежегодных докладах за 1997 и 2009 годы, тематические главы которых были посвящены предупреждению злоупотребления наркотиками в условиях пропаганды запрещенных наркотиков и проблемам первичной профилактики злоупотребления наркотиками. В ежегодном докладе за 2013 год обсуждался вопрос о том, как наркомания может оказывать несоразмерное воздействие на конкретные группы населения, например на женщин, группы населения с низкими доходами и детей. Комитет подчеркивает важность защиты прав психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи в соответствии с резолюцией 46/119 Генеральной Ассамблеи 1991 года и Конвенцией о правах инвалидов. Комитет также обращает особое внимание на необходимость защиты детей от злоупотребления наркотиками и предотвращения использования детей для целей незаконного производства и оборота запрещенных веществ в соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка, в частности ее статьи 33. 254. Комитет подчеркивает необходимость защищать права лиц, подозреваемых в совершении преступлений, связанных с наркотиками, и потребителей наркотиков на всех стадиях уголовного судопроизводства. Важными элементами эффективной системы уголовного правосудия являются запрещение произвольного ареста и задержания, пыток и других форм жестокого обращения, право на жизнь, запрет на дискриминацию, презумпция невиновности и право на справедливое судебное разбирательство, как это предусмотрено в международных документах по правам человека. Нарушения этих принципов подрывают верховенство права и противоречат целям международных договоров о контроле над наркотиками. Международные договоры о контроле над наркотиками Политическая декларация, принятая Генеральной Ассамблеей на ее двадцатой специальной сессии, а также Политическая декларация и План действий по международному сотрудничеству в целях разработки комплексной и сбалансированной стратегии борьбы со всемирной проблемой наркотиков призывают применять сбалансированный подход, соблюдать принцип соразмерности и уважать права человека. 255. Согласно международным договорам о контроле над наркотиками государства должны придерживаться принципа соразмерности при принятии ответных мер в связи с преступлениями, связанными с наркотиками, и при обращении с подозреваемыми в совершении таких преступлений. Обязательство согласно международным конвенциям о контроле над наркотиками признавать определенные виды поведения уголовно наказуемыми и обеспечивать, чтобы за серьезные преступления было предусмотрено соответствующее наказание, подлежит выполнению с учетом конституционных положений соответствующих государств и принципа соразмерности. В то время как за тяжкие преступления может предусматриваться наказание в виде тюремного заключения, других видов лишения свободы, штрафных санкций или конфискации для наказания, за преступления меньшей тяжести такие карательные санкции не обязательны. В соответствующих случаях, связанных с малозначительными правонарушениями, государствам предлагается предусматривать альтернативные меры, такие как перевоспитание, реабилитация или социальная ре-инте -рация, в частности для лиц, страдающих наркотической зависимостью. 236. Внесудебные меры борьбы с преступлениями, связанными с наркотиками, находятся в явном противоречии с международными конвенциями о контроле над наркотиками, которые требуют реагировать на преступления, связанные с наркотиками, посредством официальных мер уголовного правосудия, а также противоречат Всеобщей декларации прав человека и Международному пакту о гражданских и политических правах, которые требуют соблюдения международно признанных стандартов надлежащего судопроизводства. 257. Хотя определение санкций является прерогативой государств, Комитет продолжает призывать все государства, сохраняющие смертную казнь за преступления, связанные с наркотиками, заменить смертную казнь по уже вынесенным приговорам менее суровым наказанием и рассмотреть вопрос об отмене смертной казни за преступления, связанные с наркотиками, с учетом соответствующих международных конвенций и протоколов, а также резолюций Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального Совета и других органов Организации Объединенных Наций на тему смертной казни. 258. Государства-участники добились различного прогресса в принятии директивных мер в области контроля над наркотиками, соответствующих международным нормам в области прав человека. Комитет будет и впредь подчеркивать важность уважения прав человека и основных свобод при осуществлении международных конвенций о контроле над наркотиками и предлагает всем государствам воспользоваться возможностью, предоставляемой вышеупомянутыми годовщинами, чтобы проанализировать этот важный вопрос и принять соответствующие меры. 2. Риск длительного применения опиоидов и потребление опиоидных анальгетиков 259. Руководствуясь своим мандатом. Комитет обращает внимание государств-участников на важность обеспечения наличия наркотических средств, находящихся под международным контролем, для их использования в медицинских целях и отмечает значительные расхождения в уровнях их наличия в разных частях мира. Комитет призывает страны обеспечить надлежащий доступ к опиоидным анальгетикам в странах с низкими уровнями их потребления. Комитет продолжает настаивать на важности обеспечения рационального медицинского применения опиоидных анальгетиков. Тем не менее, хотя необходимо обеспечивать наличие адекватного количества контролируемых наркотических средств для использования в медицинских и научных целях, государствам-участникам по-прежнему крайне важно обеспечивать рациональное назначение и принятие мер по предотвращению утечки таких средств и риска злоупотребления ими. 260. Общемировое потребление опиоидных анальгетиков в последние десятилетия возрастало. В частности, потребление фентанила за период 2000—2010 годов существенно увеличилось, после чего начало колебаться на весьма высоких уровнях. В стране, являющейся самым крупным потребителем, — Соединенных Штатах — с 2013 года наблюдалось снижение уровня их потребления, вызванное ужесточением критериев назначения таких препаратов. Аналогичная динамика отмечалась и по другим опиоидным анальгетикам, таким как гидрокодон, гид-роморфон, морфин и оксикодон. В Канаде, Австралии и Бельгии наблюдались схожие тенденции в потреблении фентанила, хотя и на более низких уровнях. В ряде других стран, например в Германии, Испании и Италии, не зафиксировано такого уровня потребления опиоидных анальгетиков и некоторых его последствий (например, случаев смерти от передозировки), и потребление фентанила в этих странах возрастало постепенно. 261. Наблюдаемый с 2000 года активный рост потребления опиоидных анальгетиков, особенно в странах с высоким уровнем дохода, по-видимому, связан не столько с пропорциональным ростом заболеваемости раком, сколько с активизацией назначения сильнодействующих опиоидных анальгетиков для лечения хронических болей неонкологического происхождения. На такое развитие событий повлиял целый ряд факторов, в том числе социально-экономические проблемы, из-за которых некоторые группы населения оказались в более уязвимом положении, чем другие. К числу предполагаемых причин столь активного назначения опиоидных анальгетиков и последующего злоупотребления ими относится чрезмерно частое назначение препаратов медицинскими специалистами и агрессивная маркетинговая политика фармацевтических компаний в сочетании с целенаправленными программами обучения медицинских работников, которые проводят эти же компании, обеспечивающие различные стимулы для назначения таких препаратов. Эти причины рассматриваются в качестве двух самых значимых факторов роста масштабов назначения опиоидных анальгетиков. 262. Еще одним фактором, способствующим более активному прописыванию опиоидных анальгетиков, является использование весьма ограниченных результатов ряда исследований по стационарному лечению онкологических пациентов, согласно которым применение сильнодействующих опиоидов не связано с высоким риском формирования зависимости. Эти выводы часто цитировались в научных журналах и использовались для обоснования широких масштабов назначения сильнодействующих опиоидов пациентам, страдающим хроническими болями неонкологического происхождения. 263. С другой стороны, в одном из более поздних исследований, которое было проведено центрами санитарно-эпидемиологического контроля и профилактики заболеваний Соединенных Штатов и было посвящено анализу характеристик случаев первоначального назначения опиоидов и оценке вероятности их длительного применения в стране в период 2006—2015 годов, был сделан противоположный вывод, согласно которому пациенты, которым для лечения неонкологических болей назначаются опиоидные болеутоляющие средства, сталкиваются с высокой вероятностью формирования опиоидной зависимости. 264. После ужесточения властями Соединенных Штатов правил назначения опиоидов многие пациенты, регулярно принимавшие рецептурные опиоиды, стали испытывать трудности с их получением и перешли на употребление незаконно приобретаемых рецептурных опиоидов или героина, который во многих случаях смешивался с фентанилом и аналогами фента-нила для воспроизведения сильного действия применявшихся ранее синтетических опиоидов. Использование смеси героина с более сильнодействующими синтетическими опиоидами привело к резкому росту числа смертей от передозировки, поскольку потребители такой смеси не осведомлены о фальсификации героина или не осознают риска, связанного с употреблением даже крайне малых доз сильнодействующих опиоидов. 265. Кризис, связанный с передозировкой опиоидов, был самым заметным и наиболее широко освещался в Соединенных Штатах; при этом он также проявился в Канаде, Австралии и в меньшей степени — в Соединенном Королевстве и ряде других европейских стран. В Соединенных Штатах смертность в результате передозировки опиатов достигла самого высокого уровня за всю историю. За период 1999—2014 годов число смертей от передозировки выросло почти в три раза. В 2014 году из 47 055 случаев смерти от передозировки 61 процент был связан с употреблением опиоидов. По данным Национального центра статистики здравоохранения центров санитарно-эпидемиологического контроля и профилактики заболеваний, в 2016 году в Соединенных Штатах от передозировки наркотиков умерло почти 64 тыс. человек. В 2013—2014 годах показатели смертности, связанной с употреблением наиболее часто назначаемых (природных или полусинтетических) опиоидов, продолжали незначительно возрастать. Однако столь быстрый рост смертности от передозировки, как представляется, был связан с употреблением героина и различных синтетических опиоидов, кроме метадона. За период 2014—2015 годов смертность от употребления фентанила и других синтети ческих опиоидов, кроме метадона, выросла на 72 2 процента, а от употребления героина — на 20,6 процента. 266. В Канаде в 2006—2011 годах масштабы отпуска препаратов с высоким содержанием опиоидов, таких как морфин, оксикодон и фентанил, увеличились на 23 процента. Как показал Обзор потребления табачной и алкогольной продукции и наркотических средств за 2013 год, проведенный Министерством здравоохранения Канады, в предшествующие 12 месяцев почти каждый шестой канадец старше 14 лат употреблял опиоиды. За период 2009—2014 годов в Канаде было зафиксировано не менее 655 смертей, основной или побочной причиной которых стало употребление фентанила, и не менее 1 019 смертей, когда в результате посмертного токсикологического обследования обнаруживалось наличие фентанила. 267. В докладе, опубликованном в Австралии в рамках национального проекта по расчету показателей незаконного употребления наркотиков, сообщалось о том, что в 2013 году среди лиц в возрасте 15—54 лет было зафиксировано 597 случаев смерти в результате случайной передозировки опиоидов по сравнению с 564 случаями, зафиксированными в 2012 году, и 668 случаев смерти во всех возрастных группах за 2013 год по сравнению с 639 случаями в 2012 году. В 2013 году 32 процента случайных смертей среди австралийцев 15—54 лет, вызванных употреблением опиоидов, были связаны с героинок а остальные случаи — с приемом опиоидов, отпускаемых по рецепту. 268. ЕЦМНН сообщил о том, что за период 2009—2016 годов было выявлено 25 новых синтетических опиоидов, а за период 2012—2016 годов — 18 новых фентанилов. В европейском отчете о наркЬ-тических средствах за 2017 год сообщается, что з 2015 году в Европе, по оценочным данным, зарегистрирован 8 441 случай смерти от передозировки, связанной прежде всего с употреблением героина и других опиоидов; это на 6 процентов больше, чем в 2014 году (тогда, согласно оценкам, было зафиксировано 7 950 смертей). Рост показателей был отмечен почти во всех возрастных группах. В Соединенном Королевстве насчитывается 2 655 таких смертей (31 процент случаев); второе место с большим отрывом занимает Германия (15 процентов случаев). 269. Рост масштабов злоупотребления рецептурными опиоидами с последующим ростом числа смертей от передозировки до настоящего времени наблюдался лишь в отдельных странах. При этом всем правительствам, стремящимся обеспечивать наличие контролируемых веществ для медицинских и научных целей, следует осознавать риски, с которыми сопряжено злоупотребление назначаемыми наркотическими средствами. Некоторые правительства уже приняли меры, и Комитету хотелось бы обратить внимание всех правительств на этот аспект. 270. В ряде стран существуют требования, согласно которым назначение контролируемых веществ должно осуществляться квалифицированным врачебным и медицинским персоналом на основе рационального подхода к назначению, как это указано в публикации ВОЗ «Руководство по надлежащему назначению лекарственных средств: Практическое пособие», в котором рекомендуется выписывать пациентам лекарства, исходя из их клинических потребностей и конкретной цели лечения, в дозах, соответствующих их и вдивиду-альным требованиям, наряду с информированием, инструктированием и предупреждением пациентов, на адекватный период времени, в течение которого процесс лечения контролируется и в конечном счете завершается с наименьшими затратами для них и д\я их сообщества. Кроме того, при назначении контролируемых веществ, которые могут представлять опасность как способные привести к формированию зависимости, медицинским работникам следует проводить беседу с пациентом для оценки риска возникновения зависимости и выявления сопутствующих нарушений здоровья, которые могут повысить риск развития у лица расстройств, связанных с потреблением наркотиков. 271. Для пациентов, страдающих хроническими болями неонкологического характера, национальными органами здравоохранения некоторых стран разработаны руководящие принципы, в которых рекомендуются альтернативы применению опиоидных анальгетиков. 272. Правительственные учреждения некоторых стран, отвечающие за безопасное применение контролируемых веществ, внедрили механизмы контроля, цель которых — сократить и полностью исключить ненадлежащее применение рецептурных препаратов. К числу таких механизмов относятся программы мониторинга электронных или цифровых рецептов для обеспечения того, чтобы пациенту отпускалось только прописанное количество лекарственного препарата. 273. В различных странах регулярно принимались меры по обеспечению возврата рецептурных препаратов, направленные на то, чтобы лекарства с истекшим сроком годности и/или неиспользованные лекарства возвращались, надлежащим образом утилизировались и не использовались ненадлежащим образом. 274. В некоторых странах медицинские работники обязаны проходить надлежащую независимую и беспристрастную подготовку по теме применения лекарств, включая способы недопущения побочных рисков формирования зависимости и меры по снижению таких рисков. Кроме того, национальные органы здравоохранения проводят кампании по повышению осведомленности населения о риске формирования зависимости и о надлежащем применении лекарственных средств. 275. В ряде стран был расширен спектр услуг по лечению расстройств на почве употребления опиои-дов; при этом обеспечивается наличие и доступность для пациентов опиоидной заместительной терапии (такой, как фармакотерапия с применением метадона и бупренорфина) и принимаются меры к тому, чтобы службы оперативного реагирования в районах, где отмечается злоупотребление опиоидами, имели доступ к медикаментам, позволяющим нейтрализовать последствия передозировки (например, налоксон). 276. Некоторые компании продвигают лекарственные препараты с пониженным риском злоупотребления в качестве средства решения проблемы злоупотребления рецептурными препаратами, несмотря на фактическое отсутствие доказательств их эффективности в сокращении риска злоупотребления. Необходимо провести дополнительные исследования с целью изыскать эффективные технологические решения для борьбы с проблемой злоупотребления фармацевтическими препаратами, содержащими опиоиды, поскольку такие решения, по всей видимости, пока не найдены. 277. Комитет обращается к правительствам с призывом принимать, когда это целесообразно с учетом ситуации в их странах, некоторые из мер, упомянутых в настоящем разделе, и совместно с работниками системы здравоохранения, фармацевтами, производителями и дистрибьюторами фармацевтической продукции, терапевтами, ассоциациями по защите прав потребителей и правоохранительными органами проводить просветительские кампании для разъяснения рисков, связанных с лекарственными средствами, отпускаемыми по рецепту, со злоупотреблением такими средствами и их потенциалом по формированию зависимости, особенно с рецептурными лекарствами, в которых содержатся наркотические средства и психотропные вещества, находящиеся под международным контролем.
Авторы:
Издание:
Наркология
Год издания: 2018
Объем: 22с.
Дополнительная информация: 2018.-N 5.-С.9-30. Библ. 0 назв.
Просмотров: 34