Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Моделирование игровой зависимости у крыс в ситуации выбора силы и вероятности пищевого подкрепления в лабиринте


Аннотация:

Целью работы была апробация метода обучения в ситуации выбора силы и вероятности пищевого подкрепления в лабиринте (видоизмененный Iowa-mecm) при интраназальном введении грелина и антагониста его рецепторов [D-Lys]-GHRP-6 (20 мкг в 20 мкл) у крыс. Крыс в течение трех недель обучали побежкам в лабиринте с тремя рукавами и стартовым отсеком С-образной формы). В конце каждого рукава лабиринта автоматически подавалась кормушка. В рукаве 1 подкрепляли каждую побежку к кормушке 1 семечкой (режим fixed ratio 1 — FR1), в рукаве 2 — каждую вторую побежку, но 2 семечками (FR2), в рукаве 3 — каждую третью побежку, но 3 семечками (FR3). Из 44 крыс обучились 21. Критерием обучения было выполнение не менее 15 правильных ответов (побежек) за 10-минутный период сессии. Продолжительность обучения составила 3 недели. После достижения критерия обучения и стабилизации рефлекса в течение 4 х последовательных дней, животным однократно интранаэально вводили 0,9% NaCl раствор 20 мкл (1-я группа, контроль), грелин (20 мкг/20 мкл/крысу, 2-я группа) или антагонист рецепторов грелина [D-Lys]-GHRP-6 (20 мкг/20 мкл/крысу, 3-я группа). Оба исследованных фармакологических агента (грелин и [D-Lys]-GHRP-6) проявили активность, но разнонаправленную. Грелин увеличивал число заходов в 3-й рукав (FR3) на 17% (р<0,05), а [D-Lys]-GHRP-6 увеличивал число заходов в 1-й рукав (FR1) на 13% (р<0,05). Следовательно, грелин повышает число побежек в рукав с низкой вероятностью, но большей величиной подкрепления (тройное подкрепление), в то время как [DLys]-GHRP-6 увеличивает число побежек в рукав с высокой (100%) вероятностью, но меньшей величиной подкрепления (одинарное подкрепление). В условно-рефлекторном пищевом поведении значимы не только вероятностные характеристики, которые исследователи химических видов зависимости выделяют как основные и определяющие, но и мотивационные параметры (сила подкрепления). В нашем случае, вероятность в 33% при тройном количестве подкрепляющего агента (вознаграждения) при введении грелина достоверно повышалась, что может рассматриваться как элемент игровой зависимости, или азарта. Выбор величины и вероятности подкрепления являются основой формирования стратегий целенаправленного поведения. Вероятностное подкрепление при различной значимости подкрепления может применяться для оценки особенностей обучения в инструментальных методах при моделировании игровой зависимости у грызунов. В этой ситуации важно не только получить данные по вероятностному обучению, но и правильно их оценить с точки зрения применимости к нехимическим видам зависимости, ведь подкрепляющим фактором в инструментальных методах обучения в данном случае является пища (обычно семечки или пищевые шарики из каши). Второй аспект предполагает оценку и перенос акцентов с ситуации обучения (пусть существенно затрудненного) на элементы зависимости, что не всегда может выглядеть достаточно убедительным. Поэтому мы в своей работе апробировали метод обучения с пищевым подкреплением в лабиринте с оценкой не только вероятности пищевого подкрепления, но и значимости (мотивационной силы) подкрепления, которая для голодного животного определяется именно количеством потребляемой пищи. Таким образом, само обучение с вероятностными характеристиками подкрепления и учетом силы подкрепления может достаточно правомерно рассматриваться в качестве основы игровой зависимости. Для анализа этой зависимости использовали грелин, имеющий прямое отношение к пищевому поведению и зависимости, и антагонист его рецепторов которые вводили уже после обучения для выявления их действия на воспроизведение (экспрессию) выработанного навыка в лабиринте. Известно, что для формирования игровой зависимости, как и химических форм зависимости (алкогольная, опиоидная, амфетаминовая) играют системы дофамина, серототонина и ряда нейропептидов головного мозга. В данной работе мы специально выделили систему грелина как объект изучения и участия в игровой зависимости. Грелин в организме представлен тремя формами: ацелированный грелин (составляет приблизительно 10% всего пула пептидов грелина, синтезируется в желудке и кишечнике), дезацилированный грелин (90%) и обестатин (3%). Грелин связывается с двумя типами специфических рецепторов (GHR1 и GHR2) на периферии и в центральной нервной системе, при этом центральные эффекты обусловлены, в основном, связыванием с GHR1 рецепторами грелина. Дезацил-грелин часто рассматривают как транспортную форму грелина, хотя он способен проникать через гемато-энцефалический барьер и связываться с рецепторами и грелина, и других пептидов, например, кортиколиберина и нейропептида Y. Грелин участвует в регуляции аппетита и активирует механизмы подкрепления. Целью настоящей работы была апробация метода обучения в ситуации выбора силы и вероятности пищевого подкрепления в лабиринте при интрана-зальном введении грелина и антагониста его рецепторов [D-Lys3]-GHRP-6 у крыс. Опыты выполнены на 44 крысах самцах Вистар массой 200—250 г. Животных содержали в стандартных пластмассовых клетках в условиях специальной диеты, 70% от рациона, в середине каждой недели в течение суток давали 100% рациона. В виварии использовали инвертированный свет 8.00—20.00 при температуре 22 ± 2°С. Крыс в течение трех недель обучали побежкам в лабиринте с тремя рукавами и стартовым отсеком (Ч'-образной формы). В конце каждого рукана лабиринта автоматически подавалась кормушка. В кормушке 1 подавали 1 семечку в режиме FR1 (fixed ratio 1, то есть каждая побежка в рукав 1 лабиринта подкреплялась пищей), в кормушке 2 — 2 семечки в режиме F R2 (то есть, каждая вторая побежка в рукаве 2 подкреплялась пищей), в кормушке 3 — 3 семечки в режиме FR3 (то есть, каждая третья побежка в рукаве 3 подкреплялась пищей). Животное каждый день помещали на стартовую площадку и тестировали побежки в течение 10 мин без подачи каких-либо световых или звуковых сигналов. Размер стартовой площадки составлял 35 X 50 X 35 см, размер каждого рукава — 50 X 15 X 35 см. Из всех взятых в опьгг 44 крыс обучились 27, остальные животные были исключены из данного опыта (как правило, в конце 1-й недели обучения). Критерием обучения было выполнение не менее 15 правильных ответов (побежек) за 10-минутный период сессии. При этом животные могли выполнять от 15 до 50 правильных ответов. Продолжительность обучения составила 3 недели. После периода обучения и достижения критерия обучения в течение 4-х последовательных дней стабилизировали условный пищевой рефлекс. При этом каждый день после обучения интра-назально всем животным вводили 0,9% NaCl раствор 20 мкл (по 10 мкл в каждую ноздрю) с целью адаптации к интраназальному введению веществ и хэндлингу, и регистри(ювали число заходов в рукава лабиринта. В дальнейшем всех обученных животных делили на 3 группы по 9 крыс в каждой. 1-й группе животных после периода обучения и стабилизации навыка интра назально однократно вводили физиологический раствор (контроль), 2-й группе — грелин (20 мкг/20 мкл/крыса, по 10 мкл в каждую ноздрю) и 3-й группе — антагонист рецепторов грелина [D-Lys3]-GHRP-6 (20 мкг/20 мкл/ крыса), препараты фирмы Tocris, Великобритания. Через 7—10 мин после введения веществ крыс тестировали в лабиринте в течение 10 минут. Полученные результаты обрабатывали методом однофакторного дисперсионного анализа с повторными измерениями (ANOVA), а также применяли критерии попарных сравнений групп Стьюдента—Ньюмена—Кейлса и Данна. Результаты исследования и их обсуждение После трех недель обучения животные, как правило, не проявляли ориентировочно-исследовательского поведения в стартовом отсеке лабиринта, при этом наблюдали целенаправленные побежки в рукава лабиринта, до 50 пробежек к кормушкам за опыт. Исследование стабилизации условного пищевого рефлекса в лабиринте показали, что после интраназального введения 0,9% NaCl процент числа заходов в рукава оставался на одном уровне в течение 4-х последовательных дней, то есть рефлекс нахождения пищи стабилизировался на одном уровне. Стабилизированный уровень выработанного навыка являлся исходной основой для оценки действия грелина и его антагониста. Оба исследованных фармакологических агента (грелин и антагонист его рецепторов [D-Lys3]-GHRP-6) проявили активность, но разнонаправленную. После введения грелина наблюдали увеличение числа заходов в 3-й рукав (FR3, подкреплялся каждый третий заход в рукав) на 17% с 31,1 ± 1,5 до 36,6 ± 2,5 заходов (р<0,05), а после введения антагониста его рецепторов [D-Lys3]-GHRP-6 — увеличение числа заходов в 1-й рукав (FR1, подкреплялся каждый заход в рукав) на 13% с 33,8 ± 1,1 до 38,1 ± 1,8 (р<0,05). Следовательно, в работе показано, что введение грелина повышает число побежек в рукав с низкой вероятностью, но большей величиной подкрепления (тройное подкрепление), в то время как введение [D-Lys3]-GHRP-6 увеличивает число побежек в рукав с высокой (100%) вероятностью, но меньшей величиной подкрепления (одинарное подкрепление). Из этого следует, что в условнорефлекторном пищевом поведении значимы не только вероятностные характеристики, которые исследователи химических видов зависимости выделяют как основные и определяющие, но и мотивационные параметры (сила подкрепления). В нашем случае, вероятность в 33% (1/3) при тройном количестве подкрепляющего агента (вознаграждения) при введении грелина достоверно повышалась, что может рассматриваться как элемент игровой зависимости, или азарта. Более того, антагонист рецепторов грелина снижал этот показатель в сравнении с группой грелина, хотя в сравнении с контрольной группой была отмечена только тенденция к снижению. Напротив, при высокой (100%-ной) вероятности подкрепления грелин не менял числа заходов в подкрепляемый рукав, а его антагонист достоверно повышал этот показатель, что еще раз подчеркивает значение самого грелина как исключительно орексигенного фактора. Это подкрепляется сравнением результатов между режимами FR1 и FR3 в группе крыс, получавших антагонист грелина, когда в режиме FR1 регистрировали на 25% больше правильных ответов, чем в режиме FR3, то есть для крыс более важным было само подкрепление, а не его вероятность. Следовательно, в наших опытах показано, что для воспроизведения элементов игрового поведения в модели с пищевым подкреплением важно не только вероятностные характеристики, но и сила подкрепляющего агента. Последняя, по-видимому, более точно определяет характеристику «азартности» в данной модели. Таким образом, мы адаптировали IOWA тест с вероятностным подкреплением при различной значимости (силе) подкрепления для оценки элементов игровой зависимости у грызунов. Изначально этот тест рассматривался для изучения игрового поведения крыс с фармакологическим анализом участия дофаминергической системы мозга в этих процессах. Метод IOWA предполагает использование хинина в качестве отрицательного подкрепления и сахарозы — в качестве положительного подкрепления. Предложенный нами метод пищедобывательного поведения в 3-лучевом лабиринте не уступает тесту IOWA по чувствительности и более физиологичен для грызунов, так как в качестве отрицательного подкрепления выступает отсутствие подачи пищи, а не аверсивные стимулы. Кроме того, применение элементов естественного питания, а не сахарозы позволяет проводить длительные эксперименты в условиях пищевой депривации для оценки динамики формирования игровой зависимости и тестирования различных фармакологических препаратов, как имеющих прямое отношение к пищевому поведению в целом (например, агонисты и антагонисты дофамина, серотонина, грелина, орексина и т. п.), так и влияющих на компоненты мотивационного поведения через неспецифические механизмы активации по типу arousal (судорожные в субтерапевтических дозах, психомоторные стимуляторы) или, напротив, подавления (седативные, нейролептики).

Авторы:

Лебедев А.А.
Якушина Н.Д.
Грамота К.Е.
Тиссен И.Ю.
Бычков Е.Р.
Шабанов П.Д.

Издание: Наркология
Год издания: 2018
Объем: 5с.
Дополнительная информация: 2018.-N 5.-С.31-35. Библ. 13 назв.
Просмотров: 63

Рубрики
Ключевые слова
wistar
аверсивный
автоматический
агенты
агонист
адаптации
адаптация
азартный
активация
активирующие
активность
акцентуация
алкоголь
амфетамин
анализ
антагонисты
аппетит
апробация
аспекты
барьер
болезнь
болеющие
большая
введен
великобритания
вероятности
вероятностное
вещество
видовая
вистар
влияющие
вознаграждение
воспроизведение
время
второй
выбор
выполнение
высокий
выявление
гематоэнцефалический
голова
голод
грелин
групп
грызунов
дальний
данные
данных
двумя
девиво
дезацилгрелина
действие
депривация
диета
динамика
дисперсия
длительная
достижение
дофамин
дофаминергическая
другого
естественная
желудка
животного
животные
животным
животных
зависимости
затрудненное
звуковая
значению
значимости
зрения
игровая
измерение
изучение
инвертированной
инструментальная
интраназальное
иска
исключительные
использование
исследование
исследования
исследователя
исход
качества
каши
кишечник
клетка
ключ
количество
компонент
контроль
контрольные
кортиколиберин
коры
критерии
крыса
крысы
лабиринт
лабиринтовое
лабораторные
линии
массой
материал
метод
механизм
минута
модели
моделирование
мозга
мотив
мотивационная
навыкам
назальный
наркология
наркопсихотерапия
настоящие
нейролептики
нейропептид
нервная
неспецифическая
низкие
ноздри
образ
обучение
обучения
объект
одного
однократное
опиоидная
опыт
организм
орексина
орексия
ориентировочный
основа
основной
особенности
ответ
отношение
отрицательное
отсутствие
оценка
параметр
пептид
перенос
период
питание
пища
пищевая
пищевое
пищевой
пищедобывательное
пищей
пищи
пластмассовые
площадь
поведение
повторная
подавление
подачи
подкрепление
подкрепляющий
поза
показатели
пола
положительные
после
послед
правила
правильная
право
препараты
применение
продолжительности
процесс
проявления
прямая
психомоторная
пула
работа
различный
размер
разнонаправленные
раствор
рацион
регистр
регуляции
режим
результата
рефлекс
рефлексы
рецептор
ряда
самцов
сахароза
свет
световая
связей
связывание
седативные
семей
середина
серое
серотонина
сессии
сигнал
сила
силлард
синтез
систем
ситуации
след
следовой
слова
случаев
снижение
состав
специального
специфическая
способ
сравнение
стабилизация
стабилизир
стандартные
старт
стимулы
стимулятор
стратегия
судорожная
суток
температура
тест
тестирование
тестирования
тестовые
течения
типами
типу
точка
точная
транспортные
трети
третья
тройной
увеличение
уровень
уровни
условия
условнорефлекторный
условные
участие
участники
учет
фактор
фармакологическая
физиологическая
физиологически
фирма
форм
формирование
формы
характеристика
химические
хинин
хэндлинг
целом
целью
целях
центральная
часы
число
чувствительность
шара
эксперимент
экспериментальные
экспрессия
элементы
эффект
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 3.23.92.64)
Яндекс.Метрика