Дальневосточный государственный медицинский университет Поиск | Личный кабинет | Авторизация
Поиск статьи по названию
Поиск книги по названию
Каталог рубрик
в коллекциюДобавить в коллекцию

Нейропсихологический профиль высших психических функций в период ранней и средней взрослости: адаптационный потенциал и профессиональная надежность


Аннотация:

Изложены результаты нейропсихологического исследования, направленного на изучение возрастных изменений высших психических функций у взрослых испытуемых группы условной нормы. Была проведена оценка функций внимания (таблицы Шульте, корректурная проба Бурдона), гнозиса (узнавание фигур Поппельрейтера, пробы Хэда, копирование рисунка с поворотом на 180°, перенос позы, чувство Ферстера, воспроизведение ритмов) и памяти (запоминание двухзначных чисел, запоминание двух смысловых рядов, тест «5 фигур»). В исследовании приняли участие 100 мужчин в возрасте от 22 до 37 лет. Было обнаружено, что испытуемые средней взрослости обнаруживают снижение тактильного гнозиса, а также — показателей зрительной и слухо-речевой памяти. Введение: В настоящее время одной из актуальных проблем современного общества является оказание качественной медико-социальной помощи населению старших возрастных групп. Большое значение приобретает повышение уровня адаптационных возможностей, сохранение уровня здоровья пожилых, улучшение качества их жизни и продление профессионального долголетия. В связи с разрабатываемым правительством России проектом «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года» необходим поиск наиболее оптимального решения вопросов диагностики и профилактики психических расстройств в пожилом возрасте. Статистические данные ООН позволяют говорить о стремительном росте числа пожилых граждан. В 1950 г. в мире было 214 млн людей старше 60 лет; согласно прогнозам, к 2025 г. ожидается 1100 млн чел. Численность пожилых людей за это время возрастет в 5 раз, тогда как население планеты увеличится лишь в 3 раза. Пожилые люди находятся в группе риска по возникновению психических расстройств и неврологических заболеваний. Порядка 15% взрослых в возрасте 60 лет и старше страдают психическими нарушениями. Вследствие заболеваний головного мозга, развиваются когнитивные расстройства, которые негативно влияют на возможности бытовой, социальной и профессиональной адаптации. В первую очередь, пожилые люди предъявляют жалобы на снижение памяти. По данным литературы, повышенную забывчивость отмечают у себя не менее 50% людей старше 50 лет и не менее 75% старше 70 лет. Кроме того, отмечаются трудности концентрации внимания, повышенная утомляемость, снижение способности к сосредоточению. В развитии инволюционного процесса важную роль играют субкортикальные образования, наблюдается снижение уровня активности первого функционального блока мозга. Происходит перераспределение активности полушарий мозга со снижением активности правого полушария. Старение человека — закономерный процесс, который сопровождается характерными изменениями в организме, ведущими к ограничению адаптационных возможностей, которые, однако, при нормальном старении доступны компенсации. То есть, помимо возрастных симптомов ограничения адаптивных возможностей, существуют компенсаторные позитивные феномены регуляции психической активности в изменившихся условиях жизнедеятельности. Можно говорить о том, что когнитивное снижение в старческом возрасте следует рассматривать не как нарушения, ведущие к регрессу, а как особенные возрастные симптомы, доступные преодолению и коррекции, при этом если симптомы когнитивного снижения не выявлены, не назначено своевременное восстановительное обучение, дефект прогрессирует и может приводить к более выраженным нарушениям. Высшие психические функции (ВПФ) у здоровых взрослых людей также подвержены изменениям на разных этапах онтогенеза. С возрастом ухудшаются вербальные функции, опирающиеся на оперативную память и требующие концентрации внимания. В то время как вербальные функции, связанные с общим уровнем знаний, способностью к категориальному обобщению и понимаю значений слов, улучшаются. Снижение перцептивных функций приводит к трудностям обработки поступающей информации. Гетерохронность высших психических функций, разнонаправленность их изменений отчетливо заметны в периоды ранней и средней взрослости. Наблюдаются улучшения зрительного гнозиса и номинативной функции речи, в то время как способность к переработке зрительно-пространственной информации, наоборот, снижается. Отрицательная динамика функционирования практически всех ВПФ отмечается при переходе от средней взрослости к поздней. Не снижаются показатели программирования и контроля произвольных форм деятельности. Окончание периода взрослости характеризуется общим снижением функциональных возможностей мозга. При этом функции второго функционального блока мозга более подвержены инволюционным изменениям, чем функции третьего функционального блока, в большей степени ухудшаются возможности правого полушария. У людей молодого и среднего возраста в последнее время все чаще диагностируются легкие или субъективные когнитивные нарушения (КН). Обычно они сопровождаются жалобами пациентов на снижение концентрации и устойчивость внимания, быструю истощаемость, ухудшение памяти и замедлением скорости мыслительных процессов. Довольно часто у пациентов с КН диагностируются тревожные расстройства, синдром эмоционального выгорания, астения. С течением времени легкие когнитивные нарушения (ЛКН) прогрессируют и могут достигать крайней степени выраженности заболевания — деменции. ЛКН характеризуются наличием субъективных жалоб на снижение памяти и их объективного подтверждения в ходе обследования, которые наблюдаются большую часть времени и затрудняют выполнение сложных видов деятельности. Понятие «высшие психические функции» является центральным в терминологическом аппарате отечественной нейропсихологии. Частым предметом исследования выступают память, внимание и гнозис, что способствует повышению степени разработанности проблемы. Обозначенные ВПФ участвуют в процессе приема и хранения слухоречевой и зрительной информации, осуществляемом, в большей степени, вторым функциональным блоком мозга. Имеющиеся данные, посвященные вопросу функционирования ВПФ у неврологически и психически здоровых испытуемых, характеризуют работу отдельных функций. В настоящем исследовании предпринята попытка изучения возрастных изменений высших психических функций с использованием синдромного анализа. Знания о нейропсихологических коррелятах легких когнитивных нарушений могут быть использованы для разработки программ восстановительного обучения, направленных на повышение способности к обработке зрительной и слухоречевой информации. Вышесказанное обусловило цель проведенного исследования — изучение когнитивных функций, а именно памяти, восприятия и внимания, у взрослых испытуемых группы условной нормы с точки зрения нейропсихологического подхода. Объект и методы исследования Опираясь на возрастную периодизацию Д. Бромлея, были выделены две группы обследуемых: 22—25 лет — ранняя взрослость (46 человек); 26—40 лет — средняя взрослость (54 человека) для выявления возрастных изменений высших психических функций. Общая численность выборки составила 100 мужчин в возрасте от 22 до 37 лет (средний возраст — 26,12±4,14 года). Из выборки исключались лица, в анамнезе которых были черепно-мозговые травмы и иные экзогенные поражения головного мозга, которые могли повлечь за собой изменения в функционировании высших психических функций. Методический аппарат нейропсихологического исследования включал в себя: оценку функции внимания: таблицы Шульте, корректурная проба Бурдона; оценку функции гнозиса: узнавание фигур Поппельрейтера, пробы Хэда, копирование рисунка с поворотом на 180°, перенос позы, чувство Ферстера, воспроизведение ритмов; оценку функции памяти: запоминание двухзначных чисел, запоминание двух смысловых рядов, тест «5 фигур». Результаты, полученные при проведении нейропсихологических проб, были переведены в 6-балльную систему, основанную на критериях оценивания, предложенных Ж.М. Глозман. 6-балльная система оценивания включает в себя значения 0, 0,5, 1, 1,5, 2, 3, каждое из которых соответствует определенному уровню выполнения проб. Статистическая обработка данных проводилась с использованием сравнения независимых выборок по критерию U Mann-Whitney, дискриминантного анализа. Критерием статистической достоверности получаемых выводов мы считали общепринятую в психологии величину р<0,05. Анализ данных проводился с помощью статистических пакетов SPSS 17.0, Microsoft Office Excel 2007. Результаты и обсуждение Для анализа внутригрупповых различий между группами испытуемых ранней и средней взрослости был применен критерий Манна-Уитни. Сравнение групп показало наличие значимых различий в выполнении следующих проб: «Пробы Хэда», «Копирование с поворотом», «Перенос позы», «Запоминание двухзначных чисел» и «Зрительная память». Анализ внутригрупповых различий между группами разных возрастов показал, что лица средней взрослости обнаруживают снижение тактильного гнозиса, а также показателей зрительной и слухоречевой памяти. У обследованных в возрасте от 26 до 40 лет были выявлены такие нейропсихологические симптомы, как фрагментарность и нарушение избирательности восприятия, ошибки восприятия пространственных признаков зрительных стимулов, снижение продуктивности запоминания, повышенная тормозимость следов при гомогенной интерференции, персеверации, а также семантические замены при воспроизведении материала, предъявленного на слух. Обследуемые испытывают трудности при обработке зрительно-про-странственной и слухоречевой информацией. Полученные данные подтверждают результаты ранее проведенных исследований особенностей высших психических функций в ранней и средней взрослости. Результаты диагностического обследования позволяют говорить о склонности к функциональному неблагополучию базально-лобных, «глубинных» и срединных неспецифических структур мозга, а также теменной зоны, теменно-височно-затылочной зоны (зоны ТРО), затылочно-теменных областей мозга. У лиц ранней взрослости не было выявлено снижений функций гнозиса, внимания и памяти. К 20—25 годам головной мозг достигает своего максимального веса и уровня сформированности. После наступления пика развития начинается постепенный спад показателей когнитивных функций. Замедлить процесс старения мозга возможно путем когнитивных тренировок. Повышение умственной активности способствует более интенсивному образованию нервных связей и обогащению крови кислородом, от чего зависит интеллектуальное здоровье человека. Для определения вклада исследуемых переменных при отнесении обследуемых к той или иной возрастной группе был применен дискриминантный анализ. Было выявлено, что наибольшим значением обладают следующие переменные: «Запоминание двухзначных чисел», «Копирование с поворотом», «Перенос позы», «Зрительная память» и «Пробы Хэда». Для оценки выделенных нейропсихологических переменных были построены ROC-кривые. Баланс чувствительности и специфичности достигается при пороговом значении 0,47 (чув.=0,72, спец.=0,70). Вероятность ошибки первого рода, когда нейропсихологические показатели соответствуют другому возрастному периоду, составляет 28%. Вероятность ошибки второго рода, когда нейропсихологические показатели не соответствуют возрастному периоду, составляет 30%. Значение показателя площади под кривой AUC=0,811 говорит о высоком качестве модели, что позволяет сделать вывод о том, что выделенные нами переменные можно оценить как надежные и прогностически значимые показатели оценки возрастной специфики высших психических функций. Таким образом, при анализе нейропсихологических особенностей лиц средней взрослости на первый план выступает снижение зрительно-пространственного восприятия, зрительной и слухоречевой памяти. Построенная модель показала, что используемый в исследовании нейропсихологический методический аппарат является прогностически значимым для оценки возрастной специфики высших психических функций. Заключение В результате проведенного нейропсихологического исследования когнитивных функций (памяти, восприятия и внимания) было обнаружено, что лица средней взрослости обнаруживают снижение тактильного гнозиса, а также — показателей зрительной и слухоречевой памяти. Полученные в нашем исследовании данные и анализ литературы позволяют говорить о том, что снижение высших психических функций, не связанных с приобретением жизненного опыта, начинает происходить не в период инволюционного распада мозга, а уже в период средней взрослости. Результатом гетерохронности ВПФ является снижение той или иной функции, которое может приобретать патологический характер. Так, при функциональной заинтересованности отделов второго функционального блока мозга будет нарушаться процесс приема, переработки и хранения экстероцептивной информации. При затрагивании же неспецифических структур мозга, изменения будут наблюдаться в ней-родинамике работы головного мозга, влекущей за собой снижение уровня бодроствования. Упражнения, направленные на тренировку и улучшение функционирования памяти, внимания и гнозиса, подобранные в соответствии с индивидуальными нейропсихологическими особенностями человека, способствуют не только профилактике патологических изменений мозга, но и развитию ВПФ до уровня «выше средней нормы». Кроме того, тренировки способствуют улучшению качества жизни и сохранению психического здоровья в пожилом возрасте. Наблюдается дефицит таких программ, особенно, отечественного производства, в сравнении с программами коррекции для геронтологических пациентов и детей. Наиболее известными из существующих являются книги «Тренируем мозг», автор Рюта Кавашима, и «Фитнес для ума» Лисса Макса. Следует добавить, что развитие ВПФ на высоком уровне необходимо в ряде профессий. Например, в деятельности водителя ведущими характеристиками, определяющими успешность его действий, предупреждающих транспортное происшествие, являются его оперативные качества. А именно — способность быстро, точно и правильно воспринимать и перерабатывать всю поступающую информацию, своевременно вырабатывать адекватное решение и выполнять необходимые ответные действия. Развитость указанных качеств определяет профессиональную надежность специалистов, чья профессиональная деятельность связана со стрессом и риском. Это связано с тем, что чрезмерное или длительное нервное напряжение приводит к нарушению процессов восприятия, внимания, мышления, памяти.

Авторы:

Проничева М.М.
Котельникова Д.А.
Васильченко А.С.
Кабанова Т.Н.

Издание: Психическое здоровье
Год издания: 2018
Объем: 6с.
Дополнительная информация: 2018.-N 5.-С.56-61. Библ. 12 назв.
Просмотров: 188

Рубрики
Ключевые слова
180
50
excel
авторский
адаптация
адаптивное
адекватность
активность
акты
анализ
анамнез
аппарат
астения
базальная
баланс
блока
бодрость
болеющие
большая
брома
бурая
быстрый
бытовой
бытовые
введен
ведущие
вербальное
вероятности
веса
взрослые
видовая
вкладка
внимание
внутри
водитель
возможности
возникновения
возраст
возрастные
вопрос
восприятие
воспроизведение
восстановительное
временная
время
вследствие
второй
выбор
выборка
вывод
выгорание
выделение
выполнение
высокий
высшая
геронтолог
гетерохрония
гнозис
года
голова
гомогенный
гражданский
групп
данные
действие
деменция
детей
дефект
дефицит
деятельности
диагностика
диагностическая
диагностических
динамика
дискриминантный
длительное
добавки
долголетие
доступ
другому
жалобы
жизнедеятельности
жизненно
жизни
заболевания
забывчивость
заинтересованность
закон
замедление
замены
затылочная
здоровое
здоровье
здоровья
знание
значению
зоны
зрения
зрительная
игровая
избирательная
изменение
изменения
изучение
инволюционная
индивидуального
интеллектуальный
интенсивная
интерференция
информации
иска
использование
использованием
исследование
исследований
кава-кава
категориям
качества
качественный
качество
кислород
ключ
книга
когнитивная
компенсаторный
компенсации
контроль
концентрация
копирование
коррекция
корреляты
коры
крайний
кривая
критерии
критерийФишера
крови
легкая
лет
лисса
литература
лица
лицами
людей
людях
максимальная
манна-уитни
материал
медики
медико-социальная
метод
методические
мирового
модели
мозг
мозга
мозговых
молодой
молодые
мужчин
мышление
надежность
наибольшая
наличия
направленный
напряжение
нарушения
население
настоящие
наступления
неблагополучия
неврологическая
неврология
негативное
независимые
нейродинамика
нейропсихологические
нейропсихология
необходимые
нервная
неспецифическая
нормальная
нормы
областей
обнаружение
обогащения
обработка
образ
образование
обследование
обследования
обучение
общая
общепринятые
общества
общие
объект
объективная
ограничение
ограничения
одного
оказание
окончания
онтогенез
оперативная
определение
определенного
оптимальное
организм
основания
особенности
особый
ответные
отдел
отдельные
отечественные
отрицательное
отчетов
оценка
ошибки
пакет
памяти
память
патологическая
пациент
первая
переменным
перенос
переработка
перераспределение
переход
период
перцептивная
пика
план
планета
площадь
поворот
повышение
повышенная
подход
пожилой
поза
поздние
позитивные
поиск
показатели
поколений
пола
полушарий
полушария
помощи
помощь
понятие
попытка
поражение
пороговые
порядка
после
послед
поступающих
потенциал
правильная
правительство
право
практическая
предмета
предъявления
преодоления
прием
признаки
применения
приобретение
проба
проблема
пробы
проведение
проведения
прогноз
прогностическая
программ
программирование
прогресс
продуктов
проект
производства
произвольная
пространственная
профессии
профессиональная
профилактика
профиль
процесс
психиатрия
психическая
психически
психические
психическое
психология
путем
работа
развитие
развития
различие
разнонаправленные
разработка
раннего
распада
расстройств
расстройства
регресс
регуляции
результата
речи
решение
решения
риск
рисунок
ритмы
родами
роль
россии
росте
ряда
своевременная
связанные
связей
семантический
симптом
синдром
синдромы
систем
склонность
скорость
след
следовой
слова
слово
сложные
слух
слухоречев
смысл
снижение
современная
соответствие
состав
сохранение
социальная
специалистов
специфичность
способ
способности
сравнение
срединное
среднего
средний
старение
старческие
старше
статистические
степени
стимула
стремительный
стрессоры
структур
субкортикальный
субъективный
таблицы
тактильный
теменная
терминология
тест
течения
тория
точка
точная
травма
транспортные
тревожные
трение
тренировка
третья
трудности
узнавание
указ
умственная
упражнения
уровни
условия
условные
устойчивости
утомляемость
участие
участники
факторы
феномен
ферстера
фигуры
форм
фрагмент
функции
функциональная
функционирование
характер
характеристика
характерного
хранение
цель
центральная
часть
часы
человек
черепномозговая
чи
численность
число
чувствительность
чувство
шульте
экзогенные
экстероцептивный
эмоциональный
этап
Ваш уровень доступа: Посетитель (IP-адрес: 18.191.97.229)
Яндекс.Метрика